|
Учебная программа дисциплины «Основы телевизионного дела.
Телевизионный репортаж»
для подготовки бакалавра и магистра по специальности «журналистика»
Автор: Г.А.Шевелев, кандидат исторических наук, член Академии российского телевидения
Лекторы: М.В. Ахвледиани, кандидат филологических наук,
А.В. Минаков
Программа дисциплины «Основы телевизионного дела.
Телевизионный репортаж» федеральной компоненты цикла
составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению «журналистика».
I. Организационно-методический раздел.
Программа дисциплины «Основы телевизионного дела. Телевизионный репортаж» разработана в Высшей школе телевидения МГУ им. М.В.Ломоносова кандидатом исторических наук, членом Академии Российского телевидения Г.А Шевелевым с учетом требований Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и отвечает требованиям основных профессиональных образовательных программ и квалификационным требованиям к выпускникам высших учебных заведений.
1.1. Цели и задачи
Цель обучения – подготовить грамотного, высокопрофессионального журналиста, владеющего жанром репортажа - одним из основных документальных жанров, бытующих на телевидении.
Задачи обучения журналиста- репортера:
- сформировать у студентов понимание места и роли журналиста-репортера в документальном телевидении;
- познакомить с видами современного репортажа и с тем, где и как репортаж присутствует в телевизионных программах;
- дать представление об основных принципах и методах профессиональной творческой деятельности репортера, о способах получения необходимых сведений, о методике их интерпретации, об анализе событий и ситуаций из различных сфер жизни общества, о способах подачи информации в жанре репортажа адекватно информационным ожиданиям аудитории;
- сформировать представление об основных личностных качествах, присущих профессии репортера, и, соответственно, о тех требованиях, которые предъявляются к журналисту –репортеру;
- освоить технические и творческие приемы журналистики, используемые при создании материалов в жанре репортажа;
- научить студентов приемам и методам работы репортера в различных ситуационных условиях;
- научить студентов приемам работы «в кадре» в полевых условиях;
- дать представление о критериях качества журналистской, репортерской работы.
Таким образом, задача дисциплины – помочь студентам выработать профессиональные навыки, развить оперативное мышление, помочь в определении направления их будущей творческой работы в современной телевизионной журналистике.
1.2. Место курса в профессиональной подготовке журналиста
Настоящий учебный курс находится в ряду профессиональных учебных дисциплин, обеспечивающих выпускнику факультета набор теоретических знаний и практических навыков, необходимых для начала самостоятельной творческой деятельности в редакциях телевидения.
После изучения курса студент должен: владеть теоретическими знаниями в области жанровой структуры телевизионной журналистики, в том числе - жанра репортажа; иметь представление о композиционных законах построения этого жанра, о творческих задачах, решаемых с помощью жанра репортажа; познакомиться с приемами телевизионной съемки, монтажа и озвучания репортажа.
1.3. Формы организации учебного процесса
Учебный процесс по специализации «Репортер» строится в форме
лекционного курса и семинарских занятий, где студенты предметно знакомятся с профессией репортера, спецификой, отличающей его творчество от иных видов журналистики, знакомятся с приемами и методами сбора фактического материала, способами его анализа, интерпретации, теоретическими основами создания аудиовизуального произведения, знакомятся с основными профессиями, участвующими в процессе создания телевизионного репортажа, с их взаимодействием в производственном цикле.
Значительное место на занятиях занимает просмотр образцов современного видеорепортажа, созданных как на федеральных телеканалах, так и на региональном телевидении.
Во внеаудиторное время студенты самостоятельно - сначала в текстовом варианте, затем, при наличии технических возможностей, в аудиовизуальной форме - создают для различных телевизионных форматов репортажные работы, которые служат предметом всеобщего обсуждения на семинарских занятиях. Этой форме обучения отводится значительное количество часов как во внеаудиторное время, так и в аудитории.
1.4. Контроль знаний студентов
По итогам курса студенты сдают зачет, оценка которого складывается из следующих элементов:
- за устный ответ по одной из тем учебного курса
и
- итоговой оценки промежуточного контроля, то есть
за участие в обсуждении видеорепортажей ведущих журналистов электронных СМИ;
за выполнение заданий в ходе самостоятельной практической работы и работы в аудитории;
за создание в печатном или видео варианте репортажей на оперативную и актуальную тему.
