Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/gont_workshop/prog_test/prog/literature/theor.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:54:08 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Высшая школа (факультет) телевидения

Кафедра словесности

Утверждаю

Зав. кафедрой

доктор филологических наук

проф. Иванова М.В.

«______»___________________2009 г.

Учебная программа дисциплины

«Основы теории литературы»

(Проект)

Составитель: кандидат филологических наук Поликарпик Л.К.

ЦЕЛЬ КУРСА:

помочь студентам дополнить и расширить гуманитарные знания, ознакомиться с основами теории художественной литературы.

ЗАДАЧИ КУРСА:

знакомство с литературоведением, его структурой, терминологией, научными подходами к словесному художественному произведению, а также кратко к литературному процессу; овладение принципами анализа произведения в его художественной целостности для научной, редакторской и практической деятельности журналиста.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Введение

Литературоведение — филологическая наука о сущности, про-исхождении и развитии художественной словесности как вида ис-кусства. Место литературоведения в системе гуманитарного зна-ния. Его взаимодействие с лингвистикой, риторикой, искусствоз-нанием, эстетикой, культурологией, тележурналистикой, общественной историей, а также с социологией и психологией. Проблема точности знания и трудности терминологии в литерату-роведении. Историческая изменяемость литературоведческой тер-минологии и неоднозначное истолкование терминов в различных научных школах.

Состав литературоведения. Основные дисциплины: история на-циональных литератур, (история мировой литературы), литератур-но-художественная критика, теория литературы. Вспомогательные дисциплины: историография, текстология, библио-графия. Теория литературы — дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особен-ностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о це-лостности художественного произведения и его функционирова-нии, о литературном процессе.

  1. Искусство и его виды

Искусство — особая сфера человеческой культуры. Три значе-ния слова «искусство» в русском языке, их истоки. Искусство как художественное творчество («художество») — специфически сози-дательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребно-стям людей. Эстетическое совершенство (красота) произведений прикладных и изящных искусств, специфика красоты в каждом виде искусства.

Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании, тележурналистике. «Самодостаточность» образов искусства в отли-чие от других видов образности, имеющих вспомогательное значе-ние иллюстрации (научной, рекламной, публицистической) и фак-тографии (мемуарной, документальной).

Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества.

Виды искусства, их классификация. Экспрессивные и пластиче-ские начала в фактуре художественного образа, их смысловое зна-чение. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Трактат Лессинга о границах живописи и поэзии.

  1. Литература как вид искусства

Художественная литература — искусство слова. Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления.

Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении.

Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познава-тельные возможности речи. Литература как отражение действительности, форма ее художе-ственного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимезиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно».

Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностно-го осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Соотно-шение понятий «прототип», «тип», «художественный характер», «персонаж», «герой», «образ». Аналитичность и проблемность литературы, ее ценностный смысл. Интеллектуально-духовное бо-гатство литературы. Литература и средства массовой коммуникации.

3. Содержание и форма художественного произведения

Целостность литературного произведения как идейно-художест-венной системы. Его концептуальность и специфическая художе-ственная завершенность, «самодостаточность». Органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Проблема их аналитического разграничения.

4. Содержание художественного произведения

Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания в его отличии от анали-тического суждения; органическое единство объективной (предмет-но-тематической) и субъективной (идейно-эмоциональной) сторон.

Категория художественной темы, позволяющая соотнести по-этическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Авторская активность в выборе темы.

Категория пафоса. Неоднозначное употребление термина «па-фос» в науке о литературе. Связь пафоса с категорией возвышенного.

Героическое в литературе. Трагическое в литературе. Критическая направленность литературы.

5. Художественная форма

а) словесный строй

Различия между понятиями речи, видов речи и языка. Обуслов-ленность речи содержанием и целью высказывания. Художествен-ная речь как одна из сторон образной формы произведения. Об-разность и экспрессивность художественной речи, ее высокая эсте-тическая организованность.

Лексико-семантические особенности художественной речи. Но-минативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Использо-вание архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Возможность нарушения норм литературного языка в художественной речи. Создание поэтиче-ских неологизмов.

Слово в художественном контексте. Иносказательность, ее ви-ды. Принципы переноса значения слов. Тропы: метафора, метони-мия, ирония. Виды метонимии. Виды метафоры. Перифраз. Про-стое сравнение. Развернутое сравнение. Олицетворение и образный параллелизм. Отрицательные сравнения и параллелизм. А. Веселовский о происхождении их в народной поэзии. Образы-символы, образы-аллегории, образы-эмблемы. Возврат утраченной образно-сти слова в художественном контексте. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.

Интонационно-синтаксическая выразительность художествен-ной речи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигу-ры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инвер-сия и исторические нормы литературного языка. Словесные анти-тезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Художественные эпитеты, их изобразительно-экспрессивное значение.

