Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Высшая школа (факультет) телевидения
Кафедра словесности
Утверждаю
Зав. кафедрой
доктор филологических наук
проф. Иванова М.В.
«______»___________________2009 г.
Учебная программа дисциплины
«СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ»
Магистратура. 1 курс.
(Проект)
Автор: доктор филологических наук проф. Леденева В.В.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель - выработать представление о медиатексте как объекте многоаспектного характера, требующего осмысления в коммуникативном и лингвистическом аспекте; представить теорию текста в целом как научную основу оптимального анализа и организации медиатекста, в том числе создаваемого в тележурналистике.
Задачи:
- охарактеризовать специфику СМИ как сферы функционирования медиатекста;
- охарактеризовать сущность текста и медиатекста как его типа в сфере функционирования «массовая коммуникация», осветить современные аспекты его изучения;
- ознакомить с базовыми понятиями теории текста;
- охарактеризовать основные единицы, категории медиатекста и механизмы его образования (построения) в сравнении с текстом других сфер; представить медиатекст как особый фрагмент в синхронно-диахронном плане бытования СМИ;
- дать оценку прецедентных феноменов как важных факторов в организации/понимании интертекстуальных/культурных связей текста телепередачи;
- осветить вопрос о роли автора и средствах репрезентации в тексте авторской интенции, важности/опасности субъективного фактора в тележурналистике;
- рассмотреть вопрос об информативности и информационной насыщенности медиатекста;
- указать связь информации и функционально-смысловых типов речи;
- представить типы и разновидности, жанры медиатекста;
- осветить вопрос о креолизации текста; роль видеоряда в тележурналистике;
- представить место текста тележурналиста в рамках сверхтекста программы, канала, серии передач и т.д., гипертекста.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами)
Требования к уровню освоения содержания курса:
Обучаемый должен овладеть специальной терминологией и уметь правильно применять ее, знать свойства объекта «медитатекст», закономерности построения текста, соотносить план выражения и план содержания, представлять соответствие типа текста и типа речи характеру информации, формату медиатекста, представлять роль автора в процессе создания конкретного текста в соответствии с коммуникативно-прагматическими установками, направленность и жанром СМИ и представлениями о мере и возможности креолизации, а также значение фоновых знаний для адекватного восприятия и интерпретации информации вербальной, визуальной, аудиовизуальной.
II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ»
Основные термины:
Верификативные высказывания – высказывания, которые служат целям утверждения или опровержения, соз-дают оценочную информацию.
Высказывание - наименьшая единица текста на семантико-структурном уровне (реализованное предложение, рассматриваемое в его коммуникативной функции, в конкретной речевой ситуации).
Инструктирование - рекомендации к действиям; текст - инструкция указывает на порядок действий и их характер.
Информативные высказывания – высказывания, которые передают фактологи-ческую и концептуальную информацию.
Медиатекст – органичное сочетание медийного и вербального текста
Межфразовое единство - единица текста на семантико-структурном уровне, представляющая собой ряд выска-зываний, объединенных семантически и синтаксически (через тема-рематическую последовательность), обладающее качеством монотематичности.
Напряженность изло-жения в плане содержания текста — количество информации, получаемое читателем в единице формы.
Объяснение – ориентация на образование представлений, текст - объяснение занимается формированием понятий.
Описание — это перечисление признаков, свойств пред-мета, текст - описание занимается предметом.
Основные типы медиатекстов: новости, информационная аналитика, публицистика, реклама.
Повествование — рассказ о событиях во временной последо-вательности, текст - повествование зани-мается действием.
Подводка – имплицитная подготовка интерпретации.
Рассуждение – исследование предмета или явления, раскрытие их внутренних признаков, доказательство определен-ных положений, текст - рассуждение занимается отно-шением предметов и действий.
Сверхфразовое единство – то же, что межфразовое единство, ССЦ в синтаксисе, прозаическая строфа.
