Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://fbm.msu.ru/about/history/Rosslimo.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:36:03 2016
Кодировка: Windows-1251
Факультет фундаментальной медицины МГУ
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Поиск по сайту
Горизонт 2020

Горизонт 2020. Российская Национальная контактная точка «Здравоохранение»

Реклама

Врачи, выпускники Московского университета

Россолимо Григорий Иванович
(5(17).12.1860 Одесса - 29.9.1928, Москва)

 


    Родился Григорий Иванович Россолимо в Одессе 5(17).12.1860, грек по национальности. Его дед, будучи молодым человеком, во время в плаванья из Кефалонии, потерпел кораблекрушение и был выброшен на берег вблизи Одессы, где и остался навсегда.

    Классическую гимназию Г.И. Россолимо закончил  в Одессе.

    В 1884 окончил медицинский факультет Московского университета; ученик А. Я. Кожевникова. Сокурсник и близкий друг А. П. Чехова.

    В 1887 году защитил докторскую диссертацию на тему: "Экспериментальное исследование по вопросу о путях, проводящих чувствительность и движение в спинном мозгу".

    Россолимо занимался изучением проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей.

    Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми - "План исследования детской души", первая в то время и одна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений за детьми.

    С 1890 заведующий клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А.Остроумова.

    В 1911 г. В. К. Рот с Г. И. Россолимо и некоторыми другими прогрессивными профессорами в знак протеста против реакционной деятельности министра просвещения Л. Кассо вышел в отставку.

    На собственные средства Россолимо создал в 1911 г. первый в нашей стране "Институт детской психологии и неврологии" переданный им в дар Московскому Университету.
С 1917 по 1927 профессор кафедры нервных болезней 1-го МГУ, директор клиники и Неврологического института им. А. Я. Кожевникова.

    Его перу принадлежит около 100 научных работ. Научная деятельность Россолимо многогранна.

    Основные труды по анатомии и физиологии нервной системы, диагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита, рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени, спинной сухотке, сирингомиелии, рассеянному склерозу, травмам нервной системы и т. д. Он явился пионером нейрохирургических методов лечения, впервые применил люмбальную пункцию. Всеобщее признание нашел описанный им пальцевой рефлекс ноги - симптом пирамидной патологии (Рефлекс Россолимо).

    Много труда посвятил он разработке приборов для объективного исследования и регистрации функций нервной системы - клонографа, диадохокимографа, динамометра и др.
Около половины научных работ Г. И. Россолимо посвящено вопросам детской психологии и дефектологии.

    Г.И. Россолимо одновременно интересовался психологией, патопсихологией и дефектологией, по праву считаясь всновоположником детской психоневрологии в России. Одним из первых стал активно использовать психологические методы исследования в неврологической клинике. В его клинике впервые в мире было создано отделение для нервнобольных детей, которое стало базой воспитания невропатологов.

    В институте изучалась детская личность со всех сторон: как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Россолимо определял характер изменения психических функций личности в зависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении.

    Установил, что у детей с отклонением в поведении наблюдается прямая зависимость с уровнем развития психических функций. Стремясь получить целостную картину личности ребенка, разработал метод "Психологического профиля", принесший ему мировую известность.

    В исследовании на первый план выступала количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. По программе исследовались 22 психические функции личности (11 по сокращенной программе).
При этом все психические функции делились на три группы:

группа "А", определяющая психический тонус личности (внимание и воля),
группа "В" (память и восприятие),
группа "С" (мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность).

    Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая - "психологический профиль" личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.

    Для детей младшего школьного возраста с целью ориентировки в их умственном развитии Россолимо разработал серию заданий под названием "Краткий метод Россолимо". Для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий "Метод элементарных представлений профессора Россолимо".

    Методы Г.И.Россолимо, основывающиеся на сравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащали клинические исследования данными психического развития больных детей, что имело большое значение при диагностике различных сторон психической и нервной патологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных и умственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.

Россолимо Г.И., Чехов А.П.    Он подчеркивал важность психологического образования педагогов и врачей. Внес большой вклад в создание Московского общества экспериментальной психологии, общества невропатологов и психиатров при 1 МГУ и ряда других.
Являлся членом Римской медицинской академии наук, Парижского общества психиатров, Филадельфийского общества невропатологов, членом Президиума Международного бюро по психотехнике. Инициатор издания журналов "Психология и дети", "Журнала невропатологии и психиатрии им. С.М. Корсакова" (ответственный редактор последнего).

    В клинике Г.И. Россолимо начинали свой творческий путь Ф.Д. Забупш, В.К. Хорошко, Н.В. Коновалов, И.Н. Филимонов. Н.С. Четвериков, Е.В. Шмидт, Ф.А. Ткачев. В.В. Михеев.

    Г.И. Россолимо был также крупным общественным деятелем: председателем комиссии по изучению летаргического энцефалита, организатором психологической лаборатории при Наркомздраве. Россолимо работал в системе Наркомпроса, Наркомтранспорта, в Реввоенсовете.

    Преемником Г. И. Россолимо стал Е. К. Сепп (1878-1957), ученик В. К. Рота, руководивший кафедрой с 1927 по 1957 г.
Е. К. Сепп был автором работ в области эволюции и патоморфологии нервной системы, работ по сосудистым и травматическим поражениям нервной системы, эпилепсии.

Г.И.Россолимо был личностью разносторонней и широкобразованной. Он владел 8-ю языками, понимал и любил музыку, хорошо рисовал, знал литературу, любил театр.

    Основные труды:
  • Страх и воспитание // Вопросы невропсихической медицины. 1887.
  • Экспериментальный метод при изучении нервных и душевных болезней. М., 1893.
  • К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте.//Педагогическое общество. М.,1903.
  • План исследования детской души. М., 1906.
  • Экспериментально-психологическое исследование больных и учащихся // Общество невропатологов и психиатров. М., 1909.
  • План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии. М., 1909.
  • Методика психилогических профилей //Современая психиатрия, 1910.
  • Общая характеристика Психологических профилей. М., 1910.
  • Краткий метод исследования умственной отсталости. М., 1914.
  • Психологические профили дефективных детей. М., 1914.
  • Психологические профили. Количественное исследование психических процессов в нормальных и патологических состояниях. Методика. М.,1917.
  • Данные психопатологии в вопросе о совместном воспитании. - М., 1919.
  • План исследования детской души. М., 1922.
  • Неврология и психотехника // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1926, ? 4-5.

О нем:

  • Сборник в честь Г.И.Россолимо. М.,1925.
  • Брусиловский Л.Я. Ученый общественник. Журнал невропатологии и психиатрии. 1929, ? 3-4.
  • Памяти профессора Г.И.Россолимо. Журнал "Педагогия", 1928. Серия Б., кн.П. Н.А.Даниличева


Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования

О факультете | Поступающим | Научная работа | Ученый совет | Форум | Ссылки

Факультет фундаментальной медицины Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
119192, Ломоносовский пр-т., д. 31, корп. 5. Схема проезда.
Тел.: (495) 932-8814, Факс: (499) 726-5547.
E-mail: info@fbm.msu.ru

© ФФМ МГУ 2012