Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Высшая школа (факультет) телевидения
Кафедра словесности
Утверждаю
Зав. кафедрой
доктор филологических наук
проф. Иванова М.В.
«______»___________________2010 г.
Учебная программа курса
«ИСтория зарубежной литературы.
литература второй половины XIX века. РЕАЛИЗМ»
(Проект)
Бакалавриат. 3 курс.
Автор: кандидат филологических наук доцент Коровин А.В.
I.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ:
Цель курса
- сформировать у студентов систему ориентирующих знаний об основных литературных явлениях и крупнейших писателях во второй половинеXIXв. Необходимое знание основных явлений историко-литературного процесса предусматривает последовательное членение курса по национальному признаку;
- заложить методологические основы, необходимые для успешного и научно обоснованного анализа текстов, относящихся к изучаемому периоду;
- научить рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи и связи с другими видами искусства;
- выявлять специфику национальных литератур во второй половинеXIXв. и их влияние на последующую литературную традицию;
- выделять круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных», или «мировых» тем и образов; сформировать базовый понятийный аппарат.
Задачи курса
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
-основные литературные направления и этапы развития литературы во второй половинеXIXв.;
-основных писателей и их творчество;
-тексты произведений, включенных в программу;
-имена ведущих переводчиков, исследователей, наиболее авторитетные издания, серии, учебные пособия и справочники;
уметь:
- отличать сходные литературные явления во второй половинеXIXв.;
- дать грамотно построенный, развернутый устный ответ в ходе проведения контрольного мероприятия;
владеть:
-навыками чтения и конспектирования необходимой литературы;
кругом эстетических понятий и терминов, используемых при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Данный курс позволяет сформировать представление об истории западноевропейской литературы во второй половинеXIXв., лучше ориентироваться в мировом культурном процессе, осмыслить основные закономерности развития европейской цивилизации, различать различные направления и стили искусства.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В процессе обучения и по окончании курса студенты должны проявить определенный уровень компетентности, который определяется по результатам оценки качества усвоения знаний в течение семестра и итогового контроля в устной и письменной форме в виде:
- контрольных и проверочных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера;
- тестов;
- коллоквиумов по разделам курса;
- терминологических диктантов;
- творческих заданий;
- реферативных обзоров идр.
II.Содержание курса
Введение. Временные границы и периодизация. Вторая половина XIX века как новый этап в развитии западноевропейской и американской литератур. Особенности литературного процесса. Основные литературные направления и школы (реализм, парнасцы, прерафаэлиты, натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм). Связь с романтизмом. Исторические и культурные истокилитературных явлений. Развитие общественных наук как основа метода. Историческая школа во Франции. Экономисты Англии. Философские основы литературных явлений. Эстетика Гегеля, концепция прекрасного, принципы отражения и типизации.Идеи А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона, З.Фрейда.
Английская литература. Социальные конфликты в Англии первой половины ХIХвека. Отклики на них в экономике и этике Бентама, Карлейля, Мальтуса, Милля. Чартизм. Роль этики в культурной жизни Англии. Утилитаристы и интуитивисты. Истоки английского реализма ХIХ века. Основные представители и основные жанры, роль романа воспитания, герои английских реалистов. Эволюция реализма на протяжении первой половины и середины ХIХ века. Социальные идеи и конфликты в романе Э. Гаскел "Мери Бартон". Проблема воспитания в романе Ш. Бронте "Джейн Эйр". Социальные конфликты, романтическое и реалистическое начала в романе Э. Бронте "Грозовой перевал". Натуралистические черты в романах Дж. Элиот. Проблема английского натурализма. Тема провинции, власти и носителя власти в романах Э. Троллопа.
