Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/article_57.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:35:38 2012
Кодировка: Windows-1251
История сравнительно-исторического индоевропейского языкознания
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет
 
 Кафедра
 История
 Заведующий кафедрой
 Преподаватели
 In memoriam
 
 Учебная деятельность
 Общие курсы
 Введение в языкознание
 Общее языкознание
 История языкознания
 Специализации
 Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание
 Общая филология и риторика
 Русский язык как иностранный
 Деловая речь
 Языковая политика
 Компьютерная лингвистика и машинный перевод
 Спецкурсы
 Курсы по опорным языкам
 Материалы к занятиям
 
 Научная деятельность
 Учебники
 Книги и монографии
 Конференции
 Круглые столы
 
 Студентам
 Билеты
 Курсовые работы
 Дипломные работы
 
 Аспирантам
 Аттестация
 Экзамен по специальности
 Документы для защиты
 Публикации
 
 Новости и объявления
 
 Библиотека
 Публикации сотрудников кафедры
 А.А.Волков
 А.Н. Качалкин
 В.В.Смолененкова
 Ю.В. Рождественский
 А.А. Данилова
 История языкознания
 Теория языка
 Социолингвистика
 
 Ссылки
 
 Расписание занятий
 
 Филология в лицах
 Звегинцев В.А.
 Реформатский А.А.
 Фортунатов Ф.Ф.
 Рождественский Ю.В.
 
 Фотоальбом
 
 English
 
 Аудио
 
 Темы
 Закон о государственном языке РФ
 Реформа орфографии
 
 Мониторинг СМИ
 
 Факультет
Поиск
Контакты
E-mail: general@philol.msu.ru
Телефон: 939-16-33


Учебная деятельность : Спецкурсы


История сравнительно-исторического индоевропейского языкознания
Автор проф. В.А. Кочергина
Oct 25, 2006, 00:14

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

(вводный курс)

Автор программы   В. А. Кочергина

1.        Основные лингвистические традиции прошлого , причины их формирования, своеобразие каждой из них и их общие черты.

2.       Причины, обусловившие дальнейшее развитие античной (европейской) традиции и создания индоевропейского сравнительно-исторического языкознания.

2.1 Идея множественности языков и возможности их сопоставления в работах ученых XVI - XVIII веков - И. Ю. Скалигер, Ю. Крыжанич, Г.-В. Лейбниц, Л. тен Кате, М. В. Ломоносов. Многоязычные сопоставительные словари XVIII века - П. С. Паллас, И. Х. Аделунг, Лоренсо Эрвас-и-Пандуро.

2.2 Идея историзма в европейской науке конца XVIII - начала XIX веков. 'Исследование о происхождении языка' и 'О возрасте языка' И. Г. Гердера. Деятельность немецких ученых (Х. Готшед, А. Т. Бернхарди, И. Канне, И. Фатер и др.). Работы Й. Добровского по вопросам истории славянских языков.

2.3 Открытие санскрита. Идея родства санскрита и древних языков Европы. Первые санскритские грамматики на европейских языках. Знакомство с индийской культурой, литературой и лингвистикой.

3.       Формирование и развитие сравнительно-исторического языкознания и его метода в I половине XIX века.

3.1 Деятельность Ф. Боппа и его труды; применение сравнительного метода в области морфологии; проблема образования флексий - теория агглютинации. Значение деятельности Ф. Боппа.

3.2 Р. Раск, его труды по сравнительному изучению грамматического строя индоевропейских языков без привлечения данных санскрита. Его представление о генетических связях германских языков. Разработка методологии сравнительно-исторических исследований. Роль деятельности Р. Раска в создании основ германской филологии.

3.3 Братья Шлегели. Первая типологическая классификация языков. Роль деятельности Фридриха Шлегеля в развитии санскритологии в Европе. Влияние идей романтизма на развитие науки о языке.

3.4 Исторический подход к исследованию языка. Я. Гримм и его 'Немецкая грамматика'. Создание основ сравнительно-исторической фонетики; 'закон Гримма'. Работы по лексикографии. Общетеоретические воззрения Я. Гримма.

