Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/soft_science/h_pol_teach.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:53:37 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

общественных наук

А.И. Фурсов

28 августа 2009 г.

Учебная программа дисциплины

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Москва

2009

Автор: канд. филос. наук А.А. Чанышев

Рецензент: канд. полит. наук Е.Г. Пономарева

Учебная программа утверждена на заседании кафедры (28 августа 2009 г., протокол ? 8).


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Главная цель курса «История политических учений» состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление об истории развития политической мысли, дать понимание закономерностей процесса становления и развития основного понятийного содержания политических теорий античности, средних веков и нового времени. Курс предполагает также усвоение студентами логики и мировоззренческих особенностей основных учений, образующих классическую традицию в истории политических учений. Речь идет об изучении совокупности специфических мировоззренческих конструкций, интеллектуальных мотивов, тем и концептуальных средств постановки проблем и их решения в области истории политической мысли.

ЗАДАЧИ КУРСА

· познакомить студентов с классическими источниками и кругом основных проблем по изучению истории политических учений;

· дать студентам навыки самостоятельной работы с текстами и поиска научных материалов, дающих возможность понимания и комментария источников;

· сформировать у учащихся четкое представление о базовом понятийном аппарате политической теории в ее историческом развитии; в частности, в курсе рассматриваются модификация содержания в различные эпохи таких понятий как «общество», «история», «человек, «государство», «суверен», «гражданское общество» «право», «свобода», «благо» и т. д.;

· продемонстрировать логику формирования и функционирования однотипных теорий в рамках определенной эпохи и тем самым научить студентов основам аналитического вычленения общих черт того или иного круга концепций.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс читается в первом семестре 2-го года магистратуры. Он призван ознакомить студента с основными течениями политической мысли и на этой основе сформировать у них навыки анализа конкретных политических ситуаций.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Критерии оценки знаний

?

Критерии / Баллы

90-

100%

75-

89%

60-74%

До 60%

1.

Критерии оценки базового содержания

1.1

Уровень охвата и глубины предметного содержания ответа на экзаменационный вопрос

***

**

*

0

1.2

Степень освоения историографии по теме вопроса (этапов разработки, основные методологические подходы и концептуальные модели)

***

**

*

0

1.3

Уровень освоения и способность оперирования конкретно-историческими фактами и эмпирическими данными по теме вопроса

***

**

*

0

1.4

Точность формулировок ключевых понятий и положений

***

**

*

0

1.5

Адекватность ответа постановке экзаменационного вопроса и точность определения границ его предмета

***

**

*

0

2.

Критерии оценки логики мышления

2.1

Умение логически доказывать теоретические положения и их обосновывать при помощи релевантных аргументов

***

/**

**

/*

*

*/ 0

2.2

Владение базовыми принципами и методами научного анализа и интерпретации в рамках темы вопроса

***

/**

**

/*

*

*/ 0

2.3

Уровень проявления основных навыков ведения рассуждения (дискурса)

***

/**

**

/*

*

*/ 0

3.

Критерии оценки формы изложения

3.1

Умение излагать материал для ответа на вопрос в доступной литературной форме

***

/**

**

/*

*/ 0

*/ 0

3.2

Степень владения общими правилами устной риторики

***

/**

**

/*

*/ 0

*/ 0

3.3

Навыки владения научно-справочным аппаратом

***

/**

**

/*

*/ 0

*/ 0

3.4

Уровень проявления общей эрудиции

***

/**

**

/*

*/ 0

*/ 0

*** - высокая степень проявления

** - средняя степень проявления

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

История политических учений

2.2. Лекционно-тематический план курса

Тема 1. Понятие истории политических учений и специфика политических учений древности, средневековья и нового времени.

Лекция 1. Понятие истории политических учений (2 часа).

ЧАСТЬ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Тема 2. Античная классика.

Лекция 2. Феномен античного полиса и античная классика. Софисты и Сократ (2 часа).

Лекция 3. Идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства. Аристотель как политический мыслитель (2 часа).

Тема 3. Римско-эллинистические политические учения.

Лекция 4. Политическая история Полибия. Обоснование принципата у Цицерона (2 часа).

Лекция 5. Социальная этика и политические установки Римской Стои (2 часа).

Тема 4. Раннее христианство и патристика.

Лекция 6. Некоторые социально-политические аспекты раннехристианского мировоззрения. Политическая концепция Августина (2 часа).

Тема 5. Средние века.

Лекция 7. Теократическая идея в политических учениях средневековья. От теократической идеи к проторенессансным и предреформационным теориям (2 часа).

ЧАСТЬ II. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРОАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Тема 6. Возрождение и протестантизм.

Лекция 8. Лютеровский принцип “свободы по крещению” и его социально-политическое содержание. Макиавелли: политика как искусство и «наука» (2 часа).

Лекция 9. Г.Гроций: обоснование необходимости суверенной государственности (2 часа).

Тема 7. Концепции «общественного договора» и учение о политическом государстве и гражданском обществе в эпоху ранних буржуазных революций.

Лекция 10. Т.Гоббс: Проблема основания гражданского порядка и нормативности права. Б.Спиноза: Безопасность и свободная жизнь как цели гражданского состояния (2 часа).

Лекция 11. Локковское учение о политическом государстве и гражданском обществе (2 часа).

Тема 8. Политические концепции эпохи Просвещения.

Лекция 12. Концепция стадиально-циклической эволюции политических форм Дж.Вико. Критика деспотизма и учение о «духе законов» Ш.Монтескье (2 часа).

Лекция 13. Идеи народного суверенитета и прямого народовластия Ж.-Ж.Руссо (2 часа).

Тема 9. Философия права в немецкой классической философии.

Лекция 14. Кантовское моральное обоснование права и необходимости правовой справедливости. Понятия строгого права и правового государства у Канта (2 часа).

Лекция 15. Социальная справедливость в «замкнутом торговом государстве» И.Г.Фихте (2 часа).

Лекции 16 - 17. Анализ структуры и динамики гражданского общества у Гегеля и его концепция социального государства. От политической философии к политической науке (2 часа).

Тема 10. Основные особенности и этапы развития русской политической мысли.

Лекция 18. (2 часа)

2.3. Содержание разделов и тем лекционного курса.

Тема 1. Понятие истории политических учений и специфика политических учений древности и средневековья и нового времени.

1.1. Понятие истории политических учений.

История политических учений как раздел истории идей; различение понятий “история политических учений” и “история политической мысли”. Общеисторические и специфические аспекты внутридисциплинарной периодизации и хронологии. “Большое (глобальное) время”, “эпоха” и “исторический момент”. Соотношение индивидуализирующего, номологического и эволюционного аспектов анализа; примеры в области истории политической мысли: исторические “картины мира” и невозможность чисто позитивистского и чисто идеологического (ценностно-нормативного) подходов. Концепт “идеальный тип” в качестве средства разрешения противоречия между сциентистским и ценностным подходами. История политических учений и другие дисциплины. Задачи и специфика данного курса.

1.2. Специфика политических учений древности и средневековья и нового времени.

