Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hbar.phys.msu.ru/gorm/fomenko/referat/book-4.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 21:18:48 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Дело в том, что основными работами И.Ньютона, связанными с проблемами хронологии, являются не эти два цитированных выше сочинения, а совсем другие (которые обычно обходятся молчанием либо преподносятся в искаженном свете, как, кстати, и работы Морозова).6 Актуальность и полное значение этих работ Ньютона оказалось возможным оценить лишь сегодня.
Опираясь на естественно-научные идеи, И.Ньютон подверг хронологию древности чрезвычайно сильному преобразованию. Некоторые (очень немногие) события он удревнил. Это относится, например, к легендарному походу аргонавтов. Ньютон пришел к выводу, что этот поход состоялся не в X веке до н.э. (как считали во времена Ньютона), а в XIV веке до н.э. Впрочем, датировка этого события расплывчата и в позднейших исследованиях по хронологии (других авторов).9
Но в целом новая хронология Ньютона существенно короче, традиционной (принятой сегодня). Большинство событий (датируемых ранее Александра Македонского) он передвинул вверх, в сторону омоложения, ближе к нам. Эта ревизия не столь радикальна, как в трудах Морозова, который считал, что древняя хронология является достоверной лишь начиная с IV века н.э. (Ньютон не продвинулся выше рубежа н.э.).10
Что же предлагал Ньютон? В основном он изучил хронологию Древнего Египта и Древней Греции ранее начала н.э.12 (на анализ более "молодых" эпох у него, вероятно, не хватило времени: труд Ньютона был опубликован в последний год его жизни).13
Например, принятая сегодня версия хронологии относит начало правления первого египетского фараона Менеса (Мены) примерно к 3000 г. до н.э.
Ньютон же утверждал, что это событие датируется всего лишь 946 г. до н.э. Сдвиг вверх составляет, следовательно, примерно 2000 лет.14
Если сегодня миф о Тезее датируется XV веком до н.э., то Ньютон утверждает, что эти события имели место около 936 г. до н.э. Следовательно, сдвиг дат вверх составляет примерно 700 лет.15
Если сегодня знаменитая Троянская война датируется примерно 1225 годом
до н.э. [4], то Ньютон утверждает, что это событие произошло в 904 г. до
н.э. Сдвиг дат вверх составляет примерно 330 лет.16
И так далее.
Кратко основные выводы Ньютона формулируются так.
Часть истории Древней Греции поднята им вверх (во времени) в среднем на 300 лет (ближе к нам).17 История Древнего Египта, охватывающая, согласно сегодняшней версии, несколько тьсяч лет (примерно от 3000 г. до н.э. и выше), поднята вверх и спрессована Ньютоном в отрезок времени длиной всего в 330 лет: от 946 г. до н.э. до 617 г. до н.э. Причем некоторые фундаментальные даты древней египетской истории подняты Ньютоном вверх примерно на 1800 лет.18
Современные комментаторы стремятся хотя бы частично обелить Ньютона, "объяснить" его странные заблуждения. Вот пример одного из таких объяснений:
Ньютон подверг ревизии лишь даты примерно ранее 200 г. до н.э.21 Его наблюдения носили разрозненный характер, и обнаружить какую-либо систему в этих (на первый взгляд, хаотических) передатировках он не смог.22 Удивительно, что его отдельные передатировки согласуются с результатами дальнейших исследований Морозова, который, вероятно, не знал о труде Ньютона ввиду его редкости и ввиду того, что эти работы Ньютона были уже практически забыты.23
Морозов поставил вопрос существеннно шире и глубже, распространив критический анализ вплоть до VI века н.э. и обнаружив и здесь необходимость в коренном пересмотре дат. Несмотря на то, что Морозову также не удалось выявить какую-либо систему в хаосе этих передатировок, его исследования находятся на качественно более высоком уровне, чем анализ Ньютона. Морозов был первым ученым, понявшим, что в передатировках нуждаются не только события античной, но и средневековой истории. Тем не менее, Морозов не пошел выше VI века н.э, считая, что здесь принятая сегодня версия хронологии более или менее верна.24
Abrege de Chronologie de M.Le Chevalier Newton, fait par lui-meme, et traduit sur le manuscript Angelois (With observation by M.Freret). Edited by the Abbe Conti, 1725.
Ньютон получил копию книги 11 ноября 1725 г. Он опубликовал письмо в Философских Трудах Королевского Общества (Transactions of the Royal Society, 1725, v.33, p.315), где обвинил аббата Конти в нарушении обещания и в публикации труда помимо воли автора. После появления нападок со стороны Father Souciet в 1726 г. Ньютон сообщил, что им готовится к публикации новая более обширная и подробная книга по древней хронологии.25
Все эти события происходили уже незадолго до смерти Ньютона. Он, к сожалению, не успел опубликовать более подробную книгу, и следы ее утрачены.26 Ньютон скончался в 1727 г., так и не успев завершить свои исследования по древней истории.27
Не боязнью ли необоснованных нападок объясняется эта сложная история публикации "Краткой Хроники"?
Ч и т а т е л ь. Какова была реакция на публикацию книги Ньютона?
А в т о р. В печати (середины XVIII века) появилось довольно много откликов. В основном они принадлежали историкам и филологам, носили резко негативный характер ("заблуждения почетного дилетанта" и проч.). Было, впрочем, опубликовано несколько работ в поддержку мнения Ньютона, но их было немного. Затем волна откликов спала, и книга Ньютона была фактически замолчана и выведена из научного обращения.28 Вот Вы, например, до нашей встречи слышали что-либо об этих работах Ньютона?
Читатель. Нет.
В заключение обратим внимание читателя также еще на одно обстоятельство. В истории Европы и Средиземноморья есть несколько периодов возрождения, названных так потому, что многие достижения древней научной мысли, утерянные, забытые в период "темных веков" открывались заново. Наиболее известна целая эпоха в истории Европы, когда в XIII-XVI веках были переоткрыты многие научные факты и культурные концепции прошлого. Такое дублирование отчетливо прослеживается в астрономии, военно-инженерном деле, архитектуре, литературе и многих других областях. Например, знаменитый греческий огонь, сыгравший столь важную роль в морских битвах античности и забытый на много столетий, был воссоздан лишь в средние века. Помимо классическою Возрождения известен также каролингский Ренессанс (эпоха Карла Великого), во времена которого многие авторы как бы подражали античным образцам, якобы дублируя ранее забытые литературные сюжеты. Подобные явления (их еще называют реставрациями) были и в истории Древнего Египта. Известный востоковед академик Б.А.Тураев отмечал, что саитская культура воспроизводит культуру эпохи пирамид: тексты 3000-летней давности снова входят в употребление, могилы украшают по старинному образцу, возрождаются забытые чины, даже язык (!) и т.д.
Как мы видим, в традиционной хронологии довольно часто встречаются дубликаты
(т.е. "повторы", "возрождения"). Возникает естественный вопрос: они распределены
во времени случайным образом или подчиняются какой-то скрытой закономерности?
Ответ на него и составляет содержание следующих наших лекций.