Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/Sv28_117.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:45:32 2012
Кодировка: Windows-1251
Д.О.Святский. Сходные черты в метеорных явлениях 1908 г. на Тунгуске и XIII в. близ Великого Устюга.
Д.О.Святский
Сходные черты в метеорных явлениях 1908 г. на Тунгуске и XIII в. близ Великого Устюга.
[Известия РОЛМ, ?2, 1928, 117-119]

Экспедиция Л. А. Кулика на Подкаменную Тунгуску на место падения грандиозного метеорита 30 июня 1908 г. подтвердила непосредственным обследованием рассказы тунгусов о поваленном и обгоревшем лесе на месте падения и вокруг на большом пространстве ('Мировед.' ? 4 1927 г., стр. 231). Некоторым, однако, факт этот кажется неправдоподобным, и поваленный лес пытаются объяснить действием циклона. В ? 22 'Вестника Знания' за 1927 г. Л. А. Кулик дал обстоятельный ответ своим оппонентам, и там же мы привели историческую справку о лесном пожаре от метеорита в XIII в. близ Великого Устюга, из нашей работы 'Астрономич. явления в русских летописях' (стр. 178). В житии Прокопия Устюжского упоминается, что однажды над Устюгом в полдень внезапно появилось темное облако, быстро увеличилось в размере, захватив собою весь горизонт, послышались раскаты грома и блеск молний, сотрясение почвы, и в воздухе распространился 'зело превеликий огненный зной', после чего вдруг наступило охлаждение и тишина. В 20 в. от Устюга 'многим и бесчисленным камением поломило лес и дебри, оны древеса ис корени избиша, а иные в полы положиша... одождиша камение велие разженное, многие  леса сокрушиша и пожгоша'.   Как  видим, в Великом /117/ Устюге наблюдался такой же зной, как и на Подкаменной Тунгуске, где 'было жарко, как в бане', 'охватило жаром так, что казалось на мне горит рубашка'. Картина же пожженного, вывороченного и поваленного леса в точности соответствует тому, что обнаружила экспедиция Л. А. Кулика.
        К сожалению, местность падения метеоритов близ д. Котлово и Каменного ручья под Великим Устюгом до сих пор никем научно не обследована, хотя интерес к ней всегда был среди натуралистов, с начала XIX стол. (А. Стойкович. 'О воздушных камнях и их происхождении'. Харьков. 1807.) Мы задались целью выяснить год и дату падения. В самом житии Прокопия хронология очень неопределенная. Автор его - компилятор XV в., использовал ходившие по рукам свитки, в числе которых был один с рассказом о каменной туче - повести, встречающейся и отдельно в сборниках XVI в - (В. Ключевский. 'Жития святых', стр. 277). Т. С. Борноволоков в 'Технологическом Журнале', изд. Академией Наук (1811 г., VIII, ч. IV, стр. 125), говорит, что он был в Устюге зимой, места осмотреть не мог, но от жителей слышал, что и до сих пор видны там следы поломанного леса, стоящие еще редко большие обломанные деревья, из между камней торчащие почти согнившие обломки юных, также и подавленные камнями остатки их'. Вряд ли, конечно, следы разрушения, бывшего в XIII в., могли сохраниться в течение 600 лет. В другом месте (ч. II, стр. 132) Т. С. Борноволоков, указывая годы 18 каменных дождей, упоминает целых два в В. Устюге в 1251 и 1350 гг. Эта датировка явилась следствием простого недоразумения, так как в журнале 'Лицей' за 1806 г., ч. IV кн. III, стр. 112, и у А. Стойковича на стр. 7 упоминается ладение метеоров в В. Устюге смежду 1251 и 1350 гг.'. Эти годы, взятые как крайние для жизни Прокопия, давали только приблизительную хронологию, а Т. С. Борноволоков сосчитал их как два отдельных падения.