Понятие “классическая западная традиция” в области истории политических учений. Cпецифика политических идей на Западе и на Востоке, в античности, в средние века и в новое время. Общие понятия историко-культурных дисциплин. Проекция данных понятий на область истории политических идей и их специфическое содержание в различные эпохи: корреляция понятий “политика”, “политический” и представлений об обществе, человеке и истории; социокультурный, идейно-теоретический (традиция и внутренняя логика обоснования) и мировоззренческий уровень анализа. Антропо- и социоморфизм античных и средневековых политических учений. Античная и средневековая теория и сциентистские ориентации нового времени. Переход от политической философии к политической науке.

ЧАСТЬ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Тема 2. Античная классика.

2.1. Феномен античного полиса и античная классика. Социокультурные изменения, происшедшие в Элладе к VIII в. до н.э.; десакрлизация и обобществление культа, от царской власти к магистратуре, от temis к nomos. Реальности полиса и нравственно-философская рефлексия: первые философы. Структурообразующие элементы античного полиса классического периода. Полис - гражданская община: земельная собственность, институт гражданства, народное собрание и народное ополчение, совет и магистратуры. Основные особенности античной общественно-политической мысли; оро-акустическая ориентация античной культуры: устное слово как универсальная коммуникация и инструмент власти. “Пессимизм” античного мироощущения и охранительно-реконструктивная направленность политических теорий как выражение потребности удержания достигнутой высоты цивилизационного уровня (в условиях “ограниченности” цивилизационных ресурсов).

2.2. Софисты и Сократ. “Век Перикла” и софистика как специфическое социальное и интеллектуальное явление. Поиск человеческих начал полисной жизни. Тезис Протагора и его истолкование: равная причастность всех мнений к истине и справедливости. Нравственный и политический релятивизм софистов. Сократ как особый софист. Серьезность сократовского диалога - противовес софистическому релятивизму и субъективизму, подрывающему традиционные полисные ценности. Сократ - нравственный реформатор: охранительность сократовской позиции, критика им афинской демократии - и антиавторитарный характер защиты им единомыслия и законопослушности; принцип тождества (гражданской) добродетели и знания; гражданская позиция Сократа и его представление о свободе.

2.3. Идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства. Платон о софистическом понимании справедливости, его тезис о том, что демократия утратила свои корни Критика внутренних противоречий софистических представлений - утверждения о том, что овладение несправедливостью в сочетании с притворной благопристойностью согласует наши действия с разумом. Государство (полис) как носитель справедливости; тезис: “государство больше отдельного человека”. Платоновский анализ полисных связей и определение основных характеристик полиса и сословий. Принцип подобия общества и человека: учение о началах души и государства, классификация форм правления и концепция их деградации и круговорота. Конструирование идеального строя, его основные характеристики. Идеальное государство как родственно-гражданская община. Значимость противопоставления “пестроты” и “простоты” (порядка, ясности, законности, строгости, отсутствия нововведений). Итоговое определение справедливости у Платона. Идеократический характер платоновской конструкции, ее традиционные и нетрадиционные аспекты.

2.4. Аристотель как политический мыслитель. Учение Аристотеля о мировом порядке благоустроения и определение им государства и метода его изучения. Государство как универсальное и совершенное общение ради блага. Генезис и структура государства. Понятие автаркии: блаженная жизнь и принцип гражданства. Свобода и гражданство; понятие политического общения: рабы, варвары и эллины. Этнополитическая характеристика государства. Полисно-гражданская антропология: значимость человека только в составе гражданской общины (тезис “человек по природе своей - существо политическое”). Определение специфики политической власти как власти над свободными и равными. Аристотель о задачах политической науки. Критика им Платона. Классификационные сетки политических форм и сословной структуры античного общества; определение наибольшего возможного блага для возможно более широкого круга граждан путем взаимного наложения сеток классификаций. Характеристика “политии” и ориентация на среднее сословие. Античное - в рамках учения о смешанной форме правления - представление о разделении властей; Аристотель о признаках административной власти. “Умеренный демократизм” позиции Аристотеля. Аристотелевская идея мирового эллинского государства и ее истолкование.

Тема 3. Римско-эллинистические политические учения.

3.1. Политическая история Полибия. Тезис об особой исторической миссии Рима и направленности исторических событий. Общие черты римской политической мысли. Римская политическая мысль и классические образцы; деятельно-практическая ориентация культуры, представление о Риме как о вечной и непреходящей ценности (Roma aeterna) - вне зависимости от формы правления. Концепция упадка нравов, судьбы государства и необходимости нравственной реформы у Полибия, Посидония и Саллюстия. Анализ Полибием римской государственности. Рим как образец и источник нового всеобщего порядка свободы. Критика традиционной классификации форм правления. Учение о естественных причинах круговорота этих форм и о генезисе социальных и политических связей. Учение об элементах римского государственного устройства: Полибий о смешанной (устойчиво-уравновешенной) форме правления; сравнительный анализ форм политической организации Лакедемона, Крита, Карфагена и Рима; Распределение власти между отдель-ными началами римского устройства (полномочия консулов, сената и политическое участие народа). Римская армия, ее организация.

3.2. Исследоваение Цицероном различных форм правления; смешанная форма правления как то, что характеризует римскую гражданскую общину (созданную не одним человеком, но многими поколениями в течение многих веков) как неподражаемый образец. Цицерон о молодости римской цивилизации по сравнению с эллинской, его тезисе “государство есть достояние народа”: республика как “общее дело” (и отражение в данном тезисе проимперской тенденции); стремление к безопасности, взаимный интерес и согласие в вопросах права - фундаментальные основания гражданской общности. Римское чувство истории и его проекция в историографии. История как деяния выдающихся лиц и народов и как то, без чего невозможен полноценный человек (гражданин). Идеальный гражданин - носитель традиционных римских добродетелей; отечество как высшая ценность. Теоретическое обоснование Цицероном принципата: принцепс как первый гражданин, противостоящий групповым интересам, защищающий государство от внутренних конфликтов и разрывающий его порочное вращение в “круговороте перемен”. Цицероновское учение о “вечном законе” (высшей справедливости).

3.3. Социальная этика и политические концепции Стои. Идеал мудреца и понятия “апатия” и “адиафора”, представление об общемировом законе. Антиполисный индивидуализм и космополитизм Ранней Стои. Смягчение нравственного ригоризма и придание стоической этике политически-прикладного, римского характера в Средней Стое. Проповедь чистоты души, человеколюбия и равенства Поздней Стоей. Идея “общечеловеческого права” у Сенеки. Стоическое утверждение добродетели как “истинно благого”, того, что “само по себе обладает абсолютным достоинством и ценностью” - и социально-политический мир поздней античности; “экклезиастические” мотивы у поздних стоиков (чувство “усталости” от исторического времени), стоический аскетизм и разделение “внутреннего” и “внешнего” мира; учение о долге и предопределении в рамках стоической теологии как связующее звено между двумя мирами. Мир как “единая гражданская община богов и людей”, “космополис” и представление о внеинституциональной человечности.

Тема 4. Раннее христианство и патристика.

