Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://geo.web.ru/~evseev/a-Ev_Film-kam.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Fri Feb 28 10:48:46 2014 Кодировка: koi8-r |
обновление: 2013. 08. 28 |
ЕВСЕЕВ А. А. Мир камня, 1996, №10, с. 37-43. |
Фильм-это кристалл
с множеством граней.
Акира Куросава
Кино не есть некое
особое вещество, которое мы могли бы получить в виде кристаллов.
Андре Базен
В прошлом году, когда отмечалось столетие кинематографа, я подумал о статье на тему “ Мир камня в мире кино”. То, что она появляется в уральском номере, не случайно. Пятьдесят лет назад на Международном кинофестивале в Канне специальный приз за цвет получил фильм (ф.) “Каменный цветок” (реж. А. Л. Птушко, 1946), поставленный по мотивам уральских сказов П.П. Бажова “Малахитовая шкатулка.” Успех фильма во многом определился богатой фактурой уральских самоцветов. Роль Хозяйки Медной горы сыграла Тамара Макарова, тогда уже популярная актриса. Любопытно, что среди её первых ролей в кино была “девушка с Клондайка” в ф. ”Счастливый Кент”(1931). Считается, что для кино актрису открыл режиссёр Сергей Герасимов (1906-1985). Она снималась в его фильмах с 1934 г. (“Люблю ли тебя”) по 1985 г. (“Лев Толстой”), вместе они приеподавали во ВГИКе, руководили объединенной режиссерской и актерской мастерской. 21 мая 1996 г. С. А. Герасимову исполнилось бы 90 лет. По этому поводу в газетах появились статьи о нем, на экране прошли его фильмы. Заметим, что действие ряда его картин происходит в местах хорошо знакомых минералогам (Ильмены, Байкал, Чукотка, Норильск). В конце статьи мы вернемся к этим фильмам, дополнив нашу “ретроспективу “ картинами других режиссеров, имеющих какое-то отношение к “миру камня”. Сначала-своеобразная киномозаика.
Мне повезло, что в 1966 г. , когда я стал студентом , в Мосвке открылся удивительный кинотеатр “Иллюзион”, где показывали фильмы всех времен и народов. Как минералог, я до сих пор отмечаю появление на экране кристалла, террикона, просто скалы, а также упоминание знакомых (по коллекциям , литературе и др.) географических названий -Шпессарт, Пайкс Пик, Стромболи и т. п. Иногда эта “встреча с камнем” происходит совершенно неожиданно. В ф. “Уик-энд” (реж. Ж.-Л. Годар, 1967) эпизодический персонаж, некая девушка, подняв на лесной дороге простой камень (показан крупным планом), рассуждает : “Минералы не обладают ни независимостью , ни чувствитетельностью...” Необычное сравнение содержит литературный сценарий ф. “Гибель богов” (реж. Л. Висконти, 1969). В центральном эпизоде , где почти документально реконструируется историческое событие-“Ночь длинных ножей”, мы читаем : “Автоматная очередь. Черные пятна расплываются на простыне, будто прошел лапиллиевый дождь. Никакого крика.” Андре Базен, знаменитый кинокритик и редактор журнала “Cahiurs du cinema” помимо неожиданного сопосталения , вынесенного в эпиграф (“кино-кристаллы”) использует и другие, что, впрочем, он сам и поясняет.В статье о проблемах экранизации А. Базен сравнил фильм Уильяма Уайлера “Лисички” (1941) по пьесе Лилиан Хеллман с псевдоморфозой. Он пишет : “В школьные годы, когда я увлекался минералогией, я, помнится, был поражен структурой некоторых ископаемых раковин. Известковые слои прижизни животного шли параллельно повехности створки, однако, с течением времени их молекулы перегруппировались таким образом, что образовалось огромное количество тончайших кристаллов, расположенных перпендикулярно первоначальному направлению слоев... Это сравнение иллюстрирует те молекулярные превращения, которые претерпела эстетическая структурапьесы Лилиан Хеллман, хотя в экранном воплощении она и сохранила верность своему театральному обличью” (А. Базен, 1958).
“Камни” встречаются в названиях фильмов, обычно являясь обманкой для зрителя-геолога: “Окаменевший лес” [“Petrified Forest”],1936), “Сад камней” (реж. Ф. Коппола,1987)[ Gardens of Stone, dir. F. Coppola], “Цветок на камне” (реж. С. Параджанов, 1962), “Человек из мрамора” (реж. А. Вайда, 1976), “Камень” (реж. А. Сокуров, 1992) и др. Киностудия “Кистоун” (“Keystone”), где начинал в Голливуде Ч. Чаплин, режиссеры Сергей Эйзенштейн, Оливер Стоун и актриса Шарон Стоун содержат “камень” в своем названии и фамилиях (stone, stein-камень). Вспомним также “человека с каменным лицом”, знаменитого комика Бастера Китона [ Buster Keaton] , которого сравнивали со скалой, скатившейся вниз после “какого-то катаклизма”. В комедии “Три эпохи”(1923) его герой к тому же живет в каменном веке и ездит на ...динозавре. Тысячи “каменных лиц”, очевидно, в буквальном смысле, появилось на съемках только библейской части фильма “Десять заповедей “(реж. Сесиль Де Милль [Cecil B. De Mille], 1923). “На грим потратили две тысячи тонн (?!-А. Е. ) талька...”-писал актер Шарль де Рошфор, игравший в фильме роль фараона (по Ж. Садулю, 1958).Логично утверждать, что тальк-единственный минерал, без которого не обходятся съемки ни одного игрового фильма. Угольная пыль на страницах книги послужила приметой места, помогая девочке отыскать район, где находится дом её бабушки, в ф. “Алиса в городах ” (реж. Вим Вендерс [W. Wenders], 1973-1974). Сравним со стихами Блока, которые любил приводить Сергей Герасимов :
Однажды на ноже карманном
Найдешь пылинку дальних стран,
И сразу мир предстанет странным,
Окутанным в цветной туман.
