Решение УМО "Физика"
по итогам совещания в Казанском государственном
университете
26-28 мая 1998 года
Физико-математические дисциплины в
системе высшего образования всегда занимали
ключевые позиции, отвечая стратегическим
интересам развития России. Общеизвестно, что
физико-математическое образование является
фундаментом любого естественно-научного знания,
лежит в основе любого инженерно-технического
образования. Однако, в последние годы
усиливаются негативные тенденции в подготовке
специалистов, которые неизбежно приведут к
серьезным проблемам с подготовкой научных и
инженерных кадров. В частности, много говорится о
гуманизации и гуманитаризации образования. К
сожалению, эти понятия часто трактуются слишком
прямолинейно, что приводит к сокращению об'ема
преподавания предметов физико-математического
цикла. Несмотря на провозглашенную важность
фундаментального образования, происходит
вымывание физической компоненты образования.
В то же время рыночная экономика ставит
проблему подготовки высококвалифицированных
специалистов, способных эффективно производить
конкурентноспособную наукоемкую продукцию.
Изучение физики и математики наиболее
эффективно развивает аналитические способности,
рациональное мышление, логику - важнейшие
компоненты для специалиста, призванного
вырабатывать и принимать решения.
Нищенская зарплата
профессорско-преподавательского состава вузов
сделала профессию "физик" неперспективной
для молодежи, что уже, фактически, привело к
сокращению числа молодых научных и
педагогических кадров в вузовской системе,
прежде всего, в физике и родственных
специальностях. Это, в конечном счете, приведет в
дальнейшем к прерыванию преемственности
поколений, уничтожению признанных во всем мире
научно-педагогических школ, что будет
невосполнимой утратой для России и приведет к
исчезновению ее лидирующих позиций во всех
научно-технических отраслях.
- Исходя из стратегического значения физической
науки и образования для экономики и
обороноспособности России, УМО "Физика"
обращается к Президенту и Правительству России с
требованием неукоснительного выполнения Указа
Президента ? 1 .
- Обеспечить на государственном уровне поддержку
физического образования как стратегической
компоненты обеспечения научно-технического
развития страны, для чего:
а) сохранить госбюджетное
финансирование физических факультетов в полном
об'еме, не допуская снижения набора на физические
специальности в классических университетах;
б) изменить существующий уравнительный
порядок оплаты труда преподавателей:
выплачивать специальные надбавки к зарплате
физика, принимая во внимание большие
трудозатраты при подготовке физиков, и специфику
и структуру учебного плана, которые включают в
себя большой об'ем индивидуальной работы со
студентом, прямое участие преподавателя в
разработке и создании учебного и научного
оборудования, а также его программного
обеспечения;
в) учитывая катастрофическое положение
с физическим и моральным износом лабораторного
оборудования, обеспечить финансирование или, по
крайней мере, восстановление и поддержание в
рабочем состоянии существующего лабораторного
оборудования.
- При любых преобразованиях в Высшей школе не
допускать сокращения фундаментальной
составляющей физического образования в
классических университетах, а также сохранять
существующие пропорции компонент физического
образования, в особенности, в части
лабораторного и общего и специального
практикумов.
- Не допускать снижения числа часов, отводимых
государственными стандартами на изучение физики
студентами нефизических (особенно
естественно-научных и инженерно-технических)
специальностей. Сохранить лабораторный
практикум в качестве обязательной
самостоятельной компоненты курса физики для
естественно-технических специальностей.
- Рекомендовать классическим университетам
усилить физичекую компоненту экологического
образования.
- Рекомендовать физическим факультетам
университетов принять активное участие в
разработке курсов и учебников
естественно-научного образования для студентов
гуманитарных специальностей.
- Расширить практику стажировок студентов в
учебных и научных центрах ведущих научных школ
России. В частности, отметить положительный опыт
ОИЯИ (г.Дубна), как ведущего учебно-научного
центра для подготовки высококвалифицированных
специалистов и магистров для молодых
университетов.
Председатель
научно-методического совета
по физике УМО университетов РФ
профессор |
В.И.Трухин |