Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/jour_tv/cut.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:46:07 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png


Программа дисциплины «Телевизионный монтаж: теория и практика» для подготовки бакалавра и магистра по специальности «журналистика»

Автор: Н.И. Утилова, профессор.

Программа дисциплины «Телевизионный монтаж: теория и практика» федеральной компоненты цикла составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Журналистика»


От автора

Курс «Телевизионный монтаж: теория и практика» является неотъемлемой составной частью цикла изучаемых дисциплин по режиссуре, мультимедийному и операторскому мастерству.

Основу курса составляют вопросы, связанные с практикой современного цифрового монтажа. Их изучение поможет студентам освоить навыки основных приемов монтажа, ознакомиться с творческими возможностями использования этих приемов для реализации своих замыслов, а также пути самостоятельного поиска новых форм монтажных решений в создании телевизионных программ.

Теоретическая часть взаимосвязана с освоением практических навыков, так как теория позволяет не только осмысливать уже накопленный опыт основных монтажных приемов и взглядов на развитие процесса его развития, но и творчески использовать их в повседневной работе над созданием телевизионных программ.

Цель курса - на анализе эфирных программ и на созданных студентами сюжетах (самостоятельно или под руководством преподавателя) раскрыть новые возможности монтажных решений в различных по своим жанровым особенностям передачах. Это поможет студентам обрести практические навыки в области монтажа, углубить свои знания теории режиссуры и операторского мастерства, опираясь на современные достижения в области техники и технологии создания аудиовизуального контента, а также психологии восприятия экранных форм киноискусства, телевидения и интернет-журналистики.

Комплекс этих знаний является залогом успешного выражения авторской мысли, образного построения телевизионного зрелища, информационной насыщенности и ясности построения сюжетных блоков, где монтаж становится не только техническим приемом, но и художественным выразительным средством телевизионного экрана.

Творческий процесс обладает известной самостоятельностью. Однако было бы неправильно думать, что правила монтажных соединений открываются каждый раз заново. Существует базовые знания теории монтажа, выверенные практикой.

Поэтому данный курс состоит из лекционного раздела, где рассматриваются творческие возможности использования монтажных соединений, анализируется почерк монтажных решений ведущих мастеров как телевидения, так и киноискусства, которые внесли свой вклад в развитие аудиовизуального языка современных экранных искусств, телевидения и интернет-журналистики.

Рамки курса не позволяют дать полный и систематический разбор всей теоретической мировой практики монтажа, поэтому основным методологическим приемом преподавания этого курса является сочетание изучения основополагающих монтажных теорий (как под руководством преподавателя, так и самостоятельно), которые непосредственно влияют на практику современного телевизионного монтажа.

Для более глубокого изучения современных методик студентам предлагается «Спецкурс», а также дополнительный учебный комплект литературы и аудиовизуальных материалов.

В программу обучения студентов наравне с лекциями и семинарами включены практические занятия. Студенты снимают и монтируют сюжеты, работают над режиссерским сценарием и анализируют программы и фильмы, в которых интересно и оригинально использованы монтажные приемы.

Задания дифференцированы с учетом профиля каждой учебной группы (бакалавры, магистры). Также учитывается интерес студентов в освоении новых технологий и к программному обеспечению цифрового монтажа.

Особое внимание уделяется поэтапному овладению функциональным приемам монтажа, с которыми студенты встречаются ежедневно на практике (повествовательный, параллельный, ассоциативно-образный монтаж). Знание этих приемов поможет студентам освоить и более сложные формы монтажа: аналитический монтаж, конструктивный (интеллектуальный, при котором художник моделирует мир, прибегая к ассоциациям, используя всю палитру художественно-выразительных приемов современного телевизионного языка).

После изучения лекционного материала и рекомендованной литературы по каждой теме предлагается ряд вопросов для самоконтроля и темы для выполнения практической работы. Это поможет обогатить поиски студентов в области выразительных средств, более осмысленно раскрывать через форму содержание, избежать давления формы над содержанием и, наоборот, отказаться от простой иллюстративности содержания, найти образное решение темы, более точно передать информацию, не отягощенную сложной формой.

В конце каждого семестра студенты сдают практические работы по предложенной теме. Программа оснащена рекомендациями по выполнению заданий.

При оценке представленных работ учитывается не только полнота и аргументация выбранной темы, аккуратность оформления работы, но и главное - самостоятельность суждений, оригинальность мышления, творческий подход к выбранной теме, образность видения материала и «чистота» выполненных монтажных приемов.

Курс включает следующие виды занятий:

1.Основной лекционный курс.

2.Творческие семинары.

3. Индивидуальная работа со студентами.

4. Самостоятельная работа над созданием сюжета, музыкального

клипа, анонса на кинофильм или телевизионную программу

(по выбору студента).

5. Контрольное тестирование.

Данный курс рассчитан на 3 года обучения для бакалавров и на 1,5 года для магистров.

Программа по курсу рассчитана на магистров и бакалавров и отличается для магистров более углубленным изучением определенных тем.


По завершении курса студенты-бакалавры должны

знать:

- основныеправила монтажа, требования, предъявляемые к техническому качеству эфирного материала, творческие возможности монтажа, технику и технологию создания эфирного материала различных жанров;

уметь:

- организовывать и непосредственно осуществлять творческий процесс монтажа телепрограммы или телефильма;

- обеспечивать высокое художественно-техническое качество монтажа с применением новейших технологических приемов и технических средств;

- соблюдать действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом при создании постановочных контентов;

- анализировать и оценивать материал, отбирать дубли, обеспечить по ходу монтажа оперативную готовность отдельных фрагментов для эфира, составлять монтажные листы и готовить материал к монтажу;

- принимать решение во время монтажа, отвечающее более точному выражению авторской мысли, образному построению телевизионного зрелища, информационной насыщенности и ясности построения сюжетных блоков;

- производить озвучивание видеоматериала, используя музыкальное сопровождение, реплики, шумы, включать синхронны, стенд-апы и т.д.;