При этом на съемках одним из главных принципов С. А. Герасимова было стремление к подлинности, почти документализму. В его фильме “Семеро смелых”(1936) , вероятно, единственный раз в игровом кино геологи с помощью паяльной трубки определяют касситерит, в ф. “Учитель”(1939) ярко выражен “уральский этнографизм”-быт фильма тонко, до мелочей воспроизведен по воспоминаниям детства. После выхода ф. “Журналист” (1967) С. Герасимов писал о стилистике фильма : “...никаких декораций, никаких гримировок натурных объектов-всё снималось там, где происходит действие: Москва-в Москве, Урал-на Урале, Париж в Париже, Женева -в Женеве....Рядом с актерами на экране были те, кто играет самих себя-режиссеры В. Де Сика [V. De Sica] и Р. Росселлини [R. Rossellini], директор Парижской синематеки Ланглуа [Henri Langlois], Анни Жирардо [Annie Girardot].” Фильм стал победителем V Московского международного кинофестиваля (его призы, кстати, дважды изготавливались из поделочных камней-чароита и нефрита). Среди других наград С. А. Герасимова-главный приз “Хрустальный глобус” на Международном кинофестивале в Карловых Варах за фильмы “Тихий Дон” (1957) и “Лев Толстой” (1984) . Если бы кинофестивали выбирали себе символом минералы, то для Карловых Вар им стал, естественно, ортоклаз (карлсбадский двойник). Из множества городов мира, где проводятся сейчас кинофестивали, некоторые расположены поблизости (< 50 км) от знаменитых местонахождений минералов : Карловы Вары-от Яхимова, Сорренто-от Везувия , Триест (фестиваль научно-фантастических фильмов)-от Идрии, Локарно-от Сен-Готарда, Краков-от Велички, Монреаль-от Сент-Илера, Денвер-от Кристал Пик, Тренто (фестиваль фильмов о горах)- в Доломитовых Альпах.
Знаменитые геологические объекты и месторождения неоднократно становились эффектным фоном, на котором происходило действие фильма. Особенно популярны Везувий и Долина Монументов. Только “Последние дни Помпеи ” ставились пять раз с 1908 по 1959 гг. Трудно представить число вестернов, снятых в Долине Монументов (округ Навахо, Аризона). Её называют теперь также Долиной Форда в честь выдающегося американского режиссера Джона Форда [John Ford] (1895-1973), снимавшего там знаменитый “Дилижанс”(1939) и другие фильмы. Минералогам этот район известен как первоначальное местонахождение навахоита и образцами тюямунита. В другой картине Д. Форда “Осень шайеннов” [Cheyenne autumn] (1964) путь племени индейцев из Оклахомы в Йеллоустоун проходит через Долину Смерти. Здесь расположена самая низкая точка Северной Америки (высота ниже уровня моря — 86 метров). Название долины связано с гибелью в 1849 г. партии золотоискателей от недостатка воды. Минералогам этот район известен образцами целестина и как первоначальное местонахождение иньоита, колеманита и еще нескольких боратов. Другой выдающийся режиссер Эрих фон Штрогейм [Erich von Stroheim] снимал в Долине Смерти финальную сцену своего шедевра “Алчность”[Greed] (1923). В фильме, как и в романе Ф. Норриса “Мак-Тиг”, по которому он поставлен, главной темой является золото в разных обличьях. Жорж Садуль во “Всемирной истории кино” подробно описывает работу над картиной, чем мы и воспользуемся. В последние годы жизни Штрогейм на примере ф. “Алчность” подчеркивал свой приоритет в разработке принципа “ни декораций, ни студий”. Фильм начинался со сцены работы Мак-Тига на шахте. По свидетельству оператора из стремления к реализму “Штрогейм настоял на нашем спуске в шахту на глубину три тысячи футов в Колфэксе (Северная Калифорния), а не на сто футов, хотя на результатах это бы не сказалось”. Потрясённый описанием подлинной Долины Смерти в романе он также настоял на съемках именно в ней, а не там, где обычно снимались сцены в пустыне голливудских фильмов. В то время Долина Смерти была так мало исследована, что Геологический институт в Вашингтоне, куда обратились за консультацией, попросил Штрогейма доставить ему фотографии и сведения об этом районе.Хотя, надо заметить, к этому времени уже были открыты колеманит (Neuschwander, Hanks, 1883), иньоит и мейергофферит (Schaller, 1914). Долина Смерти в описании Штрогейма выглядит так : “Кроме зыбучих песков на многие километры тянутся непроходимые нагромождения кристаллов гипса, то и дело натыкаешься на выделения смертельного газа от медленного разложения, либо на ядовитых змей и насекомых”. В фильме же “По закону”(Dura lex) (реж. Лев Кулешов, 1926), поставленному по новелле Джека Лондона “Неожиданное”, суровый пейзаж Юкона снимался ...у Царицынских прудов, на Москве-реке. Режиссеру и оператору К. Кузнецову удалось великолепно передать атмосферу Клондайка. По отзывам американцев Юкон в ф. “По закону” больше похож на настоящий, чем Юкон снятый с натуры. Заметим, что натурные съемки “под Клондайк” в ф, “Золотая лихорадка” [“The Gold Rush”] (1925) Ч. Чаплин проводил в горах Невады. Открытие золота в Калифорниив в 1848 г. на земле швейцарца Иоганна Зуттера и последовавшая за этим “золотая лихорадка” обыграны в кино многократно. Джеймс Крюзе [J. Cruze] в 1936 г. пытался осуществить замысел фильма “Золото Зуттера”[“Sutter`s gold”](по роману Б. Сандрара), предложенный С. М. Эйзенштейном во время его пребывания в США в 1930 г. “Золотоискатели” составили один том из девяти в серии книг большого формата под названием “Старый Запад”, вышедшей в США в 1970-ые гг. и экранизированной на телевидении.
