Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/gont_workshop/prog_test/prog/literature/ru_xviii.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:55:24 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Высшая школа (факультет) телевидения

Кафедра словесности

Утверждаю

Зав. кафедрой

доктор филологических наук

проф. Иванова М.В.

«______»___________________2010 г.

Учебная программа дисциплины

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

XVIII ВЕК»

(Проект)

Автор-составитель: кандидат филологических наук доц. Волкова Е.В.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА

Цель – дать фундаментальные основы знаний по основным квалификационным направлениям (история русской литературы, раздел 18 век) для осуществления профессиональной деятельности в учреждениях средств массовой информации.

ЗАДАЧИ КУРСА

- изучить основные тенденции и закономерности развития литературного процесса в России XVIII века;

- определить значимость русской литературы XVIII века в истории отечественной литературы в целом;

- раскрыть содержание и художественную специфику литературных явлений разных уровней.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс является частью базового курса истории отечественной литературы (10-21 веков), соотносится с курсом истории отечественной журналистики, дает фактологическую и методологическую основу для изучения журналистских жанров и журналистского мастерства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Студент, изучивший дисциплину, должен знать основные тенденции и закономерности развития литературного процесса в России XVIII века; роль, место и значение данного периода литературного развития в истории отечественной литературы; основное содержание и художественную специфику литературных явлений. Студент должен уметь анализировать литературные явления и факты, устанавливать системные связи между ними. Студент должен владеть основными навыками анализа художественного произведения, литературоведческой терминологией и основным категориальным аппаратом историко-литературной науки как научной базой для освоения курса "Истории отечественной литературы XVIII века".

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение в курс "Истории отечественной литературы XVIII века".

Исторические и хронологические границы русской литературы XVIII века, ее национальное своеобразие и преемственная связь с древней русской литературой, с народным творчеством.

2. Литература первой трети XVIII века.

Петровские культурные реформы и их значение для формирования и развития новой русской литературы. Синтез древнерусской и европейской книжных традиций как основа национального своеобразия русской литературы XVIII века. Основные жанры литературы Петровской эпохи.

Рукописные анонимные повести "История о российском матросе Василии Кориотском", "История об Александре, российском дворянине" и др. Отражение в них новой исторической действительности.

Создание при Петре I публичного русского театра. Школьный и придворный театр. Новый светский репертуар. Панегирические и триумфальные пьесы. Переделки популярных повестей.

Идеологическая проза первой трети XVIII века. Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича. Трагедокомедия "Владимир", ее своеобразие и новаторские черты.

Развитие книгопечатания в петровское время и первая русская газета.

3. Литература второй трети XVIII века.

Классицизм как художественный метод. Понятие классицизма. Исторические и хронологические границы классицизма. Рационалистическая картина мира как основа классицистической эстетики. Специфика русского классицизма. Жанровая система русского классицизма. Поэтика русского классицизма. Нормативные тексты русского классицизма – трактаты, закрепившие нормы литературного творчества ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" и "Письмо о правилах российского стихотворства" М.В. Ломоносова, "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий" В.К. Тредиаковского, "Эпистола о стихотворстве" А.П. Сумарокова ").

История и поэтика жанра сатиры в мировой и отечественной литературе. Сатирическое творчество А.Д. Кантемира. Обличение невежества и социальных пороков в сатирах Кантемира. Стиль, язык и стих сатир Кантемира. Героическая поэма "Петрида", басни, "песни" и другие стихотворные сочинения Кантемира. Просветительская деятельность Кантемира.

В.К. Тредиаковский: художественное и теоретико-литературное творчество. Перевод романа П. Тальмана "Езда в остров Любви", романа Д. Барклая "Аргенида", Ф. Фенелона "Странствие Телемака". Переводы западноевропейской прозы как жанровый прообраз романа "воспитания чувств" и "воспитания разума". Реформа стихосложения Тредиаковского. Жанровое разнообразие лирики Тредиаковского.

Одическое творчество М.В. Ломоносова. Ода как ораторский жанр. Завершение преобразования русского стиха ("Ода на взятие Хотина"). Жанровые разновидности оды в поэзии Ломоносова. Торжественная ода, ее гражданская направленность. Духовные оды Ломоносова. Публицистика и драматургия Ломоносова.

Литературная полемика 40-50-х гг. XVIII века между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым.

Утверждение Ломоносовым высокого гражданского значения литературы. Патриотический характер поэзии Ломоносова.

Художественное и теоретико-литературное творчество А.П. Сумарокова. Типология и поэтика драматургических и лирических жанров в творчестве А.П. Сумарокова. Трагедии "Хореев", "Синав и Трувор", "Димитрий Самозванец". Тематика, проблематика и поэтика трагедий Сумарокова. Стиль комедий "Тресотиниус", "Рогоносец по воображению", "Опекун". Многообразие лирических жанров в творчестве писателя. Сатиры и басни Сумарокова. Пародии Сумарокова на литературную личность Ломоносова и Тредиаковского.

