Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/article_340.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Feb 3 01:35:27 2013
Кодировка: Windows-1251
Когнитивные аспекты языковой деятельности человека
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет
 
 Кафедра
 История
 Заведующий кафедрой
 Преподаватели
 In memoriam
 
 Учебная деятельность
 Общие курсы
 Введение в языкознание
 Общее языкознание
 История языкознания
 Специализации
 Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание
 Общая филология и риторика
 Русский язык как иностранный
 Деловая речь
 Языковая политика
 Компьютерная лингвистика и машинный перевод
 Спецкурсы
 Когнитивная лингвистика и прагматика
 Курсы по опорным языкам
 Материалы к занятиям
 
 Научная деятельность
 Издания кафедры
 Конференции
 Круглые столы
 Темы
 Закон о государственном языке РФ
 Реформа орфографии
 Научное студенческое общество кафедры
 
 Студентам
 Билеты
 Курсовые и дипломные работы
 
 Аспирантам
 Экзамен по специальности
 Документы для защиты
 
 Библиотека
 Публикации сотрудников кафедры
 А.А.Волков
 А.Н. Качалкин
 В.В.Смолененкова
 Ю.В. Рождественский
 А.А. Данилова
 История языкознания
 Теория языка
 Социолингвистика
 Языки мира
 
 Ссылки
 
 Филология в лицах
 Звегинцев В.А.
 Реформатский А.А.
 Фортунатов Ф.Ф.
 Рождественский Ю.В.
 
 Фотоальбом
 
 English
 
 Аудио
 
 Мониторинг СМИ
 
 Факультет
Поиск
Контакты
E-mail: general@philol.msu.ru
Телефон: 939-16-33


Учебная деятельность : Спецкурсы : Когнитивная лингвистика и прагматика


Когнитивные аспекты языковой деятельности человека
Автор Л.А. Чижова
Feb 18, 2009, 12:33

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Программа курса

Введение

I . Назначение курса. Лекционный курс 'Когнитивные аспекты языковой деятельности человека' предназначается для студентов филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Задача курса - представить проблематику общего языкознания в соответствии с современными научными представлениями о структуре знаний человека, народа и человечества в целом - знаний о действительности, об обществе и о себе самом, что находит отражение в языковых формах.

II . Основные принципы изложения материала - идеи различных направлений философии, психологии, социологии, нейропсихологии и робототехники в связи с направлениями современного, постструктурного, 'внешнего' языкознания в сочетании с принципами, методикой таких наук, как культурология, этносемиотика, прагматика, когнитология, семантическая логика. В центре внимания - когнитивные аспекты языковой деятельности человека.

III . Структура курса. Курс состоит из 4-х частей:

1. Когнитивная наука и языкознание

2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и фиксация результатов в языковых структурах

3. Соотношение языковых и когнитивных структур

4. Опасна ли 'когнитивной революции'?

IV . Иллюстративный материал. Для иллюстрации основных положений курса приводятся языковые факты различных языков, причем привлекается в основном материал русского языка. Примеры из языков, мало известных студентам, языков не индоевропейских, даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом.

VI . Задачи слушателей курса. При освоении содержания курсов его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь приложить изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат лекционного курса, должны сверяться студентами самостоятельно по терминологическим и энциклопедическим словарям. В результате активного усвоения предлагаемых заданий у учащихся должны сформироваться устойчивые представления современных направлениях в когнитивной лингвистике.

VII . Научная сфера затронутых в курсе вопросов предполагает формулировку тем курсовых и дипломных работ в сфере когнитивной лингвистики.

Содержание курса

1. Когнитивная наука и языкознание

1.1. 70 годы 20 века: смена научной парадигмы в гуманитарных науках - антропологизация исследований. Предмет и задачи 'постструктурного' 'внешнего' языкознания - внимание к 'смежным' областям различных наук и выделение личности человека как основного объекта научного описания. Пересмотр наследия структурализма в языкознании. Место генеративной грамматики в становлении когнитологии.

1.2. Соотношение мышления и языка, исследование мозга и механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи информации - новая постановка вопросов   в соответствии с развитием технологий (развитие систем искусственного интеллекта, прикладной математики, робототехники), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии. Место языкознания для постановки и решения новых задач в гуманитарных науках.

1.3. Когнитивная функция языка в ее отношении к другим функциям. Семиотический, психологический, социологический и культурологический аспекты. Знание как семиотический объект. Понятие концепта как элемента когнитивной системы.

2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и фиксация результатов в языковых структурах

2.1. Интерпретация, понимание, категоризация и референция как когнитивные механизмы. Понятия фрейма, скрипта, схемы, сценария.

Философские вопросы теории номинации и референции. Соотношение слова, мысли и вещи. Логика, семиотика, когнитология, языкознание - их соотношение. Понятия когниции, концепта, когнитивной системы.

Л.С. Выготский - рассмотрение процессов порождения высказываний ('Мышление и речь' 1934).

Теория категоризации Дж. Брунера.

Теория категоризации Л. Талми: категоризация как выявление набора иерархически упорядоченных систем - категорий, посредством которых естественный язык осуществляет концептуальное структурирование представлений о действительности (категории когнитивного состояния, конфигурационной структуры, динамики сил, распределения внимания и др., каждая из которых имеет свою сложную структуру).

