Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/gont_workshop/prog_test/prog/literature/ru_up20.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:55:05 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Высшая школа (факультет) телевидения

Кафедра словесности

Утверждаю

_____________________

Зав.кафедрой словесности

доктор филологических наук

проф. Иванова М.В.

«____»____________2010 г.

Рабочая программа курса

«История русской литературы.

Литература второй половины XIX и начала XX века (до 1917 года)»

(Бакалавриат. 48 часов. 24 лекции)

(Проект)

Автор-составитель: доктор филологических наук проф. Михайлова М.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу программы положен принцип историко-культурного освоения литературного процесса второй половина ХIХ — начала ХХ века. Литература каждого из периодов рассматривается в теснейшей связи с общественной жизнью России. Цель программы — выработать у слушателя курса общее представления о происходящих в литературе процессах, обнаружить непрямолинейные соотношения с социальными явлениями, раскрыть творческую индивидуальность художника.

Поскольку программа обращена к слушателям бакалавриата Высшей школы телевидения, то значительное внимание уделяется общественной позиции писателя, его политическим взглядам, его участию в эстетической борьбе и различных группировках. При этом сохраняется внимание к художественному претворению жизненного материала, по-разному осваиваемого на различных этапах творческой эволюции писателя. Не вдаваясь в чисто «филологические» подробности, необходимо научить слушателя обнаруживать своеобразные черты поэтики текста, принадлежащего перу того или иного художника, улавливать его особенности. Желательно указывать на «небросающееся» в глаза, то, что обычно ускользает от взгляда поверхностного читателя. Задачей курса должно стать насыщение воспринимающего «эрудицией» и приучение его к небанальному мышлению, то, что позволит ему, как телевизионному работнику, избегать дидактичеаского и трафаретного в своей будущей деятельности, но и укажет путь к освоению и мировоззрения, и текстов художника.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общая характеристика эпохи. Литературное движение 1856-1868 гг. Идеологическая борьба в это время. Разновидности реализма. Споры в критике. Революционно-демократическая критика В.Белинского. А.Добролюбова, Д.Писарева. Публицисты журнала «Современник». Эстетическая критика А.Дружинина, В.Боткина. Органическая критика А.Григорьева.

И.А. Гончаров – романист. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» – своеобразная трилогия писателя. Деградация личности романтика в «Обыкновенно истории». Диалогический конфликт романа (Александр и Петр Адуевы). Обломов, обломовщина, обломовцы и Обломовка в романе И.А.Гончарова «Обломов». «Обломов» как бессобытийный эпос частной жизни. Петербург и его жители в романе. Гости Обломова. Идиллическая жизнь в Обломовке: фольклорные и мифологические пласты. Про-тиворечивость образа Обломова (ирония и лиризм в его описании). Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы (Ильинская, Пшеницына, Анисья, тетка Ильинской, мать Обломова, Сонечка, подруга Ольги). Символика обрыва и образа бабушки в романе «Обрыв». Изображение творческой личности (художник Райский). Трактовка фигуры нигилиста Марка Волохова.

Эволюция творчества И.С.Тургенева. «Записки охотника» — начало постижения народной души в русской литературе и книга о народе. Живые и мертвые стихии русской жизни. Портрет Пеночкина в «Бурмистре» и «государственный человек» Софрон. Кульминация рассказа. Символический образ Притынного кабака в «Певцах», типы его посетителей. Роль эпилога и «звонкого крика мальчика» в нем. Лирическая проза И.С. Тургенева, ее философский и нравственный смысл. «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды». Споры о будущем России в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». «Лишний человек» 40—х годов — Рудин, финал его жизни. Лирический роман «Дворянское гнездо». Тема долга и отречения (Лаврецкий и Лиза Калитина). Нигилисты и либералы в романе «Отцы и дети». Принцип «парности» героев: Базаров и Павел Кирсанов, Базаров и Аркадий, Феничка и княгиня Р., сестры Одинцовы, братья Кирсановы, Ситников и Кукшина. Аналогия судеб. Политические, философские, эстетические взгляды Базарова. Характеристика Матвея Колязина. Женские образы. Споры о романе «Отцы и дети». Общественно-политическая позиция автора и способы ее выражения в художественном тексте. Философский смысл описания сельского кладбища в эпи-логе (литературные реминис-ценции — Жуковский, Пушкин). «Накануне»: судьбы героических натур. Тип «тургеневской девушки». Противоречивость авторской позиции в «Дыме». «Новь» И.Тургенева: смысл эпиграфа. Судьбы революционеров-народников. Эволюция творчества писателя: тема любви и смерти в его последних произведениях. Лиризм и исповедальность в повестях «Клара Милич», «Песня торжествующей любви». «Стихотворения в прозе» – итоговое произведение писателя. Проблема жанра. Портрет и пейзаж в творчестве Тургенева. Своеобразие тургеневского психологизма: сдержанность психологического анализа, отказ от позиции всеведения «тайный психологизм». Особенности реализма позднего Тургенева: лиризация прозы, повышенная изобразительность, афористич-ность языка.

