Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/for_students/gos_bak.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:34:53 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
   


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ

по направлению "Журналистика"

I. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

(теория и история журналистики, кино и телевидения, телекритика)

При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теории и истории отечественной (русской) журналистики и функционирования как печатных, так и электронных СМИ в России на всех исторических этапах их развития с момента возникновения в 18 веке;

основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);

истории отечественного (российского) телевидения в основных этапах его технологического и творческого развития;

истории зарубежного телевидения;

телекритики, истории ее развития, а также предмета, объекта и субъекта телекритики;

теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой, в первую очередь - журналистской).

ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМИ

Журналистика как профессия. Журналистика как общественное явление. Средства массовой информации и журналистика. Феномен телевидения.

Функции журналистики. Институт свободы печати (свободы СМИ). Конкуренция в журналистике. Институт цензуры.

Журналистика и правда. Журналистика и ложь. Массовая культура и журналистика.

Журналистика как политический институт. Журналист как субъект политики. Конфликты интересов в журналистике. Журналистика и развлечения.

Сюжетные узлы в журналистике. Журналистика и реальное знание. Феномен времени в журналистике. Профессиональная мораль. Свой стиль в журналистике.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Газета «Ведомости» при Петре I. «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости»: общая характеристика изданий. Сатирические журналы Н.И. Новикова. Журналистская деятельность Н.М. Карамзина в 1790-х гг. Журнал «Московский вестник», альманахи «Аглая» и «Аониды». Журналистская деятельность Н.М. Карамзина в 1800-х гг. Журнал «Московский вестник».

Власть и печать во второй половине 1820-х и в 1830-х гг. Становление провинциальной правительственной прессы. Журналистская деятельность А.С. Пушкина. Споры западников и славянофилов в журналистике (В.Г. Белинский, А.И. Герцен; И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин). Журнал «Современник». Публицистика Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. Журнал «Отечественные записки». Журнально-издательская деятельность Н.А. Некрасова. М.Е. Салтыков-Щедрин как журналист. Эмигрантская пресса. Издания А.И. Герцена. Газеты. «Новое время» и редакционно-издательская деятельность А.С. Суворина.

Журналистика 1917—1920-х гг. Октябрьский переворот, просоветские и антисоветские издания.

Журналистика конца 1980-х – начала 1990-х гг. «Перестройка» и «гласность» и их воздействие на журналистку.

Пресса после 1992 г.: тенденции развития.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

История отечественного телевидения

Великие научные открытия и изобретения XIX начала ХХ века, приведшие к созданию телевидения. П.Нипков, Б.Розинг, В.Зворыкин.

Начало телевизионного вещания в России и его становление в предвоенные годы. Механическое и электронное телевидение. Первые передачи механического и, позднее, электронного телевидения. Особенности распространения сигнала этими способами вещания. Создание Шаболовской студии телевидения и ее новые возможности. Рождение ленинградского телевидения и его первые передачи. Создание Всесоюзного Комитета по радиовещанию и радиоинформации при Совнаркоме СССР и отдела телевидения.

Восстановление телевещания в СССР после Великой Отечественной войны. Создание Центральной студии телевидения. Постановление Совета Министров СССР 1951 года по вопросам дальнейшего развития телевещания в стране и его значение для обеспечения телевещания кинофильмами, телеспектаклями, концертными программами. Расширение структуры Центрального телевидения, формирование вещательных редакций.

Телевидение становится массовым. Открытие второй телевизионной программы.

Развитие местного телевещания.

Становление журналистских жанров на телевидении.

Расширение возможностей телевещания с появлением новых технических средств в конце 40-х – начале 50-х годов. ПТС.

Телевидение в эпоху «оттепели» середины 50-х - 60-х годов. Формирование информационного телевещания и телепублицистики. Формирование основных тематических направлений и игрового телевидения. В.Сапак о природе и возможностях телевидения. Форматы «прямого» эфира. Редакционная структура телевидения. Популярные передачи и люди телевидения.

