Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/article_111.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Feb 3 00:54:23 2013
Кодировка: Windows-1251
Риторика как средство конструирования 'воображаемого сообщества'
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет
 
 Кафедра
 История
 Заведующий кафедрой
 Преподаватели
 In memoriam
 
 Учебная деятельность
 Общие курсы
 Введение в языкознание
 Общее языкознание
 История языкознания
 Специализации
 Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание
 Общая филология и риторика
 Русский язык как иностранный
 Деловая речь
 Языковая политика
 Компьютерная лингвистика и машинный перевод
 Спецкурсы
 Когнитивная лингвистика и прагматика
 Курсы по опорным языкам
 Материалы к занятиям
 
 Научная деятельность
 Издания кафедры
 Конференции
 Круглые столы
 Темы
 Закон о государственном языке РФ
 Реформа орфографии
 Научное студенческое общество кафедры
 
 Студентам
 Билеты
 Курсовые и дипломные работы
 
 Аспирантам
 Экзамен по специальности
 Документы для защиты
 
 Библиотека
 Публикации сотрудников кафедры
 А.А.Волков
 А.Н. Качалкин
 В.В.Смолененкова
 Ю.В. Рождественский
 А.А. Данилова
 История языкознания
 Теория языка
 Социолингвистика
 Языки мира
 
 Ссылки
 
 Филология в лицах
 Звегинцев В.А.
 Реформатский А.А.
 Фортунатов Ф.Ф.
 Рождественский Ю.В.
 
 Фотоальбом
 
 English
 
 Аудио
 
 Мониторинг СМИ
 
 Факультет
Поиск
Контакты
E-mail: general@philol.msu.ru
Телефон: 939-16-33


Учебная деятельность : Спецкурсы


Риторика как средство конструирования 'воображаемого сообщества'
Автор В.В. Смолененкова
Nov 21, 2006, 22:39

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Предмет курса - система речевых отношений различных социальных групп, осмысленная в терминах риторики. Цель курса - научить студентов методам распознавания, использования и развития риторических средств, которые формируют различные воображаемые и невоображаемые риторические сообщества - от семьи, студенческого содружества и корпорации до нации и конфессии.


Изучаются внешние (распределение видов речи в обществе, распределение ролей, применение различных фактур речи и семиотических систем) и внутренние ('объединяющая' публичная аргументация) риторические средства конструирования сообществ.

Курс рассчитан на 15 часов. В начале курса (занятие 1-2) разъясняются типы понимания понятий, вынесенных в заглавие курса: сообщество, 'воображаемое сообщество', конструирование, риторика, риторические средства. Далее (занятия 3-11) разбираются основные средства конструирования сообществ, применяющиеся в рамках отдельного риторического произведения (внутренние средства, средства организации монолога): топика, аргументы к пути, развитию, романтический пафос, прагматизм, символический зонтик и т.д. Внутренние средства формирования сообществ разделяются на средства логоса, пафоса и этоса, при этом в первых выделяются средства эпидейктической, судительной и совещательной аргументации. Занятия 12-15 посвящены средствам организации сообществ через речь (внешние средства, средства организации диалога в сообществе). Особое внимание уделяется осмыслению принципам риторического устройства нации (занятия 14-15). Теория курса совмещает в себе изучение как традиционного для филологического факультета МГУ аристотелевского понимания риторики с его разделением речи на этос, пафос и логос, так и альтернативных западных концепций конструирования риторических сообществ через идентификацию, мифотворчество, наррацию и т.д.

Предполагается, что в результате освоения программы курса, студенты, во-первых, научатся выявлять и анализировать средства формирования риторических сообществ в рамках определенных риторических артефактов, во-вторых, получат навыки использования риторических средств для конструирования риторических сообществ. Для достижения этого замысла значительная часть времени занятий посвящается практическим разборам риторических произведений, представляющих различные риторические сообщества.

Обоснование курса

Всякое сообщество: семья, клуб, корпорация, нация и пр.- организуется речью через распределение речевых ролей (систему классов речедеятелей), выработку функциональной системы жанров, этоса речевых коммуникаций, формирование лексических и стилистических канонов словоупотребления, выделение лидеров-идеологов. Эти закономерности функционирования социума изучаются дисциплинами социолингвистического цикла.

Один из способов осмыслить законы формирования сообществ - это возможность воспользоваться трехтысячелетним опытом анализа и интерпретации общественных речевых отношений риторикой. В риторике выделяются диалогические и монологические средства конструирования сообщества.

Структура курса

Вводный блок: разъяснение ключевых понятий: сообщество, риторическое сообщество, shared culture, etc; риторика, риторические средства.

