Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://fbm.msu.ru/stud/lechdelo/el/2013_spring/biosoc.php
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 00:52:56 2016 Кодировка: Windows-1251 |
Авторизация
Поиск по сайту
Реклама
|
Проблема соотношения биологического и социального в современной философии и наукеЭлективный курс"Проблема соотношения биологического и социального в современной философии и науке" к.ф.н. Брызгалина Елена Владимировна, зав. кафедрой философии образования философского факультета МГУ 1.1. Цель изучения дисциплины: Сформировать у студентов представление о методической специфике современных подходов философии и науки к проблеме соотношения биологического и социального; об особенностях современного этапа развития науки на примере наук о человеке; о соотношении философского и конкретно-научного знания о человеке, закрепляя теоретические знания практическими умениями. 1.2. Задачи курса: В результате освоения курса студенты должны
Курс связан с формированием общекультурных и профессиональных компетенций выпускника Факультета Фундаментальной медицины Московского государственного университета. 2. Содержание дисциплины 2.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Введение. Формы и смыслы проблемы соотношения биологического и социальное в философии и науке. Качественная специфика природной организации человека. Основные этапы представлений о природе человека в истории философии. Тема 1. Диалектика биологического и социального в антропосоциогенезе (лекции 4 часа). Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Возникновение социальных связей. Становление социальной жизни и трансформация биологических законов. Единство направленности и вариабельности путей исторического становления вида Homo sapiens. Проблема моно- и полифилии в происхождении человека. Проблема биологического многообразия вида в концепции расообразования и ее социальные импликации. Становление междисциплинарных подходов в исследовании исторических путей становления вида Homo sapiens (на примере геногеографии). Эволюция мозга как биосоциальная проблема. Гипотезы речевого филогенеза и их значение для социогуманитарных наук. Ограниченность методологии натурализма в объяснении происхождения человека. Монизм и дуализм в решении биосоциальной проблемы. Значение принципа монизма для решения проблемы синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. Тема 2. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания о человеке в социобиологии (лекции 2 часа). Понятие "синтеза знания". Основные источники и основные направления социобиологических исследований. Социобиология человека. Социальное поведение человека и животных: сходство и различие. Происхождение альтруизма и эгоизма. Социобиологическое объяснение ксенофобии. Концепция генно-культурной коэволюции. Понятие культурген. Эволюционные подходы к проблеме происхождения морали. Тема 3. Политическое поведение человека: биологические и социальные факторы (лекции 2 часа). Проблема предмета. Основные направления биополитологических исследований. Области соприкосновения биологии и политологии. Проблема агонистического поведения. Моделирование социального поведения, связанного с конфликтами между организмами, на основании знаний о биологии человека. Биополитика о смягчении и предотвращении агонистического поведения человека. Биополитологические исследования феномена лидерства. Пределы биополитических методов. Тема 4. Биоэстетика об эстетическом поведении людей (лекции 2 часа). Проблема предмета биоэстетики. Основные направления биоэстетики. Области соприкосновения биологии и эстетики. Факторы эстетического поведения. Критерии прекрасного и безобразного с точки зрения биоэстетики. Биоэстетические исследования конкретных видов искусства (музыка, пение, балет и прочее). Пределы и ограничения биоэстетических интерпретаций сущности и функций искусства. Тема 5. Генно-средовая парадигма в исследовании индивидуальности человека (лекции 6 часов). Индивидуальность - фундаментальная характеристика человека. Биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, генетическое и средовое. Наследственно-средовая парадигма в исследовании поведения человека. Причины и суть популяционных различий внутри вида homo sapiens. Количественные и качественные признаки индивидуальности. Специфические особенности генетики поведения. Методы психогенетики (генеалогический, метод близнецов, метод приемный детей). Основные результаты психогенетических исследований интеллекта, асоциального поведения. ТестIQ: смысл и ограничения. Основные гипотезы социализации. Влияние индивидуальных особенностей телесной организации на формирование личности: на примере, временной организации индивида. Значение биологической детерминированности и социальных датчиков времени. Сферы применения знаний о хронотипе человека. Тема 6. Соотношение биологического и социального как конфликт индивидуального и коллективного (лекции 2 часа). Проблема соотношения генотипа индивида и генофонда человечества. Евгеника как онаученная форма знаний и социальное движение. Позитивная и негативная евгеника. Современные философско-мировоззренческие и морально-этические проблемы генетики человека. Проблема индивидуального восприятия популяционных закономерностей, исследуемых в генетике. Правовые, социально-политические проблемы применения генетических знаний. Проблемы биоидентификации: аргументы за и против. Естественное и искусственное с точки зрения современных возможностей науки и практики. Самостоятельная работа (18 часов) Задание для самостоятельной работы: проведите анализ современных интернет-публикаций по проблематике курса и подготовьте интернет-реферат (краткое изложение в письменном виде результатов изучения проблемы, содержащее обзор соответствующих интернет-ресурсов). Структура интернет-реферата: Раздел 1. Формулировка темы, краткое обоснование ее выбора. Раздел 2 1. Общий обзор результатов поиска (сколько было найдено сайтов, какого рода в основном представлена информация и т.п.). 2. Описание процедуры поиска в двух-трех поисковых системах (какими поисковыми системами пользовались, ключевые слова, синтаксис запросов). 3. Результаты поиска (аннотация 3 сайтов со ссылками на соответствующие ресурсы). Структура анализа каждого из 3 сайтов А) адрес сайта, его название, дата обращения
Результаты самостоятельной работы студента в рамках курса (интернет-реферат) по курсу должны быть высланы студентом на электронную почту referat2013 @ gmail.com не позднее 10 мая 2013 года. Письмо должно иметь в графе тема запись "фамилия студента", задание высылается в виде вложения к письму. Имя файла - фамилия студента. Литература по курсу. Агамбен Дж. "Открытое: человек и животное", М, 2013 Анастази А. Дифференциальная психология. М. 2001, гл. 3, 13 Брызгалина Е.В. "... Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной"// журнал "Вестник Московского Университета", сер. Философия, 1995, ?3 Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегии поиска. М., 2003 Глэд Дж. Будущая эволюция человека. Евгеника ХХ1 века. М., 2005 Докинз Р. Эгоистичный ген. М. 1993 Зуб А.Т. Биополитика: методы социального биологизма в политологии // Логика, методология и философия науки. Вып. 3. М. 1987 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М. 1995 Кук Бретт Микроархетипы (биологическое описание "Лебединого озера").// Человек, 1996, ?3 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., Прогресс, 1993 Олескин А.В. Биополитика. М., 2001 Пастернак Ч., Поиск: сущность человечества. М.-Ижевск, 2010 Психогенетика. Учебник для вузов под ред. И.В. Равич-Щербо. М. 1999 Рьюз М. Социобиология: ключ к вечным проблемам // Человек 1990 ?6 Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление // Вопросы философии. 1989. ? 8 Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика.\\ Вопросы философии 1987 N1 С. 94-108 Тинберг А. Социальное поведение животных. М., 1993 Уолкер Ш. Биотехнология без тайн, Перс с англ., М., Эксмо, 2008 Эфроимсон В. Предпосылки гениальности. Биосоциальные факторы повышения умственной активности // Человек. 1997 ? 2-6; 1998 ? 1 Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб, 1995 е |
Факультет фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова |
© ФФМ МГУ 2012
|