        Ю. И. Симашко ('Падение камней с неба' в 'Ниве' за 1889 г., ? 3) товорит, что Прокопий умер в 1285 г. по сказанию, а по Карамзину в 1303 г., и потому явление в Устюге датирует 8 июля в полдень около 1250 г. Здесь дата '8 июля' взята им как день празднования Прокопия, но эта дата - день ?смерти Прокопия, а не день явления каменной тучи. Симашко достал камни из Устюга из дер   Котлово, но они оказались валунами.
Председатель Сев.-Двин. О-ва изучения местного края, местный историк В. П, Шляпин в своей работе ('Житие праведного Прокопия'. Спб. 1903) упоминает о каменной чаше, сделанной из упавшего камня, с датой: 'сия чаша устроена в 1848 г. из камня, падшаго с неба 1290 г. в 25 день июня'. Эта же дата вырезана на лампадке около раки Прокопия в 1831 г. Запрошенный мною по этому вопросу В. П. Шляпин скептически относится к этим датам и сообщает, что Котовальская местность под В. Устюгом была обследована в 1841 г. арх. Херсонским Иннокентием, оттуда были взяты камни для анализа, "но результаты его неизвестны. Сам В. П. бывал в Котовальских местах и видел камни, которые, по его мнению, - валуны гранита.
        Член РОЛМ Н.З.Волков передал мне выписку из 'Летописи В. Устюга', в которой под 1838 г. сказано: 'Купцом Выдриным пожертвованы два деревянных дома для приюта и призрения бедных и учреждено каждогодное молебствие в церквах в 25 день июня о избавлении г. Устюга от каменной тучи бывшей над оным в 1276 г.'.
        Резюмируя все эти указания, мы можем прийти к кое-каким заключениям. Годы 1290 и 1276 появляются в источниках с начала XIX в. и, пока не найдено более надежных указаний, имеют недостаточную ценность, хотя 1290 г. более отвечает подробностям 'Жития Прокопия', чем.1276, потому что в 'Житии' сказано: 'в неделю о полудне', т. е. в воскресенье в 12 ч. дня. 25 июня падало на воскресенье в 1290 г., а в 1276 г. на четверг. Что же касается самой даты '25 июня', то о ней согласно говорят все источники, как о дне события. В этот день, повидимому, с незапамятной древности пелись молебны перед гробом Прокопия, а потом, с 1842 г., был введен особым указом Синода крестный ход .из города в Котовальскую волость к месту падения метеоритов, совершающийся до сих пор. Год события мог легко изгладиться из памяти народной, если своевременно не был записан местным летописцем, но дата обычно твердо держится в массах, будучи приурочена к дню памяти какого-либо святого или определяемая по ближайшему празднику (например, за 4 дня до Петрова дня), и потому-то ей следует придать особенно важное значение при исследовании этого вопроса. При переводе ее на новый стиль (для XIII в., экстраполируя реформу папы Григория, следует прибавить 8 дней), мы имели бы 3 июля, а тунгусское падение датируется 30 июня нов. ст.
        Разница в три дня очень невелика при допущении общего происхождения великоустюжского и тунгусского дождей, орбита которых в эту эпоху должна пересекаться Землей и может быть отожествлена с орбитой кометы Понс-Виннеке (Л. А. Кулик 'Мироведение' ? 2 1926 стр. 173).1 Очень было бы желательно, чтобы местные краеведы и мироведы предприняли исследование как места падения метеоритов, так и дальнейшего выяснения даты по местным архивным источникам. Если трудно допустить мысль о сохранении метеоритов на месте падения с XIII в., то части их, своевременно унесенные, могли бы сохраниться где-либо в церквах или у местных жителей.

1 В 1921 г. 4 VII в Нетли (Ланкашир - Англия) упал метеорит в курятник, углубившийся на 9 cm в почву. Давидсон по углу падения относит его к Понс-Виннекидам ('Gazette Astronomique' 1927. XI. ? 167). В 1927 г. 29 VI Ямамото в Мукдене сфотографировал,метеор ярче Луны (-14 вел.), который оказался также принадлежащим к Понс-Виннекидам.
 
 
 

Вернуться на страницу "Фоменкология"