ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МГУ
по направлению "Журналистика"
I. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ
(теория и история журналистики, кино и телевидения)
При ответе на экзаменационные вопросы первого цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:
теории и истории отечественной (русской) журналистики и функционирования как печатных, так и электронных СМИ в России на всех исторических этапах их развития с момента возникновения в 18 веке;
основных проблем и коллизий, связанных с функционированием современных СМИ (свобода и ответственность СМИ, конфликты интересов, правовые аспекты функционирования СМИ, сущность и конкретные нормы профессиональной этики и пр.);
истории отечественного (русского) кинематографа;
истории зарубежного (западного) кинематографа;
теории кино;
истории отечественного (российского) телевидения в основных этапах его технологического и творческого развития;
истории зарубежного (западноевропейского и американского) телевидения;
теории телевидения (в разных его ипостасях - технологической, общественной, политической, коммерческой, культурологической, собственно творческой, в первую очередь - журналистской).
ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СМИ
Журналистика как профессия. Журналистика как общественное явление. Средства массовой информации и журналистика. Феномен телевидения.
Функции журналистики. Институт свободы печати (свободы СМИ). Конкуренция в журналистике. Институт цензуры.
Журналистика и правда. Журналистика и ложь. Массовая культура и журналистика.
Журналистика как политический институт. Журналист как субъект политики. Конфликты интересов в журналистике. Журналистика и развлечения.
Сюжетные узлы в журналистике. Журналистика и реальное знание. Феномен времени в журналистике. Профессиональная мораль. Свой стиль в журналистике.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Газета «Ведомости» при Петре I. «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости»: общая характеристика изданий. Сатирические журналы Н.И. Новикова. Журналистская деятельность Н.М. Карамзина в 1790-х гг. Журнал «Московский вестник», альманахи «Аглая» и «Аониды». Журналистская деятельность Н.М. Карамзина в 1800-х гг. Журнал «Московский вестник».
Власть и печать во второй половине 1820-х и в 1830-х гг. Становление провинциальной правительственной прессы. Журналистская деятельность А.С. Пушкина. Споры западников и славянофилов в журналистике (В.Г. Белинский, А.И. Герцен; И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин). Журнал «Современник». Публицистика Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского. Журнал «Отечественные записки». Журнально-издательская деятельность Н.А. Некрасова. М.Е. Салтыков-Щедрин как журналист. Эмигрантская пресса. Издания А.И. Герцена. Газеты. «Новое время» и редакционно-издательская деятельность А.С. Суворина.
Журналистика 1917—1920-х гг. Октябрьский переворот, просоветские и антисоветские издания.
Журналистика конца 1980-х – начала 1990-х гг. «Перестройка» и «гласность» и их воздействие на журналистку.
Пресса после 1992 г.: тенденции развития.
ИСТОРИЯ РУССКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО КИНО
Рене Клер и эстетика «французского авангарда». Документ и инсценировка в фильме Л.Рифеншталь « Триумф воли». Фильм «Дилижанс» - попытка сотворения истории и мифологии Америки. Фильмы М. Карне «Набережная туманов» и «День начинается» как предчувствие угрозы фашизма в Европе.
Воплощение темы патриотизма в фильме С.Эйзенштейна «Александр Невский». Неординарность фильмов Ю.Райзмана Машенька» и М.Ромма «Мечта» в репертуаре советского кино 30-х гг.
Отличие фильма О. Уэллса « Гражданин Кейн» от стиля и содержания продукции Голливуда.
Причины мирового успеха фильма М.Калатозова «Летят журавли».
Творчество И. Бергмана и традиции шведского кино. Творчество Акира Куросава, родоначальника современного японского кино. Чаплин и традиции Голливуда.
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Технические предпосылки возникновения телевидения и основные изобретения, способствующие его созданию.
Начало телевизионного вещания в СССР: малострочное и электронное телевидение. Творческие и технические возможности. Причины выбора электронного способа распространения сигнала.
Восстановление телевещания после Великой Отечественной войны, его новые технические возможности и становление тележурналистики в первое послевоенное десятилетие.