Этна и Сен-Готард встают на пути группы сицилийских горняков, потерявших работу после закрытия серных рудников и отправившихся во Францию в надежде найти лучшую жизнь (“Дорога надежды”, реж. П. Джерми ) [“Il camino della speranza”, dir. P. Germi] (1950). В фильме Акиры Куросавы , пытаясь покончить жизнь самоубийством, карабкается по застывшей лаве чиновник, чтобы броситься в кратер вулкана (“Чем хуже человек, тем лучше он спит”, 1960). В первом шедевре шведского кино “Горный Эйвинд и его жена”(реж. В. Шёстрем, 1917) [“Berg Ejvind och hans hustru”, dir. V/ Sjostrom] действие происходит в Исландии. Дикий горный пейзаж с гейзерами подчеркивает драматизм происходящих событий, усиливает предчувствие трагической развязки. В 1919-1920 гг. известный немецкий геолог и фотограф Арнольд Фанк, одержимый альпинизмом, снял документальный фильм “Чудо горных лыж” [“Die Wunder des Schneesschuhs”], а затем оригинальную серию игровых, получивших название “горных фильмов”-”Священная гора” (1925), “Белый ад Пиц Палю” (1930) и др. Через геологию пришел в кино и Роберт Флаэрти [Robert Flaherty] (1884-1951), отец документального кино. Он родился в семье горного инженера, учился в Мичиганском горном колледже, участвовал в экспедициях по поиску железных руд на берегах Гудзонова залива на севере Канады. В одну из них в 1913 г. он “просто так” взял кинокамеру. Вспоминая об этом событии, Флаэрти писал : “В ранней юности я ездил в изыскательские экспедиции с отцом и его сослуживцами. Сэр Уильям обронил между прочит : почему бы вам не взять одну из этих штук, по-новому оборудованных, их называют кинокамерами, кажется?” Снятые Флаэрти эпизоды из жизни эскимосов составили знаменитый фильм “Нанук с Севера”[”Nanook of the North”] (1921). Отец популярного американского актера Юла Бриннера, родившегося в России, в начале века владел рудником Верхний, с которого началась разработка Дальнегорского месторождения в Приморье. Актер Чарльз Бронсон [Charles Bronson], кумир Владимира Высоцкого, родился в семье шахтера и после окончания школы в 1938 г. сам становится шахтером. В том же году незаконно осуждённый молодой актер Георгий Жжёнов попадает, как заключенный, на золотые прииски Колымы, только что закончив съемки в фильме “Комсомольск”. До того как стать актером и “звездой” Голливуда 1930-х гг. , работал на золотом прииске в Новой Гвинее Эррол Флинн [Errol Flynn]. Он был проводником группы документалистов, снимавших там фильм, путешествовал на собственной шхуне по Полинезии. В начале 1950-х гг. в Норильске, в драматическом театре четыре года проработал Иннокентий Смоктуновский. До Гамлета он сыграл роль мужественного геолога Сабинина в ф. “Неотправленное письмо” (реж. М. Калатозов, 1960), а позже чудаковатого ученого Ивана Модестовича, выпукника Горного института в ф. “В четверг и больше никогда ” (реж. А. В. Эфрос. 1978). Драматическая история поисков и открытия ртутных руд на Чукотке (м-ние Пламенное и др.) послужила материалом для романа “Территория”, написанного геологом О. М. Куваевым (1934-1975) и экранизированного режиссером А. В. Суриным. По научно-фантастическому роману “Земля Санникова”знаменитого геолога, исследователя Сибири В. А. Обручева (1863-1956) был также поставлен фильм. где снялся Олег Даль. Уральские документалисты В. Болянская и Л. Рымаренко к столетию со дня рождения А. Е . Ферсмана создали о нем полнометражный фильм “Будь полезен человечеству”. В игровом кино появлялись исторические персонажи, имевшие в своей жизни прямое отношение к минералогии -Абу Райхан Бируни, И.-В. Гёте, М. В. Ломоносов, Демидовы, В. И. Вернадский. Популярные актеры играли роли шахтеров (Петр Алейников и Борис Андреев- в ф. “Большая жизнь”, 1940), золотоискательниц (Мэрилин Монро- в ф. “Джентельмены предпочитают блондинок”, 1953), нефтедобытчиц (Бриджит Бардо- в ф. “Нефтедобытчицы”, 1971), геологов (Михаил Ульянов-в ф.”Дом, в котором я живу”, 1957, Лариса Лужина- в ф. “Тишина”, 1964, Владимир Высоцкий -в ф. “Короткие встречи”, 1968 и др.). В честь киноактрисы Людмилы Чурсиной был назван новый минерал чурсинит, обнаруженный в окисленных рудах м-ния Хайдаркан, в честь Владимира Высоцкого-новый астероид. Фамильный золотой перстень с аметистом отдала у входа в гостиницу “Европейская ” в Ленинграде актриса Людмила Абрамова незнакомому молодому человеку, попросившему у неё до утра денег. Так она познакомилась с Владимиром Высоцким, вскоре ставшим её мужем. Звезда немого кино Лиллиан Гиш [Lillian Gish] в своих мемуарах, отмечая щедрость выдающегося режиссера Д.-У. Гриффита (1875-1948) [D. W. Griffith] , пишет : “Одним из его подарков мне был огненный австралийский опал в форме кулона. Сам он не носил никаких драгоценностей кроме перстня с каким-то египетским камнем, который ему подарила Гарриет Куимба, женщина-летчик, большой его друг.” О подвиге летчика Алексея Маресьева написана книга, по ней поставлен фильм “Повесть о настоящем человеке” (реж. А. Б. Столпер, 1948).Чешские горняки подарили герою-летчику великолепный штуф кальцита из Пршибрама, который он передал в Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН. Сегодня этот образец является украшением экспозиции. Геологический клуб Москоского университета подарил коралловидный кальцит из Хайдаркана Владимиру Высоцкому на память о нескольких его выступлениях на Геолфаке в октябре 1978 г. В те годы В. Высоцкий выступал с концертами перед старателями на золотых приисках в Сибири, шахтерами Донбасса (Макеевка, 1970 г.), горняками Рудного Алтая (Лениногорск и Зыряновск, октябрь 1970 г.), Приморья (Дальнегорск, август 1973 г.) и Центр. Кызылкумов (Заравшан, Учкудук, июль 1979 г.). Его друг Вадим Туманов вспоминает : “У нас на Бодайбо был на всех приисках. Пел для ребят. Всё бросали, чтобы его послушать, его ждали, вертолеты задерживали, рейсы самолетов задерживали...” песни “Про речку Вачу и попутчицу Валю”, “Побег на рывок ” и др. написаны В. Высоцким после рассказов своего друга, хорошо знавшего, что такое лагеря и работа на приисках. “Хотел снять фильм по моим рассказам-фильм о Колыме-и сыграть главную роль. Хотели вместе с ним проехать по всей Колыме”, - вспоминает В. Туманов. В 1965 г. поэт Игорь Кохановский , одноклассник и друг В. Высоцкого, уехал из Москвы в Магадан (“просто так”) и поступил работать сначала в местную газету, а потом на золотой прииск. Так появились песни “Мой друг уехал в Магадан” (1965) и “Старательская”. Для ф. “Антрацит” (реж. А. В. Сурин, 1972) В. Высоцкий написал песню “Марш шахтеров” (в фильм не вошла), в которой есть интересное сравнение :
Вот вагонетки душу веселя,
Проносятся как в фильме о погонях,-
И шуточку "Даёшь стране угля!"