Развитие телевидения в стране в конце 60-х – начале 70-х годов. Создание системы центрального, республи-канского и местного ТВ. Останкинский телевизионный комплекс. Видеозапись и видеомонтаж, творческие возможности и влияние на программную политику.

Политика государства в области идеологии телевизионного вещание в 70-х – середины 80-х годов. Реформа структуры государственного телевидения. Реформа программной политики. Основные программы информационно-политического вещания. Познавательные программы. Игровые, художественные и детские программы этих лет. Художественный и документальный телевизионный кинематограф. Основные произведения. Рождение сериала на отечественном телевидении.

Отечественное телевидение периода «перестройки» середины 80-х – начала 90-х годов. Реформы в сфере идеологии и их отражение в программной политике. Борьба политических сил за влияние на телевидение. Основные программы, оказавшие существенное влияние на процессы демократизации в обществе. Первый съезд народных депутатов СССР (март 1989 года) и его телетрансляции. Преобразование Гостелерадио СССР во Всесоюзную, позднее во Всероссийскую, государственную телерадиовещательную компанию «Останкино».

Создание Российского телевидения и его место в отстаивании демократических свобод.

Создание Общественного российского телевидения на первом вещательном канале и ликвидация Всероссийской государственной телерадиовещательной компании «Останкино».

Разделение централизованной телерадиоимперии советского государства на вещательные организации республик бывшего СССР.

Возникновение негосударственного телевидения.

Российское телевидение в условиях рыночной экономики. Формирования рынка телевизионных вещателей и телевизионного контента. Процесс проникновения рекламы на телевидение.

Телевизионный рынок сегодня и его основные игроки.

История зарубежного телевидения

Современные тенденции развития мирового телевидения /глобализация, демассовизация, конгломерация, конвергенция/.

Би-би-си как образец общественного телевидения.

Общественно-правовое телевидение ФРГ/АРД, ЦДФ.

Цифровизация телевидения в США и Европе.

Международные спутниковые каналы новостей /Си-эн-эн, «Би-би-си уорлд ньюс», «Евроньюс», «Аль-Джазира»/.

ТЕЛЕКРИТИКА

Сущность и особенности современной российской телекритики. Социальная востребованность телекритики. Место телекритики в ряду других искусствоведческих дисциплин. Особенности критического анализа виртуальных телевизионных образов. Звездная природа телевидения и отражение «звездности» в телекритике. Телекритика как непрерывное и повседневное отражение телевизионного процесса.

Коммерциализация телевидения и роль телекритики в сохранении «качественного» телевидения. Рецензия, эссе, обзор, обзор с использованием телевизионной социологии, реплика, мини-опрос, авторская колонка, радиообзор как жанры телекритики. Зрительская (рейтинговая) и телекритическая оценки – разность системы координат и методологии оценки.

Объективизм и субъективизм в телекритике. Отношения критика и зрителя – сходства и различия в оценках телевизионного продукта.

История отечественной телекритики как отражение истории отечественного телевидения. Формы анализа и оценки телевизионного продукта.

Телекритика как средство формирования общественного мнения и поле битвы за хороший вкус. Базовые умения телекритика . Карнавальность телевидения.

Феномен виртуальности телевидения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.
  2. Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: изд-во «Икар» 2011
  3. Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.
  4. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
  5. История отечественного кино. М. Прогресс-Традиция; 2009

6. История русской журналистики 18-19вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой, С-П, изд. Петербургского университета, 2003

7. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000гг. Уч. Пособие, М., Флинта, Наука, 2008

8. Махонина С.Я. История русской журналистики нач. 20в, М., Флинта, Наука, 2006

  1. Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2009.
  2. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М. Искусство; 1956
  3. Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988
  4. Телевизионная журналистика. Издание 5, исправленное и дополненное. МГУ, Наука, 2005.
  5. Телевизионная журналистика: учебник / Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский). М., 2005.