Ритмическая организация художественной речи. Понятие сло-весного ритма (в отличие от музыкального). Происхождение ритма в поэзии и прозе. Различие ритма в поэзии и прозе.

Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Звуко-вое единство стихотворной строки. Паронимы.

Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художе-ственного мира.

б) художественный мир и композиция

Художественный мир произведения, его эстетическая конкрет-ность, экспрессивность, смысловая и структурная многоплано-вость, символичность.

Компоненты и предметные детали изображения: воспроизведен-ные события, сюжет, персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Его жизнеподобие (иллюзия реальности) или демонстративная сконструированность (вторичная условность ис-кусства: фантастика, гипербола, гротеск). Пространственно-временные границы, единство и завершенность художественного мира. Композиционные связи его элементов. Развертывание художе-ственного мира во времени, определяющее последовательность его восприятия читателем. Смысловые акценты изображения.

Персонаж (герой) и структура его образа. Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний об-лик персонажа. Средства его психологической характеристики: вос-создание процессов душевной жизни и их анализ. Психологические доминанты в характере (ум, воля, чувство, страсть), отражающие авторскую концепцию. Характер персонажа как устойчивая систе-ма поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и при-родный мир) и как носитель определенного ценностного отноше-ния к жизни.

Речь персонажа как предмет художественного изображения. Ре-чевое поведение персонажа. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтак-сических, лексических, семантических, фонетических ее особенно-стей. Логическая и алогичная речь. Патетическая, интеллектуальная, дидактическая, бытовая речь в связи с ситуацией высказыва-ния. Цитаты в речи персонажа и повествователя.

Типология литературных персонажей (в творчестве писателя, литературном направлении, жанрах). «Вечные образы» в литерату-ре.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи.

Сюжет — динамическая сторона художественного мира. Две на-учных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Понятие хронотопа.

Сюжет и жанр. Особенности сюжета в произведениях героиче-ских, нравоописательных, романических жанров. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Но-веллистический сюжет. Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода. Художественный мир и композиция лирического произведения.

6. Литературный род и жанр

Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретиче-ская проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в по-эзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам.

Концепция А. Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта.

Эпос как изобразительный вид словесного искусства: воспроизведение внешней и внутренней жиз-ни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспро-изведение процессов внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах (посредством диалогов и монологов) действий людей, вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, который затрагивает их интересы и цели.

Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др. Жанровая классификация литера-турных произведений.

7. Стиль

Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произ-ведения. Содержательная обусловленность такого единства. Эле-менты формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения.

8. Литературный процесс и его закономерности

Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации.

Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Различная трактовка этих катего-рий в науке. Художественные системы античности и раннего сред-невековья. Гуманистическая литература эпохи Возрождения как художественная система. Классицизм, сентиментализм, романтизм — ведущие направления в европейских литературах XVIIVIII - начала XIX вв. Литературные направления в XIX и XX вв. (Общая характеристика эстетической программы, творческого метода, системы жанров, стилевых тенденций). Проти-воборство и преемственность литературных направлений.

Краткая характеристика некоторых литературоведческих школ (культурно-исторической, компаративизма, формализма, струк-турализма) и современной ситуации в науке.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ:

1. Сущность искусства.

2. Искусство как явление эстетическое.

3. Искусство как познавательная деятельность.

4. Искусство как воплощение позиции и мироотношения автора.

5. Виды искусства, их классификация.

6. Литература как вид искусства.

7. Художественный образ. Образ и знак.

8. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения.

9. Невещественность образов в литературе.

10. Литература и средства массовой коммуникации.

11. Состав литературного произведения. Его форма и содержание.

12. Психологизм литературы.

13. Портрет персонажа.

14. Образы вещного мира в литературе.

15. Формы присутствия природы в литературе.

16. Специфика художественной речи.

17. Лексико-семантическая выразительность художественной речи.

18. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.

19. Понятие о сюжете.

20. Композиция литературного произведения.

21. Деление литературы на роды.

22. Эпос как литературный род.

23. Драма как литературный род.

24. Общие свойства эпоса и драмы.

25. Особенности лирики как рода литературы.

26. Понятие о жанре. Основные принципы жанровой классификации литературных

произведений.

27. Эпические жанры.

28. Драматические жанры.

29. Лирические жанры.

30. Лиро-эпические жанры.

31. Литературный процесс и его закономерности.

32. Художественные системы XIXXX вв.

ОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева, М., 2006 г.

Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова, М., 1988 г.

Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец, М., 2006 г.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. М., 1987.

Лотман Ю. М. О русской литературе. С.-П., 2005

Николаев П. А., Курилов А. С., Гришунин А. Л. История русского литературоведения. М., 1980.

Теория метафоры / Составитель Н. Д. Арутюнова. М., 1990.

Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1978.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...