Мы чувствуем на собственных ладонях.
Взорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.
(По любопытному совпадению, кстати, у нас в стране праздники День кино и День шахтера (последнее воскресенье августа) регулярно отмечаются в один день-27 августа). Поиски и открытие нефтяных месторождений Западной Сибири стали темой песен “Тюменская нефть” и “Революция в Тюмени” (1972). Документальный фильм Романа Кармена “Повесть о нефтяниках Каспия” (1953) получил приз Международного Кинофестиваля в Канне, а затем был отмечен Ленинской премией (совместно с ф. “Покорители моря”, 1959). Позаказу американской нефтяной компании согласился снять “интересный фильм о нефти” Роберт Флаэрти (“Луизианская история”, 1948). Сюжет его наметился после трех месяцев подготовительного периода. Однажды в Луизиане он с женой увидел необычное зрелище : “Перед нами над заболоченной травой показался движущийся силуэт нефтяной вышки, которую тянули на буксире... В основу сценария мы положили дружбу между мальчиком и людьми на буровой вышке, которая вторглась в землю его предков”,-писал Р. Флаэрти. Как и он сам в детстве, мальчик живет среди охотников и изыскателей, открывает для себя мир. Многие отмечают, что Р. Флаэрти был непревзойденный рассказчик, доставлявший наслаждение слушателю, даже если тот знал, что история выдумана. Этим его отчасти напоминает режиссер Сергей Параджанов (1924-1991). При знакомстве с Л. Ю. Брик он удивил её тем, что даже в школе не слышал о Маяковском : “В школе я плохо учился, так как часто пропускал занятия...По ночам у нас все время были обыски, родители заставляли меня глотать бриллианты, сапфиры, изумруды и кораллы, глотать, глотать...(он показал)...пока милиция поднималась по лестнице. А утром не отпускали в школу, пока из меня не выйдут драгоценности, сажали на горшок сквозь дуршлаг. И мне приходилось пропускать уроки” (по В. Катаняну, 1994). О доме Сергея Параджанова в Киеве и Тбилиси в 1970-ые гг. его жена Светлана Щербатюк говорила, что это была “квартира открытых дверей”: “ Там бывали знаменитости-С. Герасимов, Ю. Любимов, М. Плисецкая, С. Бондарчук, Джон Апдайк, Тонино Гуэрра- и продавец овощной лавки, и дворник соседнего двора ”. В декабре 1973 г. после ареста С. Параджанова в его квартире,как 40 лет назад, был обыск-”искали какие-то несметные богатства”. “Когда мне сказали, что я буду работать в гран-карьере, то я решил, что это очень большой карьер, слово “гран” я знал только в сочетании “Гран-при”, что мне присудили в Аргентине. А тут, оказывается, мне присудили гранитный карьер. Всего-то разницы”,-вспоминал позже С. Параджанов. Ирина Уварова вмете с мужем Юлием Даниэлем, побывавшая в гостях у режиссера после его освобождения , пишет, что они попали на грандиозный спектакль : “...Юлий, я их там научил резать камеи. Друзья присылали камни. Сердолик, агат, аметист. В лагере были такие таланты. Вы ведь знаете, какие там люди. Был один Вася. Не Вася, а Бенвенуто Челлини. Сейчас покажу его фотографию. Вася-золотые руки, была же утром фотография, кто взялл? О, Вася! Отца зарезал, мать... Вот он, смотрите! Ах, нет это не Вася, это Пазолини.”
Кроме драгоценных камней, золота, “руд”, вообще, персонажи фильмов изредка ищут нечто конкретное-глину, необходимую для отливки колокола (“Андрей Рублёв”, реж. А. А. Тарковский, 1971 ), оловянный камень (“Семеро смелых”), “лучистый колчедан” (“Дом , в котором я живу”, реж. Я. Сегель, 1957). Более разнообразно в кино обыгрываются действия с обычными камешками-их швыряют, ищут, созерцают, глотают, дарят и т. д. Герой Чаплина, беглый каторжник, с высокого берега швыряет камнями в преследующих его полицейских и не замечает, как за его спиной вырастает фигура еще одного. Потянувшись за очередным камнем, Чарли нащупывает рукой его сапог...вместо того, чтобы бежать, он засыпает песком грозный сапог блюстителя порядка... (“Искатель приключений ” , 1917 [“The Adventurer”]) (по Ж. Садулю). Мелькают камешки, подгоняя лошадей, всё опасное путешествие в ф. “Дилижанс”. В ф. “Золотой век” (реж. Л. Бунюэль, 1930) вошел предложенный С. Дали эпизод : по саду идет человек с камнем на голове, проходя около статуи, у которой на голове тоже лежит камень. Наконец, сюжет в тайге, на съемках ф. “Дерсу Узала”(1975) : режиссер Акира Куросава сам тащит и укладывает по кадру огромные “валуны” из пенопласта.
