Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ffl.msu.ru/research/avtoreferats/128-shishova-avtoreferat.doc
Дата изменения: Mon Feb 25 12:56:40 2013
Дата индексирования: Tue Feb 26 12:03:00 2013
Кодировка: koi8-r

На правах рукописи






ШИШОВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА







МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
(НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)







Специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания
(иностранный язык)







А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук











Москва 2009
Работа выполнена на кафедре теории преподавания иностранных языков
факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова


Научный руководитель: доктор педагогических
наук

профессор

Соловова Елена Николаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

профессор

Дмитренко Татьяна Алексеевна


кандидат педагогических наук

ведущий научный сотрудник

Трубанева Наталья Николаевна



Ведущая организация: Московский институт
открытого

образования




Защита диссертации состоится «_____» _________2009 года в _____часов
на заседании диссертационного совета Д 501.001.04 при Московском
государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119 992,
Москва, Ломоносовский проспект д. 31, корп. 1, факультета иностранных
языков и регионоведения, ауд.________


С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ имени
М.В. Ломоносова.



Автореферат разослан «_____»_____________ 2009 года.



Ученый секретарь
диссертационного совета
Е.В. Маринина







ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
В связи с новыми тенденциями в развитии и обновлении российского
образования в целом, и языкового образования в частности, зафиксированных в
«Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001) и «Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года», произошла
переориентация цели образования на формирование и развитие компетентности
выпускников образовательных учреждений разных уровней. Эти изменения
коснулись всех ступеней школьного обучения, в том числе и начальной школы.
Изучение иностранного языка начинается со второго, а иногда и с первого
класса, и является очень важным этапом в приобщении младших школьников к
изучению иностранного языка, когда закладываются основы для дальнейшего
успешного освоения данного предмета. Компетентностный подход в
формулировании цели обучения привел к тому, что целью обучения иностранному
языку провозглашается формирование и развитие коммуникативной компетенции
на всех этапах, в том числе и в начальной школе. Изменение цели обучения
влечет за собой изменение содержания обучения и способов контроля. Ученые,
в частности А.В. Хуторской, указывают, что для реализации на практике
компетентностного подхода в обучении необходимо решить проблему
проектирования как ключевых, так и предметных компетенций (А.В. Хуторской,
2005). В связи с этим перед отечественными специалистами ставятся задачи:
определить ключевые компетенции, составляющие цель общего образования,
определить роль и место образовательных дисциплин в формировании названных
ключевых компетенций, определить компетенции, характеризующие уровень
владения учащимся того или иного учебного предмета (то есть соотнести цели
обучения по предметам с основной целью образования), определить содержания
выделенных компетенций, определить подходы и методы к реализации указанного
содержания, разработать технологии, позволяющие формировать соответствующие
компетенции; разработать формы и методы контроля, критерии оценивания и,
если возможно, уровни владения той или иной компетенцией.
Исследованию проблемы компетентностного подхода в образовании,
рассмотрению понятия «коммуникативная компетенция» и ее характеристике
посвящены труды таких известных ученых как: И.Л. Бим, Л.Н. Боголюбов, В.А.
Болотов, И.А. Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Е. Мишина,
Л.А. Петровская, В.В. Сафонова, А.В. Хуторской, Д. Браун, Х. Видоусон, Д.
Гумперц, Д. Джонс, М. Каналь, Л. Ловедей, Б. Оскарсон, С. Савиньон, М.
Свейн, М.-С. Тройк, Д. Хаймс, Г. Халаж, Н. Хомский, В. Хутмахер, и других.
В настоящий момент нельзя говорить о существовании единого подхода к
трактовке понятий «компетенция» и «компетентность» и согласованного перечня
ключевых компетенций. Однако одной из ключевых компетенций исследователи
называют социальную компетенцию, которая является составной частью
коммуникативной компетенции. Разработке содержания понятия «социальная
компетенция/компетентность» посвящены исследования таких авторов как Г.Э.
Белицкая, Л.И. Берестова, И.А. Зимняя, В.Г. Максимов, Н.И. Монахов, Н.В.
Калинина, Н.А. Рототаева, Р. Барнетт, Дж. Равен, G.W. Ladd, S. Oden, M.
Semrud-Clikemann, и других. Анализ и обобщение работ данных исследователей,
а также анализ психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме компетентностного подхода в образовании, показал, что для
современного общества, наряду с другими компетенциями, имеет большое
значение развитие компетенций, относящихся к социальному взаимодействию и
общению человека, но имеются большие сложности в их измерении и оценивании.

В настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно
разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальной
компетенции учащихся средствами общеобразовательных предметов на всех
ступенях школьного обучения, несмотря на его теоретическую и практическую
значимость.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между
объективной необходимостью социального формирования и развития учащихся и
недостаточным уровнем проработанности способов контроля, нацеленных на
определение степени сформированности социальных компетенций обучающихся по
ступеням (этапам) обучения и повышение качества процесса обучения и
воспитания.
Необходимость разрешения существующего противоречия обусловила выбор
ТЕМЫ диссертационного исследования «Мониторинг развития социальной
компетенции учащихся (начальная школа, иностранный язык» и доказывает ее
актуальность.
Объектом данного исследования является социальная компетенция учащихся
начальной школы, динамика ее формирования и развития на начальной ступени
обучения иностранному языку (1-4 классы средней школы).
Предметом исследования является модель и содержание мониторинга
социальной компетенции в процессе обучения иностранному языку в начальной
школе.
Цель исследования состоит в разработке научно и теоретически
обоснованной модели мониторинга развития социальной компетенции на уроках
иностранного языка в начальной школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование и развитие
социальной компетенции, а, следовательно, и коммуникативной компетенции
учащихся начальной школы в процессе изучения иностранного языка может быть
оптимизировано, если:
- определить структуру и содержание социальной компетенции младших
школьников с учетом возрастной специфики;
- конкретизировать требования к уровню развития социальной компетенции
учащихся начальной школы на родном и иностранном языке;
- использовать мониторинг как способ контроля динамики формирования и
развития социальной компетенции средствами предмета «иностранный язык» на
начальной ступени школьного обучения;
- разработать и опробовать на практике модель мониторинга социальной
компетенции, диагностические материалы и шкалы оценивания социальной
компетенции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. уточнить определение понятия социальной компетенции, ее компонентный
состав и содержание;
2. проанализировать стандарты и программы по иностранному и родному
(русскому) языку с точки зрения формирования социальной компетенции как
одной из целей обучения;
3. выделить основные психологические, возрастные, личностные
характеристики, влияющие на проявление, формирование и развитие социальной
компетенции на начальной ступени школьного обучения;
4. определить требования к уровню развития социальной компетенции на
иностранном языке для учащихся начальной школы;
5. разработать модель контроля социальной компетенции, критерии оценивания,
диагностические материалы, направленные на определение уровня развития
социальной компетенции младших школьников на иностранном языке, провести
опытную проверку диагностических материалов и подготовить рекомендации по
организации и проведению контроля развития социальной компетенции учеников
начальной школы (1-4 классы).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались
следующие методы научного исследования: метод теоретического анализа
психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы
по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта работы
преподавателей, собственного опыта работы с учащимися начальной школы;
метод научного наблюдения; опрос (интервьюирование, беседа);
экспериментальный метод (опытная проверка).
Методологической основой исследования явились философские положения о
социальной, деятельностной и творческой сущности личности, многофакторности
ее развития. Методологическим ориентиром стали идеи культурно -
исторического, личностно-деятельностного и системного подходов, изложенные
в философских, педагогических и психологических трудах П.П. Блонского, Б.Г.
Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н.
Леонтьева, В.С.Мухиной, М.И. Лисиной, В.А. Петровского, В.А. Репина, С.П.
Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинского, и других.
Теоретической базой диссертации послужили положения, разработанные в
отечественных и зарубежных научных трудах по проблемам реализации
компетентностного подхода в процессе обучения и воспитания (А.В.
Баранников, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Т.В. Иванова, А.Г.
Каспржак, А.В. Хуторской, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Дж. Равен, и др.);
теории и методике обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, И.Н. Верещагина,
Н.Д.Гальскова, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, А.А.
Миролюбов, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-
Минасова, А.Н. Щукин, и др.); теории и методике обучения иностранным языкам
в начальной школе (М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, А.А. Леонтьев, Е.И.
Негневицкая, З.Н. Никитенко, Г.В. Рогова, Н.Н. Трубанева, и др.); вопросам
формирования коммуникативной и социальной компетенций в процессе реализации
компетентностного подхода при обучении иностранным языкам (Н.Н. Ачкасова,
И.Л. Бим, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, В.Б. Царьков, H.D.
Brown, M.-S. Troike, H.G. Widdowson, L.G. Katz, D.E. McClellan, и др.);
психологии обучения иностранным языкам (В.А. Артемов, А.А. Алхазишвили,
Б.В. Беляев, М.Л. Вайсбурд, И.А. Зимняя, О.А. Игнатова, А.А. Леонтьев, и
др.); психологии младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, А.Л. Венгер,
Б.С. Волков, М.Г. Каспарова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман,
Д.Б. Эльконин, и др.); проблемам контроля в обучении иностранным языкам
(Р.С. Алпатова, И.Л. Бим, М.З. Биболетова, Ж.Л. Витлин, Н.В. Елухина, Е.А.
Жукова, А.В. Конышева, Р.К. Миньяр-Белоручев, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов,
В.Н. Симкин, Н.Ф. Талызина, и др.); психолого-педагогической диагностике
(М.Я. Басов, Л.Ф. Бурлачук, А.Л. Венгер, К.М. Гуревич, Б.В. Кулагин, А.
Анастази, J. Millman, Ch. Bishop, R. Ebel, M.D. Glock, и др.).
Научная новизна данной работы заключается в том, что в диссертации
впервые предлагается научно обоснованный подход к мониторингу социальной
компетенции в процессе обучения иностранному языку учащихся начальной
школы:
- уточняется содержание социальной компетенции в контексте обучения
иностранному языку учащихся начальной школы (1-4 классы);
- определены условия проявления, формирования и развития социальной
компетенции на уроке иностранного языка;
- разработана и опробована методика организации и проведения мониторинга
развития социальной компетенции на начальной ступени обучения иностранному
языку.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
- теоретически обоснована необходимость выделения социальной компетенции
как воспитательной задачи обучения иностранному языку;
- выделены возрастные психологические и личностные качества, составляющие
содержание социальной компетенции и характеризующие степень
сформированности социальной компетенции учащихся начальной школы;
- дано описание условий и способов проявления социальной компетенции;
- разработана и теоретически обоснована вариативная модель мониторинга
социальной компетенции при обучении иностранному и родному языкам в
начальной школе.
Практической значимостью исследования является то, что предложенная
модель мониторинга, примеры (образцы) ситуаций и заданий, диагностические
карты и карты индивидуального развития учащихся могут быть использованы для
развития, организации и проведения контроля социальной компетенции на
уроках иностранного языка в начальной школе. Результаты данного
исследования могут стать основой для разработки нового поколения