3.5 А. Х. Востоков и его деятельность по созданию истории славянских языков и их периодизации. Характеристика трудов Востокова. Прием установления звуковых соответствий путем сравнения фактов мертвого языка с живыми диалектами.

3.6 Вопросы компаративистики в лингвистической концепции В. Гумбольдта. Теоретическое обоснование сравнительно-исторического языкознания и определение его задач. Дальнейшая разработка типологической классификации языков. Проблемы компаративистики в письмах В. Гумбольдта к Ф. Боппу.

4.        Сравнительно-историческое языкознание середины XIX века .

4.1 'Мысли об истории русского языка' И. И. Срезневского. Работы А. Ф. Гельдфердинга и Ф. И. Буслаева об отношении русского языка к языкам родственным.

4.2 Исследование групп родственных языков.

       Создание романской филологии - Ф. Диц. Применение методики Ф. Боппа для исследования классических языков - Г. Курциус. Т. Бенфей как компаративист и санскритолог. Создание основ балканистики (Б. Е. Копитар) и кельтологии (И. К. Цейс).

4.3 Расширение проблематики исследований. Разработка основ научной этимологии - А. Ф. Потт; А. Фик. Создание лингвистической палеонтологии - А. Кун. Начало издания журналов по проблемам сравнительно-исторического языкознания.

4.4 Август Шлейхер, характеристика его трудов. Натуралистическая концепция языка; учение о двух периодах в жизни языка. Теория генеалогического древа индоевропейских языков. Понятие 'праязык' и 'язык-основа'. Разработка метода реконструкции на основе исследования звукового состава древних языков. Морфологическая классификация языков по А. Шлейхеру. Значение лингвистической концепции А. Шлейхера и предложенного им метода реконструкции в истории компаративистики.

5.       Сравнительно-историческое языкознание второй половины XIX века.

5.1 Поиски в области классификации языков - 'теория волн' И. Шмидта. Критика А. Шлейхера его старшими (Т. Бенфей, А. Ф. Потт) и младшими современниками.

5.2 Младограмматизм. Труды А. Леск´ина, Б. Дельбрюка, Г. Пауля, Г. Остгофа, К. Бругмана; К. Вернер; Г. И. Асколи; В. Д. Уитни; французский младограмматизм (М. Бреаль, В. Арни, ранний Соссюр); русский младограмматизм (ранний Ф. Ф. Фортунатов).

5.3 Основные принципы лингвистической концепции младограмматиков. Определение задач компаративистики; предмет исследования - язык индивида; обращение к изучению живых языков и диалектов; понимание младограмматиками 'звукового закона' и их открытия в области сравнительно-исторической фонетики индоевропейских языков. Учение об аналогии. Новое в изучении морфологии и синтаксиса (по книге Г. Пауля); понятие 'система звукового строя'; понимание факторов эволюции языка; учение об узуальном и окказиональном значении слов; развитие этимологии.

5.4 Разграничение исторического и описательного языкознания. Вопросы применения сравнительно-исторического метода в работах младограмматиков. Психологизм в концепции младограмматиков. Что такое 'атомизм' младограмматиков. Связь младограмматизма с последующим развитием теоретического языкознания.

5.5 Критика младограмматического направления в работах психологистов (Г. Шухардт), К. Фослера и неолингвистов.

       Завершение периода классического сравнительно-исторического языкознания; начало формирования новой парадигмы в компаративистике.

6.       Сравнительно-историческое языкознание на рубеже XIX - XX веков. Создание базиса лингвистического мышления XX века.

6.1.1 И. А. Бодуэн де Куртенэ, его педагогическая деятельность в Петербурге, Казани, Кракове, Варшаве; его научная деятельность; контакты с младограмматиками (Г. Асколи, Г. Пауль), с Г. Шухардтом и Ф. де Соссюром. Философские основы лингвистической концепции Бодуэна; психологизм в понимании языка, исследование живых языков и диалектов; установление в языковой системе внутрисистемных отношений, подсистем; его учение о динамике и статике в языке (в отличие от исторического и описательного подходов у младограмматиков). Критическое отношение к типологической классификации языков и к традиционной генеалогической классификации. Учение о смешанном характере языков. Общее и отличное от младограмматиков во взглядах Бодуэна де Куртенэ. Влияние лингвистической концепции Бодуэна на разработку вопросов теоретического языкознания в последующие годы.