4.1. Некоторые социально-политические аспекты раннехристианского мировоззрения. Политическая концепция Августина. Яхве - избавитель от бедствий и военной опасности, присутствие которого наиболее интенсивно переживается в момент опасности; соотношение духовного (вероисповедального) и культового элементов в иудаизме; синтез пророческой миссии и политического лидерства : пророк как вождь; изменение ситуации в период царства и возникновение аскетических сект (“рехабитство”); секта ессеев - предшественница раннехристианской общины. Общество и христианская община (церковь) в исторической ретроспективе. Царство Иисуса и земная власть. Теократическая тенденция христианства в рамках истолкования принципа “кесарево кесарю ...”: совпадение логики христианства и цезаризма, деспот как помазанник божий. Личное достоинство человека в условиях классической античности, восточной деспотии и Римской империи. Ориентация на “внутреннее спасение от испорченного мира”, на личную свободу “в духе” - и освободительная миссия христианства; христианский бог - бог (социальной) надежды; психологическое преодоление христианством замкнутого социального и исторического горизонта старого мира. Христианская апология земной власти и революционный потенциал христианства. Христианская логика обладания и делания: социально-авантюрный элемент христианства; понимание жизни как чреды уроков и испытаний; история - процесс переделки человека.

4.2. Политическая концепция Августина. Патристика. Философия истории Августина Тезис о слитности и переплетении двух градов. История Рима как провиденциальный, избраннический путь к утверждению Града Божия, тезис о том, что “царства устраиваются божественным провидением” (величие Рима не было ни делом случая, ни делом судьбы). Опыт римской истории в интерпретации Августина: деградация римской гражданской культуры (от республики к тирании), проблема противоречия требования человечности и традиционной политической доблести, Августин о справедливости в христианском понимании. Представление о повороте времен, понятия “временность” и “вечность”, история как осмысленный, направленный процесс свершений; тезис “Бог - цель, человек - путь”; личное спасение как цель истории. Августин об изменении масштаба оценки социально-политических событий. История мира как суд над ним. Проблема (социального) зла и теодицея. Судьба двух градов в эсхатологической перспективе. Синтез ветхозаветной теократической установки (подчиняться можно только праведной власти) и римской гражданской традиции у Августина. Различение “царства” (regnum) и “государства” (civitas) и положительная политическая теория. Трансформация догмата свободы воли в принцип политической свободы. Августин о необходимости власти. Государство - “отец” граждан, церковь - их “мать”; разведение положительного закона и естественного права.

Тема 5. Средние века.

5.1. Социокультурное и интеллектуальное своеобразие средневековья и характерные черты политических учений средних веков. Социоморфность средневековых политических представлений и пестрота структурообразующих начал средневековой цивилизации; слабость политической коммуникации и локальность феодальной власти. Понимание государства: от растворения публичной власти в личном наследном владении (монарх как король племени) к представлению о корпоративном теле, глава которого управляет по праву своего статуса (обязы-ваю-щего защищать общее благо). Корреляция горизонтальных (сословно-корпоратив-ных) и вертикальных (феодальное господство) связей. Принцип равенства социально-политиче-ского статуса членов корпорации и понятие “сво-бодное служение” (“свободное послушание”), средневековые градации свободы и зависимости. Отношения вассалитета и подданичества. Принцип верности: служение в рамках обычая, а не договорные отношения. Город в структуре феодального господства. Архаизм и противоречивость сред-невековой политико-правовой культуры. Представление об изначальности права. Языческое понимание права как закона-судьбы; община - живущие по праву люди. Трансформация этих представлений христианской эпохой. Законодатель - не творец законов, а кодификатор обычного права. Сословно-корпоративное право (пра-во-привилегия); ритуализация права и отсутствие понятия правовой нормы - объективного, не зависящего ни от чьих интересов установления; локальность и дискретность права, его нарушение и ограничение кровной местью и войной. Принцип подобия мировой божественной иерархии и иерархии социальной: представление об иерархически-упорядоченной системе служб и обязанностей и представления о монархическом главенстве и духовном владычестве. Понятие “christianitas” и идея империи в средние века. Нормативно-знаковый аспект имперской идеи. Теология священной державы (“Священной Римской империи”) и теория универсального папства. Церковь как “наиболее общий синтез и общая санкция феодального строя”. Акт крещения - акт социализации человека, наделения его правами. Периодизация и хронология истории политических учений в средние века.

5.2. Теократическая идея в учениях средневековья. Аквинат - вершина зрелого средневековья: его антропология и правовое учение. Общество и политические отношения в понимании Аквината. Рационалистическая телеология на основе аристотелизма как основа томистской антропологии и “социологии”. Общество (societas) - множество (multitudo), подчиненное естественным целям - область тварного, относительно самостоятельного, умопостигаемого бытия. Классификация форм правления у Аквината, двойственная оценка монархии. Мистицизм Августина и рационализм Фомы: новый уровень осознания реальных функций светской власти и ее самостоятельной ценности. Проблема основанного на опыте рационального определения политических механизмов, предотвращающих превращение монархии в тиранию, ее решение на основе подчинения светской власти авторитету власти духовной и праву множества “выдвигать для себя царя”.

5.3. От теократической идеи к ренессансным и предреформационным теориям. Соотношение светской и духовной власти и идея народного суверенитета у французских юристов и У.Оккама. Учение о всемирной “светской монархии” Данте: разделение духовной и светской власти, идеи всеобщего мира и человечества. Марсилий Падуанский: государство как совершенное сообщество; законодательствующий народ и принцип верховенства естественного закона. Джон Уиклиф и Ян Гус: человек - правомерный “держатель своего”; принцип достоверности внутренних свидетельств веры и отрицание авторитета клира и его особого статуса. Н.Кузанский и Л.Валла: критика правомочности “Константинова дара” как основоположения теории папской власти.

ЧАСТЬ II. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРОАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Тема 6. Возрождение и протестантизм.

6.1. Лютеровский принцип “свободы по крещению” и его социально-политическое содержание. Кризис католической церкви на рубеже ХV - ХVI вв.; отчуждение совести верующего и правовой статус мирянина; проблема вины у У. фон Гуттена, Э.Роттердамского и М.Лютера. Лютеровская программа Реформации. Тезис о том, что все христиане - клирики и миряне - члены “единого Тела Христова”. Принцип всесвященства и подчинение церкви в земных делах светской власти. Человек как самодостаточный свидетель своей греховности перед Богом, “совестящееся животное”; освобождение личности от безусловного подчинения авторитету общины. Лютер о границах светской власти. Свобода совести - исходная форма раннебуржуазных свобод.

6.2. Н.Макиавелли. Политика как искусство и наука. Выделение политики как особой сферы деятельности и предмета специального анализа, ее секуляризация. Социальная жизнь как взаимодействие индивидуальных воль, постоянно меняющих вектор интереса; политика - умение упреждающего отслеживания значимых перемен; функциональное понимание политического действия. Проблема цели и средств в политике: тезис о том, что государь любыми средствами должен добиваться своих целей (приобретения и удержания власти и победы над врагами); добродетель и политика; макивеллиевская антропология; значимость свободной воли и политическая ответственность. Фактор времени в политике и исторический перспективизм Макиавелли.

