Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hbar.phys.msu.ru/gorm/fomenko/referat/comment4.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:22:25 2012
Кодировка: Windows-1251
Комментарий

КОММЕНТАРИЙ

1. В цитате А.Т.Фоменко зачем-то опустил последнюю фразу. "Пространство и время считал абсолютными." Эта фраза, безусловно, никак не вредит образу великого ученого - И.Ньютона, но такая цензура со стороны автора реферата, пытающегося всеми средствами удержать читателя от "невосторженного образа мыслей" - весьма показательна.

2. Кроме точных наук, прославивших его имя, И.Ньютон также занимался: теологией, философией, алхимией, возможно астрологией (в юнности иудейская астрология, позже в ее связи с алхимией), историей и хронологией (в основном библейской). Далее А.Т.Фоменко цитирует биографов по поводу первого, подразумевая последнее. Некое представление об увлечениях И.Ньютона дает состав его библиотеки. Из 1752-х книг математике, физике, астрономии посвящено 211 книг, теологии - 477 (!), алхимии - 169, астрологии - 4.

3. Isaak Newton, "Commentary. Observations on Daniel and the Apocalypse of St.John. Opera omnia, v.V. Существует и русский перевод этого произведения - Сэр Исаак Ньютон, Замечания на книгу "Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна". Спб., 1916.

4. Newton, Two Notable Corruptions of Scripture, Opera omnia, ed. Horsley, v.V, p.529.
"Здесь подвергаются критическому анализу латинские переводы текстов из апостольских писаний, где говорится от триединстве бога. Ньютон считает их прямым искажением более ранних текстов, в которых не упоминается о троичности. Ньютон - сторонник идеи единства бога, унитарианец, разделяющий арианскую ересь, отрицающий божественность Христа. Епископ Горслей, который редактировал изданное в 1875 г. собрание сочинений Ньютона, сопроводил его трактат примечанием: "Содержащуюся здесь инсинуацию, будто учение о триединстве не вытекает непосредственно из слов, предписанных обрядом крещения, мы не ожидали бы найти у писателя, не принадлежащего к соционитам." Л.Т.Мор, выпустивший в 1934 г. биографию Ньютона с включением цитат из неопубликованных рукописей ученого, приводит прямые доказательства его отказа от догмата божественности Христа." [48, c.105]
Этими двумя опубликованными работами не исчерпывается богословское наследие И.Ньютона. "В бумагах Ньютона, оставшихся после его смерти, были найдены в очень большом количестве и другие мелкие или неоконченные богословские сочинения, часть которых была напечатана в собрании трудов Ньютона, изданных епископом Горслеем." [С.И.Вавилов, Исаак Ньютон, М., Наука, 1987, c. 194].
"Мор нашел много неизвестных до сих пор рукописей Ньютона, посвященных главным образом догмату троичности и спору Ария с Афанасием на Никейском вселенском соборе. Из этих документов, по словам Мора, явствует, что Ньютон был арианцем, т.е. отрицал божественную природу Христа." [Там же, c. 193].

5.  А.Т.Фоменко, не ссылаясь, продолжает цитирование работы [44, c.40], опустив в цитате одно важное для него слово. Фигье выражал "сожаление по поводу того, что Ньютон тратил время на занятия хронологией и богословием." См. следующее примечание.

6.  Понять с чем здесь несогласен А.Т.Фоменко довольно трудно. Ньютон не занимался богословскими вопросами? Названные книги необычайно актуальны? Биографы Ньютона где-то утверждают, что богословские работы Ньютона исчерпывают все наследие Ньютона кроме физики и математики (можно напомнить также и об увлечении И.Ньютона алхимией)? В принципе хронологические изыскания И.Ньютона действительно тесно связаны с его богословскими занятиями, но не на уровне содержания, а в плане целевой установки - доказать абсолютную достоверность хронологии библейских событий и привязать к ней египетскую и древнегреческую историю. Подробнее см. С.Я.Лурье, "Ньютон - историк древности" и С.И.Вавилов, "Богословские и  исторические работы Ньютона и его религиозные воззрения" в книге С.И.Вавилов, Исаак Ньютон, М., Наука, 1987. Современные биографы И.Ньютона рассматривают в пропорции все стороны многогранной деятельности И.Ньютона. И, к сожалению для А.Т.Фоменко, богословские вопросы занимали мысли Ньютона больше чем исторические. Однако, "так же, как и "Толкования", "Хронология" сохранила сейчас интерес только в связи с личностью их автора." [С.И.Вавилов].