контрольных заданий на междисциплинарной основе для начальной школы, в УМК,
а также моделью для определения содержания социальной компетенции на
последующих этапах обучения. Теоретические положения и выводы, методические
рекомендации и материалы могут быть использованы в системе подготовки и
повышения квалификации педагогических кадров.
На защиту выносятся следующие положения:
- для оптимизации целенаправленного развития коммуникативной компетенции на
уроках иностранного языка необходимо выделить социальную компетенцию как
самостоятельную задачу обучения и воспитания, определить ее структуру и
содержание;
- содержание социальной компетенции обусловлено ее компонентным составом и
включает в себя языковые и социальные знания, речевые и социальные умения,
качества личности и коммуникативные способности;
- при определении содержания и требований к уровню развития социальной
компетенции следует учитывать психологическую специфику возраста и
социальный опыт обучаемых;
- объектом мониторинга социальной компетенции являются качества личности и
способности учащегося в динамике их развития;
- мониторинг развития социальной компетенции учащихся начальной школы на
уроке иностранного языка следует проводить на двуязычной основе с
подключением родного языка, поскольку социальная компетенция первоначально
формируется в контексте овладения родным языком.
Достоверность выводов диссертации обеспечивается методологической
обоснованностью исходных положений; использованием взаимодополняющих
методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования; практическим
использованием полученных результатов исследования в практике обучения
иностранному языку учащихся начальной школы; результатами опытной проверки
диагностических материалов по определению уровня развития социальной
компетенции учащихся начальной школы на уроке иностранного языка.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
процессе обучения иностранному языку учащихся 4 классов в рамках
дополнительного образования, вступительных испытаний в Государственном
образовательном учреждении школе-интернате «Интеллектуал» Департамента
образования города Москвы (2005 - 2009), учащихся 1-4 классов в
негосударственном образовательном учреждении «Школа природной грамотности»
(г. Мытищи, Московская область, 2006-2009). Теоретические основы и
практические результаты диссертационного исследования регулярно
докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической
конференции «Учебник - Ученик - Учитель» (г. Москва, МГУ, 2002, 2004,
2006), на Международной конференции «Языки в современном мире» (г. Москва,
МГУ, 2004, 2006), на Международной конференции «Лингвистика и
лингвистическое образование в современном мире» (г. Москва, МПГУ, 2004,
2006), на VI Международной конференции «Языки в современном мире», (г.
Москва, РГСУ, 2007); на семинарах по повышению квалификации учителей
иностранного языка в Педагогической академии последипломного образования
(г. Москва, 2005, 2006, 2007, 2008), а также в публикациях по теме
исследования.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав с последующими
выводами, заключения, списка использованной литературы, включающего 260
наименований, и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обосновываются его актуальность и научная новизна,
определяются проблема, цель, объект и предмет исследования, формулируются
гипотеза работы, задачи, отмечаются теоретическая и практическая значимость
полученных в исследовании результатов, описываются методы исследования,
формулируются положения, выносимые на защиту.
Решение первой и второй задач исследования определило
содержательную основу и структуру первой главы диссертации «Теоретические
основы формирования социальной компетенции на уроке иностранного языка».
Глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Социальная
компетенция как составляющая коммуникативной компетенции при обучении
иностранному языку» рассматриваются общие теоретические положения, на
основе которых в дальнейшем в работе осуществляется попытка спроектировать
модель содержания и оценивания социальной компетенции в рамках предмета
«иностранный язык». Здесь же анализируются основные трактовки понятий
«компетенция» и «компетентность», предлагаемые варианты определения и
компонентного состава коммуникативной компетенции, определяется понятие
социальной компетенции, структура, содержание, условия формирования и
факторы, влияющие на ее формирование и развитие.
Поскольку нет однозначной трактовки понятий «компетенция» и
«компетентность», возникают трудности с определением их содержания. В нашем
исследовании мы придерживаемся позиций И.А. Зимней и А.В. Хуторского и
рассматриваем компетенцию как знания, умения, навыки, способности и
свойства личности, которые формируются и развиваются в процессе обучения и
воспитания. Компетенция преобразуется в компетентность, когда учащийся в
процессе продуктивной деятельности и приобретения жизненного опыта
формирует личностное отношение к самой деятельности, совершенствуется как
личность, осмысливает и присваивает предлагаемые знания, умения, навыки, а
затем использует их в повседневной жизни для наиболее эффективного решения
задач на разных уровнях. Таким образом, компетентность можно
рассматривать как результат развития соответствующей компетенции.
Для разных видов деятельности зарубежные и отечественные исследователи
выделяют разные виды компетенций. В нашем исследовании речь идет о
компетенциях, формируемых средствами иностранного языка, и отвечающих
социальному заказу общества и специфике национального образовательного
стандарта. Таким образом, в работе мы опирались на те виды компетенций,
которые были выделены отечественными специалистами в области обучения
иностранным языкам (В.В. Сафоновой, И.Л. Бим, И.А. Зимней, Р.К. Миньяр-
Белоручевым), и учитывали классификацию иноязычных компетенций, принятую
Советом Европы.
Все ключевые компетентности и компетенции социальны в широком смысле
этого слова, поскольку формируются, развиваются и реализуются в социуме.
Так, коммуникативная компетенция в целом, и социальная компетенция в
частности, могут быть рассмотрены в широком смысле, то есть как степень
социализации человека (И.А. Зимняя, 2004). В контексте обучения иностранным
языкам социальная компетенция рассматривается в узком смысле, то есть как
компетенция, обеспечивающая взаимодействие и общение человека с другими
людьми на иностранном языке.
На основе проведенных исследований нами были выделены элементы,
составляющие структуру социальной компетенции (рис.1).
В реферируемой работе социальная компетенция определяется как
способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе
речевого общения на иностранном языке и осуществления какой-либо иной
деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых
коммуникативных способностей и сформированных качеств личности.
Социальная компетенция состоит из социальных и языковых знаний (знаю,
как действовать и что при этом говорить), социальных и речевых умений (умею
действовать и при необходимости оформлять свои действия вербально),
коммуникативных способностей, которые в свою очередь имеют сложную
структуру и включают способности к общению и взаимодействию, качества
личности, мотив (выраженное желание развивать способности, осуществлять
общение и взаимодействие), психологические особенности и опыт общения и
взаимодействия как на иностранном, так и на родном языке. Следует отметить,
что качество и характеристики некоторых компонентов структуры могут влиять
на степень развития или проявления социальной компетенции, и это следует
учитывать в процессе ее развития и оценивания. Например, отрицательный опыт
взаимодействия может отрицательно сказаться на проявлении способностей,
снизить стремление к общению, негативно отразиться на формировании качеств
личности.