6.3. Г.Гроций. Обоснование необходимости суверенной государственности.Крайняя нестабильность социальной ситуации XVI – XVII вв. и ее воздействие на политическую теорию: идея суверенной государственности как единственно надежного гаранта поддержания общественного порядка. Социоантропологическое обоснование Гроцием реальности естественного права. Смысл центрального тезиса Гроция: сила правового закона не в принуждении, но без принуждения закон теряет силу. Основания и структура волеустановленного права (внутригосударственное и международное право), по Гроцию. Понятие войны. Понятие верховной власти и безусловность (неотчуждаемость) ее суверенитета. Право сопротивления верховной власти у Гроция. Синтез свободы и безопасности в политически организованной общине, как непременное условие достойной человеческой жизни. Гражданская власть как человеческое установление. (Политическое) государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Тема 7. Концепции «общественного договора» и учение о политическом государстве и гражданском обществе в эпоху ранних буржуазных революций.

7.1. Т.Гоббс. Проблема основания гражданского порядка и нормативности права. Хаос гражданской войны - изнанка и причина гражданского порядка. Понятия “естественное состояние”, “естественный разум”, “естественный закон”, “общественный договор”. Рационалистический метод политической философии Гоббса; нетрадиционное представление об обществе (гражданской общине) как об искусственном образовании. Проблема народного суверенитета и понимание задач государственной власти. Отождествление «гражданского общества» и «политического государства»; конструирование абсолютной монархии и надстраивание права над моралью. Гоббс об ограничении властного произвола естественным законом (принципом свободы) и благом подданных как высшей целью государя.

7.2. Б.Спиноза. Безопасность и свободная жизнь как цели гражданского состояния. Антропологические основания политико-правовой концепции Спиозы; анализ значимости страха, надежды и суеверия. Идея правовой свободы: человек как автономно правоспособное существо. Право как мощь (могущество) и проблема взаимного ограничения произвола властей и подданных. Концепция правовой организации государственной власти. Свобода мысли и свобода совести как центральные принципы права. Право на достойную жизнь. Принцип равенства перед законом – основание безопасности в пространстве гражданского общения. Правовая свобода как то, что совпадает с подлинным, рациональным интересом самого человека и как цель государства.

7.3. Локковское учение о политическом государстве и гражданском обществе. Локковская концепция человека и дедукция понятий власти и права: встраивание нравственного, социально-связующего элемента в понимание “естественного состояния”, модификация гоббсовских представлений о естественном законе и свободе. Человек как “владелец собственной личности” и трудовая теория собственности. Различение между властью естественной и властью политической; власть отцовская и гражданская; локковское понимание общественного договора; понятие гражданского (политического) сообщества и обоснование его необходимости; государство как “независимое сообщество”. Локк о правовых границах власти, о функциональном разделении, объединении и соподчинении законодательной, исполнительной и федеративной властей. Локковская “институционализация” гражданской свободы - и проблема источника нормативности права в рамках функционально-целевого анализа политических институтов. Переход от голого “перспективизма” в понимании политики и общественной жизни к понятию направленности исторического процесса; конкретизация понятия гражданской свободы на этой основе.

Тема 8. Политические концепции эпохи Просвещения.

8.1. Дж.Вико. Концепция стадиально-циклической эволюции политических форм. Методологические основоположения «Новой науки» Вико. История как результат действия самих людей. Общество – самоорганизующаяся «система»; эффект интерсубъективного взаимодействия: расхождение целей действий отдельных лиц, проектируемых их субъективными мотивами, и результатов их общих усилий (эгоистически ориентированные действия не разрушают сообщество и не ведут к самоуничтожению человеческого рода). История как закономерный и единый процесс. Понятие «человеческие вещи»; порядок человеческой жизни. Норма, обычай, обряд как исток и основа социальной жизни. Универсально-историческая значимость опыта сравнительного языкознания в области исследования этимологии. Лингво-семантическая «археология» Вико. Язык как свидетель состояния «человеческих гражданских вещей» в былые эпохи и повествователь об их эволюции. Изначальная связь сакральных оснований порядков человеческого бытия и политической власти. Трансляция этих оснований через последующее историческое движение политических форм и их сохранение. Понятие «поступательное движение наций»; значимость динамического измерения истории. История как политическая история – как процесс изменения мотивов и действий людей и трансформации социально-политических институтов. Учение о трех исторических эпохах и трех формах правления. Возникновение политического господства. Государство – продукт «героической эпохи». Диалектика поступательно-циклического движения социальных и политических форм. Траектория исторического прогресса: гуманизация политико-правовых форм социальной жизни. Неизбежность регресса и опрокидывания в «новое варварство». Упрощение и огрубление – возможность обретения энергии нового развития. «Возвращение человеческих гражданских вещей» как спиралевидное «кружение» истории.

8.2. Критика деспотизма и учение о «духе законов» у Ш.Монтескье. Общая характеристика политико-правового измерения идеологии Просвещения. Критика неограниченной авторитарной власти (в рамках которой право - кодифицированная воля правителя) как источника нравственной деградации человека и общества: государственная превентивная репрессия подавляет не преступную, а свободную волю вообще. Обоснование необходимости строгого права и выделение особой правовой реальности. Идеал создания системы политических противовесов в рамках властных отношений. Свобода и равенство перед законом; правовой идеал и презумпция невиновности. Народный суверенитет как источник нормативности права и представительная система. Основные идеи труда Монтескье “О духе законов”. Проблема генезиса общества и понятие политического закона. Учение о формах правления и соответствующих им «принципах» (главенствующих политических мотивах); политика и мораль. Коррелирующие между собой ряды факторов политического устройства и их стержневой смысл - «дух законов»; политический строй и «дух торговли». Учение о федеративном государстве («обществе обществ»). Принцип разделения властей и критерии правового государства. Понятие политической свободы; различение политических условий (пространства) свободы и потребности в ней. Политическая свобода как стандарт государственного устройства и мера оценки прогресса общества. Евроцентризм и историцизм в концепции Монтескье.

8.3.. Ж.-Ж.Руссо. Идеи народного суверенитета и прямого народовластия. Инверсия понятия «естественное состояние» у Руссо по сравнению с Гоббсом, сходство и различие их позиций: источник правового порядка - осознание опасности для жизни в деспотическом государстве. Критика Руссо понятий «право», «власть», «свобода», «сила», «тирания», «отчуждение», «война», «народ», «договор». Руссо о двух уровнях свободы и политического сознания: свобода «ассоциированного субъекта» (народа) и свобода личности; человек как гражданин и как подданный. Учение о неотчуждаемости всеобщей свободы и народного суверенитета; суверен - гарант соблюдения правопорядка; народ как суверен, воля народа - неотчуждаемая законодательствующая воля; отрицание правомерности представительной системы. Проблема самовыражения народной воли и соотношение средств ее выражения - постоянного референдума и выдающегося законодателя (элитарного выразителя воли народа): идея отделения народной воли от самого народа. Учение Руссо о ветвях власти и формах правления; значимость федеративного устройства государства.

Тема 9. Философия права в немецкой классической философии.