6.1.2 Казанская лингвистическая школа И. А. Бодуэна де Куртенэ. Жизнь и научная деятельность Н. В. Крушевского. В. А. Богородицкий и его 'Сравнительная грамматика ариоевропейских языков' и 'Краткий очерк сравнительной грамматики ариоевропейских языков'. Введение Богородицким принципа относительной хронологии в сравнительной грамматике ариоевропейских языков. Влияние лингвистической концепции ученых Казанской школы на ученых последующих лет (Е. Д. Поливанова, Л. В. Щерба).

6.2.1 Ф. Ф. Фортунатов, его научная и педагогическая деятельность. Определение языка и задач науки о языке. Внимание к изучению живых языков и диалектов. Разграничение синхронно-описательного исследования языка и истории языка.

       Приоритет Ф. Ф. Фортунатова в создании сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков. Его открытия в области сравнительно-исторического языкознания (теория сонантов, s - mobile , связь долготы и интонации, 'закон Фортунатова - де Соссюра' и др.). Понимание праязыка; теория дивергентно-конвергентной эволюции языка и взгляд на генеалогическую классификацию. Разработка вопросов славистики: разграничение старославянского и церковнославянского; реконструкция праславянского языка.

       Учение Фортунатова о форме слова как фундамент современной морфологии. Морфологические основы типологической классификации языков по Фортунатову. Сравнительно-исторический метод в работах Фотрунатова - прием относительной хронологии, прием реконструкции.

       Фортунатов как педагог; созадние системы лингвистического образования в Московском университете.

6.2.2 Московская (фортунатовская) лингвистическая школа. Реализация лингвистической концепции Фортунатова на материале славянских языков. Успехи в работе по реконструкции праславянского и древнерусского - В. К. Поржезинский, А. А. Шахматов, Н. Н. Дурново, Г. К. Ульянов, Б. М. Ляпунов и др. Изучение живой речи - работы по диалектологии (Н. Н. Дурново, Д. Н. Ушаков), деятельность Московской диалектологической комиссии (Н. Ф. Яковлев, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров и др.). Работы в области морфологии (С. Карцевский, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур) и синтаксиса (А. А Шахматов, А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон). Разработка вопросов семасиологии (М. М. Покровский).

       Ученики Фортунатова в странах Европы. Роль Московской лингвистической школы в формировании пражского, копенгагенского и американского (массачусетского) лингвистических направлений структурализма.

6.3.1 Ф. де Соссюр как компаративист. Формирование де Соссюра-компаративиста. Лейпцигская школа младограмматиков; ее достижения в области исследования индоевропейской фонетики и 'Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках' как дальнейший шаг в исследовании индоевропейского вокализма; теория индоевропейского корня у де Соссюра; отказ от традиционных представлений о системе вокализма; установление сонантных коэффициентов А и О; гипотеза о совпадении их вокалических форм в звуке неопределенного тембра ( E ). Использование системного принципа при реконструкции.

       Новое понимание Соссюром задач сравнительно-исторических исследований - сопоставление систем языка; место звука в системе языка существеннее, чем его фонетический облик. Обращение к вопросам исторического синтаксиса. Связь идей 'Курса общей лингвистики' с ранними работами Соссюра. Соссюровская теория анаграмм и ее роль в создании сравнительно-исторической поэтики.

          Значение гипотез де Соссюра для развития индоевропеистики XX века.

6.3.2 Ученики де Соссюра. Антуан Мейе, компаративистическое направление его многогранной деятельности. Работы по армянскому, древнегреческому, латинскому, славянским и германским языкам; 'Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков'. Определение понятия 'индоевропейские языки', понимание 'праязыка' в лингвистической концепции Мейе. Задача сравнительно-исторических исследований - установление соответствий. Постановка проблемы индоевропейского корня. Работа 'Сравнительный метод в историческом языкознании', взгляд на ход развития языков, определение сравнительного метода, использование новых методов лингвистической географии.