4. Сатирическая публицистика конца 60-х-начала 70-х гг. XVIII века. Общественно-политическая, культурная и литературная полемика в русской журналистике 1769-1774 гг. (журналы "Всякая всячина", "Трутень", Живописец", "Адская почта"). Спор о сатире и крестьянский вопрос как отражение общественно-политической и культурной ситуации первых лет царствования Екатерины II. Национально-патриотические темы и мотивы новиковских журналов. Многообразие форм и видов сатиры, стиль и язык новиковских публикаций ("Письма к Фалалею", "Копии с отписок", "Отрывок путешествия в *** И*** Т***" и др.). Сатирическая публицистика как фактор развития литературного процесса в России XVIII века. Сатира народной литературы.

5. Литература последней трети XVIII века. Становление нового литературного направления – русского сентиментализма.

Литературная деятельность В.И. Лукина, его призывы "склонять" иностранные произведения "на русские нравы". "Комедия нравов" и "слезная комедия" в творчестве В.И. Лукина ("Щепетильник", "Мот, любовью исправленный"). Демократическая проза 1760-1770-х гг. Творчество Ф.А. Эмина и М.Д. Чулкова. Становление жанра романа в русской литературе XVIII века. Поэтика эпистолярного жанра в романе Эмина "Письма Эрнеста и Доравры". Поэтика и жанровое своеобразие романа Чулкова "Пригожая повариха".

История и поэтика русской эпической поэмы 1770-1780-х гг. "Россиада" М.М. Хераскова.

Жанр ирои-комической поэмы в творчестве В.И. Майкова и И.Ф. Богдановича. Сатирический и пародийный характер жанра. Поэтика повествования и формы выражения авторской позиции.

Становление национальной драматургической традиции в творчестве Д.И. Фонвизина. Роль ранних сатирических произведений в создании вершин русской драматургии – комедий "Бригадир" и "Недоросль". Поэтика жанра "высокой комедии". Патриотическая и социально-политическая проблематика комедий Фонвизина. Проблема творческого метода писателя. Жанр, стиль и композиция комедии "Недоросль". Новаторство комедий Д.И. Фонвизина".

От "комедии нравов" к стихотворной "высокой комедии". Творчество В.В. Капниста. Комедия "Ябеда", ее актуальный социально-политический характер и особенности стиля и жанра.

Жанр комической оперы в русской литературе 70-х гг. XVIII века. Творчество М.И. Попова, А.А. Аблесимова, М. Матинского. Крестьянская тематика комических опер как отражение демократических тенденций в литературе.

Социально-политическая трагедия в творчестве Я.Б. Княжнина и Н.П. Николева. Трагедии "Росслав" и "Вадим Новгородский" Княжнина. Патриотический и антитиранический характер трагедий.

Поэтическое творчество Г.Р. Державина: трансформация жанра оды ("Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока", "Фелица"). Жанровые разновидности лирики Державина. Философская и анакреонтическая поэзия Державина. Авторская личность. Автобиографичность державинского творчества. Взгляды Державина на поэзию и поэта ("Рассуждение о лирической поэзии или оде"). Державин и классицизм. Эстетика и поэтика лирики Державина. Контрастность как принцип поэтики, бытоописательные мотивы в лирике.

Сентиментализм как художественный метод. Исторические предпосылки возникновения сентиментализма в России, философская платформа сентиментализма (учение об ощущениях – сенсуализм – как источнике познания мира). Концепция личности в сентиментализме в сравнении с классицистической концепцией личности. Специфика русского сентиментализма. Жанровое своеобразие и поэтика сентименталистской прозы А.Н. Радищева. ("Письмо к другу, жительствующему в Тобольске", "Житие Федора Васильевича Ушакова"). Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву": многообразие идейного содержания, жанр, композиция, особенности сюжетосложения, стиль. Проблема автора и героя в "Путешествии…". Проблема художественного метода Радищева.

Повествовательная проза Н.М. Карамзина. Карамзин – глава "нежной школы" в русской литературе 90-х гг. XVIII века. Поэтика сентиментализма в повестях "Бедная Лиза", "Наталья – боярская дочь", "Остров Борнгольм".

6. Пародийное творчество И.А. Крылова. Творчество русских баснописцев XVIII века.

Пародийная рефлексия основных жанров русской литературы XVIII века в творчестве И.А. Крылова. Значение ранних произведений в становлении Крылова-сатирика. Традиции русской сатирической публицистики в журнале одного автора "Почта духов". "Ложные панегирики " Крылова. "Восточная повесть" "Каиб". Социально-политический смысл и художественное своеобразие комедии "Трумф, или Подщипа". Связь между литературной деятельностью Крылова-прозаика и драматурга и Крылова-баснописца.