9.1. Кантовское моральное обоснование права и необходимости правовой справедливости. Понятия строгого права и правового государства у Канта. Критическая философия Канта и основные мировоззренческие и методологические установки «Метафизических начал учения о праве». Априорное понятие права как противоположность опытному определению данного понятия правоведами. Мораль и право: априорные принципы “строгого права”. Законопослушность - предельный горизонт правопорядка. Учение о государстве и разделении властей. Понятие суверена применительно к автократии (аристокра-тии) и демократии. Ограничение власти суверена. Суверенитет естественной и гражданской личности как правовая мерка закона. Концепция правовой справедливости; понятие «радикальный законопослушник» и либеральный смысл кантовской теории строгого права. Кант о недостаточности просветительского обоснования правопорядка: эгоистический индивид - только утилитарный истребователь права. Кантовская концепция нравственной автономии человека; автономный индивид - радикальный, способный к самоограничению законопослушник и правозащитник. Принципы строгого права как принципы государственного доверия к моральной автономии человека. Репрессия в рамках строгого права: исключение моральной квалификации преступления, устрашающего и исправляющего значения наказания; безличный характер принуждающей власти. Справедливость как правовое требование. Демократия как единственный «правовой строй в подлинном смысле этого слова». Правовая справедливость и социальный прогресс. Учение о вечном мире как высшей цели политики. История как прогресс свободы.

9.2. И.Г.Фихте. Социальная справедливость в «замкнутом торговом государстве». Проблема свободы в философии права Фихте раннего периода. Моральная автономия индивида и политические условия ее реализации: общественный договор как основание сознательного ограничения индивидуальной свободы в политическом сообществе, не налагающее, однако, обязательства жить в определенном государстве и сохраняющее право прекращения участия в договоре. Критика Фихте противоречий «современной эпохи» и инверсия революционного либерализма, переход на позиции социально-прогрессивного этатизма. Историческая значимость государства в современном мире: государство как инструмент проникновения человека гражданственностью и приуготовления грядущего освобождения. Этический и юридический социализм Фихте. Неполноценность формальной свободы и неполнота реализации идеи правового государства в условиях неравенства и социальной несправедливости. Социальное и экономическое измерение свободы; рыночная «свобода» источник эксплуатации и неравенства в (глобальных) масштабах мирового хозяйства. Экономический и политический «антиглобализм» и социализм Фихте: проект «замкнутого торгового государства». Проблема собственности. Ликвидация рынка. Подчинение частного интереса интересу всеобщему. Задачи государственного регулирования и контроля в экономике; политика равновесного распределения трудовых ресурсов по отраслям производства. Политические задачи переходного периода к полному экономическому замыканию (геополитические задачи, режим защиты прав потребителей, финансовая и эмиграционная политика, переход к плановому хозяйству и задача государственного контроля и учета производства и потребления); социальные контуры нового государства (социальные гарантии как основание социальной свободы, равенства и справедливости). Новый уровень экономической и социальной интеграция человека и политическая свобода. Тезис: Безусловно необходима гражданская свобода, притом в равной для всех степени, политическая же свобода необходима не более, чем для одного. Исторический смысл политики – создание социальных условий духовного освобождения человека.

9.4. Анализ структуры и динамики гражданского общества у Гегеля и его концепция социального государства. Особенности гегелевского метода исследования социально-политической жизни. Понятия “разумное”, “действительность”, “идея”; гегелевский историзм и критика абстрактно-атомистического понимания общественной жизни, теории общественного договора. Мыслитель о либеральной направленности своего метода; Гегель как “консервативный либерал”. Трансформация кантовского принципа нравственной автономии и политико-правового суверенитета личности в “Философии права”: учение об объективированной свободе, различение морали и нравственности, субъективного мотива и обязанности. Критика Гегелем “лицемерия”: предупреждение об опасностях утверждения тоталитарных установок в культуре. Гегелевский социологизм: семья, гражданское общество и государство. Гражданское общество – результат исторического саморазвертывания христианского принципа личной (нравственной) свободы и его синтеза с принципом формальной свободы римского гражданского права. Личная свобода, частный интерес и частная собственность как исходные моменты «современного» гражданского общества. Структуры гражданского общества. 1. Гражданское общество – система функциональных зависимостей (“государство нужды”) и нравственных обязанностей в рамках производства, обмена результатами деятельности, распределения и потребления. 2. Система постоянно растущих потребностей и все увеличивающегося разнообразия способов их удовлетворения. 3. Ценностно-ориентирующая система – «культура гражданского общения»: универсальная среда обобществления частных интересов; соотношение частного и всеобщего интереса. 4. Социальная структура гражданского общества как результат действия разделения труда и рынка рабочей силы; формальное, юридическое равенство и имущественное расслоение. Отчуждение человека от порядка свободы. Социально-психологические характеристики «черни». Социальные противоречия гражданского общества и принципиальная неполнота общественной связи в его рамках. Необходимость правового и социального государства. Государство – органическая тотальность, поглощающая семью и гражданское общество. Государственное устройство: конституционная монархия, правительственная власть, двухпалатное сословное собрание и их функциональная взаимосвязь и самостоятельная значимость. Церковь и государство; критика “фанатизма” и теократической идеи. Анализ общественного мнения. Внешний суверенитет государства. Война как способ разрешения межгосударственных противоречий и международное право. Противоположность между моралью и политикой, противоречие между государством и гражданским обществом – “указание” на всемирно-исторический смысл национально-государственной жизни. История – процесс саморазвертывания мирового духа. Спекулятивно-моралистический аспект “Философии права”.

Системное видение общества и динамика общественного развития у Гегеля и Маркса. Гегель о революции как о цивилизационном провале. Политические выводы марксизма из критики «буржуазной цивилизации». Марксизм как критико-аналитическая методология и как «идеология».

Тема 10. Основные особенности и этапы развития русской политической мысли [1].

Особенности и основные этапы развития русской политической мысли от эпохи Киевской Руси и феодальной раздробленности. (X-XIV вв.). Общерусские политические идеи в период образования и становления Московского государства. (XV-первая половина XVII вв.). Политические учения в России периода возникновения и укрепления абсолютной монархии (вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.). Идеология просвещенного абсолютизма. Особенности политической мысли России этапа петровских реформ. Консервативные, нарождающиеся либеральные и революционно-демократические течения в политической мысли России до конца XVIII века. Русская политическая мысль в начале XIX столетия. Русская политическая мысль 20-30-х гг. XIX в. Декабризм. Официальная народность. П.Я. Чаадаев. Раскол русской мысли на славянофильство и западничество. Русский консерватизм второй половины XIX в. М.Н. Катков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев. Народничество и русский марксизм. Русская политическая мысль в эмиграции (20-е – 50-е гг. XX в.). Евразийство. И.А. Ильин. Социал-либерализм. «Современные записки».

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов при освоении материала лекционного курса (чтение и анализ литературы по курсу) и подготовке письменных работ – в рамках выполнения домашних письменных заданий, в том числе по вычленению содержания основных и вспомогательных понятий по курсу (составление глоссария к очередному занятию) и –факультативно – эссе и рефератов.

Примерная тематика рефератов

· Мировоззренческая логика построения политических теорий античности

· Античное учение о смешанной форме правления и его значимость в истории политической мысли.

· Антропологические основания античных политических концепций.

· Проблема справедливости и идеального государства в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона и Августина.

· Платон и Аристотель: сравнительный анализ политических концепций.

· Цицероновское учение о принципате в контексте политической культуры Древнего Рима.

· Социальная этика и политические концепции Римской Стои.

· Мировоззренческие сходства и различия античных и средневековых политических учений.

· Теократическая идея в учениях высокого средневековья (от Иоанна Солсберийского к Фоме Аквинскому).

· Специфика предреформационных теорий в контексте истории католической церкви.

