Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://fonetica.philol.msu.ru/intonac/melodika/ii1b.htm
Дата изменения: Fri Jun 6 17:14:19 2003
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:50:59 2012
Кодировка: Windows-1251

В многосинтагменном предложении (независимо от того, сколько в нем синтагм - две или больше) мелодика неконечной синтагмы (или иначе внутренней синтагмы), носящей характер незаконченности, иная, чем мелодика конечной.
Так, во фразе Высокий пожилой человек \ медленно вошел в комнату, состоящей из двух синтагм, первая, внутренняя выражает семантическое единство для говорящего, но, для того чтобы это единое понятие довести до сознания слушающего, необходимо его фонетически оформить. Это выражается в том, что, хотя на каждом слове имеется свое словесное ударение, все же конечное, совпадающее с синтагматическим, несколько отличается от них фонетическими свойствами, основное из которых - мелодика.
В отличие от рисунка конечной синтагмы внутренняя отличается восходящим характером мелодики:
ударные слоги в ней произносятся на более высоком тоне сравнительно с безударными, а последний ударный сильно поднимается, что характеризует внутреннюю синтагму. Как вариант произнесения начальных слов синтагмы, может быть и некоторое понижение тона на ударных слогах, но конец синтагмы обязательно имеет резкий восходящий тон. В том случае, когда имеется еще и заударный слог, возможны два варианта:

Здесь важен лишь факт повышения основного тона голоса, а будет это на ударном или безударном слоге, уже неважно, например, фраза Большая черная собака \ беспрестанно лаяла на всех может быть произнесена как с повышением тона на ударном слоге слова собака, так и с понижением, но повышение тогда наблюдается на заударном слоге слова, оно обязательно имеет место. То же в примере Каждый день \ уже неслись мимо \ стаи перелетных птиц. Слово мимо, заканчивающее внутреннюю синтагму, может быть произнесено как с повышением на ударном слоге, так и с понижением.
После внутренней синтагмы может быть пауза, причем она необязательна, фраза может быть произнесена и без паузы, но тогда ее звучание менее выразительно: пауза, с одной стороны, объединяет синтагму в единое целое, а с другой - отделяет ее от следующей. Поскольку, однако, пауза необязательна, то синтагма воспринимается как единое целое, главным образом посредством мелодики. Паузы внутри синтагмы недопустимы, так как они разрушают ее единство, выраженное как семантически, так и синтаксически.
Любая фраза (независимо от количества в ней синтагм) может быть осложнена еще синтагмой с добавочным сообщением, например:
Рудин посмотрел на Пигасова \ поневоле свысока или Это Иванов, \ автор статьи по химии. В этом случае мелодика первой синтагмы совпадает с мелодикой конечной синтагмы, т. е. носит нисходящий, характер, а вторая, представляющая собой добавочное сообщение, пояснение к сказуемому (как именно посмотрел) тоже произносится с понижением, но менее резким, т.е. получается как бы вторая конечная синтагма, произносимая вначале на более ровном тоне, а затем понижающаяся. Паузы между синтагмами в этом случае обязательны.

Мелодическая схема предложения с добавочным сообщением
Это Иванов, автор статьи по химии