II. Содержание курса
2.1.Тематический план учебной дисциплины
|
?пп
|
Наименование разделов
|
Всего
часов
|
Аудиторные занятия (час.)
|
Самостоя-тельная работа
|
|
лекции
|
практич.
|
|
1.
|
Вводное занятие. Понятие жанра. Роль жанра в журналистике
|
2
|
2
|
|
|
|
2.
|
История возникновения и становления жанра репортаж
|
6
|
2
|
|
|
|
3.
|
Репортаж – один из основных жанров журналистики. Репортаж в телевизионных форматах
|
6
|
2
|
|
|
|
4.
|
Границы жанра. Драматургия репортажа. Репортаж как синтетический жанр журналистики
|
10
|
2
|
2
|
2
|
|
5.
|
Телевизионный репортер: профессиональные требования. Основные слагаемые и критерии
|
6
|
2
|
2
|
|
|
6.
|
Методы работы репортера над темой. Репортер на съемочной площадке. Репортер и оператор: границы ответственности и способы взаимодействия. Репортер в монтажной
|
20
|
4
|
4
|
8
|
|
7.
|
Телевизионный информационный репортаж. Репортажа в записи на видеоносителе. Репортер в прямом эфире
|
16
|
2
|
2
|
4
|
|
8.
|
Специальный репортаж
|
18
|
2
|
2
|
4
|
|
9.
|
Репортер в экстремальных ситуациях
|
4
|
2
|
|
|
|
10.
|
Протокольный репортаж
|
4
|
2
|
|
|
|
11.
|
Репортаж как составная часть документального телевидения
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Итого
|
54
|
24
|
12
|
18
|
2.2. Литература к курсу
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 2002.
Дополнительная литература
Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.
Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004 С.143-240.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
Каминский А.С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М.: 2007.
Маккаллах Кэрролл В. Новости на TV. Перевод с английского. 2-е изд. исправленное (серия: «Мультимедиа для профи»). М., 2004.
Таггл К.А Форма телевизионных сюжетов – репортаж. В кн. : Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. Пер. с англ. М., 2006. С.211-234.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004. С. 315-326.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003.
Хорошо бы почитать также репортажи В. Гиляровского, М.Кольцова, Е.Рябчикова, В.Ардаматского, В.Пескова, Д.Рида, Э.Киша, Э.Хемингуэя, Ю.Фучика.
2.3. Темы разделов
Тема 1.Вводное занятие. Понятие жанра. Роль жанра в журналистике.
Общее представление о предмете предстоящего курса. Основные разделы курса. Обзор литературы и других источников по теме курса.
Понятие жанра. История жанра в видах искусства. Жанр в журналистике. Типология жанров в журналистике и их функции.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Дополнительная литература
Репортажи В. Гиляровского, М.Кольцова, Е.Рябчикова, В.Ардаматского, В.Пескова, Д.Рида, Э.Киша, Э.Хемингуэя, Ю.Фучика.
Тема 2.История возникновения и становления жанра репортажа.
Возникновение жанра репортажа в середине - конце ХIХ века и его становление в ХХ веке. В.Гиляровский и его «репортажи». Кинорепортаж в кинематографе. Знаковые имена в истории репортажа. Военные репортажи советских писателей. Возникновение репортажа на радио. Возникновение телевизионного репортажа. Передвижные технические средства телевидения и репортаж. Первые «космические» радиорепортажи. История возникновения спортивного репортажа на радио и телевидении. Мастера спортивного репортажа. Трансформация представлений о жанре «репортаж».
Показ и обсуждение аудио- и видеозаписей из архивов.
Обсуждение тем репортажей для самостоятельной работы студентов.
Задание для внеаудиторной работы: подготовить репортажи по темам, предложенным преподавателем.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Радиожурналистика. Издание 3-е.М., , 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Дополнительная литература
Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.
Радио в дни войны. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982
Саприн Н. О спортивной журналистике на радио. В кн.: Ключи к эфиру: В 2-х кн. Кн.2. Основы мастерства: Опыт, практические советы./ Под ред. Г.А.Шевелева. М., 2007.
Кацев И. Г. История российского телевидения: 1907-2000. М., 2004.
Тема 3.Репортаж – один из основных жанров журналистики. Репортаж в телевизионных форматах.