· Идея свободы совести и принципы понимания политической жизни в протестантизме.

· Соотношение теологических оснований и политических идей в учениях Лютера и Кальвина.

· Макиавелли: проблема соотношения целей и средств в политике.

· Мировоззренческие основания и категориальный аппарат политических учений нового времени.

· Связь понятий «естественное право» и «суверенная государственность» у Гуго Гроция.

· Метод политической философии Гоббса.

· Сравнительный анализ политических учений Гоббса, Локка и Спинозы.

· Понятие естественного права и его значимость в истории политических учений нового времени.

· Специфика содержания понятия «свобода» в политических учениях эпохи модерна.

· Концепция «разделения властей» в политической теории нового времени.

· Соотношение понятий «гражданское общество» и «государство» в политической теории нового времени.

· Проблема источника нормативности права и концепция правового государства у мыслителей нового времени (от Гоббса до Канта).

· Проблема отношений государства и церкви в политических учениях нового времени.

· Диалектика поступательно-циклического движения социальных и политических форм у Вико.

· Понятие «дух законов» и учение о политической свободе в концепции Монтескье.

· Критика Руссо социального и политического отчуждения и его учение о всеобщей свободе и народном суверенитете.

· Кантовская концепция нравственной автономии человека и учение о «строгом праве» и правовом государстве.

· Фихте о соотношении гражданской и политической свободы в проекте «замкнутого торгового государства».

· Гегелевское учение о гражданском обществе и правовом государстве.

· Сравнительный анализ видения социально-политической перспективы у Фихте, Гегеля и Маркса.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

1. Основные особенности античной политической мысли. Гражданская культура античности и античные политические учения.

2. Тезис Протагора и триада Горгия: поиск человеческих начал полисной жизни. Нравственный субъективизм и релятивизм софистов.

3. Гражданская позиция Сократа и его представление о свободе и ответственности. Сократ как нравственный реформатор.

4. Платоновский анализ сословного членения государства и определение основных его параметров.

5. Платоновское учение о началах души его значение в диалоге «Государство».

6. Классификация форм правления по Платону и учение об их деградации и круговороте.

7. Идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства.

8. Конструкция идеального государства у Платона.

9. Итоговое понимание справедливости у Платона.

10. Идеократическая ориентация платоновской концепции.

11. Аристотель как политический мыслитель. Аристотель о задачах политической науки.

12. Аристотель о генезисе и строении государства.

13. Аристотель о власти как политическом явлении.

14. Элементы государства по Аристотелю. Сетки классификации этих элементов.

15. Аристотелевское учение о государстве.

16. Мировоззренческие особенности «идеологии» Платона и «политической науки» Аристотеля: порядок благоустроения мира и место в нем политического общения.

17. Социальная этика и политические концепции Римской Стои.

18. Учение об идеальном государстве, гражданине и правителе в политической мысли Древнего Рима.

19. Основные идеи политической истории Полибия.

20. Цицерон. Учение о принципате и «вечном Риме».

21. Социально-политические аспекты раннехристианского мировоззрения.

22. Политическое содержание августиновского учения о двух градах.

23. Общие особенности средневековых политических учений.

24. Теократическая идея в политических учениях высокого средневековья.

25. От теократической идеи к предреформационным и ренессансным теориям.

26. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

27. Учение Данте о всемирной “светской монархии”.Лютеровский принцип “свободы по крещению” и его социально-политический смысл.

28. Макиавелли о политике как особой сфере деятельности. Основные идеи “Государя”.

29. Учение Г.Гроция о неотчуждаемости авторитета верховной власти.

30. Основные понятия и проблемы политической философии Гоббса.

31. «Богословски-политический трактат» Б.Спинозы. Основные политико-правовые идеи.

32. Локковская концепция политической свободы и гражданского общества.

33. Политические идеи французского Просвещения.

34. Понятие «поступательное движение наций» у Вико. Динамика эволюции социально-политических форм.

35. Понятие «дух законов» у Монтескье. Идея «общества обществ».

36. Руссо о законодательствующей воле народа: идея прямого народоправства.

37. Кантовская теория правового государства и строгого права.

38. Кантовская концепция вечного мира.

39. Проект «замкнутого торгового государства» у Фихте.

40. Гегель о соотношении гражданского общества и государства.

41. Гегель об отношениях государства и церкви.

42. Анализ Гегелем принципов государственного устройства.

43. Идея русской исключительности в политической философии П.Я. Чаадаева.

44. Политическая доктрина славянофилов (К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин)..

45. Западничество. Концепция власти у К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина.

46. Политическая программа русского охранительства: попытка «конструирования» русского политического будущего из элементов прошлого (К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев).

47. Народническая идея «русского социализма».

48. Марксизм в России и «русский марксизм».

49. Политические взгляды П.Б. Струве.

50. Евразийский проект: политическое измерение.

51. Учение о государстве и праве И.А. Ильина.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

?? пп.

Наименование тем

Всего (час.)

Аудиторные занятия. Лекции (час.)

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

1

Понятие истории политических учений и специфика политических учений древнего мира, средних веков и нового времени.

4

2

2

Политические учения древности и средних веков

2

Античная классика (софисты и Сократ; идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства; Аристотель как политический мыслитель).

8

4

4

3

Римско-эллинистические политические учения (политическая история Полибия; обоснование принципата у Цицерона; социальная этика и политические установки Римской Стои).

8

4

4

4

Раннее христианство и патристика (некоторые социально-политические аспекты раннехристианского мировоззрения; политическая концепция Августина).

4

2

2

5

Средние века (теократическая идея в политических учениях средневековья; от теократической идеи к проторенессансным и предреформационным теориям).

4

2

2

Общество, государство и право в политической мысли Нового времени

6

Возрождение и протестантизм (М.Лютер и Н.Макиавелли: секуляризация понимания политики; Г.Гроций: обоснование необходимости суверенной государственности).

8

4

4

7

Концепции «общественного договора» в эпоху ранних буржазных революций: учение о политическом государстве и гражданском обществе (Т.Гоббс, Б.Спиноза и Дж.Локк).

8

4

4

8

Политические концепции эпохи Просвещения (Дж.Вико, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо).

8

4

4

9

Философия права в немецкой классической философии (И.Кант, И.Г.Фихте, Г.-В.-Ф.Гегель).

16

8

8

Русская политическая мысль

10

Основные особенности и этапы развития русской политической мысли.

4

2

2

ИТОГО

72

36

36

IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формами внутрисеместрового контроля являются оценивание письменных работ слушателей – выполнения домашних письменных заданий, в том числе по вычленению содержания основных и вспомогательных понятий по курсу (составления глоссария к очередному занятию), аналитической справки – факультативно – докладов, эссе и рефератов.

Формы итогового контролякурсовой экзамен в виде письменной экзаменационной работы.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная и дополнительная рекомендуемая литература

1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997.

2. Ильин М.И. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.

3. История политических и правовых учений. Хрестоматия. М.: изд-во “Юридический колледж МГУ”, 1996.

4. История политических учений / Под общ. ред. О.В.Мартышина. Вып. 1 - 2. М., 1996.

5. История политических учений: ХIХ в. М., 199З.

6. Козловски П. Общество и государство: Неизбежный дуализм. М., 1998. Гл. 1 - 5.