Поэзия и басенное творчество И.И. Дмитриева и И.И. Хемницера.

7. Заключение. Основные темы, мотивы и идеи русской литературы XVIII века как фактор последующего литературного развития. Значение русской литературы XVIII века для развития отечественной литературы и культуры. Национальная самобытность русской литературы XVIII века.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы

Работа ? 1.

1. Перечислите:

1) Основные жанры литературы Петровской эпохи

2) Жанры, которые использовал в своем творчестве Феофан Прокопович

3) Основные темы "Гистории о российском матросе Василии Кориотском"

4) Известные Вам пьесы театра Петровской эпохи.

2. Какие новые положения внесли в представление о поэзии

1) А.Д. Кантемир

2) М.В. Ломоносов

3) В.К. Тредиаковский

4) А.П. Сумароков

3. Назовите основные темы и поэтические особенности

1) Сатир Кантемира

2) Од Ломоносова

3) Стихотворений Тредиаковского

4) Трагедий Сумарокова

4. Определите жанр произведения, назовите автора:

1) "Путешествие в остров Любви"

2) "Тресотиниус"

3) "Письмо о пользе стекла"

4) "К уму своему, Или на хулящих учение"

Работа ? 2.

1. Назовите основные темы

1) Комедии "Бригадир"

2) Комедии "Недоросль"

3) "Путешествия из Петербурга в Москву"

4) Повести "Бедная Лиза"

2. Назовите автора, определите жанр

1) "Мельник – колдун, обманщик и сват"

2) "Анюта"

3) "Санктпетербургский гостиный двор"

4) "Несчастие от кареты"

3. Дайте краткий анализ одного из стихотворений

1) И.И. Хемницера

2) М.Н. Муравьева

3) И.И. Дмитриева

4) Н.М. Карамзина

4. Назовите автора и определите основные литературные особенности следующих произведений

1) "Фелица"

2) "Каиб"

3) "Душенька"

4) "Остров Борнгольм"

Примерный перечень вопросов к зачету по отечественной литературе XVIII века.

  1. Общая характеристика литературы Петровской эпохи.
  2. "Гистории" петровского времени. Идейное содержание и художественное своеобразие "Гистории о российском матросе Василии Кориотском".
  3. Творчество Феофана Прокоповича. Жанр проповеди. Трагедокомедия "Владимир".
  4. Классицизм как художественный метод. Система жанров классицизма. Своеобразие русского классицизма
  5. Поэтика жанра сатиры в творчестве А.Д. Кантемира. Своеобразие содержания и формы 1-й сатиры "На хулящих учения. К уму своему".
  6. Идея внесословной ценности человека и ее художественное воплощение во 2‑й сатире А.Д. Кантемира "На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений".
  7. В.К. Тредиаковский – поэт и филолог. Основные положения "Нового и краткого способа к сложению стихов российских".
  8. Теория русского классицизма в "Эпистоле о стихотворстве" А.П. Сумарокова.
  9. Жанрово-стилевая теория русского классицизма в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке" М.В. Ломоносова.
  10. Теория русского стихосложения в "Письме о правилах российского стихотворства" М.В. Ломоносова.
  11. Ода как классицистический жанр. Своеобразие оды М.В. Ломоносова "На взятие Хотина". Поэтика торжественной оды.
  12. Духовная и анакреонтическая ода М.В. Ломоносова
  13. Особенности любовной лирики А.П. Сумарокова. Анализ одного из стихотворений.
  14. Жанр классицистической трагедии. Идейно-художественная специфика трагедии "Димитрий Самозванец" А.П. Сумарокова.
  15. Основные темы и своеобразие формы притч А.П. Сумарокова.
  16. Сатирические журналы конца 60-х – начала 70-х гг. XVIII века. Основные проблемы и жанры.
  17. Крестьянская тема и приемы ее раскрытия в журналах Н.И. Новикова.
  18. Творчество Д.И. Фонвизина. Своеобразие сюжета и образной системы в комедии "Бригадир".
  19. Традиционные и новые черты в содержании, сюжетно-композиционной структуре, системе образов, языке комедий Д.И. Фонвизина. "Недоросль" как модель национально своеобразной комедии.
  20. Жанр эпической поэмы в литературе XVIII века (Кантемир, Ломоносов, Херасков).
  21. Трансформация жанра оды в творчестве Г.Р. Державина. Своеобразие оды "Фелица".
  22. Философские оды Г.Р. Державина.
  23. Сатирически-обличительное начало в поэзии Г.Р. Державина.

Новаторство поэзии Г.Р. Державина.

