Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/article_111.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:56:27 2012
Кодировка: Windows-1251
Риторика как средство конструирования 'воображаемого сообщества'
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет
 
 Кафедра
 История
 Заведующий кафедрой
 Преподаватели
 In memoriam
 
 Учебная деятельность
 Общие курсы
 Введение в языкознание
 Общее языкознание
 История языкознания
 Специализации
 Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание
 Общая филология и риторика
 Русский язык как иностранный
 Деловая речь
 Языковая политика
 Компьютерная лингвистика и машинный перевод
 Спецкурсы
 Курсы по опорным языкам
 Материалы к занятиям
 
 Научная деятельность
 Учебники
 Книги и монографии
 Конференции
 Круглые столы
 
 Студентам
 Билеты
 Курсовые работы
 Дипломные работы
 
 Аспирантам
 Аттестация
 Экзамен по специальности
 Документы для защиты
 Публикации
 
 Новости и объявления
 
 Библиотека
 Публикации сотрудников кафедры
 А.А.Волков
 А.Н. Качалкин
 В.В.Смолененкова
 Ю.В. Рождественский
 А.А. Данилова
 История языкознания
 Теория языка
 Социолингвистика
 
 Ссылки
 
 Расписание занятий
 
 Филология в лицах
 Звегинцев В.А.
 Реформатский А.А.
 Фортунатов Ф.Ф.
 Рождественский Ю.В.
 
 Фотоальбом
 
 English
 
 Аудио
 
 Темы
 Закон о государственном языке РФ
 Реформа орфографии
 
 Мониторинг СМИ
 
 Факультет
Поиск
Контакты
E-mail: general@philol.msu.ru
Телефон: 939-16-33


Учебная деятельность : Спецкурсы


Риторика как средство конструирования 'воображаемого сообщества'
Автор В.В. Смолененкова
Nov 21, 2006, 22:39

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Предмет курса - система речевых отношений различных социальных групп, осмысленная в терминах риторики. Цель курса - научить студентов методам распознавания, использования и развития риторических средств, которые формируют различные воображаемые и невоображаемые риторические сообщества - от семьи, студенческого содружества и корпорации до нации и конфессии.


Изучаются внешние (распределение видов речи в обществе, распределение ролей, применение различных фактур речи и семиотических систем) и внутренние ('объединяющая' публичная аргументация) риторические средства конструирования сообществ.

Курс рассчитан на 15 часов. В начале курса (занятие 1-2) разъясняются типы понимания понятий, вынесенных в заглавие курса: сообщество, 'воображаемое сообщество', конструирование, риторика, риторические средства. Далее (занятия 3-11) разбираются основные средства конструирования сообществ, применяющиеся в рамках отдельного риторического произведения (внутренние средства, средства организации монолога): топика, аргументы к пути, развитию, романтический пафос, прагматизм, символический зонтик и т.д. Внутренние средства формирования сообществ разделяются на средства логоса, пафоса и этоса, при этом в первых выделяются средства эпидейктической, судительной и совещательной аргументации. Занятия 12-15 посвящены средствам организации сообществ через речь (внешние средства, средства организации диалога в сообществе). Особое внимание уделяется осмыслению принципам риторического устройства нации (занятия 14-15). Теория курса совмещает в себе изучение как традиционного для филологического факультета МГУ аристотелевского понимания риторики с его разделением речи на этос, пафос и логос, так и альтернативных западных концепций конструирования риторических сообществ через идентификацию, мифотворчество, наррацию и т.д.

Предполагается, что в результате освоения программы курса, студенты, во-первых, научатся выявлять и анализировать средства формирования риторических сообществ в рамках определенных риторических артефактов, во-вторых, получат навыки использования риторических средств для конструирования риторических сообществ. Для достижения этого замысла значительная часть времени занятий посвящается практическим разборам риторических произведений, представляющих различные риторические сообщества.

Обоснование курса

Всякое сообщество: семья, клуб, корпорация, нация и пр.- организуется речью через распределение речевых ролей (систему классов речедеятелей), выработку функциональной системы жанров, этоса речевых коммуникаций, формирование лексических и стилистических канонов словоупотребления, выделение лидеров-идеологов. Эти закономерности функционирования социума изучаются дисциплинами социолингвистического цикла.

Один из способов осмыслить законы формирования сообществ - это возможность воспользоваться трехтысячелетним опытом анализа и интерпретации общественных речевых отношений риторикой. В риторике выделяются диалогические и монологические средства конструирования сообщества.