7. Манан П. Общедоступный курс политической философии. М.. 2004.

8. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2000 – 2001.

9. О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина ХХ века). М. 2000.

10. Рассел Б. История западной философии. СПб., 2001.

11. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

12. Чанышев А.А. История политических учений. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

13. Чанышев А.А. История политических учений: Электронный учебник. – М.: КНОРУС, 2009.

14. Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1869 - 1877.

15. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т.1. М., 2006.

Тема 1. Понятие истории политических учений и специфика политических учений древности, средневековья и нового времени

Основная

1. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. // Вебер М. Избранные призведения. М., 1990.

2. Миголатьев А.А. Предисловие // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 1. М., 1997.

3. Уинч П. Идея социальной науки. М., 1996.

Дополнительная

1. Коллингвуд Д. Идея истории. М., 1980.

2. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

3. Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

4. Рикер П. Время и рассказ. М., 2000.

5. Смирнов И. Мегаистория. М., 2000. – Гл. Новый историзм как момент истории о постмодернистских спорах.

6. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

7. Чанышев А.А. История политических учений. М., 2007. Введение.

8. Carr D. Time, Narrative and History. Bloomington, 1987.

9. Chartier R. Intellectual or Sociocultural History? The French Trajectories // Modern European Intellectual History. Ithaka, 1982.

10. White H. Metahistory: The Historical Imagination in 19-Century Europe. Baltimore, 1973.

ЧАСТЬ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Тема 2. Античная классика.

Основная

1. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч. В 4-х т. Т. I. М., 1990.

2. Платон. Государство // Платон. Соч. в З-х т. Т. З. Ч. 1. М., 1971.

3. Аристотель. Афинская полития ... М., 19З7.

4. Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1984.

Дополнительная

1. Актон Д. История свободы в античности // Полис, 1993, ? 3.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1965. Гл. V. Разд. 11 - 12.

3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

4. Доватур А.И. “Политика” Аристотеля // Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. Т.4. М., 1984.

5. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.-Л., 1965.

6. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М.Борнгард-Левина. М., 1989. Гл. ХVI - ХVIII.

7. Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1984.

8. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис, 1993, ? 2.

9. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

10. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. Гл. 2.

11. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

12. Словарь античности. М., 1992.

13. Трубецкой Н.С. Политические идеалы Платона и Аристотеля и их всемирно-историческое значение // Вопросы философии и психологии, 1890, ? 5.

14. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. Введение; Гл. 1.

15. Фрейденберг О.М. Утопия // Вопросы философии, 1990, ? 5.

16. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981. Гл. VI - VII.

Тема 3. Римско-эллинистические политические учения.

Основная

1. Марк Аврелий. К самому себе // Римские стоики: Сенека; Эпиктет; Марк Аврелий. М., 1995.

2. Марк Туллий Цицерон. О государстве; О законах // Цицерон. Диалоги. М., 1994.

3. Полибий. Всеобщая история. В 3-х т., 40 кн. СПб., 1994. Гл. 6.

4. Римские стоики: Сенека; Эпиктет; Марк Аврелий. М., 1995.

5. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

6. Сенека. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека; Эпиктет; Марк Аврелий. М., 1995.

Дополнительная

1. Зелинский Ф.Ф. Рим и его религия // Вестник Европы, 1903, N 1 - 2.

2. Зелинский Ф.Ф. Цицерон в истории европейской культуры // Вестник Европы, 1896, N 2.

3. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. М., 1986. Введение второе, историческое; Очерки 3 - 5.

4. Котляревский С.А. Марк Аврелий // Там же.

5. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

6. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. – Гл. 2 -.5, 7 - 10.

7. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Тема 4. Раннее христианство и патристика.

Основная

1. Библия. М., 1968.

2. Апокрифы древних христиан: Исследования; Тексты; Комментарии. М., 1989.

3. Августин Аврелий. О Граде Божием. В 4-х т.: Репринт с издан. 1906 - 1910 гг. М., 1994.

Дополнительная

1. Аверинцев С.С. Унижение и достоинство человека // Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

2. Алексеев Н.Н. Идея “земного града” в христианском вероучении // Путь. Кн. 1 (I - VI): Репринт с издан. 1925 - 1927 гг. М., 1992.

3. Алексеев Н.Н. Христианство и идея монархии // Там же.

4. Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.

5. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961.

6. Герье В.И. Блаженный Августин. М., 1910.

7. Иллюстрированная история религии / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. В 2-х т.: Репринт с издан. 1899 г. Т.1, § 44 - 5О. М., 1992.

8. Ильин М.И., Цымбурский В.Л. Общества: “Открытые” и “закрытые”. Миф и его рационализация // Космополис. Альманах. 1997. - М.: Полис, 1997.

9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

10. Наумов Е.П. Сословные монархии средневековой Европы и политические концепции Данте // Дантовские чтения. М., 1979.

11. Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина. Т. 1. Ч. 1 - 2. Сергиев Посад. М., 1916.

12. Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и церковью. Казань, 1897.

13. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1987.

14. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского “О правлении государей” // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI - ХVII вв.). Л., 1990.

15. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. 1. М., 1892.

16. Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира. 1985. М., 1986.

17. Чанышев А.А. “Град земной” в эсхатологической перспективе: Переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина // Вопросы философии, 1999, ? 1.

18. Четвернин В.А. Политическое учение бл. Августина (метод исследования, основные идеи и их историческое движение) // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

Тема 5. Средние века.

Основная

1. Фома Аквинский. Трактат о правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI - ХVII вв.). Л., 1990.

2. Данте Алигьери. Монархия // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968.

Дополнительная

1. Блок М. Феодальное общество. М., 2003.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

3. Гуревич А.Я. “На праве страна строится ...” // Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

4. Доброхотов А.Л. Данте. Алигьери. М., 1990. Гл. 2 - 3.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

6. Майоров Г.Г. Этика в средние века. М., 1996.

7. Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: Два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1980.

8. Малашенко И.Е. Социально-философская концепция Данте и его полемика с Августином // История зарубежной философии и современность. М., 1980.

9. Медведев И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VII - XVII вв.). Л., 1990.

10. Наумов Е.П. Сословные монархии средневековой Европы и политические концепции Данте // Дантовские чтения. М., 1979.

11. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

12. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского “О правлении государей” // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI - ХVII вв.). Л., 1990.

13. Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-и ч. М., 1994.

ЧАСТЬ II. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРОАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Тема 6. Возрождение и протестантизм.

Основная

1. Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1984.

2. Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

3. Гуттен У. Вадиск или римская троица; Разбойники // Ульрих фон Гуттен. Диалоги; Публицистика; Письма. М., 1959.

4. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

5. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства; О светской власти ... // Лютер М. Избр. произв. СПб., 1994.

6. Лютер М. 95 тезисов; К христианскому дворянству … // Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002.

7. Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1994.

Дополнительная

8. Баткин Л.М. Макиавелли: Опыт и умозрение // Вопросы философии, 1977, ? 12.

9. Баткин Л.М. На социальном переломе: Никколо Макиавелли // Баткин Л.М. Возрождение: Люди и идеи. М., 1995.

10. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М.: РГГУ, 2000.

11. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XVXVIII вв. Т 1. Структуры повседневности. М., 2006. Гл. 5, 6, 8.

12. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2001. Гл. 1. Государство как произведение искусства.

13. Бурлацкий Ф.М. Загадка Никколо Макиавелли. М., 2003.

14. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное. М., 2006.

15. Гвардини Р. Конец нового времени. Возникновение картины мира нового времени // Вопросы философии 1990, ? 4.

16. Долгов К. Ренессанс и политическая философия // Новый мир, 1981, ? 7 - 8.

17. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 3. Кн. IV. – М.: Изд-во РГГУ, 1999.

18. Койре А. От мира “приблизительности” к универсуму прецизионности // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 2004.

19. Люблинская А.Д. Государство эпохи Возрождения в Западной Европе // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

20. Предисл.: Темнов Е.И. Макиавелли - политический писатель / Прилож.: Дживелегов А.К. Никколо Макиавелли; Дельбрюк Г. Макиавелли и его время // Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

21. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

22. Соловьев Э.Ю. Политико-юридические завоевания Реформации // Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

23. Февр Л. Капитализм и Реформация // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

24. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. Разд. I. Гл. 1. Историко-религиозные предпосылки Реформации.

25. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. Разд. I. Гл. 1. Историко-религиозные предпосылки Реформации.

26. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

Тема 7. Концепции «общественного договора» и учение о политическом государстве и гражданском обществе в эпоху ранних буржуазных революций.

Основная

1. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Избр. произв. В 2-х т. Т. 1. М., 1965.

(Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989)

2. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Трактаты / Послесловие Е.И.Темнова. М., 1998.

3. Английское свободомыслие: Д.Локк; Д.Толанд; А.Коллинз. М., 1981.

4. Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Избр. произв. В 2-х т. Т. 2. М., 1960.

(Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Соч. В 3-х тт. Т. 3. М., 1988)

Дополнительная

5. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия // Полис, 1994, ? 2, С. 143 - 146.

6. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или рождение идеи суверенной личности. М., 1995.

7. Заиченко Г.А. Джон Локк. М. 1973.

8. История философии: Запад - Россия - Восток. (Книга вторая: Философия XV - XIX вв.) М., 1996. С. 175 - 184.

9. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

10. Решетников Ф.М. Беккариа. М., 1987.

11. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность / Под общ. ред. Т.И.Ойзермана. М., 1974. – С. 186 - 202.

27. Темнов Е.И. Послесловие // Спиноза Б. Трактаты / М., 1998.

28. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

29. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Т.Гоббса.СПБ, 2006.

30. Tönnies F. Th. Hobbes. Stuttg., 1925.

Тема 8. Политические концепции эпохи Просвещения.

Основная

1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – Л., 1940. Кн.кн. 1, 4, 5. Заключение.

2. Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956.

(Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1993).

3. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. произв. В 2-х т. Т. 2. М., 1960

(Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999).

4. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.

5. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре ... // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Дополнительная

1. Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

2. Асмус В.Ф. Руссо. М.. 1962.

3. Библер В.С. О гражданском оществе и общественном договоре // Через тернии. М,. 1990.

4. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе. М., 2007.

5. Гурвич Г.С. Руссо и Декларация прав. Пг., 1918.

6. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или рождение идеи суверенной личности. М., 1995.

7. Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980.

8. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Ч. II. §§ 7, 9 // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

9. Кроче Б. Макиавелли и Вико // Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб, 1999.

10. Лифшиц М.А. Джамбаттиста Вико / Вступит. ст. в кн.: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. – Л., 1940.

11. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974. С. 186 - 202.

12. Темнов Е.И. Вико. М., 1994.

Тема 9. Философия права в немецкой классической философии.

Основная

1. Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Соч. В 6-и т. Т. 4. Ч. 2. М., 1965.

(Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Соч. В 8-ми тт. Т. 6. М., 1994)

(Кант И. Метафизические начала учения о праве. М., 2007).

2. Кант И. Конец всего сущего // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

(Кант И. Конец всего сущего // Кант И. Кант И. Соч. В 8-ми тт. Т. 8. М., 1994)

3. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Кант И. Соч. В 6-ти тт. Т. 4.Ч. 2. М., 1965

(Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Кант И. Соч. В 8-ми тт. Т. 8. М., 1994)

4. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство // Фихте И,Г. Соч. в двух томах. Т.2. СПб., 1993.

5. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И.Г. Соч. в двух томах. Т.2. СПб., 1993.

6. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. М., 2008.

7. Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. М., 2007.

8. Маркс К. Критика Готской программы. – http://www.gorod. org.ru/biblio/shtml

9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. 2-е изд. Т. 4.

Дополнительная

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

2. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979. Гл. IV. Философия права.

3. Гайденко П.П.. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

4. Гулыга А. Гегель. М., 1994.

5. Гулыга А.В. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

6. Гулыга А.В. Кант. М., 2005.

7. Гулыга А.В. Учение Канта о вечном мире // Философия Канта и современность. М., 1974.

8. Дробницкий О.Г. Теоретические основы этики Канта // Там же.

9. Кагарлицкий Б.Ю. Марксизм: Не рекомендовано для изучения. М.. 2006.

10. Манан П. Общедоступный курс политической философии. М.. 2004. Гл.Гл. VII, XIV.

11. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

12. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974.

13. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М., 1998.

14. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.

15. Пионтковский А.А. Теория права и государства Канта // Философия Канта и современность. М., 1974.

16. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Там же. С. 202 - 235.

17. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М., 1896.

18. Философия права Гегеля и современность. М., 1977.

19. Хейде Л. Осуществление свободы: Введение в гегелевскую философию права. М., 1995.

Тема 10. Основные особенности и этапы развития русской политической мысли.

Основная

1. Зеньковский В.В. История русской философии в 4-х тт. Л., 1990.

2. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России: Конец XIX – начало XX вв. М., 1991.

3. Омельченко Н. А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 года, большевизме и будущих судьбах русской государственности. СПб., 1996.

4. Парамонов Б.М. Чичерин, либеральный консерватор // Парамонов Б.М. След: Философия. История. Современность. М., 2001.

5. Пивоваров Ю.С. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX - первой трети XX столетия. - М., 1997.

6. Пивоваров Ю.С. Русская мысль. Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии). Статья первая // Русский исторический журнал. 1998. ? 1.

7. Пивоваров Ю.С. Русская мысль. Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии). Статья вторая // Русский исторический журнал. 1999. ? 1.

8. Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986.

Дополнительная

1. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (истоки и эволюция). М., 1993.

2. История политических и правовых учений: XIX в. М., 1993.

3. Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914. Париж, 1980.

4. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация: Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998.

5. Пивоваров Ю.С. Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX в. Л., 1978.

6. Пивоваров Ю.С. Политическая культура пореформенной России. М., 1994.

7. Пивоваров Ю.С. Русская власть и исторические типы ее осмысления // Полития. Зима 2000-2001. ? 1.

8. Пивоваров Ю.С. Полная гибель всерьез // Россия и современный мир. 2001. ?1.

9. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания). М., 1978.

10. Флоровский Г. Пути русского богословия. Минск, 2006.

11. Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. М., 1981.



[1] Содержаание темы, а также учебно-методическое обеспечение по теме (вопросы к экзамену и рекомендуемая литература) составлено на основе авторской программы курса «История русской политической мысли» Пивоварова Ю.С.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...