14. Теплиц Е. История киноискусства. М. Искусство. 1971

15. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм 2010

  1. Эйзенштейн С.М. Метод. В 2-х томах. М. Музей кино 2002

II. ТЕОРЕТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

(журналистика, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссуры, видеосъемки, видеомонтажа)

При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:

теоретических основ практической творческой и организационной деятельности в области журналистики и телевидения; создания литературных и режиссерских сценариев, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального кино); приемов и методов корреспондентской, сценарной и редакторской работы в различных телевизионных жанрах и форматах; режиссуры, режиссуры монтажа, понимание основных принципов и методов съемки при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности; редактирования, риторики и дикторского мастерства, а также актерского мастерства в пределах, необходимых для ведения телепрограмм.

ЖАНРЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТКОГО ТВОРЧЕСТВА

Жанры журналистики (общее описание)

Классические жанры журналистики

Информация

Репортаж

Интервью

Статья (комментарий)

Игра

Ток-шоу

Методы верификации информации

Методики и правила интервьюирования

МАСТЕРСТВО ТЕЛЕВЕДУЩЕГО

Специфика работы телеведущего программ разных жанров, приемы и методы работы над вербальными и невербальными коммуникативными явлениями. Организация тела в кадре, дыхание, голос, артикуляция, дикция, орфоэпия и логика речи – базовые составляющие работы телеведущего. Особенности ведения программ информационных, аналитических и художественных, жанры телепублицистики, техника работы ведущего при подготовке интервью. Особенности работы ведущего с новостным выпуском. Работа ведущего с текстовой информацией. Логика речи: логические ударения, интонация, паузы. Роль ведущего в подготовке программ разных жанров.

СЦЕНАРНОЕ ДЕЛО

Виды сценарной записи. Литературный сценарий. Американская запись и «железный сценарий» Томаса Инса. Прозаическая запись. Опыты Александра Ржешевского и форма «эмоционального сценария».

Фабула, сюжет. Трансформация фабулы в сюжете: использование нелинейной сюжетной композиции, вариативность фабулы, совмещение разных временных пластов в одном кадре, введение исторического или документального материала, включение внефабульных сцен.

Архисюжет, антисюжет и мини- сюжет.

Драматургическое построение многосерийного фильма. «Горизонтальная» и «вертикальная» драматургия. Использование четырех актов в структуре серии. Ситком (особенности написания диалогов).

Элементы сюжетной композиции. Классификация. Виды экспозиции. Определение завязки. Развитие: перипетии, коллизии, удары-контрудары. Кульминация и способы подготовки к кульминации. Развязка. Финал. Виды и типология финалов.

Драматургические функции деталей. Деталь как часть целого (pars pro toto), фабульная деталь, деталь-символ, деталь- характеристика персонажа, деталь как примета времени.

Триллер и детектив. Приемы использования саспенса. Определение макгаффина. Отличие детектива от триллера. Драматургическая осведомленность зрителя (по А. Хичкоку).

Драматургия неигрового фильма. Телевизионный фильм для prime-time (использование нелинейной сюжетной композиции, включение флешбэков и флешфорвардов). Новеллистическая структура неигрового фильма. Прием «наблюдения» в документальном кино (на примере фильма Герц Франка «На десять минут старше»). Трансформация факта в образ. «Поперечное сечение» в драматургии неигрового фильма (терминология Бела Балаш).

ТЕЛЕРЕЖИССУРА

Основные творческие и производственные функции режиссера телевидения при работе в студии в режиме многокамерной съемки, телевизионный процесс съемки студийной программы с позиции режиссера-постановщика. Многокамерная съемка как первая программа, вторая программа, пост, оперативная графика. Особенности работы в прямом эфире. Понятие ПТС, виды ПТС. План, мизансцена, мизанкадр, внутрикадровый монтаж, крупность планов, технические и художественные особенности. Съемочная техника: функции каждого вида техники. HD и SD, запись на кассету, запись на хард-диск, запись на сервер. Знать отличия, плюсы и минусы указанных процессов.

