Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://getmedia.msu.ru/newspaper/creators_vector/poetry/lomonosov.htm
Дата изменения: Mon Mar 19 21:43:04 2012 Дата индексирования: Mon Oct 1 19:47:41 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Михаил Васильевич ЛомоносовОткрывая страницу 'ПОЭЗИЯ', посвященную поэтам МГУ, невозможно не сказать о самом Михаиле Васильевиче Ломоносове не только как о зачинателе русской поэзии, но и как о выдающемся поэте своего времени. Его оды гремели в 18 веке на всю Россию, и не было равнодушных среди его читателей. Русские сердца бились учащенно при звуке ломоносовских ямбов. Однако, современный читатель, знакомый с нашей, более поздней поэтической классикой, обращается все-таки не к Ломоносову, а к Пушкину, Тютчеву, Лермонтову, Некрасову, Фету: И это понятно. Ведь прошло около двух веков. Во многом устарел сам язык. Непривычною кажется манера. Забыты конкретные события, вдохновлявшие поэта. Но, вдумайтесь, возможно ли представить, что Пушкин, написавший 'Я памятник себе воздвиг нерукотворный:', не читал известное в свое время стихотворение Ломоносова: |
* * *
Я знак бессмертия себе воздвигнул |
Надо помнить и то, что 18 век требовал от поэтов, прежде всего строгого соблюдения 'правил', предписанных теоретиками каждому литературному жанру, а также неукоснительного следования 'образцам' ('принцип авторитета' в искусстве классицизма). 'Младое племя', пришедшее на смену Ломоносову, начинает свой путь в поэзии, уже зная, что не следование 'правилам' и 'образцам', а неподражаемость является залогом бессмертия для художника. И ведь если бы не Ломоносов, не его титанические усилия, направленные на привитие русским поэтам вкуса к самостоятельному, своеобразному мышлению, путь их становления был бы более тернистым. Дебют самого Ломоносова в поэзии был неподражаем. Просто ошеломителен. В ту пору стихотворцы в подавляющем большинстве своем писали силлабическими размерами, и пока еще не могли в полной мере осознать богатство, ценность и поразительную силу воздействия интонационных и мелодических возможностей стиха, которую несла с собой надвигающаяся поэтическая реформа. Зимой 1740 года из Германии в Петербургскую Академию наук пришли стихи русского студента, в литературе никому не известного: |
* * *
Восторг внезапный ум пленил, |
Это было, как гром с ясного неба! Стихотворение Ломоносова мощно вело за собой, непонятной силой увлекая в выси, от которых захватывало дух. Оно поражало неслыханной поэтической дотоле гармонией, заставляя по-новому трепетать эстетически и нравственно отзывчивые сердца, - ибо в нем воплощался новый образ красоты, новый образ мира, сознание нового человека. 'Бесспорных гениев, с бесспорным 'новым словом' во всей нашей литературе было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь',- писал Достоевский. Все многообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось именно в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера его деятельности не может соперничать с оставленным им литературным наследием. Гоголь писал: 'Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги'. Это не просто остроумная фраза - за ней стоит глубинное понимание всего нашего дальнейшего литературного развития. И хотя прошло уже более двух веков со времени Ломоносова, это еще не значит, что стихи его устарели. Недаром о лучших из них Пушкин сказал: 'Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему'. Думаю, уместно будет завершить сказанное пророческим стихотворением самого М.В.Ломоносова: |
* * *
Устами движет Бог; я с ним хочу вещать. * * * |