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского — роман-утопия. Воссоздание модели будущего. Теория разумного эгоизма — фундамент нравственности «новых людей». Иерархия героев. Роль снов Веры Павловны. Проблема женской эмансипации. Диалоги автора и «проницательного читателя». Роль романа в формировании жертвенной аскетики русского интеллигента.

Две линии развития русской поэзии: «чистое искусство» (А.Фет, Ф.Тютчев) и социальная поэзия Н.А. Некрасова.

Общественная и литературная деятельность Н.А.Некрасова. Некрасов – редактор и издатель «Современника» и «Отечественных записок». Новаторство лирики Н.А. Некрасова: «прозаизация», «низкие», буд-ничные сюжеты, народный сказ. Песенная основа стиха. Гражданственный пафос поэзии. Облики Музы Некрасова. Образ Петербурга в циклах «На улице», «О погоде», стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Любовная лирика: «панаевский» цикл. Крестьянская лирика («Размышления у парадного подъ-езда», «Железная дорога», «В дороге» и др.). Трагизм стихотворений о ре-волюционерах-современниках («Памяти Добролюбова», «Пророк»). «Покаянная» лирика («Рыцарь на час», «Уныние», «Зине»). Фольклорные поэмы Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос» – поэмы о народе и для народа. «Мороз Красный нос» как реконструкция народного сознания. «Кому на Руси жить хорошо» – итоговая фольклорно-эпическая поэма Некрасова. Своеобразие ее сюжетно-композиционной организации. Черты эпоса. Крестьянский мир в изображении поэта. Крестьяне-бунтари, правдоискатели, рабы, странники, богомольцы. Судьба русской женщины-крестьянки. Проблема счастья и образ Гриши Добро-склонова. Формы выражения народного сознания в поэме. Элементы фольклора в «Кому на Руси жить хорошо» (пословицы, присловья, загадки, песни, плачи и т.д.).

Пантеистическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Космическое начало в поэзии Ф.Тютчева. Пантеизм пейзажной лирики поэта. Тютчев и Шеллинг. Образы хаоса и ночи в лирике Тютчева. Традиции Г.Р.Держа-вина, В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова. Философия любви в лирике Тютчева: мотив «убий-ственной» страсти. Автобиографическая основа «денисьевского» цикла.

Импрессионистическая лирика А.Фета. Фет и Шеншин. Специфика организации времени и пространства в пейзажной лирике Фета. Особая музыкальность стихотворений. Сопряжение далеких понятий, фиксация неопределенных состояний. Соединение бытового и космического. Тема любви. Красота как основа мира. Фет — поэт «чистого искусства». Разрыв с социальной составляющей.

А.Н.Островский – создатель национального театра. Проблемы российского общества и их отражение в драматургии А.Н.Островского. Типы купцов («Свои люди – сочтемся». «Бедность – не порок», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты»). Мотив обманутых обманщиков и плутовской конфликт. Искусство бытописания. Жанры трагедии и комедии у А.Н.Островского. Проблема актерских амплуа. Драмы А.Н. Островского («Гроза», «Бесприданница»). «Горячее сердце» русской женщины. Трагедия народно-религиозного сознания в драме «Гроза». Жанровые особенности пьесы. Система персонажей. «Темное царство» и его представители. Типы героев (жертвы, самодуры, несогласные). Мотивы самоубийства Катерины. Символика образы грозы. «Бесприданница» как высокая мелодрама. Трагедия женской красоты в пьесе. Лариса Огудалова и мир буржуазной провинции. Мир театра в изображении драматурга («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). «Лес»: театр жизни и жизнь театра. Синтез комедии нравов с комедией интриги. Смысл заглавия. Мотив денег. «Двойники» в комедии (Счастливцев/Несчастливцев, Гурмыжская/Улита). Катерина из «Грозы» и Аксюша из «Леса». Психологический подтекст и недосказанность как примета поздней драматургии Островского, предваряющая чеховский психологический театр. Основные темы и образы поздних пьес Островского. Искусство речевых характеристик драматурга, смысл имен и фамилий.

Сатирические романы М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы»). Искусство гротеска и пародии. Сатира и трагедия в «Истории одного города». Роман как пародия на летописи и официальную историографию. Русская история в кривом зеркале гротеска. Тема власти и народа: абсурдность власти (градоначальников) и идиотизм глуповцев. Символика финала. Образ «Оно». Интерпретации образа. «Господа Головлевы» как пародия на дворянские семейные хроники русской лите-ратуры. Деградация дворянского рода Головлевых. Соединение в Порфирии Головлева черт евангельского Иуды, мольеровского Тартюфа и ветхозаветного блудного сына. Трагизм финала. «Пошехонская старина» - автобиографическая проза. Сказки. Обличение либерализма, приспособленчества, самодержавного деспотизма и бюрократии. Формы сатирического: гипербола, гротеск, пародия, ирония, сарказм, насмешка и пр. Связь с народными сказками (зачины, «животные маски», реалистическая фантастика).