Первый блок: внешние (диалогические) средства конструирования

Второй блок: внутренние (монологические) средства конструирования.

Заключение: нация, государство и смежные понятия

Занятие 1: Риторическое сообщество. Воображаемое сообщество

Понятие Б.Андерсона 'воображаемое сообщество'

 Понятие Э.Дж.Борманна 'риторическое сообщество'

Занятие 2: Риторика как теория организации общества

Риторика ХХ-ХХ1 века как учение о речевой организации общества

Категория этоса, теория коммуникации, фактура речи (ДИАОЛОГ)

Риторика как методология реализации замысла оратора в конкретной ситуации

Категория пафоса, оратор как лидер, лидерство, интерес-замысел (МОНОЛОГ)

Занятие 3: Внешние условия конструирования сообществ

Структура речевых отношений в обществе

Диалог

Типы речедеятелей

Организация речедеятельности в тоталитарном и открытом обществе

Внутренний и внешний PR

Историческая перспектива: фактура речи

Занятие 4:

1.Оратор как лидер. Лидерство.

2. Цикл аргументации

Оратор как лидер и идеолог

Аргументация в обществе:

Эпидейктическая

Совещательная Судительная

Практика: цикл политической аргументации, аргументация направления. Риторика Гитлера.

Занятие 5: Монологические средства. Эпидейктическая аргументация

Эпидейктическая аргументация как результат и как метод формулирования вневременных ценностей:

Система ценностей

Топы

Авторитет

Эпидейктический ритор

Практика: Система топов русской культуры (сопоставительное исследование на примере классических и современных рекламных текстов)

Занятие 6-7: Идентификация, знаки и символы

Идентификация vs.убеждение

Стратегия идентификации

Приращение смыслов

'Треугольники доверия'

Знаки и символы, знаки и символы власти

Символический зонтик в прессе

Практика: Предвыборное выступление В.В.Путина (символический зонтик)

Занятие 8-10: Судительная аргументация

Судительная аргументация как метод оценки прошлого

Статусы установления, определения и оценки

Судительные аргументы

Редукция: ассимиляция и диссимиляция смыслов

Имя

Метафора

Миф, мифотворчество

Нарратив

Практика: Анализ и интерпретация фактов у И.В.Сталина, М.Тетчер, Линкольна; метафоры советской и американской пропаганды и пр.

Занятие 11: Совещательная аргументация

Принятие решение о будущем

Связь с другими видами аргументации

Аргументы к жертве, пути, прогрессу, традиции и т.д.

Подготовка аудитории: пропаганда, отвлечение

Практика: Сопоставительный анализ аргументов в речах Гитлера, Сталина, Буша, Путина.

Занятие 12: Этос и пафос: Приемлемое и запретное

Эристика и софистика, подтасовки и обман

Интересы сообщества

Собор vs. сборище, повышающая и понижающая аргументация

Типы пафоса (повышающий, понижающий и др.)

Практика: Анализ предвыборных выступлений, анализ корпоративной брошюры

Занятие 13: Эффективность речи

Эффективность публичной речи, успешность публичной речи

Близкие и отдаленные риторические последствия

Критерии оценки речи

Риторический идеал

Универсальные и частные свойства риторического идеала

Практика: Анализ Пушкинской речи Ф.М.Достоевского

Занятие 14-15: Нация, национальность, государство

Этнос, народ, нация, национальность

Национализм и патриотизм: риторическое противопоставление

Речевое устройство нации

Японская политика языкового планирования

Язык, культура, государство (взгляд через риторическую систему топов)

Практика: Обсуждение некоторых положений книги Б.Андерсона 'Воображаемые сообщества' в сопоставлении с др.концепциями.

Цикличность аргументации Распределение речевой нагрузки Мифотворчество
Аргументация направления Распределение речевых ролей Интерпретация
Топы Выделение лидера-оратора Знаки - символы - метафоры
Речевые эмоции Идентификация Национальная специфика


Наверх

Спецкурсы
Latest Headlines
с/к "Когнитивные аспекты деятельности человека"
с/к "История отечественного языкознания"
Начинается курс "Библейский иврит (древнееврейский)"
с/к и с/с "Прагматические аспекты текстов разного рода - сценарии поведения в актах коммуникации"
с/с "Интегральный подход к изучению языка в действии"
с/к "Междисциплинарные проблемы языкознания"
Академическая риторика
Новый спецкурс "Междисциплинарные проблемы языкознания"
Язык Библии (древнееврейский)
Язык Библии (древнееврейский)

   Rambler's Top100