60-е годы – «золотой век телевидения». Новые формы телевизионного контента, основные программы. Владимир Саппак о природе телевидения. Политика КПСС и государства в области телевизионного вещания в 70-е – в первой половине 80-х годов. Концепция телевизионного вещания. Система советского телевидения. Основные тематические направления в телевещании 70-х – в первой половины 80-х годов. Популярные программы. Популярные люди телевидения.
Игровой и документальный телевизионный кинематограф. История становления. Основные достижения.
Телевидение «перестройки и гласности». Телевидение в условиях политизации общества, его роль в ускорении общественных процессов в конце 80-х - начала 90-х годов. Распад Гостелерадио СССР.
История создания Российского телевидения и его роль в становлении Российского государства. Система ВГТРК. Возникновение негосударственного телевидения. Основные негосударственные вещательные и производящие телекомпании.
Начало спутникового вещания в России. «НТВ плюс», «Космос ТВ» и другие. Телевидение в Интернете.
Общность этапов истории телевидения в промышленно развитых странах. Американское ТВ в первой пол. ХХ века. Британское ТВ от рождения до середины ХХ века. Довоенное ТВ в Германии. Французское ТВ от появления до середины 1970-х. Американское ТВ 2-й полов. ХХ века. Британское ТВ 2-й половины ХХ века. Немецкое ТВ во 2-й половине ХХ века. Дальнейшее развитие французского ТВ. Телевидение Японии. Развитие телевидения в других странах мира во 2-й половине ХХ века. «Глобальная деревня» М.Маклюэна.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М.: изд-во «Икар» 2011
- Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004.
- История отечественного кино. М. Прогресс-Традиция; 2009
4. История русской журналистики 18-19вв. Уч. пособие по ред. Л.П. Громовой, С-П, изд. Петербургского университета, 2003
5. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики 1917-2000гг. Уч. Пособие, М., Флинта, Наука, 2008
6. Махонина С.Я. История русской журналистики нач. 20в, М., Флинта, Наука, 2006
- Садуль Ж. Всеобщая история кино. М. Искусство; 1956
- Телевизионная журналистика. Издание 5, исправленное и дополненное. МГУ, Наука, 2005.
9. Теплиц Е. История киноискусства. М. Искусство. 1971
10. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм 2010
- Эйзенштейн С.М. Метод. В 2-х томах. М. Музей кино 2002
II. ТЕОРЕТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
(журналистика, телевизионная журналистика, теория сценарного дела, телережиссуры, видеосъемки, видеомонтажа, монтажа звукового ряда)
При ответе на экзаменационные вопросы второго цикла испытуемый должен продемонстрировать знание:
теоретических основ практической творческой и организационной деятельности в области журналистики и телевидения: создания литературных и режиссерских сценариев, телевизионной режиссуры (включая режиссуру документального и игрового кино), операторской работы в различных условиях и при реализации телепроектов разной жанровой и тематической направленности, типов монтажа, озвучивания, редактирования, риторики и дикторского мастерства, а также актерского мастерства в пределах, необходимых для ведения телепрограмм.
ЖАНРЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Жанры журналистики (общее описание)
Классические жанры журналистики
Информация
Репортаж
Интервью
Статья (комментарий)
Игра
Ток-шоу
Методы верификации информации
Методики и правила интервьюирования
ВЕДЕНИЕ ТЕЛЕПРОГРАММ И АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Различия ведения телепрограмм разных жанров.
Отличия ведения авторских программ и информационных.
Особенности ведения детской программы.
Специфика ведения развлекательных и игровых программ.
Роль ведущего в успехе телепрограммы.
Органика и темпоритм как основные составляющие актерского мастерства
Орфоэпия, ее основные правила
СЦЕНАРНОЕ ДЕЛО
Виды сценарной записи. Литературный сценарий.
Фабула, сюжет. Трансформация фабулы в сюжете.
Виды конфликтов. Драматургический конфликт. Природа, составляющие.