[pic]

Рис. 1

Опираясь на определение и структуру социальной компетенции можно
выделить внешние и внутренние факторы, которые будут влиять на ее
формирование, развитие и проявления. К внешним факторам следует отнести
социальные условия и социальное окружение, опыт общения и взаимодействия. К
внутренним факторам - психологические особенности возраста и личности,
степень проявления способностей к взаимодействию и общению. Указанные
факторы следует учитывать при формировании и оценивании социальной
компетенции.
Результатом развития социальной компетенции в процессе освоения
иностранного языка, особенно в начальной школе, является устойчивое желание
и способность осуществлять эффективное взаимодействие с использованием
иностранного языка как средства общения.
Необходимыми условиями формирования и развития социальной компетенции
на уроке иностранного языка являются:
- позитивный коммуникационный климат, под которым мы понимаем создание
обстановки доверия, доброжелательности, принятия, положительного настроя
на общение, при которых учащийся чувствует себя в безопасности, ощущает
интерес к себе как к личности и оптимистичную веру в себя;
- включение учащегося во всевозможные виды деятельности, функционально
связанные с изучаемым языковым и речевым материалом и формируемыми
качествами и развиваемыми способностями;
- высокий уровень психолого-педагогической и методической подготовки
учителя, включающий владение методами педагогической диагностики;
- разработка и применение эффективных средств и методов обучения и
воспитания для развития обозначенной компетенции;
- обеспечение систематического контроля динамики развития социальной
компетенции;
- обеспечение преемственности и планомерной, целенаправленной работы по
развитию социальной компетенции на всех этапах школьного обучения на
междисциплинарной основе.
Во втором параграфе первой главы представлены результаты
проведенного анализа нормативных и программных документов для начальной
школы с точки зрения развития социальной компетенции в рамках языкового
образования. Нами были изучены: Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года, Государственный образовательный
стандарт начального общего образования, Стандарт начального общего
образования по иностранному языку, три программы по иностранному языку для
учащихся начальных классов, четыре программы по русскому языку и одна
программа по риторике для начальной школы,. Анализ показал, что Концепция
модернизации российского образования определяет воспитание как приоритет в
образовании, указывая в качестве важнейших задач воспитания формирование
качеств, обеспечивающих успешную социализацию и адаптацию в обществе. В
Концепции выдвигается требование усилить роль предметов, обеспечивающих
успешную социализацию учащихся, среди которых указаны русский, родной и
иностранные языки. Таким образом, обеспечить решение поставленных в
Концепции задач воспитания средствами предмета иностранный язык можно через
формирование и развитие социальной компетенции. В Государственном
образовательном стандарте обращается особое внимание на интеграцию
предметов, на выделение общих целей и задач, которые можно решать на
междисциплинарной основе, и частных целей, реализация которых возможна
только в рамках конкретной учебной дисциплины. На наш взгляд, развитие
социальной компетенции может быть определено как общепредметная,
междисциплинарная и как частная цель в контексте обучения иностранному
языку с учетом родного (русского) языка.
На основании проведенного анализа программ можно сказать, что
формирование социальной компетенции не рассматривается как самостоятельная
цель или задача обучения родному или иностранному языку, ее содержание не
определено, нет требований к уровню ее развития, и, соответственно, вопрос
о контроле или диагностики уровня сформированности социальной компетенции
остается открытым. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости
выделить формирование и развитие социальной компетенции как одну из задач
обучения иностранному языку и определить требования к данной компетенции
для начального этапа обучения.
Решение третьей и четвертой задач исследования осуществляются во
второй главе «Социальная компетенция как задача обучения иностранному языку
в начальной школе». Первый параграф посвящен рассмотрению психологических
особенностей младших школьников и их влияния на развитие социальной
компетенции, поскольку социальная компетенция имеет возрастную динамику и
возрастную специфику.
В своем исследовании мы опирались на периодизацию возрастного развития
Д.Б. Эльконина и соотнесли время обучения в начальной школе с периодом
жизни ребенка от 6-7 до 10-11 лет. Несмотря на то, что обучение
иностранному языку в школе начинается со второго класса, то есть с 7-8 лет,
мы учли, что иногда обучение начинается с 1 класса, куда приходят как
шести, так и семилетние дети. В работе дается подробное описание развития
младшего школьника и его возрастных характеристик, влияющих на
формирование и развитие социальной компетенции.
На нравственное и социальное развитие младшего школьника, его
отношение к учителю, одноклассникам, сверстникам, школе, а также на
формирование и развитие социальной компетенции на иностранном языке влияют
следующие факторы:
- статус младшего школьника в классе, его положение в системе
классного общения и новая социальная роль;
- самооценка, которая формируется сначала на основе оценивающих
высказываний родителей, а в школе на основе оценок учителя;
- успешность в учебной деятельности, на основе которой формируется
система отношений с одноклассниками;
- обладание определенными качествами, необходимыми для установления
положительных отношений с одноклассниками помимо успехов в учебе. Например,
общительность, дружелюбие, доброта, аккуратность, ненавязчивость. Детей
плаксивых, скучных, агрессивных, назойливых сторонятся, не принимают и не
любят.
Успехи в учебной деятельности, социальная активность, их эффективность
в начальной школе, во многом определяются устойчивыми чертами характера,
типом темперамента, типом мышления и, характерным для конкретного ребенка,
способом познания мира, или когнитивного стиля, репрезентативной системы, в
зависимости от которых учащийся выбирает характерные только для него
стратегии учебной деятельности и поведения. В приложениях ко второй главе
даны таблицы, в которых систематизированы факторы, влияющие на социальную
активность, характерные особенности их внешнего проявления. Это сделано с
целью помочь учителям понять особенности своих учеников и в дальнейшем
планировать деятельность учащихся и свою деятельность по обучению и
воспитанию с учетом выявленных особенностей.
Во втором параграфе «Содержание социальной компетенции младших
школьников на иностранном языке» определены требования к уровню развития
социальной компетенции на основе содержания социальной компетенции младших
школьников, реализуемое в процессе обучения иностранному языку и
составленное с учетом психологических характеристик учащихся начальной
школы и содержания социальной компетенции учащихся в контексте родного
(русского) языка.
Сформировать социальную компетенцию учащегося начальной школы -
значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими
людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных
особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить
желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.
Поскольку компонентами социальной компетенции являются знания,
социальные навыки и умения, а также коммуникативные способности и качества
личности, способствующие эффективному взаимодействию участников общения, то
эти же компоненты будут составлять содержание социальной компетенции
младших школьников. Если области языковых знаний и речевых умений
определены в программах по иностранному языку и существуют способы контроля
их уровня сформированности, то содержание области социальных знаний, умений
нуждаются в уточнении, а область способностей, качеств личности и способы
контроля уровня их развития не были определены. В связи с этим, во втором
параграфе второй главы мы предлагаем уточненный вариант содержания области
социальных умений и содержание области способностей и качеств личности для
начальной школы в контексте обучения родному и иностранному языкам. На
основе содержания были разработаны требования к уровню развития социальной
компетенции по годам обучения в начальной школе и к выпускникам начальной
школы. В таблице 1 представлены требования к способностям и качествам
личности, поскольку эта область содержания наименее разработана.
Таблица 1.
Требования к уровню развития социальной компетенции выпускников начальной
школы в контексте обучения иностранным языкам