Переходя к обзору фильмов в хронологическом порядке, отметим ещё некоторые любопытные совпадения по времени важных событий в”мире камня”и в “мире кино”. 1. Выдающиеся минералоги В. И. Вернадский (род. в 1863 г.) и А. Лакруа (род. в 1863)-ровесники родоначальникам кинематографа братьям Люмьер [Lumiere] (родились в 1862 и 1864 гг.) и Ж. Мельесу [Melies] (род. в 1861 г.). 2. Изобретение кинематографа (1895) практически совпало с открытием , возможно, самых знаменитых минералогических объектов XX века-Хибинского и Ловозерского массивов (1890), Цумеба (1893) и Дальнегорского м-ния (1897). В те же годы впервые появляется термин “геммология”(1892), в России создаются такие шедевры камнерезного искусства как мозаичная карта Франции, шкафчики с мозаикой в Эрмитаже (1896), Беккерель открывает явление радиактивного излучения урана (1896). 3. Выход первого номера старейшего научно-популярного журнала по минералогии “Rocks and Minerals” (1926) и первого издания знаменитой книги А. Е. Ферсмана “Занимательная минералогия” (1928) совпал с рождением звукового кино (ф. “Певец джаза”, 1926 [The Jass Singer] и ф. “Огни Нью-Йорка”, 1928). В те же годы были основаны популярные журналы “Советский экран” (1925), “Советское фото”(1926), в Москве впервые открылся кинозал для детей (1927), а в мультипликации появился новый персонаж-Микки Маус (1928). 4. Рождение журналов “Mineralogical Record”(1971) и “Lapis”(1976) совпало с появлением первых видеофильмов и первых бытовых видеомагнитофонов (1971).
Из хроники событий в “мире кино” и в “мире камня”,
в том числе упоминаемых в статье.
1863. 03. 12-родился Владимир Вернадский
1864-родился Луи Люмьер
1884. 02. 16-родился Роберт Флаэрти
1889. 04. 16-родился Чарли Чаплин
1889-родился Арнольд Фанк
1895. 02. 01-родился Джон Форд
1895. 12. 28-первый публичный киносеанс в Париже, официальная дата рождения кинематографа
1896. 01. 02-родился Дзига Вертов
1898-открытие золота на Клондайке, время действия ф. “Золотая лихорадка”
1906. 05. 21 (1906.06.03) - родился Сергей Герасимов. Район Южного Урала, где родился и провел детство будущий кинорежиссер (станица Кундравинская) - один из наиболее интересных в минералогическом отношении. К северу расположен знаменитый Ильменский заповедник, а западнее, на Царево-Александровском прииске в 1842 г. был найден крупнейший в России самородок золота “Большой треугольник”.
1906. 11. 16-родился Роман Кармен
1907. 05. 26-родился Джон Уэйн
1907. 08.13 -родилась Тамара Макарова
1908-ф. “Последние дни Помпеи”-первая постановка
1909-оператор Л. П. Форестье снимает последствия Мессинского землетрясения
1909. 06. 20-родился Эррол Флинн
1910. 03. 23-родился Акира Куросава
1913 - Роберт Флаэрти впервые взял кинокамеру в геолого-разведочную экспедицию.
1915. 03. 22-родился Георгий Жжёнов
1915. 07. 11-родился Юл Бриннер
1916-ф. “Ивигтут” с участием Асты Нильсен
1917-ф. “Горный Эйвинд и его жена”(реж. В. Шёстрем), Действие происходит в Исландии.
1918. 04. 18-родился Андре Базен
1921. 11. 03-родился Чарльз Бронсон
1923-ф. “Алчность”(реж Э. фон Штрогейм). Съёмки в Долине Смерти и др.
1924. 03-1925- Чаплин проводит натурные съёмки ф. “Золотая лихорадка” в горах Невады.
Ч. Чаплин в фильме "Золотая лихорадка"
1924-Сергей Герасимов впервые выступает в кино как актёр мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра).
1925. 03. 28-родился Иннокентий Смоктуновский
1925-ф. “Священная гора” (реж. А. Фанк)-первый в жанре “горных фильмов”
1926-ф. “По закону” (реж. Л. Кулешов)
1927-Тамара Макарова начала сниматься в кино
1928-Сергей Герасимов окончил Ленинградский институт сценического искусства.
1929-ф. “Белый ад Пиц Палю” (реж. А. Фанк)
1930-ф. “Буря над Монбланом” (реж. А. Фанк)
1930-документальные фильмы “Симфония Донбасса” (реж. Д. Вертов) и “Москва-Кара-Кумы-Москва” (об автопробеге через пустыню, в том числе через Серные бугры).
1930-ф. “Двадцать два несчастья”-режиссерский дебют С. А. Герасимова.
1930-Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров и Айвор Монтегю написали сценарий по роману Б. Сандрара “Золото Зуттера”.
1931-оператор Эдуард Тиссэ снимает “Землетрясение в Мексике”.
1931-ф “Счастливый Кент”. Т. Макарова в роли девушки с Клондайка.
1931-ф. “Солидарность” (реж. Г.-В. Пабст)-о спасении французских шахтеров, засыпанных землей, немецкими рабочими.
1931-ф. “Табу” (реж. Ф. Мурнау, сценарий Р. Флаэрти), Герой фильма-ловец жемчуга, добывающий его для продажи на Таити.
1932-ф. “Голубой свет” (реж. Лени Рифеншталь). “Горный фильм”, поставленный по старинной легенде. Драматические события происходят с жителями деревушки в Доломитовых Альпах, и связаны они с гнёздами горного хрусталя, которые вызывают таинственное свечение над вершинами гор.
до 1933-Эррол Флинн работает на золотом прииске в Новой Гвинее, а также проводником группы кинематографистов, снимающих на острове.
1934. 11. 05-родилась Кира Муратова
1935-ф. “Тринадцать” (реж. М. Ромм). Вместе с группой красноармейцев возвращается домой, пересекая пустыню, ученый-геолог. На пути они встречают отряд басмачей и вступают с ним в бой.
1936-ф. “Семеро смелых” (реж. С. Герасимов). Фильм, принесший известность режиссеру и молодым актерам Тамаре Макаровой и Петру Алейникову. В борьбе со стихией зимовщики открывают в Арктике богатое месторождение олова. В основе фильма лежат реальные события-в 1934-35 гг. на Чукотке экспедиция под руководством С. В. Обручева открывает первые месторождения будущего Певекского оловорудного района (Валькумей и др.)
1937-ф. “На Дальнем Востоке”. Отряд строителей прокладывает дорогу через горный хребет. Николай Боголюбов, сыгравший роль начальника отряда в ф. “Семеро смелых”, играет роль геолога Штокмана.