Правило оси: сформулируйте правило оси («восьмерка»). Уметь схематично показать съемку двух собеседников (интервьюер и интервьюируемый) двумя, тремя и одной камерой. Мастер-план, связующий план, перебивочный план. Монтаж. Поясните задачи монтажа в телевидении. Функции режиссера монтажа на телевидении. Линейный и нелинейный монтаж. Монтаж первой программы режиссером прямого эфира. "Титрование", "плашка", "транзишн", "фейд", "таймкод", базовые платформы монтажа .

Понятие телевизионного контента, виды контента. Роль режиссера телевидения в создании контента. Приведите пример. Межпрограммное пространство и его организация. Приведите пример. Цикловая программа, понятие съемочного пула. Типология профессии режиссера на современном телевидении.

МАСТЕРСТВО ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

Знание особенностей работы тележурналиста, репортера информационных, аналитических и прочих программ, создания репортажей, аналитических материалов, прямых и псевдо-прямых включений, сюжетов в стиле «живая камера». Требования к тексту телевизионного материала. Интонация и манера подачи текста в репортажах различной тематики, направленности и т.д. Поведение корреспондента в кадре, язык жестов, понятие стендапа и его разновидности, назначение. Требования к видео, смысловая, эмоциональная и т.д. нагрузка телевизионной картинки. Понятие интершума и лайфов в репортаже и бз. Запись интервью, для информационной, аналитической и прочих программ: подготовка, методы съемки и монтажа. Психологические аспекты записи интервью. Выбор синхронов и правила размещения их внутри репортажа и бз. Использование компьютерной графики на телевидении. Два основных способа производства телевизионных сюжетов. Взаимодействие тележурналиста с оператором, звукооператором, шеф-редактором, ведущим, монтажером, режиссером и т.д. Особенности работы съемочной группы в командировках. Приемы работы корреспондента в режиме цейтнота.

ВИДЕОМОНТАЖ

Монтаж как художественно-выразительное средство экрана. Монтаж как средство управления зрительским вниманием. Монтаж как средство воздействия на восприятие информации с экрана. Организация телевизионного пространства и телевизионного времени при помощи монтажных соединений. Аудиовизуальный телевизионный монтаж: особенности и отличие от киномонтажа.

Особенности применения монтажных соединений при работе многокамерным методом съемки (в ток-шоу, в передачах, снятых по принципу «прямых передач»). Особенность построения прямого репортажа и его интерпретации в новостийных программах.

Типы монтажа и виды монтажа.

Особенности использования монтажных соединений в информационных программах и публицистических программах.

Особенности использования монтажных соединениях в развлекательных и музыкальных программах. Клиповый монтаж и его использование в разных телевизионных жанрах.

Особенности использования монтажных соединений в художественно-документальных телефильмах, в игровых телефильмах, в сериалах

Темпо-ритмическое построение телевизионных передач и его зависимость от монтажа. Творческое применение нескольких фонограмм для создания телевизионного образа. Особенности построения телевизионных мизансцен и использования внутрикадрового монтажа

Творческие возможности построения фотофильмов, включенных в телефильмы, телепрограммы. Особенности включения дополнительных материалов (кино-видеофрагментов, фотографий, фонограмм, графического иллюстративного материала и т.д.) в монтажное построение программ. Стоп-кадр и его включение в монтажный строй телеконтента (способы «обработки» стоп-кадров)

Использование различных технических приемов, заложенных в цифровых программах, при создании телевизионной образности.

Мультимедийные приемы и их включение в монтажный строй телеконтента.

Использование различных монтажных приемов при создании различных видов клипов

ПРОДЮСИРОВАНИЕ

Понятие «продюсер» и продюсерская деятельность. История возникновения и становления профессии. Типология профессии продюсера на современном телевидении. Роль и место продюсера в организации творческо-производственного процесса. Оценка постановочной сложности проекта. Определение времени понятий параметров работы над телепроектом. Основные принципы и методы планирования себестоимости производства аудиовизуальной продукции. Типовая группировка затрат на производство и реализацию аудиовизуальной продукции. Оценка коммерческого потенциала телепроекта. Практические подходы продюсера при продвижении телепроекта. Управление рисками в продюсерской деятельности. Особенности формирования затрат на постановку фильмов и другой аудиовизуальной продукции в современных экономических условиях.

