Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/printer_453.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:52:09 2012
Кодировка: Windows-1251
Заседание научного студенческого общества кафедры 9.11.2011
From YourSITE.com

Круглые столы
Заседание научного студенческого общества кафедры 9.11.2011
By
Nov 11, 2010, 14:14

9 ноября прошло заседание НСО кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания.

На заседании обсуждалась тема функционирования метафор в научном тексте. С докладом на данную тему выступила А. Е. Головачева. Были проанализированы две теории модели строения атома физиков Э. Резерфорда и Дж. Дж. Томпсона. Анализ показал, что, во-первых, метафоры используются для объяснения сути какой-либо теории или эксперимента, а во-вторых, метафоры делают текст убедительней, так как создание образа - одно из самых сильных средств убеждения. Так, Резерфорд сравнил атом с 'Солнечной системой в миниатюре', где электроны вращались вокруг ядра, как планеты вокруг Солнца, а атом Томпсона представлял собой 'пудинг с изюмом', где сам атом представлялся 'пудингом', а 'изюмом' были электроны и атом считался неделим, как этот десерт. Обе теории на тот момент не имели достаточных обоснований, но долгое время преобладала теория Томпсона, так как созданный им образ был проще для восприятия, а аналогия с Солнечной системой, проведенная Резерфордом, требовала дополнительных объяснений и экспериментов.

Часто метафора лежит в основе термина. Во многих научных терминах мы уже не замечаем внутреннюю форму. Например, в геометрии мы встретим 'ребра' у многогранников и 'равнобедренные' треугольники, в высшей математике 'рельефы' функций; электрические 'цепи', 'напряжение' и 'сопротивление' - в физике. Таким образом, метафора обладает не только пояснительной функцией, но и служит для создания научных терминов.

В ходе дискуссии возник вопрос о единстве научной терминологии и о системности употребления метафор в терминах не только естественных наук, но и других областей знаний. Эти вопросы были предложены в качестве темы обсуждения на следующем заседании.