Здесь мы имеем еще один пример недобросовестного цитирования. Используя две страницы из книги М.И.Орленко, "Исаак Ньютон. Биографический очерк", изданной  в трудах Донецкого горного института в 1927 году [44, c.39-40], А.Т.Фоменко демонстрирует "филигранную" работу с текстом. Для начала академик пропускает первую половину Главы IX, в которой речь идет о хронологических произведениях И.Ньютона, переходя сразу к рассказу о его богословских трудах, и на этом основании обвиняет автора книги, в том, что он создает впечатление "что этими богословскими работами и исчерпывается научное наследие Ньютона, посвященное проблеме датировок". Однако чуть позже, видимо когда читатель успевает забыть, что цитировавшийся автор создает у него "не то впечатление", А.Т.Фоменко спокойно для своих целей использует фрагменты, даже иногда не ссылаясь, из  этого пропущенного текста. Ниже приводится обсуждаемый фрагмент целиком, в котором римскими индексами я разметил последовательность такого цитирования короткого текста в стиле салата-оливье.

IX.  "VНьютон занимался также хронологией, которая в то время относилась к математическим наукам, и результатом его работы в этой области явилось два следующих печатных произведения: "Краткая хроника исторических событий, начиная с первых памятных в Европе до покорения Персии Александром Македонским*) и "Правильная хронология древних государств."**)V
    В этих произведениях Ньютон, основываясь на сведениях, дошедших от древних астрономов, проводит ту мысль, что VIлегендарный поход Аргонавтов, воспетый Пиндаром и Аполлонием Родосским, был не в X-м веке, а в XIV-мVI, и, следовательно, нужно изменить даты других событий.
    В упомянутых произведениях по хронологии Ньютон обнаружил широкое знакомство с материалами, относящимися  к избранной им теме, проявил свое умение давать остроумные пояснения, но, как показал Фрере***), пришел к совершенно неправильным выводам.
    IВ последние годы своей жизни Ньютон совершенно забросил исследования в области математики, физики и астрономии, а стал уделять много внимания богословию и написал большое число произведений по этому предмету.IVIIВ то время многие выдающиеся ученые (Лейбниц, Гук, Бойль, Барроу и др.) одновременно с научными исследованиями занимались богословием и вступали в религиозные споры. Таким образом, отклоняясь в сторону богословских вопросов. Ньютон поступал в духе того века.VII
    IIВсе богословские сочинения****) Ньютона представляют собой нерациональную трату времениII, и даже сам Ньютон в одном из писем к Локку называет их мистическими мечтаниями.
    IVФранцузский литератор и естествоиспытатель Луи Фигье (Louis Figuier), выражая*****) сожаление по поводу того, что Ньютон тратил время на занятия хронологией и богословиемIV, говорит между прочим следующее: "еще много тайн природы обнаружил бы Ньютон, если бы всегда свои способности направлял на решение вопросов, в которых не знал себе соперников."
*) Brevis chronica, a prima rerum in Europa gestarum memoria ad Persidem ab Alexandro Magno in potestatem redactam)
**) Chronologia veterum regnorum emendata
***) Николай Фрере [Nicolas Freret, 1688-1749] - известный французский ученый знаток хронологии, истории, географии, философии, мифологии, археологии и истории религий. Составил словарь 13 языков и китайскую грамматику. Оставил огромное число научных трудов, большая часть которых напечатана в Мемуарах Академии [томы VI-XLVII]. Открыто признавал себя атеистом.
****) Например: "Observations upon the Prophecies of Holy Writ; particularly the Prophecies of Daniel and the Apocalypse  of  S.John" т.е.  III"Замечания о пророчествах священного писания, особенно о пророчествах Даниила и Апокалипсисе святого Иоанна". "An historical account of two notable corruptions of Scripture.", т.е. "Историческая записка о двух значительных изменениях текста писания"III и т.д.
*****) "Vie des savants illustres depuis l'antiquite jusqu'au XIX siecle" L.Figuer.

