Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/gont_workshop/prog_test/prog/literature/media_txt.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:55:36 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Высшая школа (факультет) телевидения

Кафедра словесности

Утверждаю

Зав. кафедрой

доктор филологических наук

проф. Иванова М.В.

«______»___________________2009 г.

Учебная программа дисциплины

«СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ»

Магистратура. 1 курс.

(Проект)

Автор: доктор филологических наук проф. Леденева В.В.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель - выработать представление о медиатексте как объекте многоаспектного характера, требующего осмысления в коммуникативном и лингвистическом аспекте; представить теорию текста в целом как научную основу оптимального анализа и организации медиатекста, в том числе создаваемого в тележурналистике.

Задачи:

- охарактеризовать специфику СМИ как сферы функционирования медиатекста;

- охарактеризовать сущность текста и медиатекста как его типа в сфере функционирования «массовая коммуникация», осветить современные аспекты его изучения;

- ознакомить с базовыми понятиями теории текста;

- охарактеризовать основные единицы, категории медиатекста и механизмы его образования (построения) в сравнении с текстом других сфер; представить медиатекст как особый фрагмент в синхронно-диахронном плане бытования СМИ;

- дать оценку прецедентных феноменов как важных факторов в организации/понимании интертекстуальных/культурных связей текста телепередачи;

- осветить вопрос о роли автора и средствах репрезентации в тексте авторской интенции, важности/опасности субъективного фактора в тележурналистике;

- рассмотреть вопрос об информативности и информационной насыщенности медиатекста;

- указать связь информации и функционально-смысловых типов речи;

- представить типы и разновидности, жанры медиатекста;

- осветить вопрос о креолизации текста; роль видеоряда в тележурналистике;

- представить место текста тележурналиста в рамках сверхтекста программы, канала, серии передач и т.д., гипертекста.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами)

Требования к уровню освоения содержания курса:

Обучаемый должен овладеть специальной терминологией и уметь правильно применять ее, знать свойства объекта «медитатекст», закономерности построения текста, соотносить план выражения и план содержания, представлять соответствие типа текста и типа речи характеру информации, формату медиатекста, представлять роль автора в процессе создания конкретного текста в соответствии с коммуникативно-прагматическими установками, направленность и жанром СМИ и представлениями о мере и возможности креолизации, а также значение фоновых знаний для адекватного восприятия и интерпретации информации вербальной, визуальной, аудиовизуальной.

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ»

Основные термины:

Верификативные высказывания – высказывания, которые служат целям утверждения или опровержения, соз-дают оценочную информацию.

Высказывание - наименьшая единица текста на семантико-структурном уровне (реализованное предложение, рассматриваемое в его коммуникативной функции, в конкретной речевой ситуации).

Инструктирование - рекомендации к действиям; текст - инструкция указывает на порядок действий и их характер.

Информативные высказывания – высказывания, которые передают фактологи-ческую и концептуальную информацию.

Медиатекст – органичное сочетание медийного и вербального текста

Межфразовое единство - единица текста на семантико-структурном уровне, представляющая собой ряд выска-зываний, объединенных семантически и синтаксически (через тема-рематическую последовательность), обладающее качеством монотематичности.

Напряженность изло-жения в плане содержания текста — количество информации, получаемое читателем в единице формы.

Объяснение – ориентация на образование представлений, текст - объяснение занимается формированием понятий.

Описание — это перечисление признаков, свойств пред-мета, текст - описание занимается предметом.

Основные типы медиатекстов: новости, информационная аналитика, публицистика, реклама.

Повествование — рассказ о событиях во временной последо-вательности, текст - повествование зани-мается действием.

Подводка имплицитная подготовка интерпретации.

Рассуждение – исследование предмета или явления, раскрытие их внутренних признаков, доказательство определен-ных положений, текст - рассуждение занимается отно-шением предметов и действий.

Сверхфразовое единство – то же, что межфразовое единство, ССЦ в синтаксисе, прозаическая строфа.

Отличительные свойства медиатекстов: корпоративный харак-тер производства, идеологический плюрализм, динамический характер, специфика средств создания, многоплановость, многомерность, расширительное толкование единиц вербального уровня, включенность в гипертекстовый поток.

Текст – высшая коммуникативная единица, состоящая из коммуникативно-функциональных элементов, обладает формальной связностью, содержательной цельностью и возникающей на основе их взаимодействия формально-семантической структурой.

Тексты аргументирующего типа – тексты, которые представляют информацию в виде определения или объясне-ния, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение), отражают движение мысли с указанием на причинно-следственные связи и условно-временные отноше-ния, с использованием разных логических операций.