Телевизионная история. Трехактная структура.
Архисюжет и антисюжет.
Особенности написания сценариев под горизонтальную и вертикальную верстку сериалов.
Элементы сюжетной композиции. Классификация.
Американская теория сюжетной композиции. Приемы и особенности.
Драматургические функции детали.
ТЕЛЕРЕЖИССУРА
Комфортный и акцентный монтаж
Телесериал. Классификация
Тайминг и хронометраж
Горизонтальные и вертикальные сериалы
Прыжок через акулу (Jumping the shark)
Монтажный план
Жанры игрового кино
Ситком
Деконструкция
Фабульные и бесфабульные драматургические конструкции
ОПЕРАТОРСКОЕ ДЕЛО, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ВИДЕОСЪЕМКИ
Масштаб изображения. Понятие крупности плана.
Современная съемочная техника.
Различные функции света.
Центральная и боковые точки съемки. Фронтальная и диагональная композиция кадра.
Динамическая камера.
Телевизионная оптика современной съемочной техники (трансфокаторы, вариообъективы, дискретная оптика). Краткий обзор.
Цвет в кадре, понятие колорита.
Фокусное расстояние объектива. Перспектива изображения.
Схемы света при портретной съемке.
Внутрикадровый монтаж.
Монтажное построение событийного сюжета. Особенности съемки.
Понятие перспективы. Виды перспектив.
ВИДЕОМОНТАЖ
Монтаж как художественно-выразительное средство экрана. Монтаж как средство управления зрительским вниманием Монтаж как средство воздействия на восприятие информации с экрана. Организация телевизионного пространства и телевизионного времени при помощи монтажных соединений. Аудиовизуальный телевизионный монтаж: особенности и отличие от киномонтажа.
Особенности применения монтажных соединений при работе многокамерным методом съемки (в ток-шоу, в передачах, снятых по принципу «прямых передач»). Особенность построения прямого репортажа и его интерпретации в новостийных программах.
Типы монтажа и виды монтажа.
Особенности использования монтажных соединений в информационных программах и публицистических программах.
Особенности использования монтажных соединениях в развлекательных и музыкальных программах. Клиповый монтаж и его использование в разных телевизионных жанрах.
Особенности использования монтажных соединений в художественно-документальных телефильмах, в игровых телефильмах, в сериалах
Темпо-ритмическое построение телевизионных передач и его зависимость от монтажа. Творческое применение нескольких фонограмм для создания телевизионного образа. Особенности построения телевизионных мизансцен и использования внутрикадрового монтажа
Творческие возможности построения фотофильмов, включенных в телефильмы, телепрограммы. Особенности включения дополнительных материалов (кино-видеофрагментов, фотографий, фонограмм, графического иллюстративного материала и т.д.) в монтажное построение программ. Стоп-кадр и его включение в монтажный строй телеконтента (способы «обработки» стоп-кадров)
Использование различных технических приемов, заложенных в цифровых программах, при создании телевизионной образности.
Мультимедийные приемы и их включение в монтажный строй телеконтента.
Использование различных монтажных приемов при создании различных видов клипов. Использование различных монтажных приемов при создании рекламы (социальной, политической и коммерческой).
III. ПРАКТИКО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
(методы и приемы съемки и производства телевизионного продукта)
При ответе на вопросы третьего цикла испытуемый должен продемонстрировать владение:
приемами и методами корреспондентской, сценарной и редакторской работы в различных телевизионных жанрах и форматах, режиссурой, навыками монтажа, операторским ремеслом, созданием сценариев (литературного и режиссерского) для телепрограмм разных форматов; риторикой, техникой речи, основами актерского мастерства, в объеме, необходимом телеведущим; соответствующими терминами.
ТЕЛЕРЕПОРТАЖ
Современное понятие репортажа. Различие во взглядах на типологию репортажа.
Возможные виды типологии репортажа.
Репортаж в телевизионных форматах.
Синтетическая природа репортажа и его границы.