1937-ф. “Шахтеры” (реж. С. Юткевич, сцен. А. Каплер). Первая роль в кино Марка Бернеса (инж. Красовский).
1938-ф. “Комсомольск” (реж С. Герасимов)
1938. 01. 25-родился Владимир Высоцкий.
1938-Чарльз Бронсон, окончив школу, поступает работать в шахту.
1938-мультфильм “Белоснежка и семь гномов” (реж. Уолт Дисней)
1939-ф. “Учитель” (реж. С. Герасимов). Действие фильма происходит на Урале.
1939-ф. “Дилижанс” ( в нашем прокате “Путешествие будет опасным”)(реж. Джон Форд). Один из лучших вестернов. В роли ковбоя Ринго-Джон Уэйн. Съёмки фильма проходили в Долине Монументов и др.
1939-Дзига Вертов предлагает замысел оригинального сценария “Девушка играет на рояле”(Поэма научно-фантастического характера). Девушка едет в район падения и розысков недавно упавшего метеорита и ей снятся странные явления и вещи, которые происходят в районе его падения-исчезло трение, изменилось тяготение и т. д.
1940-ф. “Большая жизнь”( реж. Л. Д. Луков). Петр Алейников и Борис Андреев в роли знаменитых шахтеров.
1940-ф. “Вирджиния-Сити”(реж. Майкл Кёртиц). Вестерн с участием Эррола Флинна. Открытое в 1859 г. в Неваде месторождение Комсток, на котором возник город Вирджиния-Сити, является одним из крупнейших в мире месторождений Au и Ag.
1944-ф.”Мы с Урала” (реж Л. Кулешов и А. Хохлова).
1944-1946-С. А. Герасимов возглавляет Центральную студию документальных фильмов (ЦСДФ).
1946-С. А. Герасимов становится профессором ВГИКа.
1946-ф. “Каменный цветок” (реж. А. Л. Птушко).По мотивам уральских сказов П. П. Бажова. Приз за цвет Международного кинофестиваля к Канне.
1948-ф. “Молодая гвардия” (реж. С. А. Герасимов).
1949-ф. “Луизианская история” (реж. Р. Флаэрти).
1950-ф. “Стромболи, земля божья” (реж. Р. Росселлини).
1950-ф. “Дорога надежды” (реж. П. Джерми).
1951-ф. “Донецкие шахтеры”.
1950-ые, начало-Иннокентий Смоктуновский работает в театре Норильска.
1953 - документальный фильм “Повесть о нефтяниках Каспия” (реж. Р. Кармен).
1957-ф. “Дом , в котором я живу” (реж. Я. Сегель). Михаил Ульянов в роли геолога.
1957-ф. “Тихий Дон” ( по роману М. А. Шолохова, реж. С. А. Герасимов).
1958-ф. “Дорогой мой человек”( по Ю. П. Герману, реж. И. Е. Хейфиц). Инна Макарова в роли геолога.
1959-ф. “Неотправленное письмо”(реж. М. Калатозов, опер. С. Урусевский). Иннокентий Смоктуновский в роли геолога Сабинина. История открытия месторождения алмазов в Сибири отрядом геологов и их гибели. \\ смотреть фильм - http://filmin.ru/16556-neotpravlennoe-pismo.html
1964-ф. “Большая руда” (реж. В. С. Ордынский)
1964-ф. “Тишина ” (по роману Ю. В. Бондарева, реж. В. П. Басов). Лариса Лужина в роли геолога.
1966. 04. 26-Ташкентское землетрясение. Малик Каюмов в течение двух лет снимает документальный фильм о землетрясении.
1966, август-Владимир Высоцкий снимается одновременно в ф. “Вертикаль”(реж. С. С. Говорухин и Б. В. Дуров) и в ф. “Короткие встречи”(реж. К. Муратова).
1967-ф. “Журналист”- (реж. С. А. Герасимов). Действие фильма происходит в том числе на Южном Урале, в Миассе.
1968-ф. “Короткие встречи”(реж. К. Муратова). Позже Кира Муратова скажет о своём учителе С. А. Герасимове : “Он меня все время спасал. Пытался остановить закрытие “Долгих проводов”, “Короткие встречи ” вышли его усилиями.
1970-ф. “У озера” (реж. С. А. Герасимов). Режиссер рассказывал, что сначала картина складывалась как документальная, почти автобиографическая : впечатления и размышления человека зрелого возраста, который вернулся в родные места после 35 лет отсутствия. Речь шла об уральском озере Чебаркуль, близ Миасса, где провел детство Сергей Герасимов. Затем действие (и натурные съёмки) были перенесены на озеро Байкал.
1971-ф.”Андрей Рублёв”(реж. А. А. Тарковский).
1971-ф. “Нефтедобытчицы”(реж. Кристиан-Жак) [Chrisian-Jaque].
1972-ф. “Антрацит” (реж. А. В. Сурин).
1973-ф. “Любить человека” (реж. С. А. Герасимов). Действие фильма происходит в том числе в Норильске; отдельные эпизоды снимались на склоне горы Рудная близ рудника Медвежий ручей. Одна из сюжетных линий фильма-история проекта жилого дома-комплекса “Полар” для живущих на Крайнем Севере, в том числе реально проектируемого для строительства на трассе магистрального газопровода в Западной Сибири.
1973-ф. “Земля Санникова”(по роману В. А. Обручева).
1973-ф. “Оклахома как она есть”[“Oklahoma crude”](реж. Стэнли Крамер [Stanley Kramer]). События в фильме происходят в 1910 г. на фоне грандиозных разведочных работ на нефть.
1973-1974-ф. “Алиса в городах”(реж. Вим Вендерс).
1975-ф. “Дочки-матери”(реж. С. А. Герасимов). Девушка, героиня фильма живет и учится в Свердловске.
1975-ф. “Пропавшая экспедиция” (реж. В. Д. Дорман). События в фильме происходят в Сибири в разгар гражданской войны и связаны с поисками месторождения золота.
1975-ф. “Абу Райхан Бируни” (реж. Ш. С. Аббасов)-о выдающемся ученом средневекового Востока.
1975-ф. “Лотта в Веймаре”(по Т. Манну, реж. Э. Гюнтер [Egon Gunter], в роли И.-В. Гёте-Мартин Хельберг [Martin Hellberg]).