7. The Chronology of Ancient Kingdoms Amended. To which is prefix'd, A Short Chronicle from the First Memory of Things in Europe, to the Conquest of Persia by Alexander the Great. By Sir Isaac Newton. London: Printed for J.Tonson in the Strand, and J.Osborn and T.Longman in Pater-noster Row. 1728. В 1988 книга была переиздана репринтным образом: The Chronology of Ancient Kingdoms, Amended, Sir Isaac Newton, Histories & Mysteries of Man Ltd. Lavender Walk, London SW11 1LA, 1988, printed in the USA. см. также Isaak Newton, "A short chronicle from the first memory of things in europe to the conquest of Persia by Alexander the Great".

8.  Как переиздание книг И.Ньютона по хронологии и публикация современных их исследований  согласуется с тезисом, высказанным выше, что хронологические работы И.Ньютона "обычно обходят молчанием" и "преподносятся в искаженном свете"?

9. Еще одна скрытая цитата из книги М.И.Орленко (см. примечание 6). Вместе с тем, это весьма характерный пример, показывающий "хронологию" каких античных событий рассматривает И.Ньютон и те основания, на которых зиждятся его датировки. В основном это "события", описанные в мифах и легендах. Из этого примера также видно, что у И.Ньютона не было никаких сомнений в точных датах письменной истории, сообщаемых древними  авторами.
"939. The ship Argo is built after the pattern of the long ship in which Danaus came into Greece: and this was the first long ship built by the Greeks. Chiron, who was born in the Golden Age, forms the Constellations for the use of the Argonauts; and places the Solstitial and Equinoctial Points in the fifteenth degrees or middies of the Constellations of Cancer, Chelae, Capricorn, and Aries. Meton in the year of Nabonassar 316, observed the Summer Solstice in the eighth degree of Cancer, and therefore the Solstice had then gone back seven degrees. It goes back one degree in about seventytwo years, and seven degrees in about 504 years. Count these years back from the year of Nabonassar 316, and they will place the Argonautic expedition about 936 years before Christ."
(939.  Построен корабль Арго по образу "длинного корабля" на котором в Грецию приплыл Данай: а это был первый "длинный корабль", построенный в Греции. Хирон, который родился в Золотой Век, формирует созвездия для использования их аргонавтами и помещает точки равноденствий и солнцестояний в 15-е градусы, то есть середины созвездий Рака, Клешней [Скорпиона (современные Весы)], Козерога и Овна. Метон в 316-ом году Набонассара наблюдал летнее солнцестояние в восьмом градусе Рака, и поэтому солнцестояние ушло на 7 градусов. Оно отступает на один градус примерно за семьдесят два года, и на семь градусов за 504 года. Отсчет назад этих лет от 316-го года Набонассара, помещает экспедицию аргонавтов примерно за 936 лет до Христа.)
Isaak Newton, "A short chronicle from the first memory of things in Europe to the conquest of Persia by Alexander the Great". [gorm]

"Длинный корабль" - это действительно тип судна, иногда его называют галерой, но в данном случае не стоит злоупотреблять столь широко распространенным термином, поскольку речь идет о 50-весельном (по 25 весел с каждого борта в один ярус) корабле. Согласно мифологическим источникам, Данай по совету богини Афины использовал эту конструкцию для плавания из Египта в Грецию, посадив на весла своих дочерей, коих у него было ровно 50. Паросская хроника именует этот корабль "пентоксонтерос". "Арго" появился на свет также по рекомендации Афины и есть основания полагать, что на веслах сидело также 50 человек: источники дают поименный состав экипажа в 55 (Аполлоний Родосский) и даже в 67 (Гигин) человек. [Глеб Бараев]