Отличительные свойства медиатекстов: корпоративный харак-тер производства, идеологический плюрализм, динамический характер, специфика средств создания, многоплановость, многомерность, расширительное толкование единиц вербального уровня, включенность в гипертекстовый поток.
Текст – высшая коммуникативная единица, состоящая из коммуникативно-функциональных элементов, обладает формальной связностью, содержательной цельностью и возникающей на основе их взаимодействия формально-семантической структурой.
Тексты аргументирующего типа – тексты, которые представляют информацию в виде определения или объясне-ния, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение), отражают движение мысли с указанием на причинно-следственные связи и условно-временные отноше-ния, с использованием разных логических операций.
Тексты констатирующего типа - тексты, которые раскрывают призна-ки, свойства, качества объектов, ход эксперимента, признаки в фазисных переходах (описание); отражают динамику событий, процессов (повествование).
Фоновые знания - это «предыдущий опыт» как знание реалий и культуры, которыми обладают пишущий (говорящий) и читающий (слушающий), обеспечивающий адекватное восприятие текста; «это вся совокупность сведений культурного, матери-ально-исторического, географического и прагматического характера, которые предполагаются у носителя данного языка» (Ахманова О.С., Гюббенет И.В.).
Функцио-нально-смысловые типы речи – типы изложения, способы изложе-ния, речевые способы передачи информации, модель коммуникации, проявляющаяся в характере ремы.
Целостность и связность — основные (кон-структивные) признаки текста, которые отражают его содержательную и структурную сущность. Цельность текста проявляется через тематические, концептуальные и модальные связи. Связность текста проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.
План – 32-36 час.
Тема 1. Занятие 1
СМИ как сфера функционирования медиатекста.
Медиатекст как особый тип текста.
Содержание:
СМИ как сфера функционирования медиатекста.
Роль СМИ в формировании картины мира современного человека.
Средства СМИ. Специфика текста для ТВ (аспект тележурналистики).
Жанры, в которых используется медитатекст.
Фоновые знания и их значимость для создания и восприятия текста.
Литература:
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. - СПб., 2002.
Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.
Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.
Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Отв. ред. М. Н. Володина. - М.: МГУ, 2004.
Вопрос для самоконтроля: Текст тележурналиста в лучах различных классификаций.
Тема 2. Занятие 2-3
Объект теории текста.
Текст как законченное информационное и структурное целое.
Прагматика текста (медиатекста)
Содержание:
Текст как продукт речемыслительной деятельности, как коммуникативная единица высшего уровня, законченное информационное и структурное целое.
Многоаспектность изучения текста.
Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте.
Блок информации (видео- и аудиоряд в СМИ).
Прагматика текста. Особенности прагматики медиатекста.
Восприятие текста. Восприятие медиатекста.
Литература:
Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 7-25.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. - СПб., 2002.
Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.
Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.
Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Отв. ред. М. Н. Володина. - М.: МГУ, 2004.
Николаева Т.М. Теория текста //Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
Вопрос для самоконтроля: Восприятие медиатекста радио-, телепрограммы. Сходство и отличия.
Тема 3. Занятия 4-5
Цельность и связность как главные качества текста.
Единицы текста. Единицы медиатекста.
Содержание:
Текст как речевое произведение, обладающее качествами целостности и связности. Соответствие структуры текста теме, выражаемой информации, условиям общения, задачам и избранному стилю изложения.
Единицы текста. Компоненты высказывания — тема и рема (данное и новое). Лингвистические механизмы образования текста. Тема-рематические последовательности и их разновидности.
Абзац и сложное синтаксическое целое. Виды классического абзаца и его функции.
Структурная связность текста, средства структурной связи.
Скачки в последовательностях и их роль в передаче новой информации. Нарушение связанности как эстетический прием. Роль и особенности «подводки» к видеоряду.
Семантическая цельность текста. Ключевые слова и виды повторной номинации.
Роль актуалем как ключевых слов и средств их вербализации в СМИ (СМИ – область формирования актуалем).