1976-ф. “Красное и черное” (по роману Стендаля, реж. С. А. Герасимов)
1976-ф. “События на руднике Марусиа”[”Actas de Marusia”](реж. М. Литтин [Miguel Littin])-о расправе карателей с бастующими чилийскими рабочими на соляных копях. Фильм получил премию “Оскар”.
1977-ф. “В четверг и больше никогда” (по А. Г. Битову, реж. А. В. Эфрос).
1979-ф. “Территория”(по О. М. Куваеву, реж. А. В. Сурин).
1980-ф. “Познавая белый свет” (реж. К. Муратова). Действие фильма происходит в том числе на Курской магнитной аномалии.
1980-ф. “Королевство алмазов” (реж. Сатьяджит Рей [Satyajit Ray])
1981-ф. ”Юность Петра”, “В начале славных дел” ( по роману А. Н. Толстого “Пётр I”, реж. С. А. Герасимов)
1981-ф. “Факты минувшего дня ”(по роману Ю. Скопа “Техника безопасности”, реж. В.П. Басов). Действие в фильме происходит на заполярном комбинате [“Апатит”]. Натурные съёмки происходили в том числе в Хибинах. Александр Абдулов - в роли взрывника Григория, Михаил Ульянов- в роли директора комбината.
1983-ф. “Демидовы”(реж. Я. Л. Лапшин).
1983-документальный фильм “Будь полезен человечеству” (реж. В. Болянская и Л. Рымаренко)-об академике А. Е. Ферсмане (к столетию со дня рождения).
1984-ф. “Лев Толстой” (реж. С. А. Герасимов).
1984-открытие нового минерала чурсинита, названного в честь киноактрисы Л. А. Чурсиной (Васильев В. И. и др. , 1984).
1984-ф. “Человек со звезды” (реж. Джон Карпентер). Одна из сцен снята в Аризонском метеоритном кратере.
1985-ф. “Копи царя Соломона”[”King Solomon ‘s Mines”] (реж. Дж. Ли Томпсон). Приключенческий фильм, действие которого происходит в Африке. В главной женской роли-Шарон Стоун.
1985-умер С. А. Герасимов. В интервью (в беседе с В. Барской), оказавшимся последним, С. А. Герасимов говорил о подготовке к работе над новым фильмом : “Думаю писать сценарий об Урале, где я родился и где уже 25 лет депутат Верховного Совета СССР. Я очень часто там бываю и, пожалуй, знаю о его людях сейчас гораздо больше, чем тогда, когда там жил. Сейчас совершенно обновлённый рабочий класс, очень интересная интеллигенция. Не случайно Урал поставляет отличные кадры в самых разных областях. Меня интересует в итоге простая вещь : как закаляется личность, как складывается хороший человек? Почему тут выходит, а там нет? Система открытий , огорчений, всё то, что проживает общество.”(Экран-1987)
1988-ф. ”На одной планете”-о выдающемся ученом В. И. Вернадском . В главной роли-Г. Тараторкин.
1990-Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского предоставил подборку образцов минералов для съёмок одной из сцен фильма “Железный занавес” (реж. С. Я. Кулиш).
1992-ф. “Ариша, медведь и каменное колечко” (реж. Вим Вендерс).
1994-ф. “Ширли-Мырли” (реж. В. В. Меньшов). Комедия, в которой мафия и милиция преследуют вора, завладевшего гигантским алмазом, найденным в Сибири.
1994-в Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана поступают замечательные образцы халцедона (“розы”) из Нью-Мексико с привязкой, отсылающей к местам действия в фильме “Дилижанс”-Джеронимо, Лордсберг [Jeronimo, Lordsburg].
1995-год столетия кинематографа. Джон Уэйн, сыгравший в “Дилижансе ” и во многих других вестернах, в ежегодном опросе возглавил десятку самых любимых американцами киноактёров. Одними из обладателей “Ники”, самой престижной в России кинематографической премии стали Кира Муратова (за фильм “Увлеченья”) и Тамара Фёдоровна Макарова (приз “Честь и достоинство”).
В июне 1996 г. для проведения специальной фотосъёмки к статьям этого номера мы приехали в Екатеринбург, в Уральский геологический музей. Наверное, символично, что в одной из витрин рядом со старинными гониометрами и шахтёрскими лампами стоял карандашный портрет С. А. Герасимова, сделанный во время посещения им музея в 1981 г.
«Уральский геологический музей в отзывах его посетителей». Источник: Филатов В.В. и др. История создания и становления Уральского геологического музея /В.В. Филатов, В.Н. Авдонин, А.И. Соколова, Ю.А. Поленов; под общей ред. Ю.А. Поленова. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2003. — 276 с.
P.S. Фотографии и другие материалы по теме (не были опубликованы в статье).
Знаменитые геологические объекты в кино
Знаменитые геологические объекты и месторождения неоднократно становились эффектным фоном, на котором происходило действие фильма. 1. “Башня дьявола”(Devils Tower), Вайоминг, США ("Близкие контакты третьей степени"). 2. Долина Монументов, Аризона\ Юта, США ("Дилижанс", "Однажды на Диком Западе" и другие вестерны). Фото: В. Пономаренко.
Долина р. Вудъяврйок между г. Поачвумчорр (слева) и г. Кукисвумчорр. Фото: © А.А. Евсеев, 2007. В этих местах сняты некоторые эпизоды фильма "Семеро смелых"
Актеры и режиссеры
Донатас Банионис
Кадры из к\ф "Территория" (СССР, Мосфильм, 1978, реж. А. Сурин, сцен О. Куваева - по одноименному роману). Д. Банионис в роли Чинкова, В. Летенков в роли геолога Баклакова и др. \\ Смотреть
Юл Бринер и Чарльз Бронсон
1. Юл Бринер в фильме "Великолепная семерка" 2. Чарльз Бронсон в в фильме "Однажды на Диком Западе"
Владимир Высоцкий и Кира Муратова
Владимир Высоцкий 1. На концерте в геологическом клубе. Ауд. 611, МГУ, Москва, конец 1970-х . 2. В роли геолога Максима с Кирой Муратовой в ее фильме "Короткие встречи " (полевые эпизоды фильма снимались на Рудном Алтае).
