Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://ffl.msu.ru/study/dep/area-studies-and-int-relations.php
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sat Apr 9 23:33:05 2016 Кодировка: Windows-1251 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
«Регионоведение» – перспективная специальность, отвечающая потребностям сегодняшнего дня. Она позволяет совместить столь необходимое сегодня свободное владение несколькими иностранными языками с комплексным изучением того или иного региона, практическими знаниями, позволяющими анализировать современную ситуацию и прогнозировать развитие региона. На факультете были открыты и разрабатываются следующие направления: Западная Европа (специализации: Великобритания, Италия, Франция, Германия), Северная Америка и отдельно - регион Российской Федерации.
Регионоведение, как оно трактуется на факультете, – это комплексная учебная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей развития того или иного региона. Она включает в себя исследование основных этапов его историко-культурного развития, анализ современной ситуации и умение прогнозировать возможные пути развития региона, изучает его прошлое, настоящее и будущее. В центре внимания находятся, прежде всего, люди, население той или иной страны; человеческий фактор рассматривается как главное в существовании любого общественно-политического или историко-культурного региона (в отличие от географического или природного).
Изучение региона ведется не только посредством изучения политики и международных отношений как в большинстве других вузов, так и через историю, культуру и язык. Это позволяет раскрыть национальные особенности региона во всем его многообразии, определить своеобразие быта и уклада жизни, вскрыть основные факторы, повлиявшие на его развитие, в конечном счете дает возможность самостоятельно анализировать конкретные современные ситуации и прогнозировать будущее.
Уникальный для этой специальности подход с особым акцентом на гуманитарный аспект, на этносоциальную мировую структуру позволяет выпускникам занять свое место в мире, где потребности в установлении межличностных и межкультурных контактов становятся все более острыми. Учебная программа отделения в первую очередь связана с областью международного администрирования и бизнеса, сферой международного научного и культурного сотрудничества, международными связями в области образования, деятельностью международных общественных организаций. Язык и межкультурная коммуникация, широкое понимание культуры, национальные характеры и взаимодействие культур – все это имеет ключевое значение при изучении региона.
Направление «Регионоведение России»
С 2012 года на факультете иностранных языков и регионоведения проводится набор на совершенно новое уникальное направление «Регионоведение России». Именно ФИЯР стал инициатором введения его в список вузовских специальностей. На факультете же был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения «Регионоведение России», принятый Министерством образования РФ. Специализация по регионоведению России велась с 2001 года, теперь же она стала самостоятельным учебным направлением.
Основные принципы преподавания «Регионоведения России» на факультете:
В новом учебном плане традиционная классическая университетская программа сочетается с лучшими достижениями мирового образования. Наряду с лекциями, семинарами, практическими занятиями еще большое внимание будет уделяться творческой работе студентов. Они имеют возможность пробовать свои силы в международной журналистике, в производстве документальных фильмов, создании сайтов, работе над реальными международными проектами. Большое внимание уделяется практикам – студенты проводят полевые исследования в различных регионах России, политических, общественных, образовательных, научных и коммерческих организациях, а также смогут пройти практику в регионах мира, выбранных ими для специализации.
На отделении регулярно организуются встречи с людьми, играющими заметную роль в современной жизни: дипломатами, политическими и общественными деятелями, представителями крупных международных организаций, деятелями науки, культуры и образования. Студенты имеют возможность услышать самые новые данные о современной ситуации в России и мире, причем непосредственно от тех людей, которые ее формируют, задать вопросы, поучаствовать в дискуссиях.
На факультете была разработана программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов по регионам Северной Америки и Западной Европы с хорошим знанием родной культуры, истории и языка, владеющих также навыками межкультурной коммуникации. Кроме этого, готовятся специалисты по регионам Российской Федерации со свободным владением двумя иностранными языками и знанием основных закономерностей развития мирового сообщества и навыков межкультурной коммуникации. Надо подчеркнуть, что, в отличие от большинства российских вузов, регион «Россия» рассматривается как единое целое со своими особенностями и закономерностями развития.