Исследования Ч. Филлмора - теория фреймов.

Выделение 'естественных семантических категорий' - исследования Э. Рош (понятие прототипического элемента). Прототипы и стереотипы.

Ключевые культурные концепты А. Вежбицкой

2.2. Когнитивная метафора, ее роль в познавательной деятельности человека. Языковые выражения когнитивной метафоры. Исследования Дж. Лакоффа и М. Джонсона.

3. Соотношение языковых и когнитивных структур

3.1. Слово и его когнитивная сущность.

Исторический аспект рассмотрения слова как когнитивного носителя.

Механизмы формирования лексического значения.

Системность в лексиконе как отражение когнитивных связей. Тезаурусы - когнитивный аспекты. Универсальное и специфическое в тезаурусах как отражение когнитивной деятельности человека.

Национальная специфика - когнитивный аспект лингвокультурологии в лексике.

3.2. Когнитивная грамматика

3.2.1. Различные точки зрения на когнитивную грамматику

Универсальная грамматика и понятие параметризации.

Н. Хомский и эволюция его взглядов (понимание универсальной грамматики, построение порождающей грамматики, взгляды на соотношение глубинных и поверхностных структур)

Когнитивная грамматика в понимании Р. Лангакера.

'Грамматика конструкций' Ч. Филлмора.

3.2.2. Рассмотрение конкретных грамматических категорий:

Формирование представления о 'живом' / 'неживом', 'личном' / 'неличном', 'конкретным' / 'абстрактным' и множество языковых презентаций соотношения субъектно-объектных отношений.

Категории рода и числа - языковой и когнитивные аспекты.

Пространственные и временные представления и их языковое выражение.

Когнитивная интерпретация соотношения 'тема - рема' в высказывании.

4. Опасна ли 'когнитивной революции'?

          4.1. Все ли в человеке и в социуме сводится к информации?

          4.2. Насколько не совпадают культурный концепт и элемент когнитивной системы?

          4.3. Можно ли свести к информативности языковое значение?

Заключение

  ':правомерно полагать, что когнитивной лингвистики не существует - уже потому, что не существует некогнитивной лингвистики' - Касевич В.Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. Материалы чтений, посвященных 90-летию со дня рождения С.Д.Кацнельсона. - СПб: Наука, 1998.- с.14-21

Литература

Chomsky N . Language and problems of knowledge. The Managua Lectures. N-Y., 1988.

Chomsky N.- Language and politics Éd. by C.P.Otero. - Montréal; N.Y.: Black Rose Books, 1988.

Fillmore C.J. Frame semantics // LiM ed. Linguistics in the morning calm: Selected papers from the SICOL-1981. - Seoul : Hanship, 1982. 111-137.

Fodor J.A. - The language of thought. - N.Y.: Crowell, 1975; Hassox ( Essex , England ): Harvester, 1976.

Gardiner A. The mind's new science: the history of cognitive revolution. N-Y., 1985.

Langacker R.W. - Concept, image, and symbol: The cognitive basis of grammar. - B.; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1990.

Minsky M. A framework for representing knowledge // D. Metzing ed. Frame conceptions and text understanding. - B.; N.Y.: Gruyter, 1980. 1-25.

Rosh E. H. Human categorization // Advances in cross-cultural psychology. - L., 1975.

Talmy L. How language structures space // Spacial orientation: theory, research, and application. Plenum press, 1983.

Talmy L. Rubber-sheet cognition in language /ĆLS 1977, v.13, 612-628.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., Наука, 1974

Арутюнова Н.Д. 1991 Референция //Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. С .411-412.

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. - М.: Наука, 1976.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 'ЯРК', 1999.

Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 'ЯРК', 1997.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т. - М. : Смысл : Издательский центр 'Академия', 2006.

Выготский Л. С. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М., 1956.

Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. - Спб.: 1998.

Кибрик А.Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры // 1-я российская конференция по когнитивной науке. Казань: Изд-во КГУ, 2004. С. ПО-111.

Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г.Б Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

Лакофф Дж. Джонсон М. Когнитивные аспекты языка. В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. - М.: 1988. - ?23. - С. 34 -58.

Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. / Язык и интеллект. М., 1995.

Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. / Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988.

Лангаккер Р.У. Когнитивная грамматика. М., 1992.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.

Павиленис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.

Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М.: УРСС, 2002.

Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: персоналии, идеи, результаты // Семиотика и информатика. М., 1998, вып. 36.

Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник МГУ, Сер. 9. Филология. 1999. - ?1. - С. 30 - 48.

Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып . 23. Когнитивные аспекты языка . М ., 1988.

Философский энциклопедический словарь . М ., 1983.


Наверх

Когнитивная лингвистика и прагматика
Latest Headlines
с/к "Когнитивные аспекты деятельности человека"
с/к и с/с "Прагматические аспекты текстов разного рода - сценарии поведения в актах коммуникации"
Лингвокультурология и прагматика
Когнитивные аспекты языковой деятельности человека
Этносемиотические аспекты языковой политики
Менталитетные свойства русской языковой личности в зеркале словаря, грамматики и морфемной структуры слова
Философские вопросы языка
Культурно обусловленные сценарии в речевом поведении представителей разных культур
Прагматические основы русского менеджмента
Понятия концепта и системы концептов в теории коммуникации

   Rambler's Top100