Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/uploads/____________.doc
Дата изменения: Tue Apr 5 21:57:20 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:49:21 2012
Кодировка: koi8-r

Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Быть русским!

Помните, что Отечество земное с его
Церковью есть преддверие Отечества
небесного, потому любите его горячо и
будьте готовы душу свою за него положить...
Господь вверил нам, русским, великий
спасительный талант Православной веры...
Восстань же, русский человек! Перестань
безумствовать! довольно! довольно пить
горькую, полную яда чашу - и вам, и России.
Святой праведный о. Иоанн Кронштадский
|1 |Народ... От частого и бессовестного употребления слово это так истерлось, |
| |истрепалось и выцвело, что теперь почти невозможно восстановить его |
| |истинное значение. Но, по счастью, жив еще сам народ - униженный и |
| |обманутый, обворованный и оболганный, русский народ еще жив. |
|2 |Только вот - помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для |
| |этого надо? достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или |
| |требуется нечто еще? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы|
| |- значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного |
| |самосознания, опомниться после десятилетий атеистического |
| |космополитического забытья, осознать себя - свой путь, свой долг, свою |
| |цель. Для этого надо прежде всего вернуть народу его историческую память. |
| |Только вспомнив, «откуда есть пошла русская земля», где, в какой почве |
| |окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, |
| |можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые, не жить нам |
| |дальше, а догнивать. На этом пути не обойтись без Православной Церкви, |
|3 |древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без ее любовного, |
| |отеческого окормления - запутаемся и заблудимся, утонем в пучине |
| |противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов. |
| |«Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы |
| |по справедливости, о чем приятно размышлять нам, что отрадно и утешительно |
| |видеть вокруг себя? - От веры Православной, которую принес нам |
| |равноапостольный князь Владимир. Мы не можем не радоваться необъятному |
| |почти величию земли отечественной. Кто первый виновник его? Святая вера |
| |Православная. Она соединила воедино разрозненные племена славянские, |
| |уничтожила племенные их отличия, поставляющие преграду их общению, и |
| |образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский. Кто |
| |соблюл и сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких |
| |переворотов, посреди стольких врагов, посягающих на нее? Святая вера |
| |Православная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, |
| |сообщив ей высшее значение в любви к вере и Церкви. Она воодушевляла героев|
| |донских и Невских, Авраамиев и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала|
|4 |и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество в бранях и освящает самую |
| |брань за Отечество как святой подвиг за веру Христову...» Эти вдохновенные |
| |слова принадлежат преосвященному Димитрию, архиепископу Херсонскому. |
|5 |Давным-давно сказаны они, но неужели не отзовутся и ныне в сердце русского |
| |человека! Неужто не заболит душа при виде того, в какую грязь втоптаны |
| |святыни, верность которым десятки поколений доказали всей жизнью своей, |
| |защищая которые, пролили столько крови? |
|6 |Однако сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет |
| |места святыням. Сердце человека - престол Божий - пытаются занять уродливые|
| |безблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, |
| |Слава. |
| |Оттого-то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей - злобы |
| |и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый |
| |материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не |
| |может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера - |
| |рождает подвижников правды и добра. |
| |«Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый |
| |и разнообразный, как обитаемая им страна? Его образовала нам святая вера |
| |Православная. Она принесла нам с собою первые письмена для расширения круга|
| |наших понятий, для сообщения между нами светлых и светоносных понятий о |
| |Боге и бесконечной любви Его к человекам, о человеке и его высоком |
| |предназначении в вечности... Мы все почти утратили от прежней жизни России,|
| |но сохранили святые храмы, в которых молились наши предки; сберегли |
| |святыню, завещанную нам от отцов наших, а с нею наследовали и их |
