«УТВЕРЖДАЮ»
Декан ВШТ МГУ
_______________ В.Т.Третьяков
'____ ' ___________ 201___ г.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
программа экзамена
(аттестационного испытания для перевода на второй курс
по программе бакалавриата направления подготовки 'Телевидение')
Аттестационное испытание проводится в форме устного экзамена.
Максимальная оценка — 100 баллов.
Цель аттестационного испытания: определить глубину знаний и степень сформированности навыков абитуриентов в области технологии аудиовизуального производства, выбора и использования существующих технологий и технической базы для реализации творческих возможностей при создании телевизионного продукта.
На экзамене оцениваются: знания основных приемов съемки, возможностей использования этих приемов в телепроизводстве, умения ориентироваться в новейших технических и технологических разработках и их возможном использовании в творчестве для успешной профессиональной деятельности.
Требуется владение следующими понятиями из области техники и технологии аудиовизуальных СМИ:
- телевидение; радио; Интернет-телевидение; печать; современныевидео спецэффекты; графика;телевизионная съемка; киносъемка; фотосъемка; линейный и нелинейный монтаж; озвучивание; изображение; звук, кодирование цифровой информации; аналогово-цифровые преобразователи; каналы связи; основные параметры аналогового изображения и звука; цифровая магнитная видеозапись; цифровые видеоэффекты; вещательные системы цветного телевидения – PAL, SECAM, NTSC; телевизионные стандарты; классификация микрофонов по способу использования; видеомикшеры и их назначение; структуру АБС (аппаратно-студийного блока), ТЖК (телевизионный журналистский комплект), ПТС (передвижные телевизионные станции), аудиовизуальный продукт, телепродукция, телепроизводство, знание организации телевизионного вещания; организации радиовещания; понятие аналогового и цифрового сигнала для передачи информации; знание актуальных тенденций компьютерного дизайна и инфографики, интернет-вещания; формы, средства и методы работы оператора, монтажера, методы монтажной съемки, знание схем расстановки камер при съемках различных жанров; знание основ спутникового, кабельного, эфирного телевидения; понимание преимуществ цифрового вещания; знание основных приемов съемки и возможностей использования этих приемов на практике; понимание разнообразия изобразительных решений, а также владение основами средств художественной выразительности экрана; препродакшн (предпроизводственный этап), продакшн (производственный этап), постпродакшн (постпроизводственный этап); построение монтажного листа;
На экзамене поступающий должен показать:
- знание технологии аудиовизуального процесса, понимание технологической базы при создании телевизионного продукта; знание современной съемочной техники; типов телевизионных камер; технологических функций оператора при подготовке программ различных жанров; понимание роли теле- и киноосвещения в телевизионном производстве.
- знание основ монтажа, типов и видов монтажа; знание основных монтажных приемов, понимание особенностей линейного и нелинейного монтажа; знание информационных Интернет-сайтов; основные области применения современных Интернет-технологий; понимание основных способов передачи информации; знание особенностей телевещания в Интернете; требований по технике безопасности для служб записи и подготовки телепрограмм.
- понимание процесса создания и распространения различных продуктов телепроизводства как многоаспектной индивидуальной и коллективной деятельности; готовность к повседневному открытому многоуровневому коммуникативному взаимодействию, свободное владение различными видами информационно-коммуникативного воздействия, способность к не искажающему преобразованию исходной информации, владение навыками информационной борьбы; умение создавать, редактировать, трансформировать и оценивать текстовый, аудио-, видео- или интернет-материал, предназначенный для телевещания и распространения в СМИ; приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми на телевидении и в СМИ разных типов.
- владение основными формами, средствами и методами режиссерской работы, в том числе умение определять общую концепцию телепередач и телефильмов, участвовать в создании их музыкального ряда; владение операторским искусством как средством воплощения авторского и режиссерского замыслов, включая способность участвовать в работе операторской группы, ведущей телевизионную съемку и при необходимости организовывать ее работу; владение современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении, в радиовещании, в интернет-СМИ и мобильных медиа; способность применять полученные знания в области журналистики, теории коммуникации, истории телевидения, способов производства и распространения телепродукции в дальнейшей исследовательской деятельности; умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс.
- понимание социальной роли телевидения, механизмов его влияния на общественное сознание, принципов функционирования СМИ в современном мире, свободы и социальной ответственности телевидения и других СМИ, содержания и современного состояния института свободы слова и печати и смежных свобод.
- осознание социальной значимости будущей профессии, высокую мотивацию к профессиональной деятельности, стремление к повышению квалификации и мастерства; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, в том числе защиты государственной тайны; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; знание специфики, истории и перспектив развития телевидения, как одного из средств современной коммуникации и как особого вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте; особенностей и специфики тележурналистики (новостной, проблемно-аналитической, расследовательской, художественно-публицистической).
Литература для подговки:
Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения . - М., 2011;
Батыршин Р. И. 'Программа дисциплины 'Интернет- СМИ';
Брайс Р. Справочник по цифровому телевидению. - Жуковский, 2001;
Волынец М.М. 'Принципы работы оператора со светом' - М., ИПК ТВ и РВ, 2002
Волынец М. М. 'Основы композиции кадра' - М., ИПК ТВ и РВ, 2002
Голядкин Н.А. 'Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения' Ч. 1, ч.2. - М., 2001
Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. - М., Аспект пресс, 2004;
Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999;
Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск): Учебное пособие. - С-Пб Гос. Университет, 2002;
Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. -М., ИПК работников ТВ и РВ, 2001;
Медынский С. 'Компонуем кинокадр'. - М., 'Искусство', 1992
Медынский С. 'Десять операторских биографий' - М., 'Искусство', 1978;
Лузин В.И., Никитин Н.П., Шестаков А.А. 'Основы телевизионной техники' - М., Сокон-пресс, 2003;
Ситников В.П. 'Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание'. - М., 'Слово', Эксмо, 2004;
Розенталь А. 'Создание кино и видеофильмов от А до Я' -М., 2001;
Рабигер М. 'Монтаж' (перевод с английского) - М., ИПК ТВ и РВ, 1999;
Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. - М., Алгоритм, 2010;
Телевизионная журналистика. Учебник. 5-е изд. - М., МГУ, Высшая школа, 2005;
Тулупов В.В. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение. - Интернет издательство 'Михайлов В.А.', 2008;
Утилова Н.И. 'Монтаж как средство художественной выразительности' - М., ИПК работников ТВ и РВ, 1997;
Утилова Н.И. 'Монтаж' Учебное пособие для студентов вузов. Серия: телевизионный мастер-класс. - М., Аспект-пресс, 2004.
|