Курс «Режиссура музыкального телевидения»
Автор: Г.С. Скоморовский
План курса
Современное музыкальное телевидение составляет значительную долю в общем телевизионном процессе и является одним из самых популярных жанров на телевидении в любой стране мира. Количество музыкальных телеканалов неуклонно растет, и потребность в подготовленных режиссерах музыкального телевидения становится все более актуальной.
Курс «Режиссура музыкального телевидения» - это специальный курс, сфокусированный на технологиях, теории и практике одного из самых захватывающих жанров телевидения. Он представляет собой системный свод теоретических знаний и практических навыков, который призван помочь не только будущим режиссерам, но и журналистам, продюсерам редакторам, а также другим специалистам отечественного музыкального и entertainment ТВ.
Введение
1.Цели, задачи и структура курса.
2.Организация работы. Сочетание теории и постоянной практики. Постоянный разбор практических примеров: «как это было поставленно и снято».
3.Несколько слов о таких смысловых пространствах, как искусство, телевидение, человек, художественное творчество, музыка.
4.Музыкальное телевидение: режиссура высоких энергий.
История вопроса
1.MTV и основные этапы истории музыкального телевидения
a.Pre-MTV эпоха.
b. Элементы музыкального телевидения в США, Англии, Франции, Германии, Италии, Японии.
c. Элементы музыкального телевидения в СССР.
d. Первые музыкальные телеканалы (QUBE).
e. Создание MTV – первого только-музыкального телеканала.
f. MTV Network сегодня.
g. Обзор актуальных музыкальных телеканалов.
h. Феномен Mezzo и французское «противостояние эпохе MTV».
i. Влияние MTV на культуру.
2.Музыкальное телевидение – часть музыкальной индустрии.
a.Музыкальная индустрия в Европе и Северной Америке. Современные зарубежные музыкальные телеканалы и сети.
b.Музыкальная индустрия в России. Отечественные музыкальные телеканалы. МУЗ-ТВ, MTV-Russia, A-One, O2 и другие.
c.Мобильные медиа. «Поколение mp3». Тенденции развития музыкального телевидения и музыкального телевизионного контента.
Выразительные средства музыкального телевидения
I.Технологические средства
1.Звук. Как пишется звук. Многоканальная запись с последующим сведением. Звук в студии. Звук на большой площадке. Виды микрофонов. Саундчеки. Проблемы живого звука («live») на музыкальном телевидении: этическая, творческая и техническая сторона. Визуальная эстетика звукового оборудования. Понятие райдера и рассадка музыкантов (стейджплан). Акустические ширмы. Особенности работы со звуком на съемках с участием оркестра.
2.Визуальные технологии I. Экраны-источники различных типов и их комбинации. Светодиодные экраны. Жилек. Мартин. Бесшовная плазма. Барко. Светодиодные блоки в декорациях. Проблема разрешения («зерно»). Проблема качества и надежности экранной техники, риски при съемке live-шоу и прямых эфиров. Экраны в кадре с движения (как часть организации студийного пространства).
3.Визуальные технологии II. Проекции и поверхности.
1.Проектора.
a.Мощность проекции, разрешение, реар-проекция, фронт-проекция.
b.«Классические» SD видео проектора.
c.HD видео проектора типа Christie.
d.Проектора со встроенным сервером.
e.Редкие реар-проекционные системы (шары и др.).
f.Слайдпроектора PiGi.
g.Трафаретные проектора и «гобо».
h.Практическая работа с поставщиком проекторов и художниками видеоконтента.
2.Поверхности.
a.Экраны. Серые и черные экраны.
b.Тюли.
c.Архитектурные элементы.
d.Водные экраны.
e.Паровые экраны.
f.Естественные поверхности (горы, земляные валы, водоемы).
g.Другие поверхности.
3.Mapping-проекции.
4.Одновременная работа проекции и света.
5.Поверхности в кадре и совмещение различных поверхностей и экранов, юстировка по интенсивности, по температуре.
4.Визуальные технологии III. Серверы.
1.Видеосерверы. Единое визуальное пространство. Catalyst. 2.Форматы видео для сервера.
3.Графика для сервера: «из подбора» и оригинальная.
5.Визуальные технологии IV. Лазеры.