10. И.Ньютон "не продвинулся дальше рубежа" 331 г. до н.э., которым он вполне традиционно датирует падение последнего персидского царя Дария. Этот "рубеж" четко обозначен в названии "Краткой хроники" Ньютона - покорение Персии Александром Македонским. Ньютон "передвигает вверх, в сторону омоложения, ближе к нам" события ровно настолько, чтобы согласовать их с библейской хронологией и уложить их в отрезок времени после библейского потопа в датировке Ашера. При продвижении в прошлое, заметные расхождения (но лишь до нескольких десятилетий) с принятыми сегодня датами возникают у Ньютона в ранней истории Греции и позднего Вавилона лишь в середине VI века до н.э.  Более существенное расхождение обнаруживается в 625 г. до н.э. (тогда по И.Ньютону был основан Рим). По Варрону же эта легендарная дата относится к 753-му году до н.э. Сдвинута (удревнена!) примерно на сто лет у Ньютона библейская хронология Ездры и Неемии, поскольку он сделал их современниками не того Артаксеркса. Это несколько странно, поскольку у Флавия эти события явным образом описаны как одновременные походам Александра Македонского, а Александр у Ньютона датирован точно. Таким образом, "рубеж" достоверной истории по И.Ньютону отодвигается еще глубже в прошлое.

Ниже приводится мой перевод заключительной части "Краткой хроники" Ньютона [Isaak Newton, "A short chronicle from the first memory of things in europe to the conquest of Persia by Alexander the Great"]. В скобках приведены даты по Бикерману [1] и другие примечания. Библейская хронология не комментируется.

600. Родился Дарий Мидянин, сын Киаксара.
599. Мандана, сестра Киаксара и дочь Астиага родила Кира.
596. Навуходоносор захватил Сузы и Элам. Карен и Пердикка сбежали от Фидона и и основали Македонию. Фидон вводит весы, меры и чеканку серебряной монеты.
590. Киаксар начинает войну с Алиаттом, царем Лидии.
588. Храм Соломона сожжен Навуходоносором [597]. Жители завоеванной Мессении бегут на Сицилию, где основывают Мессану.
585. На шестой год войны с Лидией 28 мая произошло полное солнечное затмение, предсказанное Фалесом, которое положило конец битве между Мидянами и Лидийцами: после этого они заключили мир, скрепив его свадьбой между Дарием Мидским, сыном Киаксара и Ариеной, дочерью Алиатта. [28 мая 585]
584. Фидон председательствует на 49-ых Олимпийских играх. [584]
580. Свержение Фидона. Для председательствования на Олимпийских играх были выбраны жребием два человека из города Элис .
572. Архонт афинян Дракон создал для них законы.
568. Амфиктионы по совету Солона объявили войну киренцам и завоевывают Кирену. Алкмеон, Клисфен и Евролик возглавили силы амфиктеонцев  и были современниками Фидона. Поскольку Леокед, сын Фидона и Мегакл сын Алкмеона в одно и то же время состязались за руку Агаристы, дочери Клисфена.
569. Навуходоносор вторгается в Египет. [525] Правление Дария Мидского. [? Дарий I 521-486]
562. Солон, будучи архонтом в Афинах, создает для них законы. [ок. 594]
557. Умирает Периандр и Коринф освобождается от тиранов. [ок. 582]
555. Правление Набонида в Вавилоне. [556] Его мать Нитокрис украшает и укрепляет город.
550. В Афинах тираном становится Писистрат [561/0]. Встреча Креза и Солона.
549. Умирает Солон. Архонтство Гегесистрата в Афинах.
544. Кир берет Сарды. [546] Дарий Мидский перечеканивает лидийские монеты в дарики.
538. Вавилон взят Киром. [539]
536. Кир побеждает Дария Мидянина, и передает империю Персам. [550] Евреи возвращаются из плена и закладывают второй Храм.
529. Смерть Кира. Правление Камбиза. [530]
521. Правление Дария, сына Гистаспа. [Дарий I, 522]. Убийство Мага [Гауматы]. Различные религии разных народов, которые заключались в поклонении своим древним царям, были запрещены, и под влиянием Гистаспа и Зороастра в Персии установлено поклонение единому богу  без храмов с помощью алтарей.
520. По приказу Дария в Иерусалиме строится второй Храм
515. второй Храм закончен и освящен
513. Гармодий и Аристогитон убили Гиппарха, сына Писистрата, тирана Афин [514]
508. Изгнание царей Рима и избрание консулов.   [509]
491. Битва при Марафоне. [490]
485. Правление Ксеркса. [486]
480. Переправа Ксеркса через Геллеспонт в Грецию, битвы при Фермопилах и Саламине. [480]
464. Правление Артаксеркса Лонгимана [Артаксеркс I,  464]
457. Ездра возвращается в Иудею. Ионафан, отец Иаддуя вырос в комнате Храма.
444. Неемия возвращается в Иудею. Геродот пишет книги.
431. Начало пелопонесской войны. [431]
428. Неемия отстраняет Манассию, брата Иаддуя, поскольку он женился на Никасо, дочери Санаваллета [Иосиф Флавий, Иудейские древности XI.8.2-4].
424. Правление Дария Нотха. [Дарий II, 423]
422. Санаваллет строит храм на горе Гаризим и делает своего зятя его первосвященником [Иосиф Флавий, Иудейские древности XI.8.4].
412. До этого времени священники и левиты нумеровались и записывались в хрониках евреев, до смерти Неемии: в это время первосвященником был Иофанан или Иаддуй. И на этом заканчивается священная история евреев.
405. Правление Артаксеркса Мемнона [Артаксеркс II, 404]. Конец Пелопонесской войны. [404]
359. Правление Артаксеркса Охуса. [Артаксеркс III, 359]
338. Правление Арогуса [Арс,  338].
336. Правления Дария Кодомана. [Дарий III,  336].
332. Захват Александром Великим империи персов. [331]
331. Смерть Дария Кодоманна, последнего царя Персии. [331]
 