- осуществлять монтаж в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями телережиссера параллельно со съемками программ или телефильма и по их окончании в монтажно-тонировочном периоде, при необходимости предлагать свои варианты монтажных решений для усиления режиссерского замысла;

- осуществлять монтаж в сложных условиях - на месте съемок, перед эфиром или в момент эфира и т.д.;

владеть:

- новыми приемами монтажных решений в различных по своим жанровым особенностям передачах, телефильмах;

- профессиональными методами улучшения художественно-технического качества программы или телефильма, владеть цветокоррекцией и другими техническими приемами исправления материала;

- подготовкой материала к монтажу, записанному в разных системах, и приведением их к современным видеостандартам, свойственным основным эфирным техническим параметрам;

- обеспечением выполнения плановых заданий, экономным распределением времени монтажной смены, повышением производительности труда, используя прогрессивные методики цифрового монтажа;

- систематизацией и архивацией видео- и аудиоматериалов;


По завершении курса студенты-магистры должны

знать:

- основныеправила монтажа; требования, предъявляемые к техническому качеству эфирного материала; творческие возможности монтажа; технику и технологию создания эфирного материала различных жанров;

- особенности и художественно-выразительные возможности аудиовизуального языка;

- особенности монтажа как средства манипуляции;

- типы и виды монтажа (межкадровый монтаж, внутрикадровый монтаж; повествовательный, параллельный, ассоциативно-образный, клиповый, дистанционный, применения контрапункта, сложных форм монтажных решений, приемов мультимедиа);

- основные правила аудиовизуального монтажа и особенности их применения; последовательность работы над аудиовизуальным материалом, видеоматериалом, аудиоматериалом;

- особенности составления монтажных листов, анализа и отбора аудиовизуального материала;

- особенности применения приемов монтажа, принятых при создании телевизионных программ разных жанров и новых направлений в области интернет-журналистики, основные направления в области развития медиакультуры;

- современные стандарты аудио- и видеозаписи, их совместимость; типы сканирования изображения; оборудование видеомонтажных (цифровая техника и современные монтажные программы); звукозаписывающая техника (пульты и способы звукозаписи); студийные пульты (аудио и видеозаписывающие); технические и творческие возможности телевизионно-студийного блока, аппаратной вещания, ПТС, цифровых монтажных аппаратных;

уметь:

- профессионально работать над телевизионными программами разных жанров; точно выбрать телевизионную технику для реализации поставленных творческих задач;

- убеждать в правильности художественно-творческих решений, уметь раскрыть и отстоять свою концепцию, авторскую позицию;

- работать в творческом содружестве с участниками творческой бригады;

- оперативно решать технические и творческие задачи, связанные с применением различных методик современного монтажа;

- применять на практике наиболее интересные и прогрессивные достижения в области создания программ, сериалов, видеофильмов и другой разножанровой телевизионной продукции с использованием всех возможностей современного монтажа;

- использовать возможности монтажного построения при однокамерном и многокамерном методах съемок для создания темпоритмического построения, выделения смысловых акцентов и других творческих задач.

владеть:

- обширнымизнаниями в области смежных искусств, науки и последних достижений телевизионной техники; правилами композиции;

- основными правилами монтажа; профессиональными цифровыми монтажными программами; иметь представление о мультимедийных и звуковых программах, применяемыми на телевидении;

- основами создания программ разных жанров при помощи аудиовизуального языка;

- элементарными знаниями в области продюсирования;

- психологией восприятия и основ социологии.


Деятельность режиссера монтажа


Режиссер монтажа должен:

- организовывать и непосредственно осуществлять творческий процесс монтажа разножанровой телепродукции;

- обеспечивать высокое художественно-техническое качество монтажа с применением новейших технологических приемов и технических средств;

- соблюдать действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом;

- анализировать и оценивать материал, отбирать дубли, обеспечить по ходу монтажа оперативную готовность отдельных фрагментов для эфира, составлять монтажные листы и готовить материал к монтажу;

- организовывать и осуществлять процесс чернового монтажа всей программы, телефильма одновременно с окончанием съемочного периода;

- принимать решение во время монтажа, отвечающее более точному выражению авторской мысли, образному построению телевизионного зрелища, информационной насыщенности и ясности построения сюжетных блоков;

- производить озвучивание видеоматериала, используя музыкальное сопровождение, реплики, шумы, включать синхронны, стенд-апы и т.д.;

- осуществлять монтаж в соответствии с режиссерским сценарием и указаниями телережиссера параллельно со съемками программ или телефильма и по их окончании в монтажно-тонировочном периоде, при необходимости предлагать свои варианты монтажных решений для усиления режиссерского замысла;

- использовать новые возможности монтажных решений в различных по своим жанровым особенностям передачах, телефильмах;

- осуществлять монтаж в сложных условиях - на месте съемок, перед эфиром или в момент эфира и т.д.;

- применять на практике профессиональные методы улучшения художественно-технического качества программы или телефильма, владеть цветокоррекцией и другими техническими приемами исправления материала;

- готовить материал к монтажу, записанный в разных системах, в том числе и на кинопленке, и приводить их к современным видеостандартам, свойственным основным эфирным техническим параметрам для видеокомпонента, для аудиокомпонента;

- обеспечивать выполнение плановых заданий, экономное распределение времени монтажной смены, повышение производительности труда, используя прогрессивные методики цифрового монтажа;

- определять место и возможности использовать мультимедийные образы, приемы для раскрытия темы, усиления художественного воздействия аудиовизуального ряда;

- определять совместно с художником и аниматором изобразительный стиль анимации и графической разработки раскадровок в соответствии с общим монтажным решением создаваемой телепродукции;

- разрабатывать единство решений по созданию эскизов анимации, выбора визуальных эффектов, участвовать в разработке совместно с художником и оператором трюковых сцен, анимированных титров;


Программа дисциплины

«Телевизионный монтаж: теория и практика»

для студентов бакалавриата 1-го года обучения


Вводный раздел

Задачи курса и его структура. Обзор литературы по предлагаемому курсу.