Тексты констатирующего типа - тексты, которые раскрывают призна-ки, свойства, качества объектов, ход эксперимента, признаки в фазисных переходах (описание); отражают динамику событий, процессов (повествование).

Фоновые знания - это «предыдущий опыт» как знание реалий и культуры, которыми обладают пишущий (говорящий) и читающий (слушающий), обеспечивающий адекватное восприятие текста; «это вся совокупность сведений культурного, матери-ально-исторического, географического и прагматического характера, которые предполагаются у носителя данного языка» (Ахманова О.С., Гюббенет И.В.).

Функцио-нально-смысловые типы речи – типы изложения, способы изложе-ния, речевые способы передачи информации, модель коммуникации, проявляющаяся в характере ремы.

Целостность и связность — основные (кон-структивные) признаки текста, которые отражают его содержательную и структурную сущность. Цельность текста проявляется через тематические, концептуальные и модальные связи. Связность текста проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.

План – 32-36 час.

Тема 1. Занятие 1

СМИ как сфера функционирования медиатекста.

Медиатекст как особый тип текста.

Содержание:

СМИ как сфера функционирования медиатекста.

Роль СМИ в формировании картины мира современного человека.

Средства СМИ. Специфика текста для ТВ (аспект тележурналистики).

Жанры, в которых используется медитатекст.

Фоновые знания и их значимость для создания и восприятия текста.

Литература:

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. - СПб., 2002.

Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.

Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.

Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Отв. ред. М. Н. Володина. - М.: МГУ, 2004.

Вопрос для самоконтроля: Текст тележурналиста в лучах различных классификаций.

Тема 2. Занятие 2-3

Объект теории текста.

Текст как законченное информационное и структурное целое.

Прагматика текста (медиатекста)

Содержание:

Текст как продукт речемыслительной деятельности, как коммуникативная единица высшего уровня, законченное информационное и структурное целое.

Многоаспектность изучения текста.

Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте.

Блок информации (видео- и аудиоряд в СМИ).

Прагматика текста. Особенности прагматики медиатекста.

Восприятие текста. Восприятие медиатекста.

Литература:

Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 7-25.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. - СПб., 2002.

Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.

Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.

Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Отв. ред. М. Н. Володина. - М.: МГУ, 2004.

Николаева Т.М. Теория текста //Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

Вопрос для самоконтроля: Восприятие медиатекста радио-, телепрограммы. Сходство и отличия.

Тема 3. Занятия 4-5

Цельность и связность как главные качества текста.

Единицы текста. Единицы медиатекста.

Содержание:

Текст как речевое произведение, обладающее качествами целостности и связности. Соответствие структуры текста теме, выражаемой информации, условиям общения, задачам и избранному стилю изложения.

Единицы текста. Компоненты высказывания — тема и рема (данное и новое). Лингвистические механизмы образования текста. Тема-рематические последовательности и их разновидности.

Абзац и сложное синтаксическое целое. Виды классического абзаца и его функции.

Структурная связность текста, средства структурной связи.

Скачки в последовательностях и их роль в передаче новой информации. Нарушение связанности как эстетический прием. Роль и особенности «подводки» к видеоряду.

Семантическая цельность текста. Ключевые слова и виды повторной номинации.

Роль актуалем как ключевых слов и средств их вербализации в СМИ (СМИ – область формирования актуалем).

Прецедентные имена как ключевые слова глубинного плана текста телепрограммы, средство связи телевизионного «сверхтекста».

Литература:

Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 26-43, 58-74.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.

Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.

Николаева Т.М. Теория текста //Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

Вопросы для самоконтроля: Определите актуалемы 2009 года, актуалемы дня. Выявите ключевые слова программы ТВ / канала (по выбору)

Тема 4. Занятия 6-7

Типы текстов. Виды информации и функционально-смысловые

типы речи (изложения)

Содержание:

Понятие о типе текста. О различных классификациях типов текстов.

Информационные характеристики текста. Информация фактуальная, концептуальная, методическая, эмотивная.

Виды информации и функционально-смысловые типы изложения:

- Описание. Цель описания. Элементы и построение описания.

- Повествование. Цель повествования. Структура повествования. Характер рематических элементов повествования. Пове-ствование в разных видах текста.

- Рассуждение. Цель рассуждения, его построение..

- Определение и объ-яснение.

- Тексты инструктивного типа.

Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 75-96, С. 231-260.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.

Вопрос для самоконтроля: Привести примеры программ (по итогам просмотра) с доминирующим типом речи (ФСТР) описания, повествования или рассуждения.

Тема 5. Занятие 8-9

Типы текста. Жанровое расслоение медиатекстов.