| |благословение... Надобно сознаться, что если бы теперь древние предки наши |
| |восстали из гробов своих, едва ли бы они узнали в нас потомков: так много |
| |изменились мы во всем. Но они узнают нас в святых Божиих храмах, они не |
| |отрекутся от нас перед их заветною святынею... Можно ли не пожелать от |
| |сердца, чтобы вера Православная, этот родственный, живой союз наш с |
|7 |предками, сохранена была нами и передана потомкам нашим, как драгоценнейшее|
| |наследие, как заветное сокровище, во всей ее пренебесной чистоте и святыне,|
| |чтобы и будущее отдаленное потомство питало к нам родственно-христианское |
| |сочувствие...» Эти слова Херсонского архиерея звучат ныне как обличение, |
| |как упрек нам, малодушным и маловерным, осуетившимся в мелких мирских |
| |заботах и почти обезверившимся, почти утерявшим связь с великим и славным |
| |прошлым собственного народа. Допускаю, что яд религиозного индифферентизма,|
| |безразличия к святыням веры, пришедшего на смену откровенному богоборчеству|
| |прошлых лет, временно оглушил значительную часть общества, отравил сердце |
| |русское, но - не верю, что найдется русский человек (безразлично, верующий |
| |или нет), которого оставят равнодушными приведенные выше слова |
| |преосвященного Димитрия о нерасторжимой взаимосвязи земного величия России |
| |с ее духовной мощью и здоровьем, с крепостью и живостью веры. А коли |
| |найдется - не русский он: христопродавцы всегда интернациональны. |
| |Но почему, спросит читатель, говоря о неповторимом национальном своеобразии|
|8 |народа, мы начали именно с Церкви? Мало ли других национальных черт, |
| |народных характеристик, утерянных, утраченных с течением времени или |
| |насильственно вытравленных строителями «светлого будущего»? Нет ли здесь |
| |некоторого искусственного преувеличения, тем более, что церковное |
| |благовестие, как известно, не знает национальных границ? Никакого |
| |преувеличения нет. Православная Церковь - соборная совесть народа. Она, как|
| |заботливая мать, воспитала в нем его лучшие черты. Она сурово обличала его |
| |грехопадения и давала силы восстановить утраченное. «Кто жаждет - прииди ко|
| |Мне и пей», - щедро возглашала Церковь словами Священного Писания и щедро |
| |поила пришедших и уверовавших живой водой евангельской правды. Прочтите - |
| |верующий вы человек или нет -Нагорную проповедь Иисуса Христа, Господа |
| |нашего, подъявшего на рамена Свои груз всех грехов, неправд и злоб наших, |
| |претерпевшего во искупление их унижения и издевательства, оплевания, биения|
| |и страшную, поносную смерть на Кресте - прочтите эти свидетельства |
| |безграничного милосердия Божия (Евангелие от Матфея, гл. 5:6, 7) и скажите |
| |честно: где-нибудь, когда-нибудь встречали ли вы учение боле возвышенной, |
|9 |чистое и преисполненное любви?... |
| |«Блаженны алчущие и жаждущие правды» - свидетельствует Церковь народу |
| |русскому. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное... |
| |Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и |
| |прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:6, 10, 16). И разве не этому |
| |свидетельству обязан русский народ тем, что создав величайшее государство, |
| |простирающееся от Атлантики до Тихого океана, он не унизил ни один из |
| |встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех принял как |
| |братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости. Евангельское учение Церковь |
| |вложила в душу народа как совершеннейший образец, по которому каждый в меру|
| |сил должен строить жизнь личную, а все вместе - общественную и |
| |государственную. Именно Церковь стала центром святоотеческой |
| |государственности - не насилующей народа, не создающей рабства, следящей за|
| |духовным возрастанием каждого. Церковная идея служения легла в основу |
| |сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не|
| |на иерархии прав, как это было на Западе. Здесь берет начало весь уклад |
| |русской жизни, как бы не изменялись его формы с течением времени. |
| |Православность - непременное качество всего русского в его историческом |
| |развитии. Понятия «русский» и «православный» слились воедино. Так было, |
| |пока Россию не разъединили насильно - с умыслом, злонамеренно и расчетливо.|
| |Знали -чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души... |
| |Василий Ключевский, знаменитый историк, подметил в русской истории |
| |интересную особенность. «Господствующие идеи и чувства времени, с которыми |
| |все освоились, - говорил он, - и которые легли во главу угла сознания и |
| |настроения, обыкновенно отливаются в ходячие, стереотипные выражения, |