Этапы формирования плановых затрат на производство фильмов и определения временных параметров их создания.

Функциональные обязанности всех типов продюсеров, роль в процессе создания аудиовизуальных произведений. Знания и навыки, необходимые продюсерам. Роль генерального продюсера в телевизионном производстве. Различия между креативным и исполнительным продюсером, знания и навыки каждого. Основные различия между линейным и младшим продюсером. Сметы на производство аудиовизуального продукта. Принцип составления сметы, необходимые позиции. Какие функции несет смета. Кем преимущественно она утверждается. Знаменитые российские и зарубежные продюсеры. Кто исполнял функции продюсера на советском телевидении. Исключительные, не исключительные и смежные права – отличия, основные пункты. Современные методы производства аудиовизуальных произведений.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Алферова Л. Ораторское искусство. СПб., 2009

2. Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. М., 1977.

3. Волынец М.М. Профессия оператор. М., 2004

4. Волынец М.М. Основы композиции кадра. М., 2002

5. Волынец М.М. Принципы работы оператора со светом. М., 2002

6. Гаврилов К. Как делать сюжет новостей. СПб., 2007.

7. Гаймакова Б.Д. и др. Мастерство эфирного выступления. М., 2007.

8. Дюбуа Ж., Мэнге Ф.,Пир, Ф., Тринон А. и др. Общая риторика /Пер. с фр.- М: URSS, 2006

9. Зарецкая И. И., Бруссер А. М., Оссовская М. П.Устная речь в деловом общении. М.,2009.

10. Кемарская И.Н. Телевизионый редактор. Учебное пособие для студентов вузов.М., 2004

11. Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. С-Пб, 2005

12. Кодола Н.В. Интервью. Методика обучения. Практические советы. М., 2008.

13. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2001

14. Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов. М., 2003.

15. Ляшенко Б. П. Хочу к микрофону. М., 2007.

16. «Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов/под ред. П.К. Огурцова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко, М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009

17. Медынский С. Мастерство оператора-документалиста. Прямая съемка действительности. М., 2009

18. Молчанов А. Букварь сценариста. М., 2009

19. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие. М., 2003

20. Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. М., 2004.

21. Огаркова (Дубинская) Ю.Л. Психология эфира через призму актерских “психофизических” тренингов//Эволюция психотерапии. Взгляд из XXI века. Международная научно-практическая конференция. Сборник трудов. М.,2012, стр.72-82

22. Подготовка телерадиорепортажа (из французского опыта). М., 2000

23. Профессия — продюсер кино и телевидения. Практические подходы. Учебник под ред. В.И. Сидоренко и П.К. Огурчикова, М., ЮНИТИ, 2010

24. Рабигер М. Режиссура документального кино. Учебное пособие, М., 1999

25. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2002

26. Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988.

27. Станиславский К.С. Собрание сочинений. М., (любое издание)

28. Станиславский К.С., Мейерхольд В. Э., Дж. Стрелер, Ежи Гротовский, Питер Брук / «Искусство Режиссуры. XX Век. М., 2008

29. Сценическая речь. Уч. для студ. театр. уч.завед. /Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю.Промтовой.- М., 2000

30. Телевизионная журналистика. Изд. 5, исправленное и дополненное. М., Наука, 2005

31. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом? М., 2010.

32. Уолтер Д. Сценарное мастерство: кино и теледраматургия, М., 1997

33. Фрумкин М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию. М., 2009

34. Фэнг И. Работа телеоператора службы «Новостей». Реферативные обзоры. М., ИПК ТВ и РВ, 2001

35. Цвик Л.В. Телевизионная журналистика. М., 2004

36. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...