|С П О С О Б Н О С Т И |
|- способность вступать в общение |
|- способность поддерживать общение |
|- способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность |
|встать на позицию другого); |
|- способность к сопереживанию; |
|- способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения |
|- способность оценивать свои поступки и отвечать за них; |
|- способность не допускать конфликтов; |
|- способность идти на компромисс, на уступки; |
|- способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, |
|способность воспринимать информацию на слух); |
|- способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку |
|зрения; |
|- способность к отстаиванию своей позиции, сохранению границы своего «Я»;|
| |
|- способность контролировать свое поведение. |
|К А Ч Е С Т В А Л И Ч Н О С Т И |
|К а ч е с т в о |П о я с н е н и я |
|Толерантность |уважительное отношение к изучаемому иностранному |
|как принятие |языку |
| |интерес к изучению иностранного языка |
| |владение культурой иноязычной речи |
|товарищество |дружеское отношение к представителям другой |
| |культуры |
| |стремление установить дружеские контакты |
| |готовность оказать бескорыстную помощь |
|воспитанность |вежливость |
| |соблюдение норм поведения, принятых в стране |
| |изучаемого языка |
| |оказание посильной помощи пожилым людям |
|доброта |дружелюбие |
| |готовность поделиться игрушками, книгами и т.п. |
| |готовность привлечь к общей деятельности, позвать |
| |играть и т.п. |
|порядочность |искренность |
|(честность) |правдивость |
| |адекватность оценки своих и чужих поступков |
|толерантность как |признание наличия другого мнения и уважение права |
|допущение и |другого иметь свое мнение |
|признание |отсутствие стремления подчинить всех своей воле |
| |(отказ от доминирования) |
| |достижение желаемого с помощью умения |
| |договариваться, не допускать конфликта |
|сензитивность (такт)|наблюдательность и внимательное отношение к |
| |состоянию людей, с кем вступает во взаимодействие |
| |чуткость к состоянию других и выбор средств общения|
| |в соответствии с этим состоянием (такт) |
| |проявление радости за достижения других людей, и |
| |сострадания и сопереживания в случае их неудач |
|ответственность |аккуратность |
| |добросовестное выполнение поручений |
| |забота |
|дисциплинированность|соблюдение норм и правил поведения и общения, |
| |принятых в стране изучаемого языка |
| |соблюдение правил игр |
| |соблюдение правил, принятых в коллективе |
| |сверстников |
|воля |настойчивость в достижении цели |
| |решительность, уверенность |
| |терпение |
|любознательность |интерес ко всему новому и интересному, связанному с|
| |иностранным языком и носителями этого языка |
| |обращение с вопросами к окружающим с целью |
| |удовлетворить познавательный интерес |
| |любовь к чтению |