1.Зеленые и цветные лазеры. Т.н. «квантовая анимация». Сетки. Уместное и неуместное использование лазеров.
2.Практическая работа с художником по лазерной графике.
3.Проблема сохранения матриц камер. Фильтры.
4.Мифы и реалии лазерной графики.
6.Визуальные технологии V. Мир света.
1.Телевизионный и динамический свет.
2.Основные типы современных приборов.
3.Новое поколение диодных приборов.
4.Диодные трубки и «авроры».
5.Эстетика. Прибор в кадре и прибор вне кадра.
6.Особые световые эффекты. Синхролайты.
7.Проблема диффузионного дыма и видимости «рисующего» света.
8.Практическая работа с художником по свету при съемках шоу и при съемках клипа. Различные стили работы со светом. Акцентирование. Острые углы в совместной работе оператора-постановщика и художника по свету.
7.Визуальные технологии VI. Пиротехника и спецэффекты.
1.Виды пиротехники и вопросы безопасности.
2.Пирофонтаны. Огнепад.
3.Огненные флэши.
4.Углекислые (паровые) флэши.
5.Тяжелый дым.
6.Снег. «Кино» снег.
7.Генераторы мыльных пузырей.
8.Ветродуй.
9.Бенгальские огни.
10.Управляемые водные завесы. Проекции на воду и пар.
11.Пневматические фейерверки. Падение в кадре конфетти, лепестков роз, других материалов.
12.Эффект «больших шаров».
13.Работа на зал и работа на камеру. Сомнительная польза пирофонтанов на крупных планах.
14.Практические аспекты работы с операторами спецэффектов.
8.Съемочная техника в проекции музыкального телевидения.
1.Съемка музыки: движение и «многокамерность».
2.Кран в музыкальном телевидении.
3.Самобеглая телега, сдвоенная телега и разложение фаз.
4.Сдвоенные, строенные и т.д. камеры и разложение фаз.
5.Стедикам.
6.Подвесная дорога.
7.Крепление камер сверху.
8.Грип (крепеж) миникамер в студии, на сцене, на музыкальных инструментах (гриф гитары).
9.MTV-стиль съемки с плеча. Приемы «свободной камеры», «дриплинг-камеры», «скачки трансфокатора» и другие.
10.Ситуация с форматами. Что такое HD, 2К, 4К.
11.Многокамерные системы, ПТС в проекции к музыкальному телевидению. HD ПТС.
12.Клипы и цифровые камеры Sony, Panasonic, Arriflex D21/Alexa, Filmstream Viper, Red One.
13.Телевизионная оптика в проекции к музыкальному телевидению.
14.Slow Motion.
15.Использование кинокамер в съемках шоу и клипов. Телекино.
16.Съемка под спецэффекты (клипы).
a. Классика жанра: хромакей.
b. Дорисовка и наложение.
c. Индустриальные решения кинематографических спецэффектов для музыкального телевидения.
17.Работа с оператором-постановщиком.
9.Художественная задача синхронизации выразительных средств. Синхронизация действия и съемки. Совместная работа художника по свету, оператора видеосервера и оператора-постановщика.
II.Сценическая и студийная архитектура
1.Общая проблема: глубина кадра и собственный мир. Дизайн съемочного пространства: мир, конструируемый камерой.
2.Студия.
3.Открытая площадка.
4.Объемные декорации. Материалы.
5.Тенденции.
a. Легенда Марка Фишера (Англия).
b. Ис Делвин (Англия). Юрий Антизерский, «Два капитана» (Россия).
6.Практическая работа с художником-постановщиком. Постановка задачи.
7.Проблема монтажа декораций. Взаимодействие со службами студии. Роль технического директора / продакшен-менеджера.
8.Реквизит.
a.Реквизит – художественная задача.
b.Работа с реквизитором. Постановка задачи. Необходимость контроля.
c.Совместная работа реквизитора и декораторов.
d.Ситуация с реквизитом в Москве. Мосфильм. Медиа- Сити.
III. Артистические ресурсы
1.Виджей.
a.Виджей – ведущий музыкального телевидения.
b. Работа с виджеем, «ухо».
c. Съемка виджея. Прием двух камер.
d. Съемка интервью в проекции на музыкальное телевидение.
e. Self-камера виджея, съемка в движении. Бодигрип.