11. Весьма странное утверждение, особенно в свете абзацем выше, самим А.Т.Фоменко процитированной фразы, где критик ссылается на археологические исследования и результаты расшифровки древних письмен,  никакого отношения не имеющие к деятельности первых хронологов XVI века. Сравнение И.Ньютона с Н.А.Морозовым, мне кажется, неправомерно. И.Ньютон пытался проанализировать все доступные ему, к сожалению весьма немногочисленные факты, даже полностью легендарные, о событиях конца второго и первого тысячелетия до н.э. Н.А.Морозов же пересматривал документированные периоды истории, тенденциозно подбирая факты из их большого множества.

12. Конечно, IV век до н.э. был ранее начала н.э., но разница составляет более 300 лет. При этом, как отмечено в примечании 10, граница достоверности у И.Ньютона лежит еще на несколько веков раньше. Источники по хронологии Египта у Ньютона были, естественно, до начала его исследования и расшифрофки иероглифов весьма ограничены: список Манефона и "История" Геродота.

13. "Хронология" Ньютона была опубликована после его смерти. При его жизни, вопреки его желанию, в 1725-ом году была опубликована в искаженном переводе на французский лишь "Краткая хроника" ("Abre'ge' de Chronologie"). Фантазии на тему почему И.Ньютон не продолжил анализ "более молодых эпох" лишены оснований. Ньютон считал, что последующая история достоверно описана в трудах греческих историков, начиная с Эратосфена и Аполлодора. И, тем более, такому ревностному христианину, как Ньютон, и в голову не могло прийти пересматривать историю после рождения Христа. Пересмотр древнейшей хронологии был в основном затеян И.Ньютоном для приведения ее в соответствие с Библией. Кроме того, Исаак Ньютон пытался уточнить датировку по крайней мере одного события после начала н.э. - распятия Христа [см. Newton's Date For The Crucifixion by John P. Pratt]

14. Сокращение списка фараонов Манефона было одной из основных целей написания "Хронологии" Ньютоном. Ему было необходимо привести историю Египта в согласие с библейской. Противоречие возникало не только с "установленной" датой потопа, но даже и с вычисленной по библи датой сотворения мира. Поэтому с египетской историей И.Ньютон разделывается наиболее радикальным способом. Таким образом, получается не сдвиг вверх, на "примерно 2000 лет", а пресс, сжимающий все династии примерно в 3 раза. Однако, перемещая Менеса в 946-й год, Ньютон его уже не считает первым фараоном. Египет был объединен согласно его хронологии около 1125-ого года до н.э. (начало отсчета хронологии Ньютона) при фараоне Мисфрагмутотисе (?).
"Необходимость сокращения египетской хронологии диктовалась такими соображениями. Фараоны до саисского времени были распределены у Манефона (как это было известно из Евсевия) на 25 династий; для каждой династии было указано число фараонов и число лет правления. Даже если откинуть фараонов-богов, получалось, что первые смертные фараоны правили много раньше, чем был, согласно Библии, создан мир. Чтобы выйти из этого затруднения, прибегали к различным способам. Одни, например Дж. Маршэм, утверждали, что многие из этих династий правили не одна за другой, а одновременно, в разных частях Египта; таким путем достигалось большое сокращение. Другим путем, примененным уже в древности, было "отожествление" разных фараонов и выбрасывание промежуточных фараонов, как выдуманных из национального тщеславия с целью удлинить хронологию." [С.Я.Лурье, "Ньютон - историк древности"]