Ч. Диккенс. Представление о неразрывности связей всех людей как основа творчества. Своеобразие творческого метода, проблема юмора и сатиры, периодизация. Гуманизм писателя. Романы 1830-40-х гг. Проблематика и художественная форма "Посмертных записок пиквикского клуба". "Оливер Твист" - концепция личности, нравственная проблематика, проблема воспитания. Жанр, темы, композиция "рождественского рассказа". Проблематика "Американских заметок". "Домби и сын": смысл названия, проблематика и композиция, своеобразие связей человека и предметного мира, лейтмотивы, символика, особенности анализа внутреннего мира личности, гипербола, связь со сказкой. Творчество 1850-1860-х гг: причины перехода юмора в сатиру ("Тяжелые времена"). "Дэвид Копперфилд": соединение романа воспитания с романом о творческой личности. "Большие ожидания": проблематика и символика романа. Смысл символа в романе "Наш общий друг".Диккенс в России.
У. Теккерей. Политические воззрения. Предисловия к романам "Ньюкомы" и "История Пенденниса" как отражение концепции искусства и истории. Концепция добра и зла. "Книга снобов" – отражение мировоззрения писателя. Роман "Ярмарка тщеславия" - хронотоп, проблематика, жанр, система образов, композиция, своеобразие объективности повествования, роль автора и Кукольника. Связь концепции истории и исторической личности в романе "История Генри Эсмонда" с концепцией В.Скотта. Теккерей в России.
Английская поэзия. Социальные темы в стихах Т.Гуда. Постромантические тенденции в творчестве А. Теннисона. Р. Браунинг: эстетические и философские воззрения, основные произведения, проблема художественной формы. Прерафаэлиты: концепция творчества поэтов и художников. Человек и природа в стихах Д. Г. Россетти. Двоемирие в поэзии К. Россетти.
Кризис викторианства как системы духовных и эстетических ценностей. Антивикторианский пафос английской литературы конца XIX в. Реализм в английской литературе (Дж.Мередит, С.Батлер, Т.Гарди, Дж.Голсуорси, Б. Шоу). Неоромантизм в английской литературе (Р.Л. Стивенсон, Дж.Конрад,Г.Хаггард,Р.Киплинг, А.Конан-Дойл, Г.К.Честертон).
О. Уайльд – глава английского эстетизма. Влияние Дж.Рескина и У.Пейтера на формирование эстетических воззрений Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты. Книга "Замыслы" – изложение эстетического кредо Уайльда. Уайльд-поэт. Жанр литературной сказки втворчестве Уайльда ("Счастливый принц", "Гранатовый домик"). Неоромантические черты в сказках Уайльда. "Портрет Дориана Грея". Проблематика романа. Тема двойника в "Странной истории доктора Джекиля и мистера Хайда" Стивенсона и в романе Уайльда. Драматургия Уайльда. Декадентские мотивы в "Саломее". Трактовка библейского мифа в пьесе. Реалистические черты в комедиях Уайльда ("Идеальный муж", "Как важно быть серьезным"). Поздний Уайльд. Отход писателя от эстетизма. Культ страдания в "De Profundis" и в "Балладе Рэдингской тюрьмы".
Французская литература. Изменение политической ситуации. Демократизация литературы и литературного героя. Новое представление о прекрасном (Мане, Бодлер, Дега, Прудон, Шанфлери). "Реализм" - его теория (Шанфлери, Дюранти, Курбе) и практика ("Шьен-Кайю" Шанфлери). "Парнасцы": их отношение к социальным событиям, принципы эстетики. (Т. Готье, Л. де Лиль)
Ш.Бодлер. Политические и эстетические воззрения. "Цветы зла" - композиция, тематика циклов, человек и мир, способы создания "интеллектуальной поэзии", новая образная система, двоемирие. Бодлер в России.
Специфика реализма.Г.Флобер. Философия, этика и эстетика, концепция истории, отношение к политическим событиям. Представление о счастье. "Лексикон прописных истин" – тема мещанства. Роман "Госпожа Бовари" - хронотоп, проблематика, композиция, новые способы воспроизведения персонажа и среды. Роль подтекста и символики. "Саламбо" - современность и история, экзотика, "эстетики безобразного", символика. "Воспитание чувств" - кольцевая композиция, способы создания характера, символика. "Искушение святого Антония" - проблема Бога и дьявола; хронотоп. "Простая душа" - иронический итог размышлений о человеке и его призвании. "Бювар и Пекюше" - проблема науки.
