Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://foroff.phys.msu.ru/phys/programs/nn/mas/pom.htm
Дата изменения: Sun Jul 6 05:18:39 2008 Дата индексирования: Tue Oct 2 01:07:32 2012 Кодировка: koi8-r |
Министерство образования Российской
Федерации
Нижегородский государственный университет им.
Н.И.Лобачевского
"УТВЕРЖДАЮ"
Декан радиофизического факультета
профессор ___________ С.Н.Гурбатов
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
"Выделение сигналов из помех численными
методами"
для направления подготовки "Радиофизика"
(магистратура)
Н.Новгород - 2001
1. Организационно-методический раздел.
Программа предназначена для
подготовки магистров радиофизики, а также
специалистов по радиофизическим специальностям
"Радиофизика и электроника", "Фундаментальная
радиофизика и физическая электроника". Курс
читается в 9-м семестре и является естественным
продолжением курсов "Радиооптика" и
"Статистическая радиофизика". Он базируется на
знаниях студентов, приобретенных в курсах
электродинамики, распространения радиоволн,
теории вероятностей, статистической
радиофизики, математической физики, теории
обобщенных функций.
Цель курса - приобретение студентами
достаточной практики численного решения и
моделирования физических задач.
В процессе изучения курса студенты должны освоить:
2. Содержание курса.
I. Введение.
II. Основы численных методов спектрального и кепстрального анализа
Ряд и интеграл Фурье. Математические свойства преобразования Фурье. Знаменитая теорема отсчетов. Как выполняется преобразование Фурье численно. Почему спектр функции A(x) = cos(1.2271846x) при вычислении стандартным численным методом отличен от нуля всего в двух точках, а спектр функции A(x) = cos(1.227x), в которой округлено значение числа перед аргументом косинуса, оказывается отличным от нуля во всех точках спектра. Техника получения значений функции в промежуточных точках между отсчетами. Линейные системы. Численные методы определения частотных характеристик линейных систем. зависимость вида частотной характеристики от параметров выборки дискретных значений частот. Кепструм. Способ получения комплексного кепструма. Программы, позволяющие получать аргумент функции далеко за пределами и без скачков фазы. Численное представление случайных сигналов. Численное моделирование узкополосного сигнала со сплошным спектром, занимающим промежутки между точками отсчета спектра.
III. Фильтрация помех и локация на просвет
Устранение узкополосной помехи. Локация на просвет. Методы, позволяющие убирать узкополосные сигналы, столь мощные, что они полностью маскируют слабые. Численный вариант метода темного поля. Адаптивный спектральный анализ. Эксперимент по наблюдению точечного рассеивателя. Программа, моделирующая эксперимент. Особенности программирования и эффективность программы.
IV. Увеличение пространственного и временного разрешения
Наблюдение протяженного рассеивателя. Увеличение пространственного разрешения путем использования синтеза апертуры. Математическая модель сигнала и метода его обработки с целью увеличения пространственного разрешения. Увеличение временной разрешающей способности метода обработки сигнала, основанное на специальной фильтрации уже не помехи, а сигнала. Два метода обработки принятого локационного сигнала (спектральный и кепстральный), существенно расширяющих эффективную полосу зондирующего сигнала. Помехоустойчивость процедуры для помех различного вида (реверберационных и аддитивных с различным спектром). Локация на просвет с разделением прямого и дифрагированного сигналов. Особенности программирования и эффективность программы.
V. Фазовые шумы и реверберация
Фильтрация мультипликативно связанных сигналов. Нелинейная фильтрация, основанная на кепстральном анализе сигналов. Задача об устранении сильных фазовых шумов в антенне. Устранение влияния сильных изгибов гибкой антенны на результат осуществляемой с помощью такой антенны пространственной фильтрации сигналов. Устранение влияния фазовых шумов в параметрическом микрофоне. Устранение помехи, заключающейся в многократном повторении сигнала. Задача о слепой дереверберации и возможности ее решения численными методами. Особенности математического моделирования задачи о слепой дереверберации.
3. Распределение часов курса по темам и видам работ.
N |
Наименование |
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная |
|
Лекции |
Практические занятия |
||||
I |
4 |
2 |
--- |
2 |
|
II |
17 |
12 |
--- |
5 |
|
III |
12 |
8 |
--- |
4 |
|
IV |
9 |
6 |
--- |
3 |
|
V |
9 |
6 |
--- |
3 |
|
ИТОГО: |
51 |
34 |
--- |
17 |
4. Формы итогового контроля.
Итоговый контроль: зачет или экзамен (по выбору).
5. Учебно-методическое обеспечение курса.
5.1. Рекомендуемая литература (основная).
5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная).
Составитель программы:
Чл. Корр. РАН, проф. В.А.Зверев