Прецедентные имена как ключевые слова глубинного плана текста телепрограммы, средство связи телевизионного «сверхтекста».
Литература:
Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 26-43, 58-74.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.
Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.
Николаева Т.М. Теория текста //Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
Вопросы для самоконтроля: Определите актуалемы 2009 года, актуалемы дня. Выявите ключевые слова программы ТВ / канала (по выбору)
Тема 4. Занятия 6-7
Типы текстов. Виды информации и функционально-смысловые
типы речи (изложения)
Содержание:
Понятие о типе текста. О различных классификациях типов текстов.
Информационные характеристики текста. Информация фактуальная, концептуальная, методическая, эмотивная.
Виды информации и функционально-смысловые типы изложения:
- Описание. Цель описания. Элементы и построение описания.
- Повествование. Цель повествования. Структура повествования. Характер рематических элементов повествования. Пове-ствование в разных видах текста.
- Рассуждение. Цель рассуждения, его построение..
- Определение и объ-яснение.
- Тексты инструктивного типа.
Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 75-96, С. 231-260.
Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.
Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
Вопрос для самоконтроля: Привести примеры программ (по итогам просмотра) с доминирующим типом речи (ФСТР) описания, повествования или рассуждения.
Тема 5. Занятие 8-9
Типы текста. Жанровое расслоение медиатекстов.
Содержание:
Тексты официальные, специальные, научно-популярные, публицистиче-ские, художественные; справочные, инструктивные.
Разновидности текстов по их стилевой ориентации.
Медиатопики и их представление на радио, телевидении, в массовой печати, Интернете.
Особенности новостных, аналитических, рекламных и других медиатекстов в зависимости от средства распространения (информационного канала).
Типы СМИ в системе их жанров и стилей/подстилей.
Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 231-260.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. – М., 1980.
Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.
Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
Вопрос для самоконтроля: Жанровое своеобразие авторской телепередачи (анализ одной по выбору).
Тест.
Тема 6. Занятие 10-11
Сверхтект и его типы. Медиатекст как сверхтекст.
Понятие о сверхтексте в научной литературе.
«Текст в тексте» (интертекстуальность).
Типы сверхтекста: жесткий и нежесткий по структуре; битекст.
Сверхтекст газеты и журнального издания.
Сверхтекст радио- и телевизионной передачи.
Роль видиоряда (степень и виды креолизации печатного текста) в формировании сверхтекста.
Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004.
Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.
Вопрос для самоконтроля: Роль и типы повтора в медиатексте.
Тема 7. Занятия 12-13
Гипертекст как тип медиатекста.
Содержание:
Понятие гипертекста. Его признаки.
История создания гипертекста.
Медиатекст как часть гипертекста (СМИ в Интернете).
Литература:
Дедова О.В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. – М.: МАКС Пресс, 2009.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.
Вопрос для самоконтроля: Роль и типы повтора в гипертексте.
Гипертекст и сверхтекст: сравнительный анализ в рамках понимания медиатекста.
Тема 8. Занятие 14-15
Информационная сторона медиатекста (текста)
Содержание:
Мера прагматической информации в тексте. Избыточная и свернутая информация. Понятие напряженного /ненапряженного текста. Способы создания напряженного текста. Снятие напряженности.
Интенсивный и экстенсивный пути повышения информативности текста.
Способы компрессии информации, в том числе средствами ТВ.
Асимметричность языкового знака как основа компрессии плана выражения; способы компрессии информации.
Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 231-260.
Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.
Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
Вопрос для самоконтроля: Приведите примеры на различные способы создания структурно напряженного текста: 1) образование скач-ков в тема-рематических последовательностях; 2) использование информа-тивно-компактных высказываний (простых вместо сложных) при сохранении содержания; 3) использование высказываний со вторичными предикатами; 4) применение разных видов синтаксической компрессии; 5) предпочтение имплицитным видам синтаксической связи и снижение роли эксплицитной связи; 6) нулевое представление субъекта действия, состояния.