Общая характеристика курса «Телевизионный монтаж: теория и практика».

К истории вопроса: разработка основных принципов монтажа в теории и практике кино и на телевидении. Монтаж как форма творческого мышления. Монтажное построение как форма существования произведений различных видов искусства.

Мера художественности и монтажное построение: единство общего и частного в монтажной структуре телевизионного зрелища. Влияние формы и способа монтажа на сознательное и подсознательное восприятие зрителем экранного произведения. Монтаж как выражение авторской позиции.


Тема 1. Особенности монтажного мышления и его преломление в пространственных и временных видах искусства как предтечи телевизионных поисков в области монтажа.

Влияние пластической выразительности живописи, скульптуры, графики, кино на пластическую выразительность телевизионного языка (на примере поисков аудиовизуального языка телевидения 1980-1990-х годов).

Монтажное построение и «открытая» условность в различных жанрах ТВ.

Построение мизансцены в театре, в кино и на ТВ. Роль разбивки действия на крупности в различных видах искусства и на ТВ. Крупный план. Деталь. Пластическая фактура. Роль освещения в решении монтажных сцен. Роль монтажного построения и многокамерный метод съемок.


Тема 2. Режиссерская экспликация и составление монтажных листов.

Идея как основа образной системы экранного произведения.

Сверхзадача проекта и выбор монтажного решения при разработке его стилевых особенностей. Режиссерская экспликация. Синопсис. Методы работы при съемке (монтажность и единство стилевого выбора решения материала) при однокамерной и многокамерной съемке (студия, ТЖК, ПТС).

Анализ отснятого материала. Составление монтажных листов, уточнение всей структуры передачи, длины планов, всех изменений, произошедших во время съемок или при анализе снятого материала.


РАЗДЕЛ 1. Теория и практика телевизионного монтажа


Тема 1. Основные монтажные термины и понятия.

Основные монтажные термины и понятия.

Классификация крупности планов и влияние композиционно-пластического решения видеоряда на монтажное построение телевизионного зрелища. Изобразительная крупность планов. Звуковая крупность планов. Их взаимодействие.

Функции монтажа.


Тема 2. Типы и виды монтажа.

Основные стадии процесса монтажа. Выбор способа и технологии монтажа. Способы электронного монтажа: техника и технология.

Этапы монтажа: «черновой» монтаж, окончательная сборка программы или сюжета и озвучание. Особенности совмещения этапов работы при создании телевизионных программ различных жанров.

Типы технических монтажных переходов. «Прямая» склейка. Микшерные переходы. «Наплывы» как разрыв действия во времени или как переход к отражению внутреннего состояния персонажа. Использование спецэффектов как монтажный переход.

Виды монтажа. Повествовательный монтаж. Параллельный монтаж. Ассоциативный монтаж. Дистанционный монтаж. Монтаж «аттракционов» как предтеча современных видов монтажа.

Современные виды монтажа.

Основной закон зрелища - закон контрастов (как по линии драматургии, так и по линии композиционно-монтажного построения материала).

Основной закон монтажа - соблюдение единства стилистической манеры повествования, раскрывающей тему, логическая или психологическая мотивировка монтажных переходов (в раскрытии драматургии, в переходе от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду и т.д.).

Выбор технологии и способов монтажа.

Анализ рабочего материала и фонограммы (закадрового текста, расшифрованных синхронов, музыки и шумов). Структурирование материала. Составление монтажных листов. Подготовка монтажных листов и отбор «опорных» кадров. Лист монтажных решений.

Монтаж как технический прием. Монтаж как творческий метод создания телепродукции. Монтаж восприятия. Их единство и взаимосвязь.


Тема 3. Основные монтажные приемы как образное решение построения телевизионного произведения.

Основные монтажные приемы как образное решение построения телевизионного произведения. Характеристика изобразительного решения монтажных планов и его влияние на выбор монтажных соединений. Характеристика изобразительного решения монтажных планов. Согласованность монтажных планов для поддержания центра зрительского внимания за развитием сюжета. Плавные монтажные переходы. Понятие «центр внимания».

Понятие «золотое сечение». Роль «золотого сечения» в кино и на ТВ. Примеры основных монтажных приемов с учетом правила «золотого сечения».

Способы монтажных соединений внутри одной непрерывно развивающейся сцены. Наплывы. Микшерные переходы (вытеснение). Использование «звуковых захлестов» для смягчения монтажного перехода. Основные монтажные правила (по крупности планов, по движению, по темпо-ритму, по свету и цвету, по звуку и т.д.).

Резкие монтажные переходы как обострение зрительского восприятия телевизионного зрелища. Резкое изменение крупности планов. Изменение освещения. Изменение колористического рисунка. Ракурсная съемка. Использование объективов с разным фокусным расстоянием и особенности монтажных переходов при смене объективов.

Обострение монтажного перехода, усиленного звуковым эффектом. Роль звуковых «пауз» при резких монтажных переходах.


Тема 4. Монтаж эпизодов.

Создание иллюзии трехмерного пространства при помощи звукозрительного монтажного построения.

Временное развитие действия и создание образа времени. Объективное время и субъективное восприятие течения события.

Использование современного электронного монтажа.

Последовательная запись видеопрограммы - использование студийного пульта. работа на ПТС. Многослойный монтаж. Особенности монтажных приемов.

Создание особого виртуального трехмерного мира. Роль цветового решения в создании иллюзорного мира. «Уплотнение» композиции кадра.

Звуковое решение при создании виртуального мира. Шумы (искусственные и реальные), их единство и противоположности.


Тема 5. Основные монтажные приемы как технология «сборки» видеоряда электронным способом.

Оцифровка видеоряда. Технические и технологические возможности изменения видеоряда при помощи электронного монтажа.