Представленные в таблице 12 способностей, 11 качеств и их признаки
соответствуют возрастным особенностям и возможностям младших школьников,
однако степень их проявления у каждого учащегося будет зависеть от
индивидуальных психологических особенностей, опыта и воздействия
социального окружения. При необходимости, перечень способностей и качеств
личности, составляющих социальную компетенцию младших школьников на
иностранном и родном языках, может быть расширен, исходя из опыта
социального взаимодействия учащихся этой возрастной группы.
В третьей главе «Мониторинг развития социальной компетенции младших
школьников на уроке иностранного языка» решается пятая задача исследования.
В первом параграфе «Диагностика уровня сформированности социальной
компетенции младших школьников на иностранном языке» рассматриваются
теоретические основы применения контроля и различных форм диагностики в
начальной школе. Обосновывается правомерность использования мониторинга для
фиксирования динамики развития социальной компетенции, предлагаются
варианты шкал оценивания и диагностические карты, примеры которых помещены
в приложении. Поскольку социальная компетенция и составляющие ее качества
личности, способности и умения имеют возрастную специфику и могут
формироваться и развиваться неравномерно, мы считаем, что оптимальной
системой их контроля является мониторинг. Способности и качества личности
составят объект мониторинга в процессе формирования и развития социальной
компетенции на иностранном языке. Указанные качества личности и способности
образуют поведенческую составляющую социальной компетенции, реализуются в
поведении, поступках и реакциях человека и проявляются в ситуациях общения
и социального взаимодействия. Следовательно, условиями проявления качеств
личности и способностей в процессе мониторинга можно считать создание
позитивного коммуникационного климата, поскольку человек, особенно ребенок,
максимально раскрывается и действует, проявляя свои настоящие качества и
способности, когда он чувствует себя свободно, и создание реальных и
условных ситуаций из сфер социального общения и взаимодействия младших
школьников. К сферам общения младшего школьника относятся:
. сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение
несложных обязанностей по дому;
. сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, музыкальная школа;
. сфера увлечений: музыкальная или спортивная школа, кружки, занятия по
интересам;
. сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее,
на природе, во время путешествий.
. сфера исследовательского и научно-познавательного общения.
Первые четыре сферы общения определены и в Стандарте начального общего
образования по иностранному языку, и в Программах по иностранному языку для
начальной школы. Сфера исследовательского и научно-познавательного общения
обычно не выделяется, но нам она представляется очень важной, поскольку
может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести
бесценный опыт творческого и социального взаимодействия в процессе
выполнения творческих, исследовательских работ, участия в проектах.
Оптимальными и доступными методами исследования для осуществления
мониторинга иноязычной социальной компетенции учителями иностранного языка
являются гипотетический метод и метод научного наблюдения. Предпочтительно,
чтобы организацию мониторинга, научное наблюдение и фиксацию его
результатов на всех этапах проведения этой процедуры осуществляли не менее
двух учителей иностранного языка. Один учитель организует детей, предлагает
им ситуации для проигрывания, осуществляет общение и взаимодействие, второй
учитель наблюдает за процессом, фиксирует данные по объектам наблюдения.
Результаты наблюдения фиксируются в диагностических картах или протоколах
наблюдения, обрабатываются и в дальнейшем используются для планирования
деятельности учителя и учащегося по формированию, коррекции и развитию тех
или иных качеств личности или способностей. Пример карты наблюдения дан в
таблице 2. В приложении к диссертации приводятся образцы диагностических
карт и примеры их заполнения.
Таблица 2.
Карта наблюдения
Класс________ Дата__________
Цель: определить степень проявление способностей вступать в общение и
поддерживать общение в ситуации знакомства
Объект контроля: способность вступать в общение и поддерживать общение
Сфера общения: деловое (учебно-трудовое) общения
Шкала оценивания: бинарная
«+» - параметр присутствует; «-» - параметр отсутствует