Мопассан. Флоберовская традиция в романе “Жизнь”. Своеобразие психологизма Мопассана. Образ Жоржа Дюруа в "Милом друге". Обращение Мопассана к исследованию "чистой психологии" в романе "Пьер и Жан". Поздний Мопассан ("Сильна как смерть", "Наше сердце"). Мопассан-новеллист.
Импрессионизм во французской живописи. Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П.Верлена, Гонкуров, Э.Золя, Мопассана.
Философские и литературные истоки натурализма во Франции (О.Конт,И.Тэн, Гонкуры). Э.Золя – глава французского натурализма. Концепция "экспериментального романа" Золя. Цикл "Ругон-Маккары": замысел цикла, традиция "Человеческой комедии" Бальзака в цикле, структура цикла. "Жерминаль" – роман о пробуждении народного сознания. Особенности поэтики романа. Поздний Золя ("Три города", "Четыре Евангелия"). Место Э.Золя в европейской литературе рубежа XIX–XX вв. Э.Золя в России.
Философизация художественного сознания в конце XIX в. и философский роман А.Франса. Роль традиций классицистской и просветительской литературы в формировании философского романа Франса. "Преступление Сильвестра Бонара" – первый опыт философского романа в творчестве Франса. Поэтизация философского сомнения в романе "Таис". Скептицизм Франса, усиление пессимистических мотивов в творчестве Франса на рубеже 80-90-х гг. ("Сад Эпикура"). Роман-хроника "Современная история" и роман-памфлет "Остров пингвинов". Особенности реализма А.Франса.
Декаданс Роман Ж.-К.Гюисманса "Наоборот" – "библия" европейского декаданса.
Символизм во французской поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме), в драматургии (М.Метерлинк).
Немецкая литература. Политическая ситуация в стране.Идеи Маркса и Фейербаха. "Молодая Германия" и ее роль в социальных битвах. Романтизм и бидермайер. Причины преобладания поэзии и драмы в литературе данного периода.
Эстетика Гегеля: три стадии развития искусства, принцип отражения действительности, учение о жанрах и их эволюции, о природе символа.
Г.Бюхнер: полифония в новелле "Ленц"; конфликты, композиция, дискуссии в драме "Смерть Дантона". Творчество Бюхнера и современное искусство.
К.Гуцков - "Уриэль Акоста": конфликт, тема сомнений. "Уриэль Акоста" на русской сцене.
Ф.Геббель. Эстетика и политические воззрения. Ф. Геббель - создатель психологической драмы ХIХ в. "Юдифь" - принцип переосмысления библейской истории и библейского персонажа, конфликт и развитие действия. "Мария Магдалина" - конфликт, место действия и состав действующих лиц. "Гиг и его кольцо" - характер использования легендарного сюжета.
Натурализм в немецкой литературе. Концепция "секундного стиля" А.Хольца и И.Шлафа.
Ф. Ницше как выразитель кризисного состояния европейской культуры. "Переоценка всех ценностей" в трудах Ницше ("Рождение трагедии из духа музыки", "Так говорил Заратустра", "Антихрист"). Традиции А.Шопенгауэра и романтической литературы в творчестве Ницше. Ницше и Вагнер. Концепция сверхчеловека в книге "Так говорил Заратустра". Новый образ мыслителя и тип философствования у Ницше.
Проблема творческого метода Г. Гауптмана. Сочетание натурализма с элементами реализма в драме "Перед восходом солнца". Драма-дискуссия "Ткачи". Коллективный образ народа в пьесе. Своеобразие и художественная функция ремарок в пьесах Гауптмана. Романтические мотивы в драме "Потонувший колокол". Влияние символизма на драматургию Гауптмана.
