Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://foroff.phys.msu.ru/phys/pages/RESHENK2.htm
Дата изменения: Sun Jul 6 05:16:58 2008
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:13:51 2012
Кодировка: koi8-r
Решение УМО "Физика" (26-28 мая 1998 года)

Решение УМО "Физика"
по итогам совещания в Казанском государственном университете

26-28 мая 1998 года

   Физико-математические дисциплины в системе высшего образования всегда занимали ключевые позиции, отвечая стратегическим интересам развития России. Общеизвестно, что физико-математическое образование является фундаментом любого естественно-научного знания, лежит в основе любого инженерно-технического образования. Однако, в последние годы усиливаются негативные тенденции в подготовке специалистов, которые неизбежно приведут к серьезным проблемам с подготовкой научных и инженерных кадров. В частности, много говорится о гуманизации и гуманитаризации образования. К сожалению, эти понятия часто трактуются слишком прямолинейно, что приводит к сокращению об'ема преподавания предметов физико-математического цикла. Несмотря на провозглашенную важность фундаментального образования, происходит вымывание физической компоненты образования.
   В то же время рыночная экономика ставит проблему подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно производить конкурентноспособную наукоемкую продукцию. Изучение физики и математики наиболее эффективно развивает аналитические способности, рациональное мышление, логику - важнейшие компоненты для специалиста, призванного вырабатывать и принимать решения.
   Нищенская зарплата профессорско-преподавательского состава вузов сделала профессию "физик" неперспективной для молодежи, что уже, фактически, привело к сокращению числа молодых научных и педагогических кадров в вузовской системе, прежде всего, в физике и родственных специальностях. Это, в конечном счете, приведет в дальнейшем к прерыванию преемственности поколений, уничтожению признанных во всем мире научно-педагогических школ, что будет невосполнимой утратой для России и приведет к исчезновению ее лидирующих позиций во всех научно-технических отраслях.

  1. Исходя из стратегического значения физической науки и образования для экономики и обороноспособности России, УМО "Физика" обращается к Президенту и Правительству России с требованием неукоснительного выполнения Указа Президента ? 1 .
  2. Обеспечить на государственном уровне поддержку физического образования как стратегической компоненты обеспечения научно-технического развития страны, для чего:
    а) сохранить госбюджетное финансирование физических факультетов в полном об'еме, не допуская снижения набора на физические специальности в классических университетах;
    б) изменить существующий уравнительный порядок оплаты труда преподавателей: выплачивать специальные надбавки к зарплате физика, принимая во внимание большие трудозатраты при подготовке физиков, и специфику и структуру учебного плана, которые включают в себя большой об'ем индивидуальной работы со студентом, прямое участие преподавателя в разработке и создании учебного и научного оборудования, а также его программного обеспечения;
    в) учитывая катастрофическое положение с физическим и моральным износом лабораторного оборудования, обеспечить финансирование или, по крайней мере, восстановление и поддержание в рабочем состоянии существующего лабораторного оборудования.
  3. При любых преобразованиях в Высшей школе не допускать сокращения фундаментальной составляющей физического образования в классических университетах, а также сохранять существующие пропорции компонент физического образования, в особенности, в части лабораторного и общего и специального практикумов.
  4. Не допускать снижения числа часов, отводимых государственными стандартами на изучение физики студентами нефизических (особенно естественно-научных и инженерно-технических) специальностей. Сохранить лабораторный практикум в качестве обязательной самостоятельной компоненты курса физики для естественно-технических специальностей.
  5. Рекомендовать классическим университетам усилить физичекую компоненту экологического образования.
  6. Рекомендовать физическим факультетам университетов принять активное участие в разработке курсов и учебников естественно-научного образования для студентов гуманитарных специальностей.
  7. Расширить практику стажировок студентов в учебных и научных центрах ведущих научных школ России. В частности, отметить положительный опыт ОИЯИ (г.Дубна), как ведущего учебно-научного центра для подготовки высококвалифицированных специалистов и магистров для молодых университетов.

    Председатель
    научно-методического совета 
    по физике УМО университетов РФ
    профессор
    В.И.Трухин