          Педагогическая деятельность А. Мейе, его ученики - Ж. Вандриес как индоевропеист; младшее поколение - Е. Курилович и Э. Бенвенист.

7.       'Российский вариант' структурализма и его исторические связи с компаративистикой.

7.1 Проблемы сравнительно-исторического языокознания в творчестве Н. С. Трубецкого. Годы учебы - Московская школа и Лейпцигская школа. Пересмотр взглядов традиционной компаративистики. Понятия 'языковой союз' и 'семья языков' в концепции Н. С. Трубецкого. 'Мысли об индоевропейской проблеме' - шесть особенностей индоевропейского строя языков; вопрос о прародине индоевропейского языкового строя; проблемы типологической эволюции индоевропейских языков.

7.2 Русский филолог Р. О. Якобсон и его творческий путь; связь с Московской школой и ее учеными. Значение трудов Р. О. Якобсона в области поэтики и исторической фонологии. Структурный подход к исследованию исторической морфологии - работы о системе русского спряжения, о системе русских падежей. Р. О. Якобсон о значении типологии для сравнительно-исторической реконструкции индоевропейского языка.

8.       Судьба сравнительно-исторического языкознания в России I половины XX века.

8.1 Деятельность Московского лингвистического общества и других объединений. Обращение к сравнительно-историческим исследованиям неиндоевропейских языков. Социологическое осмысление функций языка в ряде работ компаративистов начала века.

8.2 Вульгаризация социологического направления в 20-30-е гг. и передача его в ведение 'нового учения' о языке; несовместимость основополагающих положений компаративистики с учением Н. Я. Марра. Господство марризма в 40-е гг. Дискуссия по языкознанию в 1950 г . и ее последствия. Значение работ 40-х - начала 50-х годов М. В. Сергиевского, А. И. Смирницкого, А. И. Реформатского, П. С. Кузнецова и некоторых др. для возрождения отечественной компаративистики. Деятельность Б. А. Серебренникова.

8.3 Своеобразие отечественных сравнительно-исторических исследований 50-60-х гг. - их появление в годы освоения в России идей зарубежной структурной лингвистики.

9.       Новое в сравнительно-историческом языкознании XX века.

9.1 Открытие в начале века неизвестных ранее индоевропейских языков: дешифровка хеттского и знакомство с другими анатолийскими языками; тохарский язык; изучение крито-микенских текстов, памятников палеобалканского ареала и др.

9.2 Гипотеза ларингалов в свете новых языковых данных (Е. Курилович); воссоздание протоиндоевропейской фонологии. Работы по реконструкции индноевропейского корня с учетом ларингалльной гипотезы (Е. Курилович, Э. Бенвенист). Изучение лексики вновь открытых языков. Восстановление более полной картины общеиндоевропейского языкового состояния.

9.3 Смена эталона сравнения. Изменение понятия 'праязык'. Понимание праязыка как пространственно-временного континуума родственных диалектов; признание его вариативности и динамизма, проявляющихся в конвергентно-дивергентном развитии.

10.   Современное сравнительно-историческое языкознание и ареальная лингвистика.

10.1 Использование исследовательских приемов ареальной лингвистики, разграничение генетически общих явлений и конвергенций, установление 'диалектных зон', 'зон вибрации' и пр.

10.2 Вопрос о членении индоевропейской языковой общности - первичное и вторичное членение, промежуточные общности (палеобалканская, тохарский язык). Выделение центральных и маргинальных языков.

10.3 Проблемы индоевропейской ареальной лингвистики, направления в исследовании нового языкового материала. Уточнения, вносимые ареальной лингвистикой в традиционную генеалогическую классификацию языков.

11.   Ориентация современной компаративистики на общую типологию языков. Системные реконструкции.

11.1 Отличие системных реконструкций XX в. от приемов реконструкции 'классической компаративистики' XIX в. - неединственность решений, учет степени типологической вероятности.

