ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА ВШТ МГУ
(дополнительного вступительного испытания творческой направленности)