Общая характеристика монтажа в режиме «вставки» и в режиме «соединения». «Вставка» как технический прием и как творческий «ход», воздействующий на подсознание зрителя. Типы технических монтажных переходов. «Прямая» склейка. Микшерные переходы. Переходы при помощи спецэффектов. Их роль как технических, так и творческих приемов. «Черновой» монтаж. Окончательный или «чистовой» монтаж.

Использование особенностей компьютерных программ при монтаже видеоизображения. Редактирование видеоматериала в окне Монтажа. Режимы окна Монтажа. Возможности различных палитр. Разбор конкретных окон и их назначение.



Для студентов бакалавриата 2-го года обучения


Тема 1. Особенности построения сюжетов разных жанров с применением монтажа «на движение».

Статика и динамика.Выразительность движения. Ритм и темп в кино и на ТВ. Фиксация движущегося объекта в кадре. Монтаж на «движение».

Особая роль переходов с одной крупности плана на другую (скрытая форма движения, акценты при построении диалога). Влияние композиции кадра на восприятие различных форм движения.

Виды движения камеры и их влияние на монтажное решение.

Изменение темпо-ритма. «Внешнее» движение и «внутреннее» движение.

Различные формы движения, помогающие создать образ события, действия, характер персонажей.

Основные правила монтажа на «движение» с учетом психологии зрительского восприятия движения как центра внимания. Особенности психологического восприятия зрителя движения как жизненно необходимого процесса и роль защитной реакции на «движение» при построении кадра.

Видимое ускорение или замедление движения и ощущение изменения скорости движения. Роль звукового решения на восприятие скорости движения, темпо-ритма монтажного плана, эпизода.

Движение, зафиксированное при помощи оптики, с применением телевизионной техники и при помощи электронных спецэффектов.

Роль светового и цветового решения кадра на восприятие движения.

Темпо-ритмическое решение как организация движения развития действия, образного изменения состояния зрителей, как авторский комментарий к происходящему на экране, как передача пространственной и временной характеристик.

Движение персонажа. Движение камеры: панорамы, наезды, отъезды, трансфокация. Применение спец. вспомогательной операторской техники для передачи различных форм движения.

Понятие «мизансцена». Мизансцена как выразительное движение, развернутое в пространстве. Глубинная мизансцена. Построение глубинной мизансцены с первоплановой композицией.

Роль диагонали в композиции кадра. Построение мизансцены по диагоналям.

Многокамерный метод съемки как особая динамика телепередачи.

Возможности изменения динамики при помощи нелинейного монтажа. Новые динамические эффекты современных компьютерных программ. «Передел» границ реального мира при помощи виртуальных спецэффектов коммуникативного поля как новой динамической структуры.

Особенности построения движения при создании реального и виртуального миров.

Особая роль движения плоскостей для создания мультимедиа.


Тема 2. Особенности драматургии света и цвета в построении телевизионного зрелища и их роль в монтажном построении телевизионных программ разных жанров.

Общая характеристика. Особенности зрительского восприятия светотонального и цветового решений при плавных монтажных переходах и при резких изменений пластики кадра и движения внутри плана. Драматургия света. Драматургия цвета.

Роль светотонального и цветового решений на монтажное построение телевизионного зрелища. Общая характеристика.

«Светлое на темном», «темное на светлом» и их суммарная роль в цветовом решении всей программы в целом. Роль холодной и теплой тональности в монтажном решении всей передачи в целом.

Цвет и его особенности восприятия при плавном монтаже и контрастном монтаже.

Сочетания планов с чистыми (яркими) цветовыми композиционными решениями. Использование ненасыщенных (бледных) цветов и их зрительское восприятие в монтажном ряду.

Приглушенные цвета и монтажное построение композиции эпизода или сюжета в целом.

Цифровые обработки цвета и светотонального решения изобразительного ряда. «Вычитание» цвета. Цветовые переходы в черно-белое изображение и обратно в цвет. Особенности микшерных переходов по яркостям и тональностям.

Роль светотеневого решения и цветовой палитры построения композиции всего произведения в целом на восприятие реального и виртуального миров.

Использование освещения как драматического акцента в монтажном построении сюжета.

Светотональное и цветовое решение как характеристика пространства, времени, характера персонажа. Реальность и условность светотонального и цветового решений.

Изменение светового и цветового рисунков при создании музыкальных шоупрограмм и видеоклипов.

Роль светового и цветового решений в рекламных роликах.

Единство и контраст цветового решения в телевизионных фильмах и телепрограммах.

Цветовое «личностное» пространство как характеристика героя.

Светотональное и цветовое решение как среда обитания.

Цвет как исторический комментарий в изобразительно-монтажном построении телепроизведений.

Цвет как часть характеристики рекламируемого товара.

Воздействие цвета и освещенности объектов съемки на протяжении эфирного времени вещания.

Цветовые символы канала как часть политики и стратегии канала.

Взаимосвязь освещения и колористического решения на отношение человека к происходящим событиям, показанным на телеэкране.


Тема 3. Монтаж звука, применяемого в разных жанрах на ТВ. Синтез звука и изображения.

Общая характеристика монтажного построения звукозрительного ряда. Взаимодействие звука и изображения. Восприятие пластического образа пространства и роль звукового решения на его построение. Совпадение крупности звукового и видеоряда. Контрапункт звукового и видеоряда. Создание сложной звуковой партитуры (монтаж различных звуковых элементов - музыки, шумов, словесного ряда). Особенности цифрового монтажа при сборке звукового и видеоряда.

Особенности монтажа диалога. Закадровый текст (авторский комментарий, дикторский текст). Единство аналитического комментария и видеоряда.

Техника записи звука и технология его монтажного решения. Техническая сборка звукоряда, его обработка. Синхронный монтаж видео и звука. Асинхронный монтаж видео и звука. Синхронизация звука и изображения - техника и творческие приемы. Монтаж изображения под готовую фонограмму. «Наложение» звука на видеоряд. Характеристика и особенности применения этих приемов. Понятие - «объемный звук». Особенности монтажа «объемного» звучания и его воздействие на зрителя. Особенности монтажа «объемного» звучания и его воздействие на зрителя.