Содержание:

Тексты официальные, специальные, научно-популярные, публицистиче-ские, художественные; справочные, инструктивные.

Разновидности текстов по их стилевой ориентации.

Медиатопики и их представление на радио, телевидении, в массовой печати, Интернете.

Особенности новостных, аналитических, рекламных и других медиатекстов в зависимости от средства распространения (информационного канала).

Типы СМИ в системе их жанров и стилей/подстилей.

Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 231-260.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. – М., 1980.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.

Вопрос для самоконтроля: Жанровое своеобразие авторской телепередачи (анализ одной по выбору).

Тест.

Тема 6. Занятие 10-11

Сверхтект и его типы. Медиатекст как сверхтекст.

Понятие о сверхтексте в научной литературе.

«Текст в тексте» (интертекстуальность).

Типы сверхтекста: жесткий и нежесткий по структуре; битекст.

Сверхтекст газеты и журнального издания.

Сверхтекст радио- и телевизионной передачи.

Роль видиоряда (степень и виды креолизации печатного текста) в формировании сверхтекста.

Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004.

Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.

Вопрос для самоконтроля: Роль и типы повтора в медиатексте.

Тема 7. Занятия 12-13

Гипертекст как тип медиатекста.

Содержание:

Понятие гипертекста. Его признаки.

История создания гипертекста.

Медиатекст как часть гипертекста (СМИ в Интернете).

Литература:

Дедова О.В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. – М.: МАКС Пресс, 2009.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.

Вопрос для самоконтроля: Роль и типы повтора в гипертексте.

Гипертекст и сверхтекст: сравнительный анализ в рамках понимания медиатекста.

Тема 8. Занятие 14-15

Информационная сторона медиатекста (текста)

Содержание:

Мера прагматической информации в тексте. Избыточная и свернутая информация. Понятие напряженного /ненапряженного текста. Способы создания напряженного текста. Снятие напряженности.

Интенсивный и экстенсивный пути повышения информативности текста.

Способы компрессии информации, в том числе средствами ТВ.

Асимметричность языкового знака как основа компрессии плана выражения; способы компрессии информации.

Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 231-260.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.

Вопрос для самоконтроля: Приведите примеры на различные способы создания структурно напряженного текста: 1) образование скач-ков в тема-рематических последовательностях; 2) использование информа-тивно-компактных высказываний (простых вместо сложных) при сохранении содержания; 3) использование высказываний со вторичными предикатами; 4) применение разных видов синтаксической компрессии; 5) предпочтение имплицитным видам синтаксической связи и снижение роли эксплицитной связи; 6) нулевое представление субъекта действия, состояния.

Тема 9. Занятие 16-17

Текст и его автор.

Тележурналист как автор СМИ

Автор. Формы представления авторства: личностная, личностно-безличностная, безличностная.

Понятие авторской интенции, мера субъективного в тексте тележурналиста.

Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора.

Образ автора как двунаправленный феномен.

Тип автора в медиатексте. Способы презентации особенностей языковой личности автора в медиатексте.

Литература: Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004. - С. 96- 111, 222-230, С. 249-268.

Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

Ворожбитова А.А. Теория текста: антропоцентрическое направление. - М.: ВШ, 2005.

Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. – М., 1980.

Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М.: Изд-во «Ось-89», 1999.

Вопрос для самоконтроля:

Проявление авторской индивидуальности в тексте. Образ автора в произведениях разных жанров. Эволюция образа автора. PR и образ автора.

Тема 10. Занятие 18

Стилевые (тональные) характеристики медиатекста

Содержание:

Стиль — свойство плана выражения и средство плана содержания, реали-зации мотива появления идеи.

Индивидуальный «слог» (идиостиль) как воплощение, «ма-териализация» авторской идеи.

Соотношение понятий образа автора и образа стиля.

Способы проявления в стиле текста языковой личности автора.

Литература:

Ворожбитова А.А. Теория текста: антропоцентрическое направление. - М.: ВШ, 2005.

Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. – М., 1980.

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.

Вопрос для самоконтроля: Воплощение в стиле текста личностного отношения автора к предмету изобра-жения.

Тематика письменных работ

Принципы и возможности компрессии информации средствами ТВ.

Понятие сверхтекст применительно к телепрограмме/телепередаче.

Гипертекст Интернета и медиатекст.

Информационно-структурные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики текста телепрограммы.

Информационно-структурные качества текста — логичность, связность и цельность, точность, ясность, понятность, доступность в медиатексте.

Воплощение в стиле текста личностного отношения автора к предмету изобра-жения.

Пути повышения информационных качеств текста средствами ТВ.