|? |Ситуация ?1 |Ситуация ?2 |Ситуация ? 3 | |
|ситуации| | | | |
|Способ-н|Вступать|Поддержи|Вступать|Поддержи|Вступать|Поддержи|Коммен |
|ости |в |вать |в |вать |в |вать |тарии |
| |общение |общение |общение |общение |общение |общение | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|К |- Установить |- В |На родном |гипотетические|Социальные |
|О |наличие/ |начале |языке с |, условные, |знания, |
|Н |отсутствие, |1 или 2 |привлечением/|реальные |умения, |
|С |проявление или |класса |без |ситуации |способности|
|Т |непроявление |В течение|привлечения | |, качества |
|А |способностей, |недели |иностранного | |личности |
|Т |качеств |3-5 |языка | | |
|И |личности |уроков |бинарная |индивидуальные| |
|Р |составить | |шкала |, | |
|У |первое | | |парные, | |
|Ю |представление | | |фронтальные | |
|Щ |об особенностях| | |формы | |
|И |учащихся, | | |взаимодействия|Способности|
|Й |выявить | |на | | |
| |проблемы | |иностранном |урок-встреча |Качества |
| |- Определить |- В |языке |игра «Круг |(в |
| |стартовые |начале |бинарная |друзей» |комплексе |
| |позиции, |каждого |шкала или |«Приглашение в|или по |
| |выявить |учебного |шкала |путешествие» |выбору) |
| |изменения |года |прилагательны| | |
| | | |х | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|П |Определение и |В конце |На |Знакомые |Способности|
|Р |фиксация |первого |иностранном |гипотетические|и качества |
|О |изменений в |полугодия|языке |, условные, |в динамике |
|М |поведении, |каждого | |реальные |(в |
|Е |качествах |года |бинарная |ситуации, но в|комплексе |
|Ж |личности и их | |шкала или |других |или по |
|У |проявлений | |шкала |условиях |выбору) |
|Т | | |прилагательны|Групповые и | |
|О | | |х |парные формы | |
|Ч | | | |Урок-телемост,| |
|Н | | | | | |
|Ы | | | |Урок - | |
|Й | | | |праздник | |
| | | | |урок-конференц| |
| | | | |ия | |
| | | | |Урок -игра | |
| |Соотнесение |В конце |На |Групповые |Способности|
|И |итоговых |каждого |иностранном |формы | |
|Т |результатов |учебного |языке |Олимпиада |и качества |
|О |наблюдения с |года | |Неделя |личности |
|Г |результатами | |бинарная |иностранного | |
|О |констатирующего| |шкала или |языка | |
|В | | |шкала |Фестиваль | |
|Ы |и | |прилагательны|Ярмарка идей | |
|Й |промежуточного | |х |(Конкурс | |
| |этапов | | |проектов) | |
| |наметить | | |Урок- | |
| |перспективы | | |экскурсия | |
| |развития |по | |Урок | |
| |соотнесение |окончании| |конференция | |
| |уровня развития|начальной| | | |
| |социальной |школы | | | |
| |компетенции с | | | | |
| |заданными | | | | |
| |требованиями | | | | |

Поскольку социальная компетенция формируется и проявляется в ситуациях
общения и взаимодействия, то и для проведения мониторинга следует
использовать ситуации из сфер жизнедеятельности школьника, которые были
определены выше. Для отбора ситуаций нами предложены следующие критерии:
. психологический (соответствие возрастным особенностям, интересам и
потребностям младших школьников, развитие личности и нравственности
учащихся, отсутствие элементов агрессии и жестокости);
. культурологический (ситуация личностно ориентирована на учащихся,
развивает любознательность, создает позитивные установки на общение и
взаимодействие, способствует реализации и проявлению качеств личности и
способностей, поддерживает интерес к изучаемому языку, желание общаться
на этом языке, изучать культуру, традиции своей страны и стран мира);
. познавательный (ситуация способствует развитию познавательной активности
учащихся);
. лингвистический (учащийся владеет необходимыми языковыми средствами и
речевыми умениями для решения коммуникативной задачи).
Примеры ситуаций для формирования, развития и мониторинга социальной
компетенцнии младших школьников на иностранном языке были распределены нами
по сферам социального общения и представлены в виде таблицы в приложении к
нашей работе. В приложении к диссертации также имеются примеры
гипотетических, условных и реальных ситуаций из разных сфер общения,
которые могут быть использованы для формирования, развития и мониторинга
социальной компетенции на уроке иностранного языка, указаны способы
создания ситуаций и перечень речевых образцов, которые могут понадобиться
учащимся для решения коммуникативной задачи. Фрагменты приложений
представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Ситуации общения для формирования, развития и мониторинга социальной
компетенции на иностранном языке (на примере ситуации представления и
знакомства)
|Сфера социально-бытового общения |
|Ситуация и |Инициирование общения: привлечение внимания; обращение; |
|коммуникативная|приветствие; ответ на приветствие. |
|задача | |
| |1) В одной из квартир вашего подъезда проживает |
|Описание |английская семья. В этой семье четыре человека: папа, |
|ситуации |мама, брат и сестра. Вы часто встречаетесь с членами этой|
| |семьи то в подъезде, то в лифте, то в соседнем |
| |супермаркете, то во дворе. Как вы приветствуете их? Вы |
| |обращаетесь к ним и приветствуете их по-русски или |
| |по-английски? Почему? |
| |Excuse me. Hey, excuse me. Hey, (name). |
|Речевые образцы|Hi! Hello! Morning! Good afternoon! Good evening! How are|
| |you? |
| |Good morning, Sir / Mr/ Ms/ Mrs (name, surname) |
|Качества |Дружелюбие; уважительное отношение к собеседнику; |
|личности |уважительное отношение к культуре другого человека; |
| |воспитанность. |
|Способности |Вступать в общение; поддерживать общение. |
|Сфера делового (учебно-трудового) общения |
|Ситуация и |Инициирование общения: привлечение внимания; обращение; |
|коммуникативная|приветствие; ответ на приветствие. |
|задача | |
| |1) В класс пришел (а) новый ученик (ца). Он (она) немного|
| |смущен (а), не знает, как начать разговор. Помоги ему |
| |(ей), начни разговор первым. |
|Описание |2) Ты пришел (пришла) в новый класс. Ребята увлечены |
|ситуации |каким-то интересным делом и не заметили твоего появления.|
| |Как ты поступишь в этой ситуации? (Извинишься, за то, что|
| |отрываешь их от занятия и поздороваешься; подождешь, |
| |когда они сами обратят на тебя внимание и т.п.) |
| |3) В вашу школу приехала делегация учителей из США. |
| |Американские учителя пришли к вам на урок. Как вы их |
| |поприветствуете? |
|Речевые образцы|Hey, excuse me.Excuse me, please. Excuse me for asking, |
| |but. |
|Качества |Дружелюбие, такт. |
|личности | |
|Способности |Вступать в общение; поддерживать общение. |