11.2 Проблемы системной реконструкции в фонологии и типологический критерий лингвистической достоверности (работы А. Мартине, Ж. Одри, П. Дж. Хоппера и др.); 'глоттальная' теория Т. Гамкрелидзе и В. Иванова и ее типологическая вероятность.

11.3 Системная реконструкция в области грамматики; типология грамматических категорий. Типология эргативности и индоевропейские реконструкции в морфологии (имени, глагола) и синтаксисе (напр., работы У. Лемана).

12.   Компаративистика и культурология.

12.1.1. Системная реконструкция праязыкового лексического фонда. Современные принципы этимологических исследований (от А. Мейе- А. Эрну до М. Майрхофера, В. И. Абаева, О. Н. Трубачева, работы Ю. В. Откупщикова и др.). Языковые основы семантической реконструкции. Социальный и культурологический контекст описания общеиндоевропейской лексики (словарь Э. Бенвениста).

12.1.2. Реконструкция поэтических текстов и метрики (Р. Якобсон, Р. Шмитт, Е. Курилович, В. Н. Топоров, М. Уэст, К. Уоткинс и др.). Разработка вопросов сравнительно-исторической лингвистической поэтики как путь изучения древней индоевропейской культуры.

12.2. Проблема локализации прародины индоевропейцев. Пути к ее решению на основе данных археологии (работы М. Гимбутас), древнейшей истории и на основе данных языка.

12.3 Ключевые проблемы стурктуры индоевропейского праязыка в связи со всеми аспектами человеческой культуры. 'Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и пракультуры' как определенный итог исканий индоевропеистики XX века.

Заключение

 

1.        Сравнительно-историческое языкознание - важнейшая область современной теории языка.

2.        Сравнительно-исторический метод как совокупность исследовательских приемов и подходов, складывавшихся в течение двух столетий.

3.        Применение сравнительно-исторического метода в исследованиях неиндоевропейских языков.

4.        Работы последних лет, обобщающие проблематику и методику сравнительно-исторических исследований. Перспективы развития компаративистики.

Список литературы

 

Обязательная литература

             Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.- Л., 1938: с. 48-82, 445-471.

             Савченко А. Н. Введение в сравнительное языкознание. М., 1974, с.1-57.

             Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980, с.13-46.

             Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост. Березин Ф. М., М., 1983, с.66-69, 135-170, 308-338, 386-388.

             История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. Сост. Звегинцев В. А., М., 1960, ч. I , с.98-104, 153-193, 201-205, 226-246; ч. II , с.263-278.

Дополнительная литература

             Алпатов В. М. История одного мифа. Марр и марризм. М., 1991.

             Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984, ч. I , с. XLII - LII , ч.2. с. 859-870, 895-957.

             Макаев Э. А. Проблемы индоевропейской ареальной лингвистики. М.-Л., 1964.

             Леман У. П. Новое в индоевропеистических исследованиях. - Вопросы языкознания, 1991, ?? 4, 5.

             Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.

             Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXI . Новое в современной индоевропеистике. М., 1988.

             Пизани В. К индоевропейской проблеме. - ВЯ, 1966, ? 4.

             Порциг В. Членение индоевропейской языковой области. М., 1964.

             Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Современное состояние и проблемы. М., 1984, с.8-28.

             Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Теория лингвистической реконструкции. М., 1988, с.3-42.

             Трубецкой Н. С. Мысли об индоевропейской проблеме. - в кн. Н. С. Трубецкой. Избранные труды по филологии. М., 1987, с.44-59.

             Сафронов В. А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989, ч. I , II .

             Якобсон Р. О. Типологические исследования и их вклад в сравнительно-историческое языкознание. - Новое в лингвистике. Вып . III. М ., 1963.

             A Reader in Nineteenth-Century Historical Indo-European Linguistics. Bloomington - London , 1967.


© Copyright "Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Наверх

Спецкурсы
Latest Headlines
Немецкий язык для академических целей
Спецкурс "Вымышленные языки как объект лингвистики"
English for academic purposes. Английский язык для академических целей
Спецсеминар "Риторическая критика"
Спецкурс "Этносемиотика"
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.
Список литературы для спецкурса и спецсеминара 'Языковое манипулирование'
Хинди
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.

© 2006       Rambler's Top100