| |повторяемые при всяком случае. В XI-XII веках таким стереотипом была |
| |русская земля, о которой так часто говорят и князья и летописцы... Везде |
| |Русская земля, и нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский |
| |народ». Пытаясь разобраться в том, что значит «быть русским», нельзя пройти|
| |мимо этого факта. Случаен ли он? Нет, ибо русская история, начавшаяся, как |
|10|фактор мирового (и даже космического) значения с момента крещения Руси, в |
| |первые два века своего течения представляет нам картину формирования и |
| |духовного оформления той народной общности, которая в своем окончательном |
| |виде получила наименование «народа святорусского» - этого излюбленного |
| |выражения былинных сказителей. Понятие «народ» по отношению к национальной |
| |общности есть понятие более высокое, не материальное, но духовное, и ее |
| |одной недостаточно, чтобы сложился коллективный духовный организм, столь |
| |крепкий и живучий, что никакие беды и напасти (а сколько их было за десять |
| |веков нашей истории) не смогли разрушить его и истребить. Первоначально |
| |единство крови, общность происхождения славянских племен, при всей своей |
| |значимости, не могли придать этому собранию необходимую живучесть и |
|11|крепость. Лишь только тогда, когда душа народа - Церковь - собрала вокруг |
| |себя русских людей, когда Русь преодолела отсутствие государственного |
| |единства, порождавшее в народном теле язвы и трещины усобиц, когда, сбросив|
| |с себя иноверческое татаро-монгольское иго, Россия объединилась под |
| |скипетром Русского Православного Государя -тогда во весь свой могучий рост |
| |поднялся на исторической сцене русский народ. Народ соборный, державный, |
| |открытый для всех. Осознавший цель и смысл своего бытия. С этого момента |
| |смысл русской жизни окончательно и навсегда сосредоточился вокруг |
|12|Богослужения в самом высоком и чистом значении этого слова -служения Богу |
| |как средоточию Добра и Правды, Красоты и Гармонии, Милосердия и Любви. Цель|
| |народной жизни окончательно определилась как задача сохранения в |
| |неповрежденной полноте этой осмысленности личного и общественного бытия, |
| |свидетельствования о ней миру, защите ее от посягательств и искажений. И |
| |Церковь благословила народ на высокое служение. Благословение это облеклось|
| |в форму пророчества о будущей великой судьбе России, Москвы, как Третьего и|
| |последнего Рима, последнего оплота истинной Православной веры в страшные |
| |предантихристовы времена всеобщей апостасии и всемирной смуты. |
| |Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить |
| |благоговейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского |
| |Православия. Первый - наследник мировой империи языческого Рима - отпав в |
|13|гордыню католицизма. Второй (Византия) - поступившись чистотой Церкви ради |
| |сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, |
| |последователям Магомета. Третий же Рим - Москва, государство народа |
| |русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века |
| |хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество |
|14|Божественной справедливости и любви. Так к XVI веку определилось служение |
| |русского народа, таким он его понял и принял. Так что ключ к пониманию |
| |русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и не усвоив этого, не|
| |поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю. |
| |Именно Церковь сообщила нашему народу свойство соборности, бесценное |
| |качество, безумно растрачиваемое нами ныне в погоне за дьявольскими |
| |миражами грядущего якобы «общества всеобщего изобилия». Русская соборность |
|15|- это сознание духовной общности народа, коренящейся в общем служении |
| |вечной правде, той Истине, которая возгласила о Себе словами Евангелия: «Я |
| |есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Это осмысленность жизни как |
| |служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель - посильно |
| |приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия. |
|16|С соборностью народа неразрывно связано его второе драгоценное качество - |
| |державность. Воплощение нравственного идеала требует соответствующей |
| |социальной организации. Такая организация немыслима без державного |
| |сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и |
| |патриотизма. «Любите врагов ваших, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь |
| |врагами Божиими» - вот державный глас народа, выраженный чеканным слогом |
| |митрополита Московского Филарета, одного из величайших русских святителей |
| |прошлого века. Державность - это сознание каждым ответственности за всех, |