Таблица 5
Гипотетические, условные и реальные ситуации иноязычного общения и способы
их создания
Ситуация общения ? 1
ЗНАКОМСТВО (первичная социализации)
(На примере условно-речевых ситуаций)
|УСЛОВНО-РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ |
|Способы создания| ситуация задается с помощью |
|ситуации |визуально-кинестетических средств (опор) |
|Установка и |- Предлагаются сюжетные паззлы или разрезные сюжетные |
|варианты |картинки. Например, иллюстрация к произведению П. |
|развития |Треверс «Мери Поппинс», когда Мэри с детьми Майклом и |
|ситуации |Джейн приходят в гости к дядюшке Вигу. |
| |Задание: Соберите паззл (сложите фрагменты). |
| |Определите ситуацию общения, изображенную на |
| |получившемся рисунке. Что говорят персонажи друг другу? |
| |Какое у них настроение? |
| |Из предложенных речевых образцов выберите наиболее |
| |подходящие к данной ситуации. Разыграйте сценку. |
| |О чем еще могли говорить персонажи? Придумайте свой |
| |диалог (сценку) и разыграйте его. |
|Предполагаемое |Приветствие |
|решение |Выражение радости |
|коммуникативной |Знакомство |
|задачи |Выражение благодарности |
|(стратегия) |Приглашение зайти в гости |
|Используемые |Is anybody home? Is he at home? How do you do, Mr.? |
|речевые модели |This is .I'm. Come in! Welcome! Nice to meet you! (I am |
| |very) glad to see you! It is very nice of you (to come)!|
| |It's really very nice of you! |
| |(Will you), please, come in! |
|Опоры и |Наборы сюжетных паззлов, кубиков, разрезных картинок и |
|материалы |иллюстраций, карточки с речевыми образцами, |
| |соответствующие ситуации общения |
| |Реквизит, позволяющий учащимся «вжиться в образ»: |
| |шляпы, зонты, перчатки, шарфы, маски и т.п. |
|Объекты |Знания: Социальные и языковые |
|мониторинга |Умения и способности: |
| |определять ситуацию общения и задачу общения; |
| |инициировать и поддерживать общение; выбирать стратегии |
| |общения и использовать речевые образцы, соответствующие |
| |ситуации и задачи общения; |
| |работать в паре, в группе, соотносить свои действия с |
| |действиями партнеров по совместной деятельности и |
| |общению; |
| |прогнозировать и развивать ситуацию общения, выбирать |
| |для этого соответствующие речевые образцы |
| |Качества личности: вежливость, дружелюбие, |
| |неконфликтность, любознательность, положительный настрой|
| |на общение, ответственность, уверенность и др. |
| |Поведенческий и эмоциональный аспект: |
| |Проявление/ отсутствие интереса, положительных эмоций, |
| |желание/ нежелание выполнять предлагаемое задание, |
| |проигрывать предлагаемые ситуации общения |


В Заключении подводятся итоги проведенного исследования. На основании
результатов опытного обучения можно сделать вывод, что предлагаемая нами
модель мониторинга социальной компетенции достаточно универсальна и может
быть модифицирована и адаптирована для определения уровня социальной
компетенции на родном языке, а также для разных этапов обучения
иностранному и родному языкам.
Приложение содержит описание объектов мониторинга, параметров их
проявления, примеры заполнения диагностических карт в процессе
осуществления мониторинга, приведены примеры гипотетических, условных и
реальных ситуации иноязычного общения и способы их создания.
Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих
публикациях:
1. Шишова И.Е. Формирование социальной компетенции в процессе обучения
иностранным языкам// Вестник Томского государственного университета.
Серия: Гуманитарные науки (филология). 2006. Выпуск 9. - С. 110-113.
2. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей
на уроке иностранного языка// Иностр. языки в школе. 2007. ?3. - С. 27-
33.
3. Шишова И.Е. Проектные работы в обучении одаренных детей иностранному
языку// Иностр. языки в школе. 2008. ?1. - С.21-27.
4. Шишова И.Е. Учет когнитивных стилей учащихся при разработке
контрольных заданий по английскому языку для начальной школы// Научные
труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. - М.: Прометей, 2003. - С. 242-
245.
5. Шишова И.Е. К вопросу об объектах итогового контроля и критериях
оценивания при обучении иностранному языку учащихся начальной школы.//
Материалы международной научно-практической конференции «Лингвистика и
лингвистическое образование в современном мире». - М.: Прометей, 2004.
- С. 360-363.
6. Шишова И.Е. «Формирование и развитие социальной компетенции в условиях
непрерывного языкового образования»// Современные теории и методы
обучения иностранным языкам. Материалы второй международной научно-
практической конференции «Языки мира и мир языков». - М.: Издательство
«Экзамен», 2006. - С. 345-347.
7. Шишова И.Е. Мониторинг развития социальной компетенции школьников на
иностранном языке// Современные проблемы лингвистики, теории и
практики преподавания ИЯ: Сборник научных статей/ Под ред. Ю.Б.
Кузьменковой. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С.346-354.

-----------------------
знания

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

умения

коммуникативные способности

психологические
особенности


качества
личности

опыт

мотив

способности
к общению и
взаимодействию