РАЗДЕЛ 2. Монтажное построение сюжетов различных жанров


Тема 1. Монтажное построение информации, сюжета и очерка. Обзор основных приемов. Выбор основных монтажных приемов на стадии съемок.

Событие и образ события - знак равенства или знак вопроса? Герой - событие - автор и границы монтажного построения.

Жизнь в формах «самой жизни». Отражение «реального» пространства как характеристики масштаба события. Отражение «реального» времени как характеристики «здесь и сейчас». Возможна ли инсценировка и постановочные планы при создании очерка?


Тема 2. Монтажное построение документальных и документально-игровых передач.


Тема 3. Особенности монтажных построений музыкальных, развлекательных программ и рекламы.


Тема 4. Монтажное построение сериалов, художественных телефильмов и художественно-документальных телефильмов и программ.


Тема 5. Монтажное построение рекламных роликов и клипов.


Программа по цифровому монтажу

1-й год обучения.

Практические занятия - 2 часа в неделю по подгруппам (68 часов в год).


Тема 1. Обзор цифровых программ - теория.

Аппаратная часть системы. Термины, применяемые при цифровом монтаже. Взаимоотношения клипов медиафайлов. Подготовка видеоматериалов.

Ввод исходных материалов в систему и сохранение их на дисковом массиве (импорт исходников).

Монтаж секвенции (черновой монтаж, уточнение места склеек, добавление эффектов, добавление титров, работа со звуком).

Отсмотр готового материала.

Экспорт созданного сюжета на носитель (диск, флеш и т.д.)


Тема 2. Запуск системы. Создание и открытие проекта - практика.

Выбор проекта. Открытие проекта. Работа в окне Проекта. Открытие и закрытие бина.

Работа с настройками. Выделение клипов в бине. Режимы отображения бинов.


Тема 3. Оцифровка медиафайлов - практика.

Захват (импорт) материала. Сохранение материала (запись). Присвоение имени проекту. Просмотр видеозаписи в окне Монитор. Покадровый просмотр видеозаписи.


Тема 4. Работа над проектом - практика.

Технология – методы «раскадровки». Добавление клипов в раскадровку. Выделение клипов. Перенос клипов на панель. Удаление клипов из раскадровки. Воспроизведение видеозаписи в раскадровке в окне «Монитор». Реорганизация раскадровки.

Шкала времени и размещение на ней видеоклипов. Анализ клипов проекта в целом. Сортировка и фильтровка клипов. Видеопереходы.


2-й год обучения


Тема 1. Спецэффекты - теория и практика.

Замедленное воспроизведение видеозаписи и анализ склеек.

Установка длительности клипа изображения. Повторное использование клипа. Разделение клипа на части. Объединение клипов. Установка точек монтажа. Сдвиг клипа для изменения начальной точки. Выбор вида монтажа. Работа с инструментарием титрования. Добавление титров. Форматирование текста. Титры в начале сюжета, в конце. Выбор шрифта и добавление спецэффектов. Тени титров и обводка титров. Выбор цветов. Двойное наложение. Сохранение, проявление и исправление титров. Протяжка титров «барабаном» и «бегущей строкой».

Остановка видеокадра – стоп-кадр. Многослойный монтаж.


Тема 2. Работа со звуком и музыкой - теория и практика.

Импорт словесного ряда, шумов, музыки. Сохранение звукового материала. Настройка уровне звука. Аудиоэффекты. Добавление звуковой дорожки. Переходы. Возможности улучшения звуковой дорожки. Сочетание слова, шумов и музыки. Изменение громкости звука. Эффекты нарастания и затухания громкости.


Тема 3. Работа с цветом, над темпо-ритмом - теория и практика.

Анализ цветового решения. Поиски выразительных средств - тонирование, переходы от цвета к черно-белому изображению и т.д. Использование спецэффектов. Работа над темпо-ритмическим рисунком. Статичные видеозаставки.


Тема 4. Окончательный монтаж.

Выходные форматы. Сохранение сюжета – экспорт видео.


Спецкурс: углубленное изучение техники, технологии и творческих возможностей монтажа.


Тема 1. Практическая работа «Монтаж на движение».


Тема 2. Практическая работа «Монтаж звука» (работа над музыкальным клипом).


Тема 3. Практическая работа «Монтаж по цвету».


Тема 4. Практическая работа над разножанровыми сюжетами.


Тема 5. Практическая работа над рекламами разных жанров.


Тема 6. Практическая работа над сюжетами разных жанров по выбору студентов или монтаж дипломной работы.



Программа дисциплины «Телевизионный монтаж: теория и практика» - магистры


Вводный раздел

Задачи курса и его структура. Обзор литературы по предлагаемому курсу.

Общая характеристика курса «Телевизионный монтаж: теория и практика». Обзор литературы по предлагаемому курсу.

К истории вопроса: разработка основных принципов монтажа в теории и практике кино и на телевидении. Монтаж как форма творческого мышления. Монтажное построение как форма существования произведений различных видов искусства.

Мера художественности и монтажное построение: единство общего и частного в монтажной структуре телевизионного зрелища. Влияние формы и способа монтажа на сознательное и подсознательное восприятие зрителем экранного произведения. Монтаж как выражение авторской позиции.


Тема 1. Особенности монтажного мышления и его преломления в пространственных и временных видах искусства как предтечи телевизионных поисков в области монтажа.

Влияние пластической выразительности живописи, скульптуры, графики, кино на пластическую выразительность телевизионного языка (на примере поисков аудиовизуального языка телевидения 1980-1990-х годов).

Влияние «аттракционов» на становление драматургии телевидения. Монтажное построение и «открытая» условность.

Монтажные «открытия» мультимедиа и их связь с монтажом 1920-х годов и монтажом мультипликации.