Драматургия построения репортажа. Сюжет, фабула
«Эффект присутствия» и «эффект наглядности» как отличительные видовые черты репортажа.
Поиск и выбор темы. Отбор и анализ фактов.
Особенности построения информационного событийного репортажа.
Работа телевизионного репортера на событии в прямом эфире.
ТЕЛЕИНТЕРВЬЮ
Типология вопросов для интервью
Характерные признаки портретного интервью
Характерные признаки аналитического (проблемного) интервью
Информационное интервью. Методика подготовки и съемки
Драматургия интервью
Методика подготовки интервью
Режиссура интервью в интерьере
Режиссура интервью на натуре
Интервью и беседа. Отличительные признаки
СЦЕНАРНОЕ ДЕЛО
Способы трансформации фабулы.
Виды экранизаций. Как экранизировать литературное произведение?
Законы драматургического построения документального телевизионного фильма-портрета.
Способы построения звукозрительного образа.
Заявка, синопсис и сценарий игрового фильма.
Сценарная разработка докуметального фильма.
ОПЕРАТОРСКОЕ ДЕЛО
Синхронная съемка на натуре. Ее особенности. Работа с фоном. Использование подсветки.
Синхронная съемка в интерьере. Способы освещения и построения композиции.
Съемка движущейся видеокамерой. Методы и приемы.
Ручная съемка. Сложности, возникающие в процессе съемки. Как получить качественное изображение.
Многокамерная съемка. Ее особенности.
Использование ручной подсветки при съемке на натуре.
ТЕЛЕРЕЖИССУРА
Специфика работы режиссера на съемочной площадке игрового фильма (телесериала).
Подготовительный период (предпродакшн) работы над фильмом (телесериалом).
Постпродакшн фильма (телесериала). Монтаж. Звук. Музыкальное оформление.
Взаимодействие режиссера с различными департаментами в момент подготовки и съемки фильма (Оператор. Художник. Сценарист. Художник по костюмам. Исполнительный продюсер).
Работа режиссера над сценарным материалом.
ВИДЕОМОНТАЖ
Этюд с использованием монтажа «на движение»
Этюд с использованием монтажа «по крупности»
Этюд с использованием возможностей цифровых программ (спецэффекты)
Этюд с использованием приемов монтажа «по цвету»
Этюд с использованием двух фонограмм
Этюд с использованием принципов «трансформации во времени»
Этюд с использованием «эффекта Кулешова»
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Алферова Л. Ораторское искусство. СПб., 2009
- Волынец М.М. Основы композиции кадра. М., 2002
- Волынец М.М. Принципы работы оператора со светом. М., 2002
- Волынец М.М. Профессия оператор. М., 2004
- Дюбуа Ж., Мэнге Ф.,Пир, Ф., Тринон А. и др. Общая риторика /Пер. с фр.- М: URSS, 2006
- Кемарская И.Н. Телевизионый редактор. Учебное пособие для студентов вузов.М., 2004
- Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. С-Пб, 2005
- Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2001
- Медынский С. Мастерство оператора-документалиста. Прямая съемка действительности. М., 2009
- Молчанов А. Букварь сценариста. М., 2009
- Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие. М., 2003
- Подготовка телерадиорепортажа (из французского опыта). М., 2000
- Рабигер М. Режиссура документального кино. Учебное пособие, М., 1999;
- Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2002
- Станиславский К.С., Мейерхольд В. Э., Дж. Стрелер, Ежи Гротовский, Питер Брук / «Искусство Режиссуры. XX Век. М., 2008
16. Станиславский К.С. Собрание сочинений. М., (любое издание)
- Сценическая речь. Уч. для студ. театр. уч.завед. /Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю.Промтовой.- М., 2000
- Телевизионная журналистика. Изд. 5, исправленное и дополненное. М., Наука, 2005
- Уолтер Д. Сценарное мастерство: кино и теледраматургия, М., 1997
- Фрумкин М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию. М., 2009
- Фэнг И. Работа телеоператора службы «Новостей». Реферативные обзоры. М., ИПК ТВ и РВ, 2001
- Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003
|