Творчество Ф.М. Достоевского. Повествования об «униженных и оскорбленных «Бедные люди» как образец сентиментального реализма. Тема маленького человека. Каторга и ссылка как переломные моменты в жизни писателя. От натуральной школы («Бедные люди») к постижению человеческой натуры («Записки из Мертвого дома»). «Подпольный человек» Достоевского. Экзистенциальная проблематика «Записок из подполья». «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Многожанровость» романа. Теория Раскольникова о «праве на кровь» по совести. Христианский гуманизм Сони Мармеладовой. Притча о воскрешении Лазаря и общая логика романа. «Двойники» Раскольникова. Суд человеческий и суд Божий в художественном понимании писателя. Жизнь на «аршине» пространства. Бунтующие и смиряющиеся герои. Роль снов в развитии сюжета. Проблема положительно прекрасного человека в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Мифологические и литературные прообразы главного героя: Христос, Дон-Кихот Сер-вантеса, «рыцарь бедный» Пушкина и др. Рогожин, Настасья Филипповна и их еван-гельские «параллели»: раскаявшийся разбойник и блудница. «Идиот» как роман-миф. Судьба до-бра в этом мире. Значение кольцевой композиции романа. «Бесовщина» русской социальной жизни: «Бесы» как роман-предостережение. Мифологическое начало в романе. Смысл эпиграфа романа «Братья Карамазовы». Уголовная фабула и философский сюжет произведения. Философская дискуссия в романе: безбожный «гуманизм» Ивана; Смердяков и черт – двойники Ивана; «хождение души» Дмитрия «по мытарствам»; образ «муравей-ника» в «Поэме о Великом инквизиторе»; старец Зосима и христианская идея ответственности за всех и за все в мире. «Реализм в высшем смысле слова», или «фантастический реализм»: художественный метод Достоевского. Полифонизм романов Достоевского. Конфликт «pro et contra» в его романах. Речь Достоевского о Пушкине.

Начало творческого пути Л.Н. Толстого. Открытие «диалектики души» в автобиографической трилогии («Детство», «Отрочество», «Юность»). Понятие правды - главный критерий художественности в «Севастопольских рассказах». Категория «естественной», «живой жизни» («Казаки»). Эпическое изображение судьбы России в «Войне и мире». История замысла. «Роевое начало» русской народной жизни, фатализм Платона Каратаева. «Мысль народная» в эпопее. Философия войны: развенчание мифа о героях – творцах истории. Кутузов и Наполеон. Нравственные искания героев. «Природные» (Ростовы) и «интеллектуальные» (Болконский, Безухов) натуры. Семьи Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных как воплощение «мысли семейной» в романе. Принципы изображения женских характеров. Искусство композиции: «лаби-ринт внутренних сцеплений». Значение эпилога. Роман-трагедия «Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе. Автобиографизм образа Левина. Прообразы Анны. Проблема виновности и возмездия. Смысл библейского эпиграфа. Сны. Символика. Перелом в духовном развитии Л.Толстого в 1880-е годы. Переход на позиции патриархального крестьянства. Публицистические произведения «Исповедь», «В чем моя вера» как основа толстовства и его идеи непротивления злу насилием. Народные рассказы. Издательство «Посредник». «Крейцерова соната»: полемика вокруг произведения. Критицизм романа «Воскресение»: «срывание всех и всяческих масок» в изображении церкви и государственных учреждений. Тема нравственного возрождения. Эволюция и прозрение князя Нехлюдова. Образ Катюши Масловой, ее духовный путь. Образы революционеров. Повесть «Хаджи-Мурат» как оправдание сопротивляющегося героя. Драматургия Толстого: «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп». Уход и смерть Л.Толстого.

Трагизм писательской судьбы Н.С. Лескова. Публицистические статьи писателя. Литературное «изгнанничество». Антинигилистические романы писателя М. Стебницкого: «Некуда», «На ножах». Черты пародии и полемики в «Некуда». Позитивные моменты критики российских «прогрессивных» преобразований в антинигилистических романах писателя. Жанровые ориентиры его прозы: анекдот, притча, «старая сказка», легенда, «бытовой апокриф». Мастер сказа. Бытовой экзотизм прозы Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда». Типы праведников и странников («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Тупейный художник»). Психологизм и бытописательство. «Драмокомедия» Ивана Северьяновича Флягина. Трактовка «очарованности». Образ цыганки Груши. Смысл странствований героя. Роман «Соборяне». Образы священнослужителей. Типы праведников. Традиции древнерусской литературы. Мифопоэтическая основа сказов. Мифы-символы национального развития. Концепция народного характера в творчестве Лескова («богомолье», пьянство, мистицизм, мечтательность, безверие, патриотизм, невежество, самомнение). Традиции Лескова в творчестве А.Ремизова, М.Горького, М.Зощенко.