Особая роль монтажа - «вычитания» движения + усиления роли темпо- ритмического рисунка (новая стадия развития аудиовизуального искусства).

Новое понимание пространственно-временных координат в современном искусстве. Монтаж пространства и времени.

Монтажное построение и «открытая» условность в различных жанрах ТВ.

Построение мизансцены в театре, в кино и на ТВ. Роль разбивки действия на крупности в различных видах искусства и на ТВ. Крупный план. Деталь. Пластическая фактура. Роль освещения в решении монтажных сцен. Роль монтажного построения и многокамерный метод съемок.


Тема 2. Режиссерская экспликация и составление монтажных листов.

Идея как основа образной системы экранного произведения.

Сверхзадача проекта и выбор монтажного решения при разработке его стилевых особенностей. Режиссерская экспликация. Синопсис. Методы работы при съемке (монтажность и единство стилевого выбора решения материала) при однокамерной и многокамерной съемке (студия, ТЖК, ПТС).

Анализ отснятого материала. Составление монтажных листов, уточнение всей структуры передачи, длины планов, всех изменений, произошедших во время съемок или при анализе снятого материала.


РАЗДЕЛ 1. Теория и практика телевизионного монтажа


Тема 1. Основные монтажные термины и понятия.

Основные монтажные термины и понятия.

Классификация крупности планов и влияние композиционно-пластического решения видеоряда на монтажное построение телевизионного зрелища. Изобразительная крупность планов. Звуковая крупность планов. Их взаимодействие.

Функции монтажа.


Тема 2. Типы и виды монтажа.

Основные стадии процесса монтажа. Выбор способа и технологии монтажа. Способы электронного монтажа: техника и технология.

Этапы монтажа: черной монтаж, окончательная сборка программы или сюжета и озвучание. Особенности совмещения этапов работы при создании телевизионных программ различных жанров.

Типы технических монтажных переходов. «Прямая» склейка. Микшерные переходы. «Наплывы» как разрыв действия во времени или как переход к отражению внутреннего состояния персонажа. Использование спецэффектов как монтажный переход.

Виды монтажа. Повествовательный монтаж. Параллельный монтаж. Ассоциативный монтаж. Дистанционный монтаж. Монтаж «аттракционов» как предтеча современных видов монтажа.

Современные виды монтажа.

Основной закон зрелища - закон контрастов (как по линии драматургии, так и по линии композиционно-монтажного построения материала).

Основной закон монтажа - соблюдение единства стилистической манеры повествования, раскрывающей тему, логическая или психологическая мотивировка монтажных переходов (в раскрытии драматургии, в переходе от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду и т.д.).

Выбор технологии и способов монтажа.

Анализ рабочего материала и фонограммы (закадрового текста, расшифрованных синхронов, музыки и шумов). Структурирование материала. Составление монтажных листов. Подготовка монтажных листов и отбор «опорных» кадров. Лист монтажных решений.

Монтаж как технический прием. Монтаж как творческий метод создания телепродукции. Монтаж восприятия. Их единство и взаимосвязь.


Тема 3. Основные монтажные приемы как образное решение построения телевизионного произведения.

Основные монтажные приемы как образное решение построения телевизионного произведения. Характеристика изобразительного решения монтажных планов и его влияние на выбор монтажных соединений. Характеристика изобразительного решения монтажных планов. Согласованность монтажных планов для поддержания центра зрительского внимания за развитием сюжета. Плавные монтажные переходы. Понятие «центр внимания».

Понятие «золотое сечение». Роль «золотого сечения» в кино и на ТВ. Примеры основных монтажных приемов с учетом правила «золотого сечения».

Способы монтажных соединений внутри одной непрерывно развивающейся сцены. Наплывы. Микшерные переходы (вытеснение). Использование «звуковых захлестов» для смягчения монтажного перехода. Основные монтажные правила (по крупности планов, по движению, по темпо-ритму, по свету и цвету, по звуку и т.д.).

Резкие монтажные переходы как обострение зрительского восприятия телевизионного зрелища. Резкое изменение крупности планов. Изменение освещения. Изменение колористического рисунка. Ракурсная съемка. Использование объективов с разным фокусным расстоянием и особенности монтажных переходов при смене объективов.

Обострение монтажного перехода, усиленного звуковым эффектом. Роль звуковых «пауз» при резких монтажных переходах.


Тема 4. Монтаж эпизодов.

Создание иллюзии трехмерного пространства при помощи звукозрительного монтажного построения.

Временное развитие действия и создание образа времени. Объективное время и субъективное восприятие течения события.

Использование современного электронного монтажа.

Последовательная запись видеопрограммы - использование студийного пульта, работа на ПТС. Многослойный монтаж. Особенности монтажных приемов.

Создание особого виртуального трехмерного мира. Роль цветового решения в создании иллюзорного мира. «Уплотнение» композиции кадра.

Звуковое решение при создании виртуального мира. Шумы (искусственные и реальные), их единство и противоположности.


Тема 5. Основные монтажные приемы как технология «сборки» видеоряда электронным способом.

Оцифровка видеоряда. Технические и технологические возможности изменения видеоряда при помощи электронного монтажа.

Общая характеристика монтажа в режиме «вставки» и в режиме «соединения». «Вставка» как технический прием и как творческий «ход», воздействующий на подсознание зрителя. Типы технических монтажных переходов. «Прямая» склейка. Микршерные переходы. Переходы при помощи спецэффектов. Их роль как технических, так и творческих приемов. «Черновой» монтаж. Окончательный или «чистовой» монтаж.

Использование особенностей компьютерных программ при монтаже видеоизображения. Редактирование видеоматериала в окне Монтажа. Режимы окна Монтажа. Возможности различных палитр. Разбор конкретных окон и их назначение.



2-й год обучения


Тема 1. Особенности построения сюжетов разных жанров с применением монтажа «на движение».

Статика и динамика.Выразительность движения.

