Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ffl.msu.ru/future-students/lingua-4-teens/ling.doc
Дата изменения: Tue Apr 1 10:52:58 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:58:34 2016
Кодировка: koi8-r

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО «ЛИНГВИСТИКЕ»
В МАГИСТРАТУРУ НА 2014/2015 ГОД ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ЛИНГВИСТИКА»

Поступающие в магистратуру по направлению «Лингвистика» должны иметь
филологические знания и умения, соответствующие государственному стандарту
высшего профессионального образования не ниже уровня бакалавриата.
Цель экзамена предполагает проверку профессиональной ориентированности
абитуриентов и успешного освоения основной учебной программы при
поступлении в магистратуру. Подготовка к экзамену рассчитана на внутри-
вузовское или самостоятельное ознакомление с научной и научно-методической
литературой, лежащей в основе профильной подготовки. Примерный список
рекомендуемой литературы прилагается.
Задание предполагает написание на английском языке сочинения как
ответа на сформулированный вопрос. Вопросы затрагивают темы, широко
обсуждаемые в современном международном сообществе профессионалов-
лингвистов и в обществе в целом.
Лингвистика как наука берет свое начало в философских теориях
античности. Лингвистические учения о частях речи, о строении слов, их
синтагматических и парадигматических свойствах имеет древнейшую историю. На
протяжении многих веков своего развития лингвистика была по разному связана
с общефилософскими и семиотическими воззрениями. Неоднократно
предпринимались попытки найти новые нетрадиционные способы описания
структурных особенностей естественного человеческого языка. Тем не менее,
обязательные законы развития языков оставались постоянными. Структура
языков должна обязательно изучаться в связи с семантической стороной
языковых единиц. Задача современных исследований в области лингвистики -
это отыскание разумного равновесия между диктатом нормы и ролью диалектных
форм, сложившихся в конкретном коллективе на данный момент. Функционально-
стилистические исследования основываются на широкой эмпирике и отражают
реальную социально обусловленную стратификацию языка. Важнейшей
особенностью современной лингвистики является также рассмотрение
взаимодействия устной и письменной форм речи.
Поступающие в магистратуру должны обладать навыком самостоятельного
анализа языковых явлений, продемонстрировать знание общих теоретических
проблем лингвистики, уметь ориентироваться в основных положениях
отечественной и зарубежной лингвистической традиции.

Раздел 1. Язык и общество.
- Соотношение устной и письменной форм речи.
- Связь истории языка и истории народа.
- Билингвизм и общие вопросы речеобразования.
- Языки мира.
- Происхождение языка.
- Закономерности развития языка.
- Способы существования языка.
- Соотношения языка и мышления.
- Соотношение языка и речи.
- Функции языка.
- Культурно-историческая классификация языков.
- Структура языка.
- Язык как система.
- Аналитические и синтетические языки.

Раздел 2. Подходы к изучению языка
- Уровневый подход к изучению языка. Предметы изучения фонетики,
лексикологии, морфологии, синтаксиса.
- Лексико-семантические группы слов: синонимы, антонимы, омонимы.
- Полисемия в языке.
- Терминологические системы.
- Активный и пассивный словарь.
- Изменения в словарном составе языка.
-Устаревшие слова, неологизмы.
- Фразеология: понятие о сочетаемости слов.
- Типы словарей.
- Части речи и члены предложения.
- Общепонятийное значение частей речи и функции слов в речи.
- Полнозначные и служебные части речи.
- Способы словообразования и словоизменения в различных частях речи.
Суффиксация, аффиксация, префиксация. Конверсия.
- Морфологические особенности разных частей речи.
- Выразительные средства языков.

Раздел 3. Современное функционирование языков
- Региональное варьирование языков и понятие нормы.
-Социальная роль акцента.
-Особенности русского акцента в английском языке.
-Фонетическое членение речи. Ударение. Паузация. Интонация.
-Особенности английской орфографии.
-Функциональное развитие языков.
-Функционально-стилистическая дифференциация речи. Основные функциональные
стили и их характеристика.

Образец экзаменационного задания.

Choose one of the following questions and formulate an answer to it. (250-
300 words)

A. What do you know about the origin of languages?
B. How do children learn native and foreign languages?
C. What factors influence the development of languages?

Рекомендуемая литература:
О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
О.С. Ахманова и др. Лингвостилистика: Теория и метод. - Изд-во МГУ,
1974.
А.И. Комарова. Функциональная стилистика: научная речь: Язык для
специальных целей (LSP). М., 2010
Л.В. Минаева Слово в языке и речи. M., 1986.
Г.Г.Молчанова. Английский язык как неродной. Текст. Стиль. Культура.
Коммуникация. М. 2007.
А.А. Реформатский. Введение в языкознание. М., 1976, 2000, 2004
Ю.В. Рождественский. Общая филология. М., 1996.
Ю.М. Скребнев. Основы стилистики английского языка. -М.: Высшая школа,
2003.
А.И.Смирницкий. Морфология английского языка. М.,1959.
А.И.Смирницкий. Лексикология английского языка. М.,1998.
Ю.С. Степановю Основы общего языкознания. М., 1975.
Е.Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций.
М., 2005.
С.Г. Тер-Минасова Синтагматика функциональных стилей и оптимизация
преподавания иностранных языков М., 1987.
С.Г. Тер-Минасова Словосочетание в научно-лингвистическом и
дидактическом аспектах. М.,1981.
С.Г.Тер-Минасова. Язык и межкультурная коммуникация. М.,2000.
Л.В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.


Arnold I.V. The English World. Moscow 1986.
David Crystal. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge University
Press 2010.
Linguostylistics: theory and method /Ed. by Olga Akhmanova, M., 1972.
Yakovleva Y.. Better English. Moscow 2009.