Событие, факт – основа и смысл репортажа. Предметная основа жанра: фрагмент реальности, фиксирующий целостное, протяженное во времени событие. Оперативность – цель работы репортера. Репортер – непременное действующее лицо репортажа, свидетель или участник события, о котором рассказывает. Соотношения информационности и комментарийности в репортаже. Эмоции репортера. Репортаж - жанр в наибольшей степени приближающий читателя, слушателя, зрителя к действительности.
Современное понятие репортажа. Точки зрения теоретиков и практиков на расширение, размывание границ репортажа.
Возможные виды типологии репортажа:
- «новостной» репортаж, специальный репортаж, проблемный (позиционный) репортаж, репортажное обозрение, репортаж-расследование и др.;
- прямой репортаж, фиксированный репортаж на носителях;
- репортаж с журналистом в кадре, репортаж с закадровым журналистским текстом.
Видеоизображение – голос журналиста - звуковое сопровождение. Что важнее: изображение или журналистский текст?
Место репортажа на газетных и журнальных страницах, в информационных выпусках радио. Репортаж в телевизионных форматах. Репортаж как самостоятельная единица программного контента на телевидении.
Показ и обсуждение видеозаписей образцов репортажной журналистики.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Радиожурналистика. Издание 3-е.М., , 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Дополнительная литература
Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.
Ким М.Н Жанры современной журналистики. СПб., 2005.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М. , 2004. С. 315-326.
Тема 4. Репортаж как синтетический жанр журналистики. Границы жанра. Драматургия репортажа.
Синтетическая природа репортажа и его границы. Признаки жанра репортажа:оперативность, актуальность, документальность, достоверность, наглядность, эффект присутствия автора.
Элементы репортажа в других форматах и жанрах телевидения.
Драматургия репортажа. Фабула, сюжет в репортаже. Цель – ядро -форма. Способы построения. С чего начать? Есть варианты! Место и роль заголовка. Типология заголовков.
Элементы интервью, зарисовки в репортаже. Персонификация события и эффект присутствия как жанровая особенность репортажа. Журналист как непременный компонент построения драматургии репортажа. Функции журналиста в структуре репортажа. Наглядность, конкретность изображения в телевизионном кадре.
Категории «пространства» и «времени» в репортаже.
Завершение репортажа. Последняя фраза. Зритель запоминает последнюю фразу. Особенности авторского текста для телевидения.
Обсуждение репортажей, подготовленных студентами самостоятельно.
Задание для внеаудиторной работы:
найти тему для репортажа, построить сюжетную линию, подготовить письменно его план для обсуждения в аудитории.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Дополнительная литература
Ким М.Н Жанры современной журналистики. СПб., 2005.
Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004 С.143-240.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
Каминский А.С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М.: 2007.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004. С. 315-326.
Тема 5. Телевизионный репортер: профессиональные требования. Основные слагаемые и критерии.
Работа репортера – особый вид журналистской деятельности. Репортер в ряду журналистских профессий (специализаций).
Функций репортера в телевещании и виды его деятельности. Репортер – не только тот, кто работает в кадре или у микрофона. Репортер добывает факты и новости, он – «рудокоп» в журналистском цехе. Этика репортерской работы.
Физические и психологические свойства личности репортера. Творческие, литературные способности. Способность к коммуникации. Роль воображения. Позиция журналиста и степень его «я» в репортажах различных типов. Персонификация события. Этика репортерской работы.
Важнейшие качества личности: эрудиция, способность к импровизации, хорошая речь, правильная дикция, телегеничная внешность, хороший вкус и умение ощущать себя в предлагаемых обстоятельствах.
Виды специализации репортеров.
Обсуждение в аудитории функций репортера в телевещании и его личностных качеств. Просмотр работ мастеров телевидения.
Задание для внеаудиторной работы:
- вести наблюдение за теленовостями на любом из доступных телеканалов и подготовить краткие письменные характеристики физических и психологических особенностей репортеров информационных редакций;
- сопоставить свои репортерские возможности с тем из профессионалов, кто показался наиболее отвечающим вашим представлениям об идеале репортера.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика». М., 2003.
Дополнительная литература
Гаймакова Б.Д., Сенкевич М.П., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. М., 1996
Зарва М.В. Произношение в радио- и телевизионной речи. М.,1976.