Скандинавские литературы. Неравномерность исторического и культурного развития Скандинавских стран. Особый статус романтизма в скандинавских литературах. "Движение прорыва" в Дании (Г.Брандес). Становление и расцвет реализма в скандинавских литературах (Б.Бьернсон, Ю.Ли, Х.Ибсен, А.Стриндберг). Усложнение картины литературной жизни в 90-е гг. Место норвежской литературы в конце XIXв.
"Новый психологизм" К. Гамсуна. Гамсун и Ф.М. Достоевский. Роман "Голод" – художественная реализация принципов "нового психологизма". "Плоды земли". Тема человека-труженика в романе. Символический план романа. Принципы неореализма в "Плодах земли".
Х. Ибсен – родоначальник “новой драмы”. Ранний Ибсен ("Фру Ингер из Эстрота", "Воители в Хельгеланде", "Борьба за престол"). Реалистические тенденции в "Бранде" и "Пер Гюнте". Проблема личности в пьесах. Ибсен и Григ. Реалистическая социально-психологическая драма Ибсена ("Кукольный дом", "Привидения"). Ретроспективная композиция, подтекст, символика в пьесах Ибсена. Углубление психологизма в драматургии позднего Ибсена. Своеобразие символики. Тема искусства в драмах "Гедда Габлер", "Строитель Сольнес"). Значение Ибсена для становления западноевропейской "новой драмы".
Символизм и натурализм в шведской литературе. Творчество А. Стриндберга. Драмы «Фрекен Жюли», «Соната призраков».
Американская литература. Особенности позднего этапа романтизма в американской ли-тературе. Внимание к нравственным проблемам, процесс психологизации художественной прозы. Философия трансцендентализма (Эмерсон).
Н.Готорн - основатель морально-психологического направле-ния в литературе Америки.
Г.Мелвилл - представитель философского направления в аме-риканской литературе. Жанровое своеобразие романа "Моби Дик, или Белый кит".
Аболюционистская тема в творчестве Торо и Г. Бичер-Стоу. Роман "Хижина дяди Тома" и его роль в борьбе против рабства.
У.Уитмен. Демократический пафос поэтического и публицистического творчества. История создания и композиция сборника "Листья травы": особенности поэтического стиля, переход к свободному стиху, связь с устным народным творчеством, с романтизмом. Трансцендентализм - философская основа творчества.
Становление реализма в американской литературе. "Нежный реализм" У.Хоуэллса. Нравственно-психологическая направленность творчества Г.Джеймса. Влияние европейских писателей на становление Г.Джеймса. Джеймс и Тургенев. Литература "разгребателейгрязи". Поэзия Карла Сэндберга. Американский натурализм (Х.Гарленд, С.Крейн, Ф.Норрис) и его роль в становлении реалистического романа.
М. Твен – основоположник реализма в американской литературе, создатель эпоса американской жизни. Ранние юмористические рассказы Твена, их фольклоризм, пародийная установка и юмористический колорит. Просветительский идеал "естественного" бытия в "Приключениях Тома Сойера". "Приключения Гекльберри Финна". Образ Миссисипи в романе, его символическое значение. Антибуржуазный пафос романа. Романы Твена на историческом материале ("Принц и нищий", "Янки при дворе короля Артура"). Значение Твена для последующего развития американской литературы.
Итальянская литература. Образование единогогосударства. Кризис романтического мировосприятия эпохи Рисорджименто. Распространение позитивистских идей, их влияние на формирование веризма (Дж.Верга, Л.Капуана, М.Серао). Дж.Верга – глава веризма. Полемика Дж.Верги с "растрепанными". Новелла "Сельская честь" – образец веризма в творчестве Верги. Кризис веризма. Эстетика Б.Кроче. Декаданс в итальянской литературе (Г.Д'Аннунцио).
