Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/about/scientific/80let/oskolkov.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:38:06 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Гостелерадиофонд – это не просто 1 миллион 539 тысяч 232 единицы хранения. Это события, история, политика, культура России XX столетия – в звуке, на видео, кинопленке, в фотографиях.

Уникальное собрание аудио, аудиовизуальных и фотодокументов. Одно из крупнейших в мире и единственное в Восточной Европе по объемам фондов. Это, между прочим, 4 тысячи игровых, художественных фильмов, 1120 телеспектаклей, более 2,5 тысяч мультяшек, более 3 тысяч произведений отечественных и зарубежных композиторов в исполнении мастеров музыкального искусства.

Чтобы вас не утомлять цифрами и вы имели, скажем так, зрительное представление о том, что мы все-таки имеем, я хочу сказать следующее. Если какой-нибудь канал решит построить свою программную политику только на наших материалах, то он будет круглосуточно вещать в течение 7 лет. Как вы понимаете, это немало. Хотя, в общем-то, мы не обижены вниманием, а наши партнеры – все центральные каналы: и «Первый», и «Россия», и НТВ, и «ТВ Центр», и т.д. Все отечественные, частные, зарубежные телекомпании сотрудничают с нами.

Теперь вкратце о проблемах.

Гостелерадиофонд создан 12 апреля 1974 года на базе отдела фильмофонда Центрального телевидения и фонотеки Всесоюзного радио. Поэтому материалы, находящиеся на хранении в фонде, дают полное представление о технологиях и форматах, использовавшихся на протяжении последнего полувека отечественным телевидением и радиовещанием. Разные носители, разные форматы, разная техника. То есть, чтобы прочитать и расшифровать ту или иную видеоленту, необходимо оборудование, работающее в «родном» формате. Оборудование, которое, кстати, уже нигде не выпускают.

Но самое тревожное в другом.

Все имеющиеся материалы записаны и зафиксированы в аналоговых форматах, технология которых устарела и устаревает бешеными темпами. На сегодняшний день более 50 процентов фондовых материалов хранятся свыше 40 лет. При том, что срок хранения магнитной ленты колеблется от 10 до 25 лет в зависимости от типа носителя, а срок хранения кинопленки и видеоленты нормативно вообще не установлен.

Результаты обследования показывают, что почти 75 процентов звукозаписей (а это, между прочим, около 400 000 музыкальных, литературно-драматических, детских и документальных произведений), записанных до 80-х годов на триацетатцеллюлозной основе, имеют разложение основы разной степени. Признак уксусного синдрома у 45 тысяч часов эфира. И это действительно уксус. Когда открываешь коробки, то пахнет уксусом. Значит, все, пленка готова умирать.

Причем в срочной перезаписи нуждаются практически все материалы, записанные в период 40-60-х годов, что составляет свыше 30 тысяч часов. В процессе длительного хранения кино- и видеоматериалов в более чем у 35 процентов фонда идет интенсивный, необратимый процесс старения фотографического слоя, деструкция пленки, осыпание магнитного слоя и так далее. Словом, процесс разрушения носителей приобретает массовый и обвальный характер.

Казалось бы, нет просвета, и несколько лет мы не знали, что делать. Куда только не обращался, честно говоря, рука писать устала. Мы, конечно, оцифровывали материал, проще говоря, «загоняли» его в Digital Betacam, но темпы были удручающими. При тех мощностях, которые мы имели, обработка звуковых материалов заняла бы более 100 лет, а видео – более 50. Вы понимаете, по сути, мы теряли архив, потому что Digital Betacam – это все-таки полуоригинал.

Помогло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. С его помощью мы пробили финансирование и за два года по сути дела построили цифровой архив. Систему архивного хранения и управления медиаконтентом (Dalet) интегрировали с серверным оборудованием, что позволило сотрудникам Гостелерадиофонда получать доступ к материалам и работать с ними независимо от их местонахождения. Есть у нас профессиональный сканер для оцифровки кинопленки. В настоящее время ведется работа по созданию единой базы данных уже оцифрованных архивных материалов, которая будет унифицирована для работы в различных приложениях. Одновременно занимаемся вопросом закупки оборудования и программного обеспечения для цветокоррекции, восстановления и реставрации архивных материалов.

Так что же даст нам цифровой архив?