Виды движения в аудиовизуальном искусстве - внутрикадровое движение, движение камеры и использование спецтехники (краны, тросы, тележки и т.д.), движение персонажей и объектов, движение пространства и времени, движение сюжета.

Ритм и темп в кино и на ТВ. Фиксация движущегося объекта в кадре. Монтаж на «движение».

Особая роль переходов с одной крупности плана на другую (скрытая форма движения, акценты при построении диалога). Влияние композиции кадра на восприятие различных форм движения.

Виды движения камеры и их влияние на монтажное решение.

Изменение темпо-ритма. «Внешнее» движение и «внутреннее» движение. Сопряжение «объективной точки зрения» и «субъективной точки зрения» - как форма «внутреннего движения».

Различные формы движения, помогающие создать образ события, действия, характер персонажей.

Основные правила монтажа на «движение» с учетом психологии зрительского восприятия движения как центра внимания. Особенности психологического восприятия зрителя движения как жизненно необходимого процесса и роль защитной реакции на «движение» при построении кадра.

Видимое ускорение или замедление движения и ощущение изменения скорости движения. Роль звукового решения на восприятие скорости движения, темпо-ритма монтажного плана, эпизода.

Движение, зафиксированное при помощи оптики, с применением телевизионной техники и при помощи электронных спецэффектов.

Роль светового и цветового решения кадра на восприятие движения.

Темпо-ритмическое решение как организация движения развития действия, образного изменения состояния зрителей, как авторский комментарий к происходящему на экране, как передача пространственной и временной характеристик.

Движение персонажа. Движение камеры: панорамы, наезды, отъезды, трансфокация. Применение спец. вспомогательной операторской техники для передачи различных форм движения.

Понятие «мизансцена». Мизансцена как выразительное движение, развернутое в пространстве. Мизанкадр. Глубинная мизансцена. Построение глубинной мизансцены с первоплановой композицией.

Роль диагонали в композиции кадра. Построение мизансцены по диагоналям.

Многокамерный метод съемки как особая динамика телепередачи.

Возможности изменения динамики при помощи нелинейного монтажа. Новые динамические эффекты современных компьютерных программ. «Передел» границ реального мира при помощи виртуальных спецэффектов коммуникативного поля как новой динамической структуры.

Особенности построения движения при создании реального и виртуального миров.

Особая роль движения плоскостей для создания мультимедиа.


Тема 2. Особенности драматургии света и цвета в построении телевизионного зрелища и их роль в монтажном построении телевизионных программ разных жанров.

Общая характеристика. Особенности зрительского восприятия светотонального и цветового решений при плавных монтажных переходах и при резких изменений пластики кадра и движения внутри плана. Драматургия света. Драматургия цвета.

Роль светотонального и цветового решений на монтажное построение телевизионного зрелища. Общая характеристика.

«Светлое на темном», «темное на светлом» и их суммарная роль в цветовом решении всей программы в целом. Роль холодной и теплой тональности в монтажном решении всей передачи в целом.

Цвет и его особенности восприятия при плавном монтаже и контрастном монтаже.

Сочетания планов с чистыми (яркими) цветовыми композиционными решениями. Использование ненасыщенных (бледных) цветов и их зрительское восприятие в монтажном ряду.

Приглушенные цвета и монтажное построение композиции эпизода или сюжета в целом.

Цифровые обработки цвета и светотонального решения изобразительного ряда. «Вычитание» цвета. Цветовые переходы в черно-белое изображение и обратно в цвет. Особенности микшерных переходов по яркостям и тональностям.

Влияние светотеневого решения и цветовой палитры построения композиции всего произведения в целом на восприятие реального и виртуального миров.

Использование освещения как драматического акцента в монтажном построении сюжета.

Светотональное и цветовое решение как характеристика пространства, времени, характера персонажа. Реальность и условность светотонального и цветового решений.

Изменение светового и цветового рисунков при создании музыкальных шоу-программ и видеоклипов.

Роль светового и цветового решений в рекламных роликах.

Единство и контраст цветового решения в телевизионных фильмах и телепрограммах.

Цветовое «личностное» пространство как характеристика героя.

Светотональное и цветовое решение как среда обитания.

Цвет как исторический комментарий в изобразительно-монтажном построении телепроизведений.

Цвет как часть характеристики рекламируемого товара.

Воздействие цвета и освещенности объектов съемки на протяжении эфирного времени вещания.

Цветовые символы канала как часть политики и стратегии канала.

Взаимосвязь освещения и колористического решения на отношение человека к происходящим событиям, показанным на телеэкране.


Тема 3. Монтаж звука, применяемого в разных жанрах на ТВ. Синтез звука и изображения.

Общая характеристика монтажного построения звукозрительного ряда. Взаимодействие звука и изображения. Восприятие пластического образа пространства и роль звукового решения на его построение. Совпадение крупности звукового и видеоряда. Контрапункт звукового и видеоряда. Создание сложной звуковой партитуры (монтаж различных звуковых элементов - музыки, шумов, словесного ряда). Особенности цифрового монтажа при сборке звукового и видеоряда.

Особенности монтажа диалога. Закадровый текст (авторский комментарий, дикторский текст). Единство аналитического комментария и видеоряда.

Техника записи звука и технология его монтажного решения. Техническая сборка звукоряда, его обработка. Синхронный монтаж видео и звука. Асинхронный монтаж видео и звука. Синхронизация звука и изображения - техника и творческие приемы. Монтаж изображения под готовую фонограмму. «Наложение» звука на видеоряд. Характеристика и особенности применения этих приемов. Понятие - «объемный звук». Особенности монтажа «объемного» звучания и его воздействие на зрителя.Особенности монтажа «объемного» звучания и его воздействие на зрителя.

РАЗДЕЛ 2. Монтажное построение сюжетов различных жанров


Тема 1. Монтажное построение информации, сюжета и очерка. Обзор основных приемов. Выбор основных монтажных приемов на стадии съемок.

Событие и образ события - знак равенства или знак вопроса. Герой - событие - автор и границы монтажного построения.