Славянские литературы. Социокультурнаяситуация в Центральной и Юго-Восточной Европе. Неравномерность культурного и литературного развития стран региона. Специфика литературного процесса в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (сильная романтическая традиция, несформированность натурализма и ограниченность декадентских тенденций). Критический реализм (Б.Прус,Э.Ожешко, Г.Сенкевич, И.Вазов). Символизм в славянских литературах(Э.Ади, И.Цанкар, О.Жупанчич, И.Краско, Т.Траянов, Л.Стоянов).
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ – 64 часа.
Перечень контрольных вопросов и самостоятельных заданий:
В чем своеобразие изучаемого этапа развития литературы?
2.Определить роль предметного мира в романах Ч.Диккенса и авторская позиция в его воспроизведении.
3.Выявить символику в романах Ч.Диккенса и ее роль в раскрытии идейного содержания произведений.
4.Каковы способы изображения душевных состояний героев у Ч.Диккенса?
5.Что является предметом юмора у Ч.Диккенса?
6.Что является предметом сатиры у Ч.Диккенса?
7.Как проявляется балладное начало в поэзии А.Теннисона?
8.В чем заключается двоемирие в поэзии Д.Г. Россетти?
9.Выявить религиозные мотивы в поэзии К.Россетти.
В чем состоит вклад Стивенсона в развитие жанра приключенческого романа?
Что такое эстетизм?
Как эстетизм Уайльда повлиял на трактовку писателем темы двойничества?
13.саково Своеобразие микрокомпозиции в романе Г.Флобера "Госпожа Бовари"?
14.Как реализуется в романе Г.Флобера "Госпожа Бовари" принцип изображения мира?
15.Выявить романтическое и реалистическое начала в романе Г.Фло-бера "Саламбо"?
16.В чем заключаются импрессионистические тенденции в прозе Ш.Бодлера?
17.В чем заключается двоемирие в "Цветах зла" Бодлера?
18.Охарактеризовать "эстетику безобразного" в поэзии и прозе Франции.
Какие философы и писатели оказали влияние на формирование взглядов и писательской манеры Золя?
Какие изменения и почему, с точки зрения Золя, должны произойти в жанре романа?
Какие художественные открытия Золя оказали влияние на дальнейшее развитие западноевропейского и американского романа?
22.Традиции каких французских писателей продолжает Мопассан в жанре новеллы?
23.В чем новаторство Мопассана-новеллиста?
Какие поэтические сборники Верлена вам известны?
В чем заключаются важнейшие художественные открытия Верлена?
Расскажите о жанровом своеобразии пьесы М. Метерлинка “Слепые”.
В чем отличие франсовского героя от образов, созданных крупнейшими французскими писателями-реалистами, предшественниками Франса?
Почему в “Преступлении Сильвестра Бонара” А. Франс обращается к дневниковой форме повествования?
Расскажите о новом типе философствования, разработанном Ф. Ницше.
30.Способы создания и эстетическая функция полифонии в рассказе Г.Бюхнера "Ленц".
Как Ибсен переосмысливает фольклорный персонаж в пьесе “Пер Гюнт”? Что является, по мнению автора, одной из важнейших причин нравственной деградации Пера?
Почему Ибсен назвал пьесу “Пер Гюнт” “драматической поэмой”?
33.В чем заключается идейное и "формальное" новаторство У.Уитмена?
В чем специфика литературного процесса в США в конце XIX в.?
Дайте характеристику творчества крупнейшего американского писаетя-реалиста М. Твена.
Назовите крупнейших писателей-реалистов в литературах Центральной и Юго-Восточной Европы.
Охарактеризуйте основные тенденции итальянской литературы 19 в.
Примерная тематика рефератов
1.Типы лейтмотивов в романе Диккенса "Домби и сын" и способы их создания.
2.Романтические черты в романах Ч.Диккенса.
3.Тургенев - переводчик Флобера.
4.Философская лирика Л.де Лилля. Своеобразие проблем и образов.