2. Артист. Группа. Оркестр.
a.Практическая работа с артистом. Сотворчество.
b.Стиль солиста, стиль группы, стиль оркестра.
c.Работа на площадке.
d.Задача передачи «ансамблевого» духа работы группы.
e.Творческое взаимодействие с оркестром. Дирижер. Первая скрипка. Проблема крупного плана музыкантов при многокамерной съемке: они все думают, что их не видно индивидуально.
3.Зритель в студии.
a.Зрители.
b.Фан-зона.
c.Массовка и приемы работы с массовкой.
4.Костюмы и стиль.
a. Работа с художником по костюмам. Постановка задачи и дальнейшее взаимодействие.
b.Практическая работа. Гримеры и стилисты на площадке.
5.Хореография.
a.Хореография как визуальное искусство.
b.Стили. Понятие хореографической лексики.
c.Пластика.
d.Акробатика, паркур.
e.Практическая работа с хореографом. Постановка задачи. Сотворчество. Репетиционный процесс. Взаимодействие на площадке.
f.Проблема «дальнего видения» и зрительном зале при двойной задаче – работе на зал и на эфир одновременно.
5.Цирковые актеры.
a.Современный цирк. ДюСолей. Китайский цирк.
b.Телевизионность цирковых номеров.
c.Практическое взаимодействие с цирковыми артистами.
d.«Проблема верха»: верховые и акробатические номера.
6.Персонажи. Массовка.
a.Персонажи, фрики, типажи.
b.Персонажи в студийной съемке.
c.Персонажи в клипе.
IV. Монтаж
1.Монтаж – одно из главных выразительных средств музыкального телевидения.
2.Клиповый монтаж и его влияние.
3.Форматы и совмещение форматов.
4.Монтажные платформы: несколько проекций на музыкальное телевидение. Платформа Final Cut (среда решений от Apple, интеграция с Logic и Apogee). Платформа Avid (среда решений от Avid, интеграция с ProTools).
5.Синхронизация.
6.Практический монтаж в музыкальном телевидении.
7.Монтаж и спецэффекты.
ПРАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
I. Вступление
1.Парадигмы художественного творчества: информация или чувство.
2.Работа с продюсером: со-трудничество, со-творчество, со-ответственность.
3.Режиссер - réalisateur (фр.) - «реализатор», режиссура – профессия конкретики.
4.Команда режиссера. Второй режиссер. Продакшен-менеджер.
5.Смета – производственный документ.
II. Музыкальный телеканал
1.Организация работы современного музыкального телеканала.
2.Авторские права.
3.Ключевые фигуры.
a.Взаимодействие с продюсером.
b.Работа с музыкальным редактором.
c.Взаимодействие с музыкальными продюсерами.
d.Взаимодействие с менеджментом артистов.
4.Сетка музыкального телеканала и программирование.
III. Клип
1.Клип – маленькое кино.
2.Стили и концепции. Обзор клипов.
3.Съемка клипа: периоды. Взаимодействие с артистом. Продюсирование клипа.
4.Подготовительный период.
a.Идея, сценарий: слушаем, слушаем, слушаем.
b.Работа с оператором. Раскадровка и мифы раскадровки.
c.Поиск пространства (location).
d.Подбор команды. Оператор. Хореограф.
e.Роль второго режиссера.
f.Планирование спецэффектов. Работа с супервизором спецэффектов.
g.Второй режиссер и постановочный план.
h.Подбор и заказ техники.
4.Съемочный период.
a.Чаще всего съемка клипа – один день.
b.Организация пространства. Это ваш мир!
c.Работа на площадке. Что такое кинематографическое состояние и атмосфера.
d.Некоторые приемы съемки клипа. Съемка под клиповый монтаж: ритм, фазы, ракурсы и планы. Соло инструментов. Ищем «фишки», но сохраняем ощущение.
e.«Концертный вариант» клипа.
f.Разбор клипов: как это было сделано.
5.Монтажный период.
a.Круг понятий и приемов классического монтажа игрового кино в проекции на монтаж музыкального клипа.
b.Особенности монтажа клипа. Информация и эмоции. Музыка в объеме: солист, ансамбль, окружение. Сильная доля.
c.Постпродакшен и спецэффекты.
d.Озвучание.