Языковая личность ТВ-журналиста: опыт и новаторство.

Основные вопросы

Медиатекст в системе категорий и свойств.

СМИ как среда функционирования медиатекста.

Жанры, в которых используется медитатекст.

Понятие о сверхтексте и гипертексте.

Многоаспектность изучения текста.

Текст как коммуникативная единица высшего уровня, законченное информационное и структурное целое.

Фоновые знания и их значимость для создания и восприятия текста.

Структурная связность текста. Средства структурной связи.

Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте. Специфика текста для ТВ (тележурналиста).

Единицы текста. Тема-рематические последовательности и их разновидности. Абзац и сложное синтаксическое целое. Виды классического абзаца и его функции.

Семантическая цельность текста. Ключевые слова и виды повторной номинации. Роль актуалем и средств их вербализации в СМИ (СМИ – область формирования актуалем). Прецедентные имена как ключевые слова глубинного плана текста телепрограммы, средство связи телевизионного «сверхтекста».

Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора. Автор. Формы представления авторства. Понятие авторской интенции, мера субъективного в тексте тележурналиста. Образ автора.

Информационные характеристики текста. Мера прагматической информации в тексте. Избыточная и свернутая информация. Понятие напряженного / ненапряженного текста. Способы создания напряженного текста. Интенсивный и экстенсивный пути повышения информативности текста, участие в их организации средств и возможностей ТВ. Асимметричность языкового знака как основа компрессии плана выражения; способы компрессии информации, особенности компрессии медиатекста.

Виды информации и функционально-смысловые типы изложения.

Типы текстов. Кроеолизованный текст, его свойства.

Тональные (стилистические) характеристики текста.

«Текст в тексте» (интертекстуальность и прецедентность). Формы и способы представления "чужой" речи в тексте и медиатексте.

Список телепередач, рекомендуемых для просмотра по дисциплине «Современный медиатекст»


1 канал

Доброе утро

Судите сами с Максимом Шевченко

Непутевые заметки

Пока все дома

Жди меня

Канал «Россия»

Доброе утро, Россия!

Парламентский час

Вести. Дежурная часть

Мой серебряный шар.

НТВ

Сегодня утром

Едим дома

Сегодня

Квартирный вопрос

Честный понедельник

Канал «Культура»

Легенды мирового кино

Фабрика памяти: библиотеки мира.

Канал «Спорт»

Страна спортивная

Неделя спорта



Тест по дисциплине «Современный медиатекст»

Вариант 1

1. Медиатекст принадлежит:

а) сфере СМИ; б) сфере книгоиздательской деятельности.

2. Медиатекст можно рассматривать как фрагмент медиапотока:

а) да, б) нет.

3. К особенностям (свойствам) медиаткеста не относится:

а) корпоративный харак-тер производства, б) идеологический плюрализм, в) динамический характер, г) специфика средств создания, д) обязательная художественно-эстетическая нагрузка, д) многоплановость, многомерность.

4. Фоновые знания это:

а) фонд знания автора; б) фонд знаний автора и аудитории (адресата), обеспечивающий адекватное восприятие текста; в) общее содержание информации в медиапотоке.

5. Отметьте несоответствующее (ошибочное) определение:

а) Объяснение – ориентация на образование представлений, текст-объяснение занимается формированием понятий; б) Описание — это перечисление признаков, свойств пред-мета, текст-описание занимается предметом; в) Рассуждение — рассказ о событиях во временной последо-вательности, текст-рассуждение зани-мается действием.

6. Если связность текста проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста, то средствами связи в данном ниже межфразовом единстве (МФЕ) служат:

а) прямой повтор, б) синонимический повтор; в) местоименные слова; г) вводные слова; д) анафора.

Какое же содержание вкладывается в понятие «язык СМИ» се-годня? Анализ контекстного употребления словосочетания «язык средств массовой информации» позволяет выделить три наиболее распространенных значения. Во-первых, язык СМИ — это весь кор-пус текстов, производимых и распространяемых средствами мас-совой информации; во-вторых — это устойчивая внутриязыковая система, характеризующаяся определенным набором лингвостилис-тических свойств и признаков; и, наконец, в третьих, — это особая знаковая система смешанного типа с определенным соотношением вербальных и аудиовизуальных компонентов, специфическим для каждого из средств массовой информации: печати, радио, телевиде-ния, Интернета.