Тенденции русской прозы 70-90-х годов. Социальный реализм народнической литературы (Ф.Решетников, Н.Успенский, Г.Успенский). Психологический реализм и лирико-романтические элементы в прозе В.Гаршина. Военная тема в творчестве художника, толстовские традиции («Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»). Судьба падшей женщины («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Вопросы искусства в трактовке («Художники»). Аллегорическое и трагическое в его произведениях («Красный цветок», «Аttalea princrps»). Проблема протеста и героизма, необходимость борьбы со злом. Экспрессионистские тенденции.

Романтический оптимизм В.Короленко. Общественная деятельность писателя. Ссылка в Якутию. Правдоискатели, возмутители спокойствия и мечтатели в его рассказах («Сон Макара», «Чудная», «Соколинец»). Теоретическое обоснование необходимости слияния романтизма и реализма в русской литературе. Символика света в «Огоньках», «Слепом музыканте». Разгадка русского национального характера в рассказе «Река играет». Переплетение традиций Достоевского и Чехова в рассказе «Не страшное». Короленко-публицист («Бытовое явление», «Мултанское дело», «Дело Бейлиса»). Мемуарная документалистика: «История моего современника». Общественное бесстрашие Короленко в советские годы: «Письма к Луначарскому».

Новаторство А.П.Чехова в области драматургии и новеллистики. От Антоши Чехонте к Антону Чехову. Ранняя юмористика (пародия, анекдот, гротеск). Переосмысление темы «маленького человека». «Смерть чиновника» как пародийное переосмысление гоголевской «Шинели». Жанр короткого рассказа. Трагизм рутины, ритуальности, «формы». Открытая ироничность. Повесть «Степь»: бытовое и бытийное в тексте. Значение поездки на Сахалин и ее итог: книга очерков «Остров Сахалин». Проблема романа и циклизации «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Сложность выражения авторской позиции – обманчивость объективности повествования. «Внутренняя ирония», символика и импрессионистические элементы его произведений. Деталь и подтекст. Лиризм и ирония в изображении героев. Ужас «футлярного» существования. Роль открытых финалов («Студент»). М.Горький о «трагизме мелочей жизни» в рассказах Чехова. Беда или вина доктора Старцева? («Ионыч»). Открытия в драматургии. Новизна конфликта, новый источник драматизма (не события, а их отсутствие, всесилие повседневности), музыкальность, лиризм, «подводное течение» (подтекст). Средства его выражения («разорванный диалог», паузы, рефрены, звуковые и цветовые лейтмотивы, жестовое поведение и т.д.). Режиссерский театр как «ключ» к постановкам пьес Чехова на сцене (Московский Художественный театр, К.Станиславский, В.Немирович-Данченко). «Три сестры» А.П. Чехова — пьеса обманутых надежд. Символика «Чайки». Идеи «нового театра» в понимании Треплева. Символическая гибель России в «Вишневом саде». Потерянность героев (Шарлотта): распад дома, исчезновение тепла. Особенности чеховских ремарок. Время как главный герой произведений Чехова.

Конец XIX – начало ХХ века как особый этап в литературе. Интерпретация понятия «Серебряный век». Границы периода. Этапы изучения этого периода в истории культуры. Пафос «переоценки ценностей». Социальный кризис. Религиозные искания этого времени. Ренессанс русской духовной культуры. Усиление философского начала в литературе. Стилевые искания в сфере реализма. Художественные вариации реалистического направления. «Сентиментальный», «дидактический», «романтический» реализм. Обновление классического реализма. Место классиков – Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко – в литературном процессе. Обновление классического реализма. Традиции классического реализма в творчестве их младших современников (А.И.Куприн, В.В.Вересаев, И.А.Бунин). Неореализм в литературе 1910-х годов. «Идеологи» русского неореализма: М.Волошин и Е.Колтоновская. Его представители: М.Пришвин, М.Замятин, А.Толстой.

Дебют М.Горького. Реалистические и романтические тенденции в творчестве молодого М.Горького. Нарастание романтических тенденций в литературе 1890-х годов. Феномен М.Горького. Рассказы о босяках: романтический конфликт и реалистическое обрамление. «Выламывающийся» герой («Фома Гордеев», «Трое»). Социальный, идеологический и философский смысл драмы «На дне». Столкновение правды и лжи. Спор о человеке. Собирание М.Горьким демократических сил русской литературы. Издательство «Знание»: влияние демократических и социалистических идей на творчество писателей. Драматургия «знаньевцев». Символика природных катаклизмов (ледоход, весенний разлив реки, пожар). Экспрессионистские включения (цветовая и звуковая символика). Образ толпы. Роль революции 1905—1907 гг. на творческое поведение писателей—соратников (Л.Андреев, А.Серафимович, Скиталец). Пьесы Горького об интеллигенции и классовом размежевании («Дачники», «Варвары», «Дети солнца»). Возможные трактовки романа «Мать», многоуровневость текста. «Две матери» в изображении Горького: Ниловна и Васса Железнова. Разложение буржуазного мира и бацилла собственничества Концепция русского национального характера в русской прозе 1910-х годов. Бунтарство и пассивность русского человека («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»). Каприйская колония писателей. Позиция «проходящего» (сборник «По Руси»). Типы русских людей. Трактовка «маленького человека». Статья М.Горького «Две души». Автобиографические произведения М.Горького – «Детство», «В людях», «Мои университеты». Критика «свинцовых мерзостей» русской жизни, преодоление их героем. Образы бабушки и деда. Позиция писателя к 1917 году. «»Несвоевременные мысли» М.Горького.