|17|ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и |
| |крепость государства. Не принудительной ответственности «за страх», а |
| |добровольного религиозного служения «за совесть». Державность - это |
| |государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное |
| |послушание «удерживающего» (по слову апостола Павла, см. 2 Сол. 2:7), |
| |стоящего насмерть на пути рвущегося в мир сатанинского зла. |
| |Оба эти народные качества с неизбежностью проявились в третьем - в |
| |открытости, «всечеловечности» русского характера. Открытость эта - |
| |отрицание фальшивой национальной спеси, отрицание самоценности национальной|
| |принадлежности. Это готовность бескорыстно соединиться с каждым, приемлющим|
| |святыни и национальные устои народной жизни. |
| |Вспомним все это, задумаемся: не пришла ли сегодня пора попристальнее |
|18|всмотреться в себя? Взглянуть друг на друга. Оглянуться трезвенным взором |
| |вокруг. И может быть - найти в себе силы сказать честно, что в нас, |
| |сегодняшних, такой русскости уже почти не осталось. Говорю это с горечью и |
| |скорбью, в надежде, что Господь не оставит нас Своей милостью и мы все же |
| |зададим себе тот главный вопрос, без ответа на который немыслимо само |
| |дальнейшее существование нашего народа: как вернуть себе ясно понимаемый |
| |смысл бытия? |
| |Как восстановить в себе черты народа-богоносца, с бесовским упорством |
| |вытравливавшиеся богоборческой властью? Как обезопасить себя от духовной |
| |заразы потребительства, этой поистине мировой чумы, растлившей уже многие |
| |народы, бывшие некогда христианскими? Все эти и еще многие иные проблемы, |
| |стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить? |
| |Думается, из сказанного выше уже многое проясняется. Прежде всего - надо |
| |вернуться в Церковь. Надо очистить место святое - душу человека - от тряпок|
| |и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах |
| |попранный и оплеванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, |
| |зовущему нас к Себе: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз|
| |упокою вы» (Мф. 11:28). Надо откликнуться на этот Отчий зов, прийти с |
| |покаянием, не скрывая нынешнего своего убожества и срамоты, прийти с |
| |молитвой и верой, и тогда -силен Бог очистить наши сердца и восстановить в |
| |них мир и покой осмысленного бытия. |
| |Восстановив истинные ценности внутри себя, надо восстановить их и вовне. |
| |Жизнь общества, государства требует осмысленности так же, как и жизнь |
| |отдельного человека. Не может материальное благополучие быть целью всех |
| |стремлений. Сытое брюхо еще не значит - чистая совесть. Критерием |
| |государственного устройства должна стать его богоугодность, соотнесенность |
| |с тысячелетними святынями веры. Нужно во всей полноте использовать |
| |богатейший опыт русской государственности. Выкинуть на свалку наглую ложь |
| |об «империи зла», «России - тюрьме народов», «гнилом царизме», сказать |
| |правду о семидесятилетнем пленении Православной Церкви и русского народа. |
| |Нужно осознать, что у Православной России есть враги, ненавидящие наш народ|
| |за его приверженность к Истине, за верность своему религиозному служению, |
| |своим христианским истокам и корням. Осознать, что если мы хотим выжить - |
| |нам нужно научиться защищать себя, свою веру, свои святыни... |
| |Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские! Молю вас усердно, |
| |вседушно - повинуясь своему архипастырскому долгу и голосу совести своей - |
| |воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен: |
| |всякую искренне обратившуюся к нему душу приемлет с радостью и любовию, |
| |омывает от грехов и неправд благодатию Своей, утешает утешением |
| |возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного|
| |понятия. Лишь только начнем нелицемерно - появятся и силы, и умение, и |
| |святая, жгучая сердце ревность: «Да будет общею всем такая преимущественно |
| |забота, чтоб начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: |
| |долго мы уже пребываем в подвиге. Но лучше, как бы начиная каждый день, |
| |будем приумножать ревность свою». Шестнадцать столетий назад были сказаны |
| |эти слова святым преподобным Антонием Великим в утешение и назидание всем |
| |тем, кто унывает и сомневается в своих способностях к духовному |
| |возрождению. К нам, к нам, сегодняшним, обращены они. Прислушаемся к ним, |
| |ибо нераскаянны обетования Божии, и великая судьба России зависит ныне от |
| |нашего произволения. Мы и никто иной - можем и должны воссоздать державу |
| |Святорусскую. Да будет так! Аминь. |