Учебные курсы
Цикл общепрофессиональных дисциплин
Курсы по выбору студента
Научно-исследовательская работа студентов отделения ведется в рамках приоритетного направления научных исследований факультета «Региональные исследования и международные отношения» (рук. - проф. Павловская А.В.).
Изучение иностранных языков
Особое место в учебной программе занимают иностранные языки. С первого курса студенты изучают как минимум два языка. Студенты изучают самые разные аспекты – практическую грамматику, навыки устной речи, письменный, деловой язык, региональные варианты, язык дипломатических переговоров, язык средств массовой информации и дипломатического протокола. Особое место занимают занятия по переводу – теория и практика перевода, перевод специальных текстов, предусмотрена переводческая практика.
«Регионоведение» как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер. Не просто теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его «на месте», в полевых условиях, а также применить свои знания на практике – вот что важно для специалиста-регионоведа. В связи с этим на факультете был разработан цикл прикладных дисциплин и региональных практик. На первом курсе для студентов разработана экскурсионно-познавательная программа, связанная с дисциплинами, которые они изучают: «Русский мир» и «История Отечества». Студенты в течение учебного года регулярно выезжают на тематические экскурсии вокруг Москвы. Темы самые разные – монастыри, усадьбы, небольшой провинциальный город, областной центр и т.д.
На втором курсе (четвертый семестр) начинается подготовка к региональной выездной практике. Студенты распределяются по направлениям и готовят материал, во-первых, по тому региону России, куда они выезжают летом, во-вторых, по той научной проблеме, которая поставлена перед ними руководителями. В июне проводится выездная практика. Факультет вывозит студентов на Соловецкие острова и в Архангельск, Мордовию, Смоленскую, Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и другие области. Они посещают экскурсии, знакомятся с регионом и собирают материал для исследования.
На третьем курсе студенты пишут свои работы по итогам практики и проводят их презентации. Лучшие работы публикуются в студенческом сборнике «Региональные записки». Работа проводится всеми студентами независимо от их специализации. Здесь важно не изучение конкретного региона, а методы ведения исследования на местах, навык исследовательской работы такого рода, опыт комплексного изучения проблемы, все это впоследствии можно с успехом применить в отношении любого региона.
На четвертом курсе кафедральным практикумом завершается цикл прикладных дисциплин. Здесь уже речь идет о составлении самостоятельного проекта, его проработке и презентации. Чаще всего предлагаются реально существующие или существовавшие проблемы: организация выставки за рубежом, разработка телевизионной программы, рекламная кампания нового журнала или другого продукта, программа развития туризма в регионе и т.д. Студенты, используя полученные знания и опыт, должны составить проект, обосновать его, подготовить короткую презентацию, выступить и отстоять свою точку зрения. Одновременно с этим студенты-«слушатели» учатся анализировать представленные проекты, задавать вопросы, критиковать, объяснять свою позицию.
Наши выпускники успешно работают на государственной службе, в международных организациях, транснациональных корпорациях, совместных предприятиях, иностранных компаниях, неправительственных и благотворительных организациях, средствах массовой информации, в высших учебных заведениях России и мира, научных организациях. Наши выпускники выполняют функции консультантов, политических аналитиков, профессиональных переводчиков, международных обозревателей, редакторов.
Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей. Кроме того, квалификация регионоведа предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика-референта по соответствующему языку (языкам) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации и мира.
Школьникам и абитуриентам
На базе отделения работает Школа юного регионоведа.
Отделение региональных исследований и международных отношений
адрес: Москва, Ломоносовский пр-т, д. 31, корп. 1, комн. 226-228
тел.: (499) 783 02 64, (495) 734 02 60
эл. почта: ic_culture@ffl.msu.ru