Зверева. Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов.М., 2004. С.143-240.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. 2-е изд. переработанное. М., 2004.
Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М.,2001.
Ляшенко Б.П. Хочу к микрофону. М., 2007.
Тема 6.Методы работы репортера над темой. Репортер на съемочной площадке. Репортер и оператор: границы ответственности и способы взаимодействия. Репортер в монтажной.
Замысел и поиск темы. Методы сбора информации. Источники информации. Обработка информации. Критерии отбора фактов. От частного к общему, а не наоборот. Два вопроса самому себе: что хочу сказать? Зачем это знать моим зрителям? «Штамп» в журналистском творчестве – хорошо это или плохо?
Проверка, анализ и интерпретация полученных данных. «Записная книжка» репортера. Сферы тематических интересов и личные связи. Поддержание, сохранение контактов.
Репортер на съемочной площадке. Его функции. Репортер и оператор: границы ответственности и способы взаимодействия.
Особенности работы журналиста в кадре. Умение ощущать себя в предлагаемых обстоятельствах. Органичность поведения. Требования к внешности журналиста.
Особенности речи на телевидении.
Репортер вернулся в редакцию. Репортер и монтажер. Написание текста. Озвучание.
Дорога к «эфиру». «Эфирная» дисциплина и прочие трудности. Взаимодействие с редакционными службами.
Обсуждение в аудитории тем будущих репортажей.
Основная литература
Телевизионная журналистика. 5-е изд., исправленное и дополненное. М., 2005.
Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 2002.
Дополнительная литература
Зверева. Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов.М., 2004. С.143-240.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. 2-е изд. переработанное. М., 2004.
Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики. СПб., 2008.
Таггл К.А. Форма телевизионных сюжетов – репортаж. В кн.:Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. Пер. с англ. М., 2006. С.211-234.
Шеремет П. TV. Между иллюзией и правдой жизни. Учебное пособие. М., 2009. С.188-221.
Тема 7. Телевизионный информационный репортаж. Репортаж в записи на видеоносителе. Репортер в прямом эфире.
Событие – основа информационного репортажа. Иными словами: фрагмент реальности, фиксирующий целостное, протяженное во времени событие.
«Погоня» за сенсацией и эксклюзивом. «Слухи» и что с ними делать.
Продюсер и репортер. Подготовка к работе на событии. Работа на событии. Контакт с телеоператором. Наглядность, конкретность изображения в телевизионном кадре. Не упусти детали!
Стенд-ап. Репортерский комментарий на месте события или в студии? Блокнот, камера, магнитофон. Естественное звучание события.
Репортажа в записи на видеоносителе. Творческие возможности и ограничения. Оптимальный объем отснятого материала и возможности его монтажа.
Обработка подготовленного материала. Способы доставки в редакцию.
Репортер в прямом эфире. Творческие возможности и ограничения. Технические особенности «прямого» репортажа.
Закон эфирного времени.
Показ и обсуждение видеозаписей образцов информационных репортажей.
Основная литература
Телевизионная журналистика. Издание 5-е изд. исправленное и дополненное. М., 2005.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004. С. 315-326.
Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 2002..
Дополнительная литература
Зверева. Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов.М., 2004. С.143-240.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. 2-е изд. переработанное. М., 2004.
Маккаллах Кэрролл В. Новости на TV. Перевод с английского. 2-е изд. исправленное. (серия: «Мультимедиа для профи»). М., 2004.
Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики. СПб., 2008.
Таггл К.А. Форма телевизионных сюжетов – репортаж. В кн.:Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. Пер. с англ. М., 2006. С.211-234.
Шеремет П. TV. Между иллюзией и правдой жизни. Учебное пособие. М., 2009. С.188-221.
Тема 8. Специальный репортаж.
Специальный репортаж и его место в телевизионном эфире.
Проблематика специального репортажа. Сюжетная линия и ее «ответвления». Собственные съемки. Видеоподбор. Видеоархив. Другие источники.
Место репортера в специальном репортаже. Соотношение комментария и других сюжетных компонентов.
Показ и обсуждение репортажей, подготовленных студентами.
Основная литература
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. 2-е изд. переработанное. М., 2004.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Шеремет П. TV. Между иллюзией и правдой жизни. Учебное пособие. М., 2009. С.222-261.
