Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/article_97.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:26:14 2012
Кодировка: Windows-1251
Автоматизированные информационные системы
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет
 
 Кафедра
 История
 Заведующий кафедрой
 Преподаватели
 In memoriam
 
 Учебная деятельность
 Общие курсы
 Введение в языкознание
 Общее языкознание
 История языкознания
 Специализации
 Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание
 Общая филология и риторика
 Русский язык как иностранный
 Деловая речь
 Языковая политика
 Компьютерная лингвистика и машинный перевод
 Спецкурсы
 Курсы по опорным языкам
 Материалы к занятиям
 
 Научная деятельность
 Учебники
 Книги и монографии
 Конференции
 Круглые столы
 
 Студентам
 Билеты
 Курсовые работы
 Дипломные работы
 
 Аспирантам
 Аттестация
 Экзамен по специальности
 Документы для защиты
 Публикации
 
 Новости и объявления
 
 Библиотека
 Публикации сотрудников кафедры
 А.А.Волков
 А.Н. Качалкин
 В.В.Смолененкова
 Ю.В. Рождественский
 А.А. Данилова
 История языкознания
 Теория языка
 Социолингвистика
 
 Ссылки
 
 Расписание занятий
 
 Филология в лицах
 Звегинцев В.А.
 Реформатский А.А.
 Фортунатов Ф.Ф.
 Рождественский Ю.В.
 
 Фотоальбом
 
 English
 
 Аудио
 
 Темы
 Закон о государственном языке РФ
 Реформа орфографии
 
 Мониторинг СМИ
 
 Факультет
Поиск
Контакты
E-mail: general@philol.msu.ru
Телефон: 939-16-33


Учебная деятельность : Спецкурсы


Автоматизированные информационные системы
Автор Ю.Н. Марчук
Nov 12, 2006, 16:28

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

(Программа рассчитана на 32 часа). Целью данного курса является введение учащегося в проблематику современного информационного поиска. Объясняются основные понятия поиска, такие как ключевое слово, дескриптор, координатное индексирование, научные классификации знания и пр., информационно-поисковые языки, поисковый образ, поисковое предписание и т.д. Современные поисковые системы имеют широкую сферу применения. Распространяются экспертные системы, системы автоматизированного поиска информации, управления, машинного перевода, различного рода вспомогательные системы помощи человеку в выполнении интеллектуальных функций.

Основным содержанием данного курса являются лингвистические проблемы информационных систем. Общение человека с компьютером предполагает удобный естественно-языковый интерфейс, под которым понимается набор средств, позволяющих человеку взаимодействовать с компьютером без помощи программиста. Создание естественно-языкового интерфейса невозможно без решения лингвистических задач алгоритмизации работы с единицами главных языковых уровней.

Даются также и определенные сведения об организации сети научно-технического и управленческого информирования. Деловая проза существует в определенных рамках: в том, что касается обмена научной и управленческой информацией, эти рамки задаются системой производителей и потребителей такой информации. Организация информационных потоков внутри страны и вне ее определяет характер и объем деловой прозы, способы преодоления информационных и языковых барьеров, характер и возможности автоматизации обработки потоков информации на разных естественных языках и в различных информационных форматах.

Перспективы развития и совершенствования автоматизированных информационных систем зависят от успехов в фундаментальной области моделирования человеческого интеллекта. Воспроизведение роботом человеческих функций, таких, например, как распознавание речи, связано с разработкой сложных алгоритмов, лингвистических по своей природе и базирующихся на формализации обработки единиц практически всех языковых уровней - от уровня фонем и морфем до семантического, содержательного уровня с его сложными единицами. Особенность моделирования в практических целях заключается в том, что для распознавания единиц начального цикла, например, фонем или просодического содержания речи, требуется привлекать единицы других, более сложных уровней, в результате чего возникает комплексная система распознавания и машинного 'понимания'.

Особую роль играют системы высокого интеллектуального уровня, такие, например, как системы машинного перевода. В курсе рассматриваются проблемы теории и лингвистической практики, затрагиваемые автоматизацией перевода с одного естественного языка на другой.

В ходе чтения курса предполагается проведение семинаров и практических занятий. Показ работы действующих систем машинного перевода предполагается осуществить в компьютерных классах. Анализ результатов работы систем позволит наметить линию взаимодействия человека с компьютером в решении интеллектуальных задач.

Программа называет основные разделы курса. В список литературы включена также только основная литература. Более широкий список литературы будет дан конкретно по каждой теме в ходе ее проработки.

Программа

Основные понятия современного автоматизированного информационного поиска. Информатизация мирового сообщества. Информационные языки. Ключевые слова, дескрипторы, координатное индексирование. Основные проблемы хранения, поиска и выдачи информации. Классификации наук и предметных областей. Словарный состав информационно-поисковых языков.

Информационно-поисковая система. Компоненты информационно-поисковой системы. Информационно-поисковые языки с грамматикой и без грамматики. Роль словаря-тезауруса в системе. Программная и техническая реализация ИПС.

Информационно-логические и экспертные системы. База данных и база знаний. Терминологические банки данных в информационных системах. Диалоговые системы. Проблемы разработки естественно-языковых интерфейсов.

Системы современного машинного перевода. История машинного перевода и развитие идей МП. Современное состояние теории и практики МП. Значение машинного перевода для развития кардинальных представлений лингвистики. Действующие системы машинного перевода и автоматические словари.

Организация системы научно-технической информации в стране. Потребители и производители информации. Информационные институты и центры документации. Барьеры на пути распространения информации.

Перспективы развития систем обработки информации и искусственного интеллекта.

Литература

(основная)

1.               Атертон П. Справочное пособие по информационным системам и службам. - Париж: ЮНЕСКО / М.: ВЦП, 1980. 299 с.

2.               Шемакин Ю.И. Начала компьютерной лингвистики. - М., МГОУ, 1992, 112 с.

3.               Агеев В.Н., Узилевский Г.Я. Человеко-компьютерное взаимодействие. - М., Мир книги, 1995, 288 стр

4.               Марчук Ю.Н. Проблемы машинного перевода. - М.: Наука, 1983, 232 с.

5.               Королев Э. И. Промышленные системы машинного перевода. - М.: ВЦП, 1991, 104 с.

6.               Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. - М.: Радио и связь, 1997, 522 ср.

7.               Марчук Ю.Н. Теория и практика машинного перевода. Русский филологический вестник. - М., Московский Лицей, 1996, ? 2, с. 123-135.

8.               Диалог 95, Диалог 96, Диалог 97. Труды Международного семинара по компьютерной лингвистике и ее приложениям. - Казань 1995, 362 с.; М., 1996, 305 с.; М., 1997, 315 с.

9.               Прикладное языкознание. Учебник / Отв. ред. А.С.Герд. - СПб.: СПб. Университет, 1996, 528 с.


© Copyright "Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Наверх

Спецкурсы
Latest Headlines
Немецкий язык для академических целей
Спецкурс "Вымышленные языки как объект лингвистики"
English for academic purposes. Английский язык для академических целей
Спецсеминар "Риторическая критика"
Спецкурс "Этносемиотика"
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.
Список литературы для спецкурса и спецсеминара 'Языковое манипулирование'
Хинди
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.

© 2006       Rambler's Top100