Жизнь в формах «самой жизни». Отражение «реального» пространства как характеристики масштаба события. Отражение «реального» времени как характеристики «здесь и сейчас». Возможна ли инсценировка и постановочные планы при создании очерка?


Тема 2. Монтажное построение документальных и документально-игровых передач.


Тема 3. Особенности монтажных построений музыкальных, развлекательных программ и рекламы.


Тема 4. Монтажное построение сериалов, художественных телефильмов и художественно-документальных телефильмов и программ.


Тема 5. Монтажное построение рекламных роликов и клипов.


Программа по цифровому монтажу

1-й год обучения. 2 часа в неделю по подгруппам (68 часов в год) для бакалавров и магистров.


Тема 1. Обзор цифровых программ - теория.

Аппаратная часть системы. Термины, применяемые при цифровом монтаже. Взаимоотношения клипов медиафайлов. Подготовка видеоматериалов.

Ввод исходных материалов в систему и сохранение их на дисковом массиве (импорт исходных материалов).

Монтаж секвенции (черновой монтаж, уточнение места склеек, добавление эффектов, добавление титров, работа со звуком).

Отсмотр готового материала.

Экспорт созданного сюжета на носитель (диск, флэш и т.д.)


Тема 2. Запуск системы. Создание и открытие проекта - практика.

Выбор проекта. Открытие проекта. Работа в окне проекта. Открытие и закрытие бина.

Работа с настройками. Выделение клипов в бине. Режимы отображения бинов.


Тема 3. Оцифровка медиафайлов - практика.

Захват (импорт) материала. Сохранение материала (запись). Присвоение имени проекту. Просмотр видеозаписи в окне Монитор. Покадровый просмотр видеозаписи.


Тема 4. Работа над проектом - практика.

Технология – методы «раскадровки». Добавление клипов в раскадровку. Выделение клипов. Перенос клипов на панель. Удаление клипов из раскадровки. Воспроизведение видеозаписи в раскадровке в окне «Монитор». Реорганизация раскадровки.

Шкала времени и размещение на ней видеоклипов. Анализ клипов проекта в целом. Сортировка и фильтровка клипов. Видеопереходы.


2-й год обучения

Тема 1. Спецэффекты - теория и практика.

Замедленное воспроизведение видеозаписи и анализ склеек.

Установка длительности клипа изображения. Повторное использование клипа. Разделение клипа на части. Объединение клипов. Установка точек монтажа. Сдвиг клипа для изменения начальной точки. Выбор вида монтажа. Работа с инструментарием титрования. Добавление титров. Форматирование текста. Титры в начале сюжета, в конце. Выбор шрифта и добавление спецэффектов. Тени титров и обводка титров. Выбор цветов. Двойное наложение. Сохранение, проявление и исправление титров. Протяжка титров «барабаном» и «бегущей строкой».

Остановка видеокадра – стоп-кадр. Многослойный монтаж.


Тема 2. Работа со звуком и музыкой - теория и практика.

Импорт словесного ряда, шумов, музыки. Сохранение звукового материала. Настройка уровне звука. Аудиоэффекты. Добавление звуковой дорожки. Переходы. Возможности улучшения звуковой дорожки. Сочетание слова, шумов и музыки. Изменение громкости звука. Эффекты нарастания и затухания громкости.


Тема 3. Работа с цветом, над темпо-ритмом - теория и практика.

Анализ цветового решения. Поиски выразительных средств - тонирование, переходы от цвета к черно-белому изображению и т.д. Использование спецэффектов. Работа над темпо-ритмическим рисунком. Статичные видеозаставки.


Тема 4. Окончательный монтаж - практические занятия.

Выходные форматы. Сохранение сюжета – экспорт видео.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ - СОЗДАНИЕ РАЗНОЖАНРОВЫХСЮЖЕТОВ


Тема 1. Практическая работа «Монтаж на движение».


Тема 2. Практическая работа «Монтаж звука» (работа над музыкальным клипом).


Тема 3. Практическая работа «Монтаж по цвету».

Тема 4. Практическая работа над разножанровыми сюжетами.

Тема 5. Практическая работа над рекламами разных жанров.

Тема 6. Практическая работа над сюжетами разных жанров по выбору студентов или монтаж дипломной работы.




Рекомендуемая литература по теме


Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ. Благовещенск,1999.

Волынец М. Свет в работе оператора, М., 2003.

Даниэль С. Искусство видеть. Л., 1990.

Иванов А. Видеомонтаж на компьютере. СПб., 2002.

Железняков В. Цвет и контраст, М., 2002.

Кандинский В. О духовном в искусстве, М., 2000.

Клипатрик Д. Свет и освещение, М., 1988.

Кулешов Л. Статьи. Материалы. М., 1979.

Леонтьев К.Л. Музыка и цвет. М., 1961.

Леонтьев К.Л. Цвет Прометея. М, 1965.

Медынский С. Панорамная съемка, М.. 2002.

Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1958.

Пондупуло Г., Ростоцкая М. Новые искусства и современная

культура. Фотография и кино, М., 1997.

Рабигер М. Режиссура документального кино. М., 1999

Рейсц К. Техника киномонтажа, М., 1960.

Розенталь А. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. М., 2000.

Ромм М. Избранные произведения. В 3-х томах. М., 1980-1982.

Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин, 1985.

Тарковский А. Начало... и пути. М., 1994.

Тарковский А. Уроки режиссуры. М., 1993.

Третьяков Н. Образ в искусстве, М., 2002.

Флоренский П. Обратная перспектива, М., 1990.

Утилова Н. Монтаж как средство художественной выразительности. М., 1994.

Фелонов Л. Проблемы и тенденции современного монтажа. М.,1980.

Эйзенштейн С. Монтаж. М., 2000.


СПЕЦКУРС - углубленное изучение техники, технологии и творческих возможностей монтажа - индивидуальный подход к каждому студенту, который складывается по итогам тестов.



















































.



















Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...