Дополнительная литература
Каминский А.С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М., 2007.
Шеремет П. TV. Между иллюзией и правдой жизни. Учебное пособие. М., 2009. С.188-221.
Тема 9.Репортер в экстремальных ситуациях.
Жизнь репортера ценнее любого сообщения.
Правила работы репортера на митингах, демонстрациях, в условиях массового неповиновения.
Правила работы репортера в условиях вооруженного противостояния и боевых действий.
Правила работы репортера в условиях ликвидации террористического акта.
Показ и обсуждение репортажей, подготовленных студентами.
Тема 10.Протокольный репортаж.
Понятие протокольного репортажа. Виды протокольного репортажа на телевидении. Его возможности и ограничения.
Регламент работы репортеров на крупных государственных событиях,
пресс-конференциях, брифингах. Порядок и практика аккредитации. Виды аккредитаций. Нормативные документы. Основные проблемы, связанные с аккредитацией. Понятие «пула». Методы работы и обязанности репортера в составе пула.
Этика взаимоотношений с работниками госучреждений, с коллегами по журналистскому пулу, специальными службами. Конфликтные ситуации.
Особенности работы с фактами, полученными из официальных источников, и способы их комментирования. Критичность – объективность – преувеличение значения. Стилистика репортажей о крупных государственных событиях и ответственных мероприятиях. Оперативная связь корреспондента с редакцией. Организация личного архива.
Противостояние давлению на журналиста. Конфликты.
Парламентский репортаж и особенности работы парламентского репортера.
Особенности работы репортера в ответственных командировках.
Показ и обсуждение видеозаписей образцов протокольных репортажей.
Тема 11.Репортаж как составная часть документального телевидения.
Занятие, подводящее итоги работы студентов над учебным курсом по репортажу.
Вопросы к экзамену (зачету)
I.
1.Психо-физические особенности работы репортера.
2.Творческие особенности репортерской профессии.
3.Ответственность репортера за достоверность и объективность журналистского произведения.
4.Этика работы репортера.
5.Жанр репортажа в структуре журналистских жанров. Место. Отличительные особенности.
6.Особенности жанра «репортаж» и его разновидности.
7.Современное понятие репортажа. Различие во взглядах на типологию репортажа.
8.Возможные виды типологии репортажа.
9.Репортаж в телевизионных форматах.
10.Синтетическая природа репортажа и его границы.
11.Драматургия построения репортажа. Сюжет, фабула
12.Композиционные формы в построении репортажа. Элементы композиции телевизионного репортажа.
13.Категории времени и пространства в репортаже.
14.Заголовок, начало и завершение репортажа.
15.Категория авторского «я» в репортажных материалах. Роль «стенд-апа» и формы его исполнения.
16.«Эффект присутствия» и «эффект наглядности» как отличительные видовые черты репортажа.
17.Функции репортера в телевещании и виды его деятельности.
18.Источники информации.
19.Поиск и выбор темы. Отбор и анализ фактов.
20.Особенности построения информационного событийного репортажа.
21.Работа телевизионного репортера на событии в прямом эфире.
22.Работа репортера в экстремальных ситуациях. Правило - «не навреди»!
23.Работа телевизионного репортера с операторской группой.
24.Понятия «лайфа», «интершума». Их роль в репортаже.
25.«Синхрон», его месть и роль в репортаже.
26.Репортаж в записи на видеоносителе.
27.Специальный репортаж. Видовые особенности.
28.Методы обработки репортажного материала в редакции телевидения.
29.Из истории возникновения и становления репортажа. Знаковые имена в истории репортажа.
II.
Защита авторского видеорепортажа.
Литература для подготовки к экзамену
Зверева. Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С.143-240.
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. М., 2001.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
Маккаллах Кэрролл В. Новости на TV. Перевод с английского. 2-е изд., исправленное (серия: «Мультимедиа для профи»). М., 2004.
Подготовка телерадиорепортажа (из французского опыта), М., 2000.
Таггл К.А. Форма телевизионных сюжетов – репортаж. В кн.: Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. Пер. с англ. М., 2006. С.211-234
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004. С. 315-326.
Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 2002.
Шеремет П. TV. Между иллюзией и правдой жизни.Учебное пособие. М., 2009 .С.188-261.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003.
|