Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://fonetica.philol.msu.ru/main-vved.htm
Дата изменения: Wed Nov 21 16:42:38 2012
Дата индексирования: Sat Feb 2 22:02:52 2013
Кодировка: Windows-1251
Введение

 

Уважаемые пользователи!

Сейчас вы начнете работу с материалами первого и, насколько нам известно, пока единственного полноценного гипертекстового мультимедийного Интернет-учебника по фонетике русского языка. Это постоянно пополняющееся фактическим материалом и развивающееся информационное гипертекстовое пространство, которое включает связанные перекрестными ссылками разделы: система русских гласных звуков (вокализм), система согласных звуков (консонантизм), русская ритмика и акцентология, интонационно-мелодические типы русской речи (интонация), просодическое оформление речи (просодия), русская орфоэпия, словарь терминов и терминологических понятий (глоссарий), очерки истории русской и зарубежной фонетической мысли (персоналии). Каждый раздел представляет собой подпространство общей гипертекстовой структуры, выстраиваемое вокруг определенного информационного ядра. Это ядро составляет относительно независимая, самодостаточная информация, группирующаяся вокруг связанных друг с другом ключевых понятий и/или утверждений (концептов). Мы постарались сконструировать наш гипертекст таким образом, чтобы система представленных в нем понятий и утверждений отражала в максимально компактной форме всю область знаний об устройстве фонетического уровня русского языка, которая определена программами подготовки по всем филологическим специальностям. Для удобства пользователей мы даем определения (дефиниции) для всех специальных терминов и терминологических понятий, которые встречаются в учебных материалах; эти дефиниции всегда можно получить по соответствующим ссылкам как из любой части учебника (контекстные ссылки), так и не зависимо от контекста - в виде самостоятельного отдельного информационного подпространства терминологического словаря (глоссария).

Поскольку многие термины и терминологические понятия тесно связаны с определенными лингвистическими теориями, которые в свою очередь в истории лингвистики ассоциируются с выдающимися филологами и лингвистами, основателями научных филологических школ, мы решили присоединить к перечисленным гипертекстовым информационным подпространствам краткие исторические очерки-персоналии. На наш взгляд, это способствует формированию более "объемного" восприятия и понимания представленной в нашем гипер-учебнике информации.

Описание фонетики языка и обучение его артикуляторной базе невозможно без привлечения мультимедийной информации: звуковой, графической и анимационной. Поэтому все языковые примеры в нашем учебнике озвучены и учащиеся могут прослушать их в любой момент неограниченное количество раз, а при необходимости и повторять за диктором.

Акустически звучащая речь является результатом работы артикуляционных органов; очень быстро сменяющих друг друга достаточно сложных комплексов артикуляторных движений. Общеизвестно, что при обучении языку одной из наиболее сложных проблем является постановка правильного, безакцентного произношения, т.е. формирование адекватной артикуляторной базы, специфической для каждого языка. Именно поэтому мы включили в учебник специально подготовленные (на основе кинофоторенгенограмм русской речи) анимационные ролики, моделирующие артикуляторные движения необходимые для производства русских звуков. Для изучения звуков, которые образуются преимущественно губной артикуляцией, были сделаны анимации на основе видеосъемки.

Все включенные в учебник средства мультимедиа используют только стандартные встроенные в броузеры или операционную систему Windows программы проигрывания мультимедийных файлов и не требуют установки дополнительного специального программного обеспечения.

Остается добавить, что наш дружный коллектив авторов и разработчиков посвятил этой работе два года, на протяжении которых неоднократно перерабатывался как дизайн, так и сама структура учебника и его разделов; велись поиски оптимальных технологических и технических решений, что позволило нам приобрести неоценимый уникальный опыт в области проектирования электронных и Интернет-учебников и учебно-справочных материалов в Интернете. Надеемся, что результаты нашей работы будут полезны студентам и преподавателям, исследователям-русистам и филологам всех специализаций, абитуриентам и школьникам старших классов общеобразовательных школ и специализированных лицеев, репетиторам и школьным учителям, всем, интересующимся русским языком или изучающим русский язык как в качестве родного языка, так и как второй или как иностранный.

Желаем продуктивной и приятной работы с нашим Интернет-учебником!

Авторы

© Кедрова Г.Е., Потапов В.В., Егоров А.М., Омельянова Е.Б.
    web-design: M. Verte
Пишите нам: kedr@philol.msu.ru