Творчество И.А.Бунина: от прекрасного («Антоновские яблоки») к вечному («Господин из Сан-Франциско»). Народнические «издержки» раннего творчества («Танька», «Вести с родины»). Оппозиция цивилизации — мир патриархальной деревни («Руда», «Новая дорога»). Цикл очерков «Тень птицы» — итог поездки Бунина по странам Ближнего Востока. Изменение взгляда на соотношении вечного и временного. Проблема русского национального характера («Деревня», «Суходол»). Публицистическое начало в «Деревни»: споры о русском народе. Рассказы о крестьянстве («Захар Воробьев»). Психика славянина. «Пестрая душа» русского человека. Национальный мир М.Горького и И.Бунина. Буддийская философия и ее отражение в творчестве писателя («Братья», «Соотечественник», «Сны Чанга»). Тема любви в дореволюционных рассказах («Легкое дыхание», «Грамматика любви») и ее развитие в эмигрантском творчестве (цикл «Темные аллеи»). Толстовский критицизм в «Господине из Сан-Франциско». Идея катастрофизма. Документальность в «Окаянных днях». «Жизеь Арсеньева» — книга первого русского Нобелевского лауреата. Арсеньев и Бунин: проблема автобиографичности романа. Особенности психологизма Бунина. Роль детали. «Парчовая проза» писателя.

Процесс формирования творческой индивидуальности А.И. Куприна. Отголоски журналистской деятельности в первых произведениях. Прямолинейность характеристик в «Молохе». Поэтизация «естественного человека» («Олеся»). Военная проблематика в творчестве писателя. Рождение личности в «среднем человеке»: образ Ромашова («Поединок»). Интерпретация ницшеанской философии в речах Назанского. Героизм маленького человека («Гамбринус»). Фантастическое в произведениях писателя («Тост», «Звезда Соломона»). Тема любви («Суламифь», «Гранатовый браслет»). Острота поднятой темы в «Яме».

Дореволюционный путь И.С.Шмелева: от «Гражданина Уклейкина» к «Человеку из ресторана». Нравственные и социальные искания его героев. Влияние идей Толстого и Достоевского на концепцию человека в творчестве писателя. Шмелев — художник «обездоленных» («Забавное приключение»). Природа, человек, мир в творчестве И.Шмелева («Пугливая тишина»).

На «пересечении» реализма и модернизма. Понятие о пограничных явлениях в русской литературе. Место Л.Андреева в литературном процессе. Мир его прозы. Богоборчество героев («Жизнь Василия Фивейского»). Сентиментальность и экспрессивность. Восприятие Андреевым русской революции 1905—1907 гг. («Губернатор», «Тьма», «Рассказ о семи повешенных»). Андреев и сюрреализм. Андреев и экзистенциализм («Жизнь человека»). Тяготение к изображению сущностей, разрушение индивидуального, аллегоричность, гиперболизм, обращение к вневременным категориям («Мысль», «Бездна»). Пацифизм Андреева («Красный смех»). Трактовка евангельских текстов («Иуда Искариот»). Андреев и Б.Брехт. Вариации его драматургического наследия: экспрессионистская («Жизнь человека»), бытовая («Дни нашей жизни»), неомифологическая («Анатэма») драмы. Теория «панпсихизма».

Творчество А.Ремизова. Экзистенциальное начало. Ремизов и Л.Шестов. Трагизм бытия в изображении писателя. Субъективизм и фатализм художника. Фантастика и гротеск в творчестве Ремизова. Плач о русской душе («Крестовые сестры»). Стилизаторская филигранность обработки легендарных и сказочных сюжетов.

Творчество Б.Зайцева. Зайцев и Бунин: две концепции любви. Мистический реализм художника («Священник Кронид», «Аграфена»), экспрессионистские элементы в его творчестве («Черные ветры»), импрессионистическая поэтика («Полковник Розов»). Импрессионистическое начало в эпосе (роман «Дальний край»)

Начало творческого пути А. Н. Толстого: книги «За синими реками» и «Сорочьи сказки» (фольклорные основы). «Повторный» дебют Ал.Толстого — цикл рассказов «Заволжье». Сатирические интонации в описании усадебного мира. Концепция русского человека: мечтатели и хищники («Мишука Налымов», «Приключение Растегина». «Красочные и нелепые чудаки» (романы «Чудаки» «Хромой барин»). «Вещный» мир обитателей дворянских гнезд. Ал.Толстой и Бунин. Традиции Гоголя и Тургенева.

