Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://fonetica.philol.msu.ru/intonac/melodika/iii1.htm
Дата изменения: Fri Jun 6 17:27:51 2003 Дата индексирования: Mon Oct 1 20:50:34 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Особый вид синтагм, характеризующийся особым мелодическим рисунком, представляет собой
Они не связаны синтаксически с основным предложением и выражают самые различные оттенки мысли: либо отношение говорящего к сообщаемому факту, либо общую оценку сообщения, либо указание на его источник и т. д.
В качестве примеров вводных слов и словосочетаний можно привести; вероятно, разумеется, без всякого сомнения, по правде говоря и т. д.
Те же функции выполняют и вводные предложения: как уже было сказано, можете себе представить, сколько я помню и т.д.
Семантическая обособленность и отсутствие синтаксической связи с предложением находят выражение и в их мелодическом рисунке. Они произносятся на более низком и ровном тоне сравнительно с рисунком всего предложения в целом, так что благодаря этому рисунку вводные предложения представляют собой некую вставку, основная мысль предложения как бы прерывается этой вставкой, а затем продолжается.
Например, во фразе Вы говорите, \ и вы, безусловно, правы, \ что этот факт не имеет значения вводное предложение и вы, безусловно, правы произносится на низком ровном тоне, оно как бы выпадает из общего мелодического рисунка фразы.
В том случае, когда вводное предложение начинается с союза как или и, оно может стоять в любом месте основного предложения, например: Как выражаются моряки, \ ветер крепчал, но можно сказать и ветер, \ как выражаются моряки, | крепчал и ветер крепчал, \ как выражаются моряки. Однако в последнем случае мелодика всего предложения в целом будет сходна с мелодикой предложения с добавочным сообщением.
Особо важную роль как для вводных предложений, так и для вводных слов и словосочетаний играет их место в предложении:
Паузы играют здесь большую роль, способствуя обособленности вводных слов и предложений: их присутствие вместе с мелодическим рисунком делает его особо выразительным.
Надо также отметить более быстрый темп, в котором произносится вводное предложение, по сравнению с темпом основного, что также (вместе с ровной низкой мелодикой и с паузами) обособляет его.