5.Авторское мироощущение в «Сплинах» Бодлера и способы его образной передачи.
6.Предсимволистические тенденции в поэзии Ш.Бодлера.
Восприятие Золя в России.
Золя и импрессионизм.
Мопассан и французский реалистический роман XIX века.
“Госпожа Бовари” Флобера и “Жизнь” Мопассана.
Мопассан и Тургенев.
Ренан и Франс.
Французские символисты в русских переводах.
Эссеистика Метерлинка.
15.Ж. Делез о Ницше.
16.Связь образа Олоферна в "Юдифи" Геббеля с героями-бун-тарями романизма.
17.Роль фантастики в психологической драме Геббеля "Гиг и его кольцо".
Женские образы в драматургии Г. Гауптмана (на материале пьес “Одинокие”, “Возчик Геншель”, “Роза Бернд”).
Традиции античной и классицистской трагедии в драматургии Ибсена.
Киркегор и Ибсен.
Психологизм романа А. Стриндберга «Красная комната»
Традиции Д. Дефо в романном творчестве Стивенсона.
Парадокс в творчестве Уайльда.
Традиция французского эстетизма в творчестве Уайльда.
25.Русская история "Хижины дяди Тома" Б.Стоу.
Местный колорит в романах М. Твена
Новеллистика Б. Гарта.
Курсовые работы – не предусмотрены
Примерный список вопросов к зачету
Общая характеристика литературного процесса второй половины 19 в.
Основные литературные направления конца 19 в., их общая характеристика.
Общая характеристика западноевропейского реализма.
Общая характеристика английской литературывторой половины 19 века.
Особенности английского реализма.
Творчество Ч. Диккенса. Общая характеристика.
Жанр рождественской повести в творчестве Ч.Диккенса. Повесть « Рождественская песнь в прозе».
Особенности жанра романа Ч.Диккенса «Оливер Твист».
Смысл названия романа Ч.Диккенса «Большие надежды». Основной конфликт.
Творчество У. Теккерея. Общая характеристика.
Смысл названия и подзаголовка романа Теккерея «Ярмарка тщеславия».
Система образов и композиция в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия».
Викторианский женский роман. Основные представители.
Поэзия прерафаэлитов как явление английской литературы.
Основные тенденции творчества А.Теннисона. Анализ одного из произведений на
выбор.
Английский психологический роман. Д. Мередит. С. Батлер. Т. Гарди, Д. Голсуорси.
Неоромантизм в английской литературе. Творчество Р. Киплина, Р. Стивенсона, Д. Конрада.
Фантастическая и детективная литература в Англии на рубеже веков. Г. Уэлс,Г.К. Честертон, А. Конан Дойль.
Место О. Уайльда в английской литературе. Периодизация творческого пути писателя.
Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе "Портрет Дориана Грея".
Комедии О.Уайльда. «Идеальный муж»: проблематика и поэтика пьесы.
Творчество Флобера. Общая характеристика.
Принципы эстетики Г.Флобера и их преломление в романе «Госпожа Бовари».
Система образов и особенности конфликта в романе Флобера «Госпожа Бовари».
Модификацияжанра исторического романа в «Саламбо» Флобера.
Новелла «Простая душа» в контексте творчества Флобера. Образ героини.
Эстетические принципы группы «Парнас». Поэзия Ш.Леконта де Лиля.
ТворчествоТ.Готьеи его место среди поэтов«Парнаса».
Место Ш. Бодлера во французской литературе. Творческий путь.
Композиция сборника Ш.Бодлера «Цветы зла».Основные темы и мотивы.
Ш.Бодлер«Цветы зла». Анализ одного из стихотворений.
Основные литературные явления декаданса на рубеже веков. М.Ж. Гюйсманс.
Философские и литературные истоки французского натурализма. Творчество Гонкуров.
Эстетические взгляды Э. Золя. Концепция "экспериментального романа". Ранний Золя.
Э .Золя "Жерминаль": концепция личности и среды в романе.
Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...