Сатирическая линия в русской литературе 1910-х годов: А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саша Черный. Журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

Этапы развития русского символизма. Появление в 1890-х годах «старших символистов». Программные выступления В.Брюсова и Д.Мережковского. Символизм как школа и как религиозно-мистическое творчество. Этапы развития русского символизма. Старшие символисты и младосимволисты. Петербургская и московские «школы» символизма. Понятие о предсимволизме. Философско-эстетическая программа и стихотворная практика старших символистов. Теоретические работы Акима Волынского, В.Брюсова, Д.Мережковского, Н.Минского. Трактовки символа Брюсовым и Мережковским. Поэзия старших символистов. Ранние сборники К.Бальмонта, З.Гиппиус. Декадентство и символизм. Идеи Ницше в восприятии русских символистов. Религиозные концепты и импрессионистическое начало. Импрессионизм как стиль.

Историческая проза символистов. Исторические романы В.Я.Брюсова («Огненный ангел») и Д.С.Мережковского (трилогия «Христос и Антихрист»). Понятие о стилизации и воспроизведение духа прошлых эпох. «Вечный символист» Ф.Сологуб. Ведущие мотивы его поэзии. Жанровая специфика его прозы (философско-бытовой роман «Мелкий бес», авантюрно-фельетонная основа двоемирия «Творимой легенды»). Трансформация традиций русской классики («Петербург» А.Белого).

Символизм как миросозерцание в трактовке младосимволистов. Идеи философа Вл. Соловьева и их влияние на творчество А.Блока, Андрея Белого. Проблема «жизнетворчества». Идея пути в творчестве А.Блока: «трилогия вочеловечения». Культ Прекрасной Дамы (1-й этап). Приближение к земному (2-й этап). Тема России и преодоление «страшного мира» (3—й этап).

На «переходе» от символизма к акмеизму. Проблема художественного своеобразия поэзии, драматургии и критической прозы И.Анненского. «Трогательное» в его поэтике. Импрессионизм его поэзии. Способы претворения социального («Старые эстонки»). Лирический герой И.Анненского.

Постсимволистские течения: акмеизм и футуризм.

Акмеизм. Манифесты акмеизма. «Цех поэтов». Н.Гумилев – ученик В.Брюсова и глашатый акмеизма. Теория и художественная практика. Творческие индивидуальности акмеистов: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам С.Городецкий, М.Зенкевич и др.

Футуризм как явление авангарда. Словотворчество футуристов. Искусство книги у футуристов. Футуризм и живопись. Футуризм и театр. В.Маяковский и В.Хлебников: общее и индивидуальное.

Новокрестьянская поэзия: Н.А.Клюев. С.А.Есенин, С.А.Клычков. Образ России. Христианское и еретическое. Мифотворчество и фольклорная традиция.

Литература

Тургенев И.С. Записки охотника (2-3 рассказа по выбору). Месяц в деревне. Дневник лишнего человека. Ася. Вешние воды. Первая любовь. Отцы и дети. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Дым. Новь (один из романов по выбору). Клара Милич. Призраки. Песнь торжествующей любви (одна из «таинственных» повестей по выбору). Стихотворения в прозе (2-3 по выбору).

Гончаров И.А. Обломов (еще один роман по выбору).

Островский А.Н. Гроза. Лес + пьеса из театральной жизни («Без вины виноватые», «Таланты и поклонники»), либо любая другая (по выбору).

Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. Мороз Красный нос (либо любая другая поэма – по выбору). Лирические стихотворения (5-6 – по выбору, 1-2 обязательно из «панаевского цикла» и сборника «Последние песни»).

Чернышевский Н.Г. Что делать?

Фет А.А. «На заре ты ее не буди…», «Шепот, робкое дыханье», «Кот поет, глаза прищуря…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Одним толчком согнать ладью живую…».

Тютчев Ф.И. «Как океан объемлет шар земной…» «Silentium», «О чем ты веешь, ветр ночной?», 2-3 стихотворения «денисьевского цикла».

Достоевский Ф.М. Бедные люди. Записки из подполья. Преступление и наказание. Бесы.

Лесков Н.С. Очарованный странник. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. Запечатленный ангел. Леди Макбет Мценского уезда. Житие одной бабы. На ножах. Некуда. Соборяне (один из романов по выбору).

Толстой Л.Н. Детство. Севастопольские рассказы (один из цикла). Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Воскресенье» (один из романов по выбору). Хаджи-Мурат.

Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы. 2-3 сказки (по выбору).

Гаршин В. М. Четыре дня. Происшествие. Красный цветок. Attalea princes. Лягушка-путешественница.

Короленко В.Г. Сон Макара. Чудная. Река играет. Не страшное. Одно из публицистических произведений (Бытовое явление. Дело Бейлиса. Мултанское жертвоприношение. Дом ? 13).

Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Злоумышленник. Унтер Пришибеев. Попрыгунья. Палата ? 6. Человек в футляре. Дама с собачкой. Мужики. Бабы. Три года. Студент. Душечка. Ионыч. Вишневый сад. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры (2 пьесы по выбору).