  1. Жанр ирои-комической поэмы в русской литературе XVIII века. Поэма В.И. Майкова "Елисей или раздраженный Вакх".
  2. Поэзия И.Ф. Богдановича. Миф и фольклор в поэме "Душенька". Метрико-ритмические особенности поэмы.
  3. Поэтическое творчество А.Н. Радищева. Традиции и новаторство в оде "Вольность".
  4. Идейно-тематическое своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву". Своеобразие жанра и жанровый состав.
  5. Сентиментализм как художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".
  6. Предромантизм в русской литературе. Своеобразие повести Н.М. Карамзина "Остров Борнгольм".
  7. Тираноборческая трагедия в русской литературе последней трети XVIII века (А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Н.П. Николев).
  8. Жанр басни в литературе второй половины XVIII века (Д.И. Фонвизин, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев).
  9. Проза И.А. Крылова. Восточная повесть "Каиб", журнал "Почта духов", ложные панегирики (по выбору). Шутотрагедия "Подщипа".
  10. История жанра комедии в XVIII столетии (В.И Лукин, Д.И. Фонвизин, В.В. Капнист).

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

? п/п

Наименование

тем и разделов

Всего

(часов)

Аудиторные

Занятия(лекции)

(часы)

Самостоятельная работа

1

Введение в курс "Истории отечественной литературы XVIII века".

4

2

2

2

Литература первой трети XVIII века.

6

2

4

3

Литература второй трети XVIII века.

36

12

24

4

Сатирическая публицистика конца 60-х-начала 70-х гг. XVIII века.

6

2

4

5

Литература последней трети XVIII века. Становление нового литературного направления – русского сентиментализма

42

14

28

6

Пародийное творчество И.А. Крылова. Творчество русских баснописцев XVIII века.

6

2

4

7

Заключение. Основные темы, мотивы и идеи русской литературы XVIII века как фактор последующего литературного развития.

4

2

2

Итого

104

36

68

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет (примерный перечень см. выше)

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная рекомендуемая литература

  1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Классический учебник. М., 2003.
  2. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века. М., 2003.
  3. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. М., 2003.

Хрестоматии:

  1. Хрестоматия по русской литературе XVIII века / Сост. А.В. Кокорев. М., 1965.
  2. Русская литература XVIII века. Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970.
  3. Русская литература XVIII века. 1770-1775. Хрестоматия / Сост. В.А Западов. М., 1979.
  4. Русская литература последней четверти XVIII века. Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1985.

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Л., 1939.

2. Благой Д.Д. история русской литературы XVIII века. М., 1960.

3. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

4. История русской литературы: В 4-х тт. Л., 1980. Т.1. Ч. 2.

(общие исследования):

1. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

2. Серман И.З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

3. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

4. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М.-Л., 1952.

5. Демин А.С. Русская литература второй пол. XVII-нач. XVIII вв. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

6. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977.

7. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

8. Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г,Р, Державин). М., 1979.

9. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

10. Смирнов А.А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

11. Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

12. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1982.

13. История русской драматургии. XVII- первая половина XIX веков. Л., 1982.

14. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984.

15. рифма, строфика. М., 1984.

16. Западов А.В. Поэты XVIII века (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков). М., 1984.

17. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

18. Песков А.М. Буало в русской литературе XVIII- первой трети XIX века. Л., 1989.

19. Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII- начала XVIII века. М., 1989.

20. Русская литература. Век XVIII. Лирика. М., 1990.

21. Русская литература. Век XVIII. Трагедия. М., 1991.

22. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб., 1994.

23. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. М., 1996.

24. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.

25. Лотман Ю.М. Очерки по русской культуре XVIII века / Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII- начало XIX века). М., 1996.

26. Одесский М.П. Очерки исторической поэтики русской драмы. Эпоха Петра I. М., 1999.

27. Масонство и русская литература XVIII- начала XIX века. М., 2000.

28. Гринберг М.С., Успенский Б.А. Литературная война Тредиаковского и Сумарокова в 1740-х начале 1750-х годов. М., 2001.

Дополнительная (статьи по истории русской литературы XVIII века):

1. Стенник Ю.В. Теоретико-литературные взгляды М.В. Ломоносова / М.В. Ломоносов и русская литература. Сборник. М., 1987.

2. Орлов П.А. Сатира М.Д. Чулкова на А.П. Сумарокова / Филологические науки. 1987, ? 4.

3. Курилов А.С. Классицизм в русской литературе: исторические границы и периодизация / Филологические науки. 1996. ? 1.

4. Живов Виктор. Первые русские литературные биографии как социальное явление: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков / Новое литературное обозрение. 1997. ? 25.

5. Ромодановская Е.К. Система жанров в русской литературе переходного периода (XVII – перв. пол. XVIII вв.) / Славянские литературы. Литература и фольклор славянских народов. М., 1998.

6. Серман И. Временные рамки и пограничные вехи литературы XVIII века / Русская литература. 2000. ? 4.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...