Тема 9. Занятие 16-17
Текст и его автор.
Тележурналист как автор СМИ
Автор. Формы представления авторства: личностная, личностно-безличностная, безличностная.
Понятие авторской интенции, мера субъективного в тексте тележурналиста.
Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора.
Образ автора как двунаправленный феномен.
Тип автора в медиатексте. Способы презентации особенностей языковой личности автора в медиатексте.
Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 96- 111, 222-230, С. 249-268.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
Ворожбитова А.А. Теория текста: антропоцентрическое направление. - М.: ВШ, 2005.
Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. – М., 1980.
Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М.: Изд-во «Ось-89», 1999.
Вопрос для самоконтроля:
Проявление авторской индивидуальности в тексте. Образ автора в произведениях разных жанров. Эволюция образа автора. PR и образ автора.
Тема 10. Занятие 18
Стилевые (тональные) характеристики медиатекста
Содержание:
Стиль — свойство плана выражения и средство плана содержания, реали-зации мотива появления идеи.
Индивидуальный «слог» (идиостиль) как воплощение, «ма-териализация» авторской идеи.
Соотношение понятий образа автора и образа стиля.
Способы проявления в стиле текста языковой личности автора.
Литература:
Ворожбитова А.А. Теория текста: антропоцентрическое направление. - М.: ВШ, 2005.
Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. – М., 1980.
Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
Вопрос для самоконтроля: Воплощение в стиле текста личностного отношения автора к предмету изобра-жения.
Тематика письменных работ
Принципы и возможности компрессии информации средствами ТВ.
Понятие сверхтекст применительно к телепрограмме/телепередаче.
Гипертекст Интернета и медиатекст.
Информационно-структурные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста телепрограммы.
Информационно-структурные качества текста — логичность, связность и цельность, точность, ясность, понятность, доступность в медиатексте.
Воплощение в стиле текста личностного отношения автора к предмету изобра-жения.
Пути повышения информационных качеств текста средствами ТВ.
Языковая личность ТВ-журналиста: опыт и новаторство.
Основные вопросы
Медиатекст в системе категорий и свойств.
СМИ как среда функционирования медиатекста.
Жанры, в которых используется медитатекст.
Понятие о сверхтексте и гипертексте.
Многоаспектность изучения текста.
Текст как коммуникативная единица высшего уровня, законченное информационное и структурное целое.
Фоновые знания и их значимость для создания и восприятия текста.
Структурная связность текста. Средства структурной связи.
Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте. Специфика текста для ТВ (тележурналиста).
Единицы текста. Тема-рематические последовательности и их разновидности. Абзац и сложное синтаксическое целое. Виды классического абзаца и его функции.
Семантическая цельность текста. Ключевые слова и виды повторной номинации. Роль актуалем и средств их вербализации в СМИ (СМИ – область формирования актуалем). Прецедентные имена как ключевые слова глубинного плана текста телепрограммы, средство связи телевизионного «сверхтекста».
Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора. Автор. Формы представления авторства. Понятие авторской интенции, мера субъективного в тексте тележурналиста. Образ автора.
Информационные характеристики текста. Мера прагматической информации в тексте. Избыточная и свернутая информация. Понятие напряженного / ненапряженного текста. Способы создания напряженного текста. Интенсивный и экстенсивный пути повышения информативности текста, участие в их организации средств и возможностей ТВ. Асимметричность языкового знака как основа компрессии плана выражения; способы компрессии информации, особенности компрессии медиатекста.
Виды информации и функционально-смысловые типы изложения.
Типы текстов. Кроеолизованный текст, его свойства.
Тональные (стилистические) характеристики текста.
«Текст в тексте» (интертекстуальность и прецедентность). Формы и способы представления "чужой" речи в тексте и медиатексте.
Список телепередач, рекомендуемых для просмотра по дисциплине «Современный медиатекст»