М.Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Трое. На дне. Дети солнца (или «Дачники», «Варвары»). Мать. Городок Окуров. Васса Железнова. Детство. В людях. Страсти-мордасти. Ледоход.

Бунин И.А. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Сны Чанга. Легкое дыхание. Братья. Соотечественник. Пестрые уши. Солнечный удар. Темные аллеи. Чистый понедельник. Жизнь Арсеньева.

Куприн И.А. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Гранатовый браслет. Звезда оломона.

Шмелев И.С. Гражданин Уклейкин. Человек из ресторана. Елисейские поля. Забавное приключение.

Толстой Ал. Мишука Налымов. Приключения Растегина. Чудаки. Хромой барин.

Андреев Л.Н. Мысль. Жизнь Василия Фивейского. Бездна. Красный смех. Рассказ о семи повешенных. Иуда Искариот. Тьма. Жизнь человека. Дни нашей жизни.

Ремизов А.М. Пруд. Крестовые сестры.

Зайцев Б.К. Волки. Аграфена. Дальний край.

Мандельштам О.Э. 4—5 стихотворений из сборника «Камень».

Ахматова А.А. 5—6 стихотворений из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая».

Клюев Н.А. 2—3 стихотворения из сборника «Сосен перезвон»

Есенин С.А. Радуница.

Клычков С.А. 2—3 стихотворения из сборника «Песни», «Потаенный сад».

УЧЕБНИКИ И ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

История русской литературы XIX века. II половина. М., 1991.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX в. (70-90-е годы). М., 1983.

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX в. М., 1981.

История русской литературы. В 4-х томах. Т.3. Л., 1982; Т. 4. 1984.

История русской литературы XIX века. Вторая половина / Под ред. Н. Скатова. М., 1987.

Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-ХХ вв. М., 1990.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000

Минералов Ю.И. История русской литературы. М., 2003.

Орлов В. Перепутья: Из истории русской поэзии начала ХХ века. М., 1986.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала ХХ века

Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.,1964.

МОНОГРАФИИ О ТВОРЧЕСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ АВТОРОВ

Л.Н.АНДРЕЕВ

Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин., 1984.

Бугров Б.С. Леонид Андреев. Проза и драматургия. М., 2000.

И.Ф.АННЕНСКИЙ

Федоров А. Иннокентий Анненский. Личность и творчество. Л., 1984.

А.А.АХМАТОВА

Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой.

Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997.

Кормилов С.И.. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 2000.

К.Д.БАЛЬМОНТ

Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. Поэт с утренней душой: Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. М., 2003.

А.А.БЛОК

Авраменко А.П. Блок и русский поэты ХIХ века. М., 1990.

Долгополов Л.К. Александр Блок. Л., 1980.

Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975.

В.Я.БРЮСОВ

Максимов Д. Брюсов: поэзия и позиция. Л.. 1969.

И.А.БУНИН

Мальцев Ю. Иван Бунин: 1870-1953. М., 1994.

Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина. М., 1998.

Михайлова М.В. От прекрасного к вечному. Эволюция творческих принципов И.А.Бунина. Орел, 2008.

В.М.ГАРШИН

Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

Поэтика В.М.Гаршина. Челябинск, 1991.

И.А. ГОНЧАРОВ

Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979.

Краснощекова Е. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.

Лощиц Ю. Гончаров. М., 1986.

Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров – романист и художник. М., 1992.

Отрадин М.В. Проза И.А.Гончарова в литературном контексте. СПб., 1994.

Петрова Н.К. И.А.Гончаров. М., 1979.

Пруцков Н.И.Мастерство Гончарова-романиста. М.-Л., 1962.

М.ГОРЬКИЙ

Бялик Б.А. М.Горький—драматург. М., 1997.

Голубков М.М. Максим Горький. М., 1997.

Сухих С.И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. Нижний Новгород., 1992.

Спиридонова Л.А. М Горький: диалог с историей. М., 1994.

Н.С.ГУМИЛЕВ

Шубинский В. Николай Гумилев. Жизнь поэта. СПб., 2004.

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ

Арденс Н.Н. Достоевский и Толстой. М., 1970

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1963.

Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М., 1971.

Достоевский – мыслитель и художник. М., 1972.

Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976.

Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. М., 1971.

Кудрявцев Б.Г. Три круга Достоевского. Событийное, социальное, философское. М., 1979.

Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1995.

Померанц С.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990;

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972 (Глава «Тематическая композиция романа “Идиот”»).

Творчество Достоевского в русской мысли 1881 – 1931 годов. М.,1990.

Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964; Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967.

С.А.ЕСЕНИН

Захаров А.Н. Поэтика Есенина. М., 1995.

Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

Солнцева Н.М. Сергей Есенин. М., 1997.

В.Г. КОРОЛЕНКО

Бялый Г.А. В.Г.Короленко. Л., 1983.

Логинов В.М. О Короленко и литературе. М., 1994.

Н.С.ЛЕСКОВ

Аннинский Л.Лесковское ожерелье. М., 1982.