7. Укажите количество межфразовых единств во фрагменте:

Главной особенностью языка радио является сочетание словесного и звукового рядов. Использование широкого спектра возможностей аудиоряда — музыки, шумовых эффектов, фонетических и пара-тембральных свойств речи (интонация, темп, узнаваемые акценты, индивидуальные голосовые качества) делает язык радио мощным средством воздействия на массовую аудиторию. Язык телевидения представляет собой еще более совершенную систему кодифициро-ванного воздействия, поскольку к уровням вербальному и звуковому прибавляется уровень визуальный, а именно движущееся цветное или черно-белое изображение. Именно поэтому телевидение счи-тается самым эффективным в плане воздействия на общественное сознание средством массовой информации.

а) одно; б) два; в) три; в) четыре; г) пять; д) шесть.

Тест по дисциплине «Современный медиатекст»

Вариант 2

1. СМИ - среда функционирования медиатекста.

а) Утверждение справедливо; б) Утверждение не справедливо.

2. Термин медиатекст появился в англоязычной научной литературе:

а) в 60-е годы ХХ века; б) в 70-е годы ХХ века; в) в 80-е годы ХХ века; г) в 90-е годы ХХ века.

3. Язык СМИ может быть назван особой знаковой системой смешанного типа с определенным соотношением вербальных и аудиовизуальных компонентов, специфическим для каждого из средств массовой информации: печати, радио, телевиде-ния, Интернета, формирующим креолизованные тексты:

а) да; б) нет.

4. Высказывания, которые передают фактологи-ческую и концептуальную информацию: а) верификативные; б) информативные.

5. К основным типам медиатекстов не относится:

а) новости, б) пародия, в) информационная аналитика, г) реклама.

6. Отметьте несоответствующее (ошибочное) определение:

а) Описание — это ориентация на образование представлений, текст- описание направлен на формирование понятий; б) Повествование — рассказ о событиях во временной последо-вательности, текст - повествование зани-мается действием; в) Рассуждение – исследование предмета или явления, раскрытие их внутренних признаков, доказательство определен-ных положений, текст-рассуждение занимается отно-шением предметов и действий.

7. Укажите количество межфразовых единств (МФЕ) во фрагменте:

В основе концепции медиатекста лежит органичное сочетание единиц вербального и медийного ряда. В отличие от линейного тол-кования текста как объединенной общим смыслом последователь-ности вербальных знаков, текст в массовой коммуникации приобретает черты объемности и многослойности. Это происходит за счет совмещения вербальной части текста с медийными свойствами того или иного средства массовой информации. Так, в прессе вербальная часть текста сочетается с графической и иллюстративной. На радио вербальный компонент получает дополнительную выразительность с помощью аудиосредств — голосовых качеств и музыкального со-провождения. Телевидение еще более расширяет границы текста, соединяя словесную часть с видеоизображением и звуковым рядом.

а) одно; б) два; в) три; в) четыре; г) пять; д) шесть.

Ключ:

Вариант 1: 1 –а); 2 – а); 3 – д); 4 – б); 5 – в); 6 – а, б, в, г); 7 – б).

Вариант 2: 1 – а); 2 – г); 3 – а); 4 - б); 5 – б); 6 – а); 7 – а).


III.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ

? п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1.

СМИ как сфера функционирования медиатекста.

Медиатекст как особый тип текста.

4

2

2

2.

Объект теории текста.

Текст как законченное информационное и структурное целое.

Прагматика текста (медиатекста)

8

4

4

3.

Цельность и связность как главные качества текста.

Единицы текста. Единицы медиатекста.

8

4

4

4.

Типы текстов. Виды информации и функционально-смысловые

типы речи (изложения)

8

4

4

5.

Типы текста. Жанровое расслоение медиатекстов.

8

4

4

6.

Сверхтект и его типы. Медиатекст как сверхтекст.

8

4

4

7.

Гипертекст как тип медиатекста.

8

4

4

8.

Информационная сторона медиатекста (текста)

8

4

4

9.

Текст и его автор.

Тележурналист как автор СМИ

8

4

4

10.

Стилевые (тональные) характеристики медиатекста

4

2

2

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: экзамен.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература:

Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004.

Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. - М., 2000

Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. - СПб., 2002.

Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.

Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Отв. ред. М. Н. Володина. - М.: МГУ, 2004.

Дополнительная литература:

Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.

Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. – М., 1980.

Ворожбитова А.А. Теория текста: антропоцентрическое направление. - М.: ВШ, 2005.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

Дедова О.В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. – М.: МАКС Пресс, 2008.

Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Крылова О.А. Лингвистическая стилистика: В 2-х кн. Кн. 1. Теория. - М., 2006.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.Статьи в нем: Арутюнова Н.Д. Дискурс; Николаева Т.М. Теория текста.

Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М.: Изд-во «Ось-89», 1999.

Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.

Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2005.

Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.

Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...