15. Совершенно непонятно кто сегодня так точно "датирует" миф о Тезее XV в. до н.э. Но следует отметить, что XV век от 936-го года отделяет никак не на "примерно 700 лет", а минимум 464 и максимум 563 года. Академика-математика подводит арифметика.

16.  На самом деле даты  1225 в таблицах Джона Блэра нет:
"1198 Парис похищает Елену, супругу царя Менелая. Царя Лакедемонского.
1193 Война против Трои продолжается десять лет.
1184 Взятие Трои. Сей град сожжен греками в ночь 11-го на 12 число  июня; или с 23-го на 24-е число месяца Таргелиона по мраморам Арундельским; за 408 лет пред 1-ою Олимпиадой, по мнению Аполлодора. - Эней отплывает во Фракию и зимует в сей стране." [4, Таблица 3]

Хронологические таблицы Блэра 1808 года, составленные задолго до раскопок Трои, явно здесь не самый подходящий источник. Впрочем, ни к каким хронологическим переворотам эти раскопки не привели, и сейчас по-прежнему считается, что захват Трои произошел около 1200 г до н.э. Дата 1225 г. до н.э. фигурирует в книге Э.Бикермана [1], и если 1225-904=321 с некоторым натягом может и составляет "примерно 330 лет", то с датой из таблиц Блэра арифметика получается заметно хуже -- 280 лет.

17. Такой системы в работе И.Ньютона нет.

18. Столь же произвольная подгонка задачи под ответ c ошибкой в арифметике в три раза. Историю объединенного Египта Ньютон начинает в XII в. до н.э., а заканчивается эта история, как известно (и с чем Ньютон не спорил) смертью Клеопатры в 30 г. до н.э.  В 617 г. по И.Ньютону всего лишь один фараон сменил другого: "617. Умер Псамметих и в Египте стал править Нехо" [Isaak Newton, "A short chronicle from the first memory of things in europe to the conquest of Persia by Alexander the Great"]. Эта датировка отличается от современной лишь на 7 лет: Нехо сменил Псамметиха I в 617 г. до н.э. (оба принадлежат XXVI-й династии) [1]. Из "изложения" результатов И.Ньютона однозначно следует, что академик знаком с его хронологическими работами лишь в пересказе критикуемых им же биографов. Недостаток сведений восполняется фантазией. Конечно, "обнаруживаются" эти хронологические "сдвиги" академиком в работах И.Ньютона совсем не случайно, они нужны для того,  чтобы при последующем изложении собственных результатов эффектно сослаться на "идеальное совпадение" с находками великого предшественника.

19. Просто поразительно! Сначала академик старательно выписывает все высказывания биографов Исаака Ньютона о его богословских занятиях, подразумевая его хронологические изыскания, отождествляя, таким образом, эти области деятельности. При этом то, что эти биографы сообщают о двух работах И.Ньютона по хронологии замалчивается или излагается без ссылок. Теперь же А.Т.Фоменко этих биографов поучает: "но хронология и богословие - это разные вещи!". Да, разные, но Ньютон занимался и богословием и хронологией. Причем, как ученый богослов он был хорошо известен еще при жизни (В 1692-ом году кембриджский студент де ля Прима назвал Ньютона "блестящим математиком, философом, богословом", а Локк в 1703 г. писал своему племяннику Кингу: "Ньютон действительно замечательный ученый и не только благодаря своим поразительным достижениям в математике, но и в теологии и благодаря своим большим знаниям в священном писании, в чем мало кто может с ним сравниться." [С.И.Вавилов, Исаак Ньютон, М., Наука, 1987, c. 192]), а его занятия историей стали известны фактически лишь после его смерти.