Структура курса

Вводный блок: разъяснение ключевых понятий: сообщество, риторическое сообщество, shared culture, etc; риторика, риторические средства.

Первый блок: внешние (диалогические) средства конструирования

Второй блок: внутренние (монологические) средства конструирования.

Заключение: нация, государство и смежные понятия

Занятие 1: Риторическое сообщество. Воображаемое сообщество

Понятие Б.Андерсона 'воображаемое сообщество'

 Понятие Э.Дж.Борманна 'риторическое сообщество'

Занятие 2: Риторика как теория организации общества

Риторика ХХ-ХХ1 века как учение о речевой организации общества

Категория этоса, теория коммуникации, фактура речи (ДИАОЛОГ)

Риторика как методология реализации замысла оратора в конкретной ситуации

Категория пафоса, оратор как лидер, лидерство, интерес-замысел (МОНОЛОГ)

Занятие 3: Внешние условия конструирования сообществ

Структура речевых отношений в обществе

Диалог

Типы речедеятелей

Организация речедеятельности в тоталитарном и открытом обществе

Внутренний и внешний PR

Историческая перспектива: фактура речи

Занятие 4:

1.Оратор как лидер. Лидерство.

2. Цикл аргументации

Оратор как лидер и идеолог

Аргументация в обществе:

Эпидейктическая

Совещательная Судительная

Практика: цикл политической аргументации, аргументация направления. Риторика Гитлера.

Занятие 5: Монологические средства. Эпидейктическая аргументация

Эпидейктическая аргументация как результат и как метод формулирования вневременных ценностей:

Система ценностей

Топы

Авторитет

Эпидейктический ритор

Практика: Система топов русской культуры (сопоставительное исследование на примере классических и современных рекламных текстов)

Занятие 6-7: Идентификация, знаки и символы

Идентификация vs.убеждение

Стратегия идентификации

Приращение смыслов

'Треугольники доверия'

Знаки и символы, знаки и символы власти

Символический зонтик в прессе

Практика: Предвыборное выступление В.В.Путина (символический зонтик)

Занятие 8-10: Судительная аргументация

Судительная аргументация как метод оценки прошлого

Статусы установления, определения и оценки

Судительные аргументы

Редукция: ассимиляция и диссимиляция смыслов

Имя

Метафора

Миф, мифотворчество

Нарратив

Практика: Анализ и интерпретация фактов у И.В.Сталина, М.Тетчер, Линкольна; метафоры советской и американской пропаганды и пр.

Занятие 11: Совещательная аргументация

Принятие решение о будущем

Связь с другими видами аргументации

Аргументы к жертве, пути, прогрессу, традиции и т.д.

Подготовка аудитории: пропаганда, отвлечение

Практика: Сопоставительный анализ аргументов в речах Гитлера, Сталина, Буша, Путина.

Занятие 12: Этос и пафос: Приемлемое и запретное

Эристика и софистика, подтасовки и обман

Интересы сообщества

Собор vs. сборище, повышающая и понижающая аргументация

Типы пафоса (повышающий, понижающий и др.)

Практика: Анализ предвыборных выступлений, анализ корпоративной брошюры

Занятие 13: Эффективность речи

Эффективность публичной речи, успешность публичной речи

Близкие и отдаленные риторические последствия

Критерии оценки речи

Риторический идеал

Универсальные и частные свойства риторического идеала

Практика: Анализ Пушкинской речи Ф.М.Достоевского

Занятие 14-15: Нация, национальность, государство

Этнос, народ, нация, национальность

Национализм и патриотизм: риторическое противопоставление

Речевое устройство нации

Японская политика языкового планирования

Язык, культура, государство (взгляд через риторическую систему топов)

Практика: Обсуждение некоторых положений книги Б.Андерсона 'Воображаемые сообщества' в сопоставлении с др.концепциями.

Цикличность аргументации Распределение речевой нагрузки Мифотворчество
Аргументация направления Распределение речевых ролей Интерпретация
Топы Выделение лидера-оратора Знаки - символы - метафоры
Речевые эмоции Идентификация Национальная специфика


© Copyright "Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Наверх

Спецкурсы
Latest Headlines
Немецкий язык для академических целей
Спецкурс "Вымышленные языки как объект лингвистики"
English for academic purposes. Английский язык для академических целей
Спецсеминар "Риторическая критика"
Спецкурс "Этносемиотика"
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.
Список литературы для спецкурса и спецсеминара 'Языковое манипулирование'
Хинди
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.
Спецкурсы и спецсеминары осени 2008 - 2009 уч.г.

© 2006       Rambler's Top100