В мире Лескова. М., 1983.

Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков М.. 1979.

Дыханова Б.С. «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» М., 1987.

Другов Б.М. Н.С.Лесков. Очерк творчества. М., 1961.

Лесков А.Н. Жизнь Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. В 2 томах. М., 1984.

Троицкий В.Ю. Лесков - художник. М., 1974.

В.В.МАЯКОВСКИЙ

Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.

Кормилов С.И., Искржицкая И.Ю. Владимир Маяковский. М., 1998.

Д.С.МЕРЕЖКОВСКИЙ

Холиков А. Мережковский. Из жизни до эмиграции: 1865—1919. СПб., 2010.

Н.А.НЕКРАСОВ

Аникин В.П. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» М., 1969.

Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов. Проблемы творчества. Л., 1989.

Гиппиус В.В. Некрасов в русской поэзии XIX века // В.В. Гиппиус. От Пушкина до Блока. М.,1966.

Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.

Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986.

Степанов Н.Л. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. М., 1971.

Чуковский К.И. Мастерство Н.А.Некрасова. М., 1962.

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

А.Н.Островский и литературно-театральное движение XIX-XX в. Л., 1974.

Анастасьев А.И. «Гроза» А.Н.Островского. М., 1975.

Журавлева А.И. Островский – комедиограф. М., 1981.

Журавлева А.И., Некрасов В. Н. Театр Островского. М., 1980.

Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М., 1997.

Костелянец Б. «Бесприданница» А.Н. Островского. М., 1982;

Лакшин В.Я. Театр Островского. М., 1985; Пять великих имен. Ста-тьи, исследования, эссе. М., 1988.

Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. М.-Л. 1961.

Холодов Е.Г. Мастерство А.Н. Островского. М., 1967;

Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. М., 1967;

М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Базанова В.Г. «Сказки» Салтыкова-Щедрина. М.-Л., 1966.

Бушмин В. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.

Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус В.В.От Пушкина до Блока. М.-Л., 1966.

Горячкина М.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1965.

Кирпотин В. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: Жизнь и творчество. М., 1955.

Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск; Смех Щедрина. М., 1988;

Покусаев Е.И. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». М., 1976.

Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

Турков А. М. Салтыков-Щедрин. М., 1981.

Л.Н.ТОЛСТОЙ

Арденс Н.Н. Достоевский и Толстой. М., 1970

Бабаев Э. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого. М., 1978.

Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н.Толстого.

Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» М., 1978.

Галаган Г.Я. Л. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.

Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

Гудзий Н.К. Лев Толстой. М.. 1960.

Ковалев В. А. Творческий путь Л.Н.Толстого. М., 1988.

Кузина Л., Тюнькин К. «Воскресенье» Л.Н.Толстого. М., 1978.

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». М., 1979.

Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. М., 2000.

Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Войгна и мир». М., 1987.

А.Н.ТОЛСТОЙ

Варламов А.Н. Алексей Толстой. М., 2008.

Крюкова А.М. А.Н.Толстой и русская литература. М.. 1990.

И.С.ТУРГЕНЕВ

Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972.

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. Л., 1962.

Курляндская Г.Б. И.С.Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. Тула, 2001.

Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. Л., 1975.

Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев – художник слова. М., 1980.

Троицкий В.Ю. Книга поколений. О романе Тургенева «Отцы и дети». М., 1979.

Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979.

Ф.И.ТЮТЧЕВ

Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. М.,1978.

Осповат А.Л. «Как слово наше отзовется…» М., 1980.

Пигарев К.В. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. М., 1962;Тютчев и его время. М., 1978.

Пумпянский Л. Поэзия Ф.И.Тютчева // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000.

А.А.ФЕТ

Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А.Фета. М., 1975.

Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. М., 1990.

Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Покусаев Е.И. Николай Гаврилович Чернышевский. Очерк жизни и деятельности. М., 1960.

Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

Рустамова З. И. Концепция человека в наследии Н.Г. Чернышевского. Баку, 2006.

Тамарченко Г. Е. Чернышевский-романист. Л., 1976.

Старыгина Н.Н. Русский роман в ситуации философско-религиозной полемики 1860-1870-х годов. М., 2003.

А.П.ЧЕХОВ

Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1984.

Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. М., 1982.

Зингерман Б.И. Время в пьесах Чехова // Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979.

Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М., 1998.

Линков В. Художественный мир прозы А.П.Чехова. М., 1982; Скептицизм и вера Чехова. М., 1996.

Паперный З. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.

Полоцкая Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1976; Пути чеховских героев. М., 1983.

Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. Л., 1972 (глава «Принципы построения пьес Чехова»).

Сухих И.Н. Поэтика Чехова. Л., 1987.

Турков А. Чехов и его время. М., 1987.

Чудаков А.П. Мир Чехова. Становление и утверждение. М., 1986.

Чуковский К. О Чехове. М., 1967.

И.С. ШМЕЛЕВ

Солнцева Н.М. Иван Шмелев: Жизнь и творчество: Жизнеописание. М.: Эллис Лак, 2007.

Сорокина О. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...