Во-первых, 40 тысяч аналоговых видеоматериалов оцифруем за 12 лет, 124 тысячи аналоговых звуковых материалов – за 30 лет. Уверен, что задачу по переводу всего отечественного контента на жесткие диски выполним раньше, тем более, что благодаря Роспечати и Минкомсвязи России, мы вошли отдельной строчкой в Федеральную целевую программу по цифровизации вещания страны, и в ближайшее время, то есть в 12-15-е годы, мы построим новое хранилище и закупим много техники. Это поможет нам сберечь и сохранить то, что мы имеем.

И еще одна проблема.

С распадом структуры Гостелерадио СССР прекратилось активное комплектование фонда новыми материалами. С 92-го года на государственное хранение перестали поступать материалы телевидения, с 96-го – радиоматериалы. Сегодня пополнение происходит благодаря телематериалам, созданным на субсидии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Кроме того, в рамках проекта «Летопись телевидения и радио» Гостелерадиофонд вел съемку выдающихся работников телевидения и радио, деятелей искусства. Благодаря этому в нашей коллекции хранится 700 часов видеоинтервью с А.Юровским, Г.Шерговой, Н.Месяцевым, А.Лысенко, Г.Юшкявичусом, К.Анненковой, К.Марининой, М.Ульяновым, Ю.Соломиным, М.Захаровым, Т.Хренниковым, В.Розовым и др.

Ну, и, конечно, у нас есть то, что удалось сохранить вопреки всему. Небольшое отступление. В Гостелерадиофонде работают люди, отдавшие ему всю жизнь. Они сделали для сбережения коллекции больше, чем обязаны делать согласно должностной инструкции. Я вообще хочу сказать такую вещь: профессии теле- и радиоархивиста нигде не учат. Парадокс: журналист, работающий с микрофоном, может быть и полуграмотным, а вот человек, который расшифровывает то, что интервьюер он сделал, должен быть всесторонне развитым и образованным.

Конкретный пример. У нас есть музредактор, который прослушает фонограмму и скажет, что исполнено, кто исполнял и даже какой дирижер. Это высший пилотаж, но этому не учат, это все практики. Мне кажется, что и Высшей школе телевидения надо обратить внимание на подготовку такого рода профессионалов.

Так вот, в 70-е годы руководство Гостелерадио СССР издало ряд приказов, по которым надо было уничтожить телематериалы с участием музыкантов и артистов, уехавших за рубеж. Наши сотрудники, понимая ценность этих кадров для истории, на свой страх и риск сохранили исходные материалы с выступлениями таких мастеров, как Ростропович, Вишневская, Кондрашин, Годунов, Солженицын, Галич, Нуреев, Мондрус и так далее.

И сколько таких примеров нарушения правил? В августе 91-го года видеозаписи событий путча и Чрезвычайного съезда народных депутатов редакторы фонда получили неофициально. Чтобы вывезти все это добро через усиленную охрану Останкино, а там люди были в штатском, и в немалом количестве, на рулоны приходилось наклеивать новую маркировку, весьма безобидную: «Мультфильм «Пчелка Майя». Недавно отмечали 20-летие путча, и все эти материалы буквально рвали из рук. А, например, телекомпания «Дождь» вообще сверстала эфирный день так, каким его видели тогда, 19 августа.

И последнее. Федеральный закон ? 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», к сожалению, не работает. Поэтому можно констатировать тот удручающий факт, что за последние годы мы потеряли очень много передач, телефильмов, огромное количество звукозаписей. Трудно сказать, как это все хранится и где, хотя я знаю, что это зачастую никак не хранится, либо тут же размагничивается. В телекомпаниях сохраняется в основном информация. Вот информация – да, а все остальное – так, на всякий случай. Ясно одно: все материалы должны храниться в Гостелерадиофонде. Этот пробел – почти двадцатилетний – очень большая потеря для России.

Но все-таки, я думаю, выход есть. В Минкомсвязи России создана комиссия, куда вошли и наши люди, и они обсуждают, что делать с этим обязательным экземпляром. И один вариант подсказал зарубежный опыт. Наши коллеги (Национальный аудиовизуальный институт Франции) при поддержке Правительства закупили технику и записывают прямо с эфира 100 телеканалов, из которых 8 – центральных, и 20 каналов – радио. Круглосуточно. И никаких проблем у компаний, и государство владеет своим национальным достоянием. А мы пока живем как бы вне истории.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...