Задания

1. Внимательно прочитайте текст. Отметьте те фрагменты, которые
показались вам наиболее яркими, убедительными, эффектными. Какие
риторические средства при этом использованы?

ТРОПЫ:
1а. Найдите 1-2 примера метафорических эпитетов, метафор-тропов и
развернутых метафор в тексте. Сопоставив примеры, объясните, чем отличаются
эти приемы выразительности. Какой из этих приемов наиболее эффективный с
вашей точки зрения и почему?
1б. Найдите пять примеров яркой синекдохи. Что дало автору
использование синекдохи в данных примерах?
1в. Найдите в тексте олицетворение, антомазию и гиперболу. Можно ли в
данных случаях предложить адекватную замену на какие-то другие тропы или
фигуры речи? Предложите свои варианты.

ФИГУРЫ:
2. Найдите в тексте и объясните примеры плеоназма, синонимии,
аккумуляции, градации и экзергазии, репризы (например: яд религиозного
индифферентизма, безразличия к святыням веры - экзергазия; запутаемся и
заблудимся, утонем - градация, в пучине противоречивых стремлений,
честолюбивых амбиций, лукавых советов - аккумуляция).

3. Определите фигуру и объясните ее использование в тексте: Два Рима
пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить
благоговейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущение апостольского
Православия. Первый - наследник мировой империи языческого Рима - отпав в
гордыню католицизма. Второй (Византия) - поступившись чистотой Церкви ради
сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам,
последователям Магомета.
4. Найдите в тексте примеры фигур анафоры, эпифоры, симплоце.
5. Найдите в тексте и объясните примеры фигур силлепсиса и анаколуфа.
6. Найдите в тексте, укажите и объясните все примеры фигуры антитезы.
7. Найдите в тексте и объясните примеры использования фигур
предупреждения, ответствования, сообщения, цитаты, аллюзии, риторического
вопроса, риторического восклицания.

АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ, ПЕРИОДЫ
8. Определите и объясните актуальное членение следующей конструкции:
Державность - это сознание каждым ответственности за всех, ответственности
отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость
государства. Не принудительной ответственности «за страх», а добровольного
религиозного служения «за совесть». Какие фигуры речи использованы автором
и зачем?
9. Найдите и определите в текстах темы связи амплификации, установите
цепочки смысловых зависимостей слов и словосочетаний, укажите
последовательные и параллельные связи между отдельными элементами текста (4
фрагмента).
10. Найдите четыре простых периода. Почему эти фразы, на ваш взгляд,
являются периодами, а не простыми прозаическими предложениями?
11. Найдите четыре сложных периода: два с левой асимметрией, два - с
правой. Использованы ли какие-либо фигуры при этом? Каков ритмический
рисунок периода?
12. Найдите фрагменты прозаической речи. За счет чего достигается
связность текста? Какие риторические приемы при этом используются?

(Источник: Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русский
узел. СПб, 2000. С. 6-13. Некоторые упражнения приведены из учебника
А.А.Волкова. Курс русской риторики. М., 2001. С.466-467).