Сергей Герасимов
Район Южного Урала , где родился и провел детство будущий кинорежиссер Сергей Герасимов (станица Кундравинская, ныне с. Кундравы) - один из наиболее интересных в минералогическом отношении (см. карту ниже). На Царево-Александровском прииске в 1842 г. был найден крупнейший в России самородок золота “Большой треугольник”.
Местонахождения минералов в районе Миасса (Ю. Урал). Составил: © А.А. Евсеев.
Петр Алейников и др. в фильме "Семеро смелых" |
|
Тамара Макарова (в роли врача Жени Охрименко) и Николай Боголюбов (в роли начальника зимовки геолога Ильи Летникова). Позже Тамара Макарова сыграла роль Хозяйки Медной горы в фильме "Каменный цветок" (1946), а среди её первых ролей в кино была “девушка с Клондайка” в фильме ”Счастливый Кент”(1931) |
|
Кадры из фильма С. Герасимова "Семеро смелых" (1936)
Е. Попова, С. Колисниченко, М. Попов у стенда, посвященному фильму "Семеро смелых". Музей С.А. Герасимова. Кундравы, Ю. Урал, Россия. 2012.08.16. Фото: © А.А. Евсеев
1. Тамара Макарова в роли Хозяйки Медной горы в фильме "Каменный цветок". 2. Статуэтка "Хозяйка Медной горы". Музей С.А. Герасимова. Кундравы, Ю. Урал, Россия. 2012.08.16. Фото 1-2: © А.А. Евсеев.
Уголок домашнего рабочего кабинета знаменитого кинорежиссера С.А. Герасимова (биография). "Его привезли из личной квартиры с Кутузовского проспекта г. Москва. Кабинет воссоздан в том виде, в котором он и был в его квартире. На полках стоят книги, которые Герасимов читал..." (подробнее). Музей С.А. Герасимова. Кундравы с., Ю. Урал, Россия. 2012.08.16. Фото: © А.А.Евсеев. \\ Подробнее о музее : http://www.geocaching.su/ \ http://www.virt-pro.ru/?p=49 \ фоторепортаж - http://uraldaily.ru/node/52
Михаил Калатозов
И. Смоктуновский, Т. Самойлова и Е. Урбанский в фильме "Неотправленное письмо" (СССР, 1959; реж. М. Калатозов
Бастер Китон - “человек с каменным лицом”, один из величайших комиков немого кино (Википедия) \\ из фильмов \\ Три эпохи \\ Пароходный Билл (фрагмент "Ураган" - с 54 мин. - смотреть) \\ The Best of Buster Keaton
Акира Куросава
Акира Куросава
Владимир Мотыль
Камушек от Сухова ( "Белое солнце пустыни")
Нефти пока нет...Павел Луспекаев в роли Верщагина в фильме "Белое солнце пустыни" (СССР, 1970, реж. В. Мотыль).
Андрей Тарковский
Кадры из фильма А. Тарковского "Андрей Рублев" (Н. Бурляев в роли Бориски)
Евгений Урбанский
Начало работ на Михайловском руднике (КМА). Евгений Урбанский в роли шофера в к\ф "Большая руда" (СССР, 1964, реж. В. Ордынский). Песня "Ты не печалься..." - слушать
Людмила Чурсина
В честь актрисы Л.А. Чурсиной назван новый минерал чурсинит. Фото: Сергей Абраменков. Источник: http://old.echo.msk.ru/abr/ .
Л и т е р а т у р а
Актёры советского кино, вып. 7. М. , 1971 (о Л. А. Чурсиной)
Базен А. Что такое кино. М. “Искусство”, 1972.-384 с.
Висконти о Висконти. М. , “Радуга”, 1990.-448 с.
Герасимов С. А. Собрание сочинений, в 3 тт. , т. 1-2, М. , 1982-83.
Гринберг И. Народная артистка СССР Тамара Фёдоровна Макарова. М. , Госкиноиздат, 1951. -32 с.
Жжёнов Г. С. Омчагская долина.
Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Ставрополь, 1992.-288 с.
Катанян В. Серёжа или Страсти по Параджанову. / Киносценарии, № 6, 1994, с. 33-48
Кино. Энциклопедический словарь. / Гл. ред. С. И. Юткевич ; М. : Сов. энциклопедия, 1987.-600 с.
Кракауэр З. Психологическая история немецког еино. От Калигари до Гитлера. Пер. с англ. М. , “Искусство”, 1977.-320 с.
Кремлев Г. Д. Михаил Калатозов. М. , 1964.
Парфёнов Л. А. Сергей Герасимов. М. , 1975.
Раззаков Ф. Жизнь и смерть Владимира Высоцкого. М. , “Альтекс”, 1994. -350 с.
Роберт Флаэрти : Статьи. Свидетельства. Интервью. М. , “Искусство”, 1980. -224 с.
Рыбак Л. В кадре- режиссёр. М. , 1974.
Садуль Ж. Всеобщая история кино, т. 4 (Второй полутом) . М. , “Искусство”, 1982. -587 с.
Туманова Н. П. Тамара Макарова. М. , 1982.
Уварова И. Зарисовки в духе персидской миниатюры. / Киносценарии, № 6, 1994. -с. 3-6.
Экран, 1987. М. , “Искусство”, 1987. -272 с.
Ягункова А. Тамара Макарова. М. , 1978.
Bogdanovich P. John Ford. Berk. , 1978.
Calder-Marchall A. The Innocent Eye. The Life of Robert Flaherty. W. H. Allen, Forsyth Hardy ed. , 1963.
Flaherty R. J. The Captain`s Chair. New York, Ed. Scribner`s, 1938.
Ford D. Pappy : The Life of John Ford. Prentice -Hall, Inc.. Englewood Cliffs, N. J. -324 p.
Gazda J. Innokentij Smoktunowski, Warz. , 1975.
Godfrey L. The life and crimes of Errol Flynn. L. - N.-Y. , 1977.
Griffith R. The World of Robert Flaherty. New York, 1953.
Wehberg H. G. Stroheim : a pictorial record of his nine films. N. -Y. , 1975.
Продолжение темы - Кино \\ В зеркале камня