Я произнесу прописную истину, если скажу, что без прошлого нет будущего. Эту формулу принято повторять, когда забываются истоки, настоящее не выглядит гладким, а завтрашний день и вовсе пугает. Некоторым кажется, что российское телевидение находится как раз в такой ситуации.
Поэтому благородным делом является изучение истории телевидения.
Чтобы подходить к нему системно, нужно выделить два основных направления работы.
Во-первых, телевидение – продукт, пожалуй, самый скоропортящийся. Поэтому для него не «неделю назад», не «вчера», не «этим утром», а «секундой ранее» – уже история. Невероятно трудно успевать за таким стремительным потоком событий и изменений. Трудно, но иначе нельзя.
Я считаю, нашей общей важнейшей задачей является зафиксировать все происходящее с российским телевидением прямо сейчас. При такой огромной скорости движения любая упущенная мелочь рискует стать белым пятном в истории ТВ. Не должны забываться хронологии, пути изменений, не должны стираться имена. Ведь сколько работников телевидения остается за кадром, а это люди, руками и умами которых ежедневно совершается титанический труд.
Из скорости жизни телевидения становится ясно, что 80 лет для него – огромный срок. И зафиксировать все, что произошло за это время, по силам только людям, которые если не все это время, то большую ее часть росли вместе с ним и были непосредственными свидетелями этого роста. Я имею в виду умы, которые сегодня стояли за этой кафедрой до и будут стоять после меня, а также тех, кто лично писал историю советского, а затем российского телевидения. Мы же – и тут я говорю от лица, надеюсь, будущих работников телевидения – можем только помогать старшим коллегам. Зато ответственность за сохранение сегодняшнего и завтрашнего дня лежит именно на наших плечах.
Второе, что я бы хотел сказать, это то, что история вместе с главнейшим ее подразделом историографией – не рассказ о прошлом, а глубочайший его анализ. Поэтому с огромным уважением и вниманием история телевидения, как наука, должна относиться к телекритике. Последняя же, в свою очередь, должна активно развиваться, и способ развития этого я вижу в появлении новых неизбитых взглядов и глубоком изучении телевизионных продуктов с точки зрения психологизма и культурных тенденций. Такая телекритика способна посмотреть на телевидение со всех сторон.
Но, пожалуй, главным является тот факт, что телевидение не просто входит в дома, а, если хотите, переклеивает там обои и переставляет мебель. За 80 лет оно стало с чрезвычайной силой влиять на зрителей, но вместе с тем приобрело индикативную функцию. Телевидение сегодня во многом отражает предпочтения, а, значит, и образ его зрителя. Я не хочу сейчас останавливаться на вкусах – это тема другой беседы – но зато скажу, что на таком этапе развития ТВ становится одним из главных факторов в жизни людей. Поэтому его история – это (с некоторыми оговорками) история страны, ее народа. Поэтому, собирая околотелевизионную информацию, – мы сохраняем детали истории нашей страны, подвергая критике программы, каналы или их работников – мы анализируем быт наших сограждан.
В таком контексте проблема сохранения истории отечественного телевидения обретает новый смысл. Это вопрос государственных интересов и наш общий гражданский долг.
В завершении хочу сказать, что само телевидение – это один большой прямой эфир. А работа в режиме онлайн считается высшим пилотажем. То же самое и с делом, которому посвящена сегодняшняя конференция: если научиться налету фиксировать события и давать им оценку, можно достичь максимальных высот в сохранении истории телевидения.
|