Основные понятия современной геологии и геодинамики (субдукция, спрединг, трансформный разлом и др.) сформировались в результате изучения океана. Сравнение пород океанической коры и офиолитовых разрезов, современного и древнего осадконакопления, ныне активных и древних гидротермальных систем позволяет реконструировать палеогеографические и палеогеодинамические обстановки на суше, что в свою очередь, приводит к более обоснованному прогнозу положения месторождений полезных ископаемых.
Территория Российской Федерации омывается водами Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов и поэтому выпускники высших учебных заведений страны геологического профиля должны иметь представление об основных особенностях геологического строения этих акваторий. Тем более, что с морями нашей страны связаны наиболее перспективные районы на открытие месторождений углеводородов и россыпей.
Геологические исследования Мирового океана имеют специфические особенности, которые отличают их от изучения континентов. Во-первых, коренные породы дна океана представляет собой закрытый объект. Он изучается в основном геофизическими, т.е. дистанционными методами. Прямые наблюдения включают изучение кернов, полученных с буровых судов или платформ, образцов, которые были собраны с пилотируемых подводных аппаратов или при драгировании дна. Во-вторых, познание геологии океана связано с пониманием основ геофизики, географии, геоморфологии, океанологии, картографии, информатики и принципов интерпретации полученных результатов.
Коренные породы большей части океанского ложа закрыты дважды - слоем воды и осадочным чехлом. Мощности этих слоев могут достигать многих тысяч метров. Для исследования строения океана создано множество типов геофизической аппаратуры, которая и дает основной объем данных о его геологии. В значительной степени, по методам сбора и обработки информации, исследование дна Мирового океана сходно с изучением планет. На данном этапе развития науки одним из важнейших методов познания океана стало применение космических методов - спутниковой альтиметрии и иных наблюдений. Спутники обеспечивают и привязку данных.
Курс <Геология морей и океанов>, который дается преподавателями различных кафедр Геологического факультета МГУ для студентов одной из групп 4-го курса, состоит из двух частей. Первая - общие сведения (6 лекций) о строении глубоководных частей Мирового океана и окраинных морей России (преподаватель - автор) и вторая - особенности осадочных процессов океанов и морей (5 лекций) (преподаватель - доцент Копаевич Людмила Федоровна). В конце курса - зачет.
Создание настоящего учебного пособия связано с тем, что автор не смог найти ни одной книги, которую он мог бы порекомендовать студентам для самостоятельной работы. Изданные учебники (Приложение 1) можно использовать только с серьезными поправками по целым разделам. Это связано с появлением принципиально новых данных о рельефе, методах исследования, геофизических полях и геологии глубоководной части Мирового океана. В какой-то мере автор пытался заполнить этот пробел созданием электронной версии конспектов лекций (http://atlantic.ginras.ru/), однако он не может заменить печатного издания. При чтении курса использовались компьютерные технологии.
В данном учебном пособии специально введен раздел <Приложения>, в котором ряд сведений систематизирован в виде списков литературы или таблиц. Это освобождает автора от включения в текст лишних данных. Обильную информацию для тех, кто хочет получить больше, чем дается в курсе, можно почерпнуть из словарей и справочников, но их, на русском языке, к сожалению, тоже немного (Приложение 2).
Опубликованные монографии и статьи носят либо слишком профессиональный характер, либо касаются отдельных проблем геолого-геофизического строения океана, либо имеют региональный характер, либо сложны для понимания студентами или успели устареть. Многие данные о геологии океана содержатся в отечественных или иностранных журналах, однако они, как правило, также недоступны студентам. Хотелось бы отметить, что автор столкнулся с проблемой ссылок. При создании курса использован ресурс данных, который исчисляется сотнями работ, список которых и бесконечные ссылки на них, существенно бы увеличил объем издания и затруднил бы студентам понимание сути вопроса. Автор надеется, что не упомянутые авторы статей в учебном пособии подойдут с пониманием к этой проблеме. Некоторые работы, которые могут быть, с точки зрения автора, использованы для получения разъяснений или расширения знаний по тем или иным вопросам сведены в специальном списке литературы (Приложение 3).
Предлагаемое учебное пособие касается части курса, которую читает автор и представляет собой расширенный конспект лекций. Она состоит из двух разделов, первый из которых нацелен на понимание геологии ложа Мирового океана. При этом, внимание уделяется не только широко известным фактам, но геологическим ситуациям, которые не получили до сих пор внятного объяснения, а также деталям, которые, как правило опускаются. Во втором разделе дается описание арктических и дальневосточных морей России как примеров строения пассивных и активных окраин соответственно. Здесь же дается несколько более подробное описание частей океанов, прилегающих к отечественной территории. При описании основ геологии морей России уделяется внимание не только акваториям, но и сопредельным участкам суши, а также островам. Автору представляется, что геологи, изучающие акватории обязаны знать строение прилегающих побережий (и наоборот).
При создании курса подразумевалось, что студенты Геологического факультета МГУ к IV курсу должны твердо знать основные закономерности строения дна Мирового океана, осадочного слоя, представлять строение океанической литосферы в целом, и таких объектов как срединно-океанические хребты, активные и пассивные переходные зоны. Помимо вышесказанного, они также должны иметь представления о типах пород, свойствах магнитного и гравитационного полей Мирового океана, о современных методах геолого-геофизических исследований.
В основу курса заложена не только опубликованная информация, но и сведения собранные в течение многих лет в экспедициях Геологического института РАН на судне "Академик Николай Страхов" в Атлантическом океане в период 1985 - 2000 гг. В ряде из них автор принимал личное участие. При создании курса широко использовались и ресурсы InterNet.
В морской геологии часто применяются единицы измерения, которые отличны от метрических мер. Их соотношения приведены в Приложении 6.
Автор благодарен моим коллегам по лаборатории Геоморфологии и тектоники дна океанов ГИН РАН кгн Агаповой Г.В., кфмн Соколову С.Ю. и кгн Турко Н.Н., за понимание необходимости создания этой работы, терпение, консультации, всестороннюю поддержку, ценные советы и критику, а также за предоставленные данные.
Автор благодарен зам. директора ГИН РАН Гаврилову Ю.О. за поддержку и решающий вклад в финансировании издания настоящей работы.
|