IV. Музыкальные шоу. Церемонии
1.Музыкальные шоу: исторический экскурс и современные тенденции. Музыкальные шоу в России. Увлеченность «концепциями» и проблема репетиций.
2.Работа на зал и работа на камеру, взаимосвязь. Проблема «среднего плана» и видимость из зала.
3.Типы музыкальных (телевизионных) шоу
a.Сольные.
b.Сборные.
c.Церемонии.
d.Новогодние шоу.
2.Разбор классических и современных музыкальных шоу.
3.Подготовка шоу.
a. Идея и партитура шоу. Понятие «номера» и проблемы «номерной организации» шоу.
b.Подбор команды. Художник-постановщик. Художник по свету. Экранный контент. Оператор-постановщик. Хореограф-постановщик. Режиссер площадки (студия). Выпускающий режиссер (большая студия или концертная площадка). Администраторы.
c.Разработка пространства. Сценическая архитектура. Контент проекций и экранов.
d.Разработка номеров.
e.Планирование съемки.
f.Планирование сценических спецэффектов.
h.Рабочая партитура шоу, режиссерский сценарий, сценарий подводок и скетчей, съемочная верстка, монтажный лист.
4.Постановка и съемка.
a.Живой звук или «под плюс»? Плюсы и минусы живого звука.
b.Работа на площадке и работа в ПТС. Live монтаж первой программы.
c.Многокамерная съемка шоу, варианты расстановки камер.
d.Запись звука.
e.Особенности церемоний.
f.Особенности съемки концертов классической музыки.
g.Туровые шоу и съемки.
5.Монтаж шоу и постпродакшен.
a.Многокамерный монтаж.
b.Озвучание.
V. Чарты, музыкальные новости и комбинированные постановочные программы
VI. Межпрограммное пространство
1.Анонсы.
2.Другие межпрограммные элементы.
3.Полиэкран эфира телеканала. Виджеинг.
VII. Одежда музыкального телеканала
1.Современная графика. Стили и тенденции.
2.Элементы одежды канала: плашки, перебивки, фоны и т.д.
3.Практическая работа с художником по графике.
Рекомендуемая литература
Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. Серия «Классика XXI». М., 2003.
Искусство режиссуры. XX век. Антология [К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Дж. Стрелер, Ежи Гротовский, Питер Брук]. М., 2008.
Линч Дэвид. Поймать большую рыбу. М., 2009.
Макаров С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений. М., 2009.
Фрумкин Г. М.. Телевизионная режиссура. Введение в профессию. Серия «Gaudemus». СПб., 2009.
Чернышов А. В. Медиамузыка на телевидении. М., 2009.
Шерстобоева Е. А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Автореферат дисс…. канд. филол. наук (ВАК 10.01.10). М., 2009.
Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М., 2002.
Cury Ivan. Directing аnd Producing for Television. Лучше – четвертая (актуальная) редакция: A Format Approach / 4 edition. Focal Press, 2010. (доступна на Amazon, в электронных библиотеках, встречается на Ozon).
Denisoff R. Serge. Inside MTV.Transaction Publishers, 1991 (доступна на Amazon).
Hanson Matt. Reinventing Music Video: Next-Generation Directors, Their Inspiration and Work . Focal Press, 2006 (доступна на Amazon).
Jacobson Mitch. Mastering Multicamera Techniques: From Preproduction to Editing And Deliverables. Focal Press, 2010
Larmann Ralph. Stage Design. Daab, 2007.
On Air: The Visual Messages and Global Language of MTV [Robert Klanten, C. Jofre, B. Meyer]. Gestalten Verlag, 2006 .
Staged Architecture: The Work of Mark Fisher / Architectural Monographs, No. 52 / John Wiley & Sons, 2000 (доступна на Amazon).
Utterback Andrew. Studio Television Production and Directing/ Focal Press, 2007. (доступна на Amazon, в электронных библиотеках).
Vinet Mark. Entertainment Industry: The Business of Music, Books, Movies, TV, Radio, Internet etc. Wadem Publishing. August 29, 2005.
|