Кроме того, Фоменко здесь перепутал ссылку, на самом деле это тоже цитата из мелко нарезанного салата, приготовленного им из фрагмента книги М.И.Орленко [44] (см. примечание 6).

20. Сейчас наверное не нужна. Но в 1927-ом году, да и вообще в советские годы, богословская (а не историческая, как пытается внушить читателю академик) деятельность великого ученого  нуждалась, как минимум, в объяснении.

21. Еще одна интерпретация того, что же все-таки Ньютон подверг ревизии в "Хронологии", оканчивающейся 331-ым годом до н.э. См. примечания 10.

22. Кое-какая система в укорачивании истории у И.Ньютона присутствует. Он предлагает, в частности, основываясь на том, что средняя длительность наследственного правления по его расчетам составляет не 33-35, как полагают Геродот, Аполлодор и Эратосфен, а 18-20 лет, сокращать все даты, более древние, чем образование Персидской империи, в отношении 4:7. Ну и, естественно, главная система - привязка всех событий к библейской хронологии и ее априорная большая достоверность и древность. Известны слова И.Ньютона из его беседы с Стеклеем: "Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию". [С.Я.Лурье, "Ньютон - историк древности"]

23. Это неправда, никаких совпадений в передатировках И.Ньютона и Н.А.Морозова нет. Морозов считает, что вся  древняя истории случилась позже IV-го века н.э., у Ньютона же события мировой истории до завоеваний Александра Македонского в IV в. до н.э. ранее этого времени и имели место быть, хотя и в более сжатые сроки. Морозов читал, по крайней мере, комментарии  Ньютона к Апокалипсису, которые его, естественно, не удовлетворили.  [Николай Морозов, Откровение в грозе и буре. 2-е изд. М., 1907. Стр. 307-311. Приложение II. Ньютон об Апокалипсисе]

24. Н.А.Морозов не пошел дальше потому, что убедился в том, что астрономические наблюдения, описанные в источниках после IV века находятся в полном согласии с современными расчетами.

25. Мне не удалось обнаружить источник сведений А.Т.Фоменко об истории публикаций "Хронологи" И.Ньютона, однако в изложении С.И.Вавилова акценты расставлены несколько иначе.

"Незадолго до смерти Ньютона, в 1725 г., без его согласия был выпущен французский перевод его исторического сочинения "Краткая хронология" (Abre'ge' de Chronologie). С восшествием на английский престол Георга I в 1714 г. Ньютон стал предметом особого внимания английского двора, в особенности принцессы Уэльской, впоследствии королевы английской. Принцесса находилась одновременно в оживленной переписке с Лейбницем и пыталась различными способами помирить с ним Ньютона. Во время одного из салонных разговоров у принцессы Ньютон изложил свою хронологическую систему, основанную на ряде соображений, в частности, на использовании астрономических наблюдений древности (главным образом карты Эвдокса), сочиненную еще в Кембридже. Принцесса пожелала иметь письменное изложение. Рукопись попала в руки аббата Конти, одного из друзей принцессы, игравшего большую роль в попытках примирения Ньютона с Лейбницем. В результате излишней предприимчивости аббата и появилось вышеуказанное весьма искаженное французское издание, снабженное к тому же и опровержением хронологии Ньютона. Ньютону пришлось объясниться по этому поводу на страницах "Philosophical Transactions" и потратить последние месяцы жизни на писание полной хронологии, которая и появилась в печати после его смерти, в 1728 г., под заглавием: "Хронология древних царств с присоединением краткой хроники от первых упоминаний о событиях в Европе до завоевания Персии Александром Великим"." [С.И.Вавилов, Исаак Ньютон, М., Наука, 1987, c. 194]

26. А.Т.Фоменко просто не в курсе. К счастью или к сожалению, следы утрачены не были, и книга была напечатана на следующий год после смерти И.Ньютона в 1728-ом году вместе с авторским вариантом "Краткой хроники" (см. примечание 7), а также вошла в 5-ый том полного собрания сочинений И.Ньютона, вышедшего в 1785-ом году.

27. Весьма возможно, что И.Ньютон еще многое хотел бы исследовать в древней истории, но главную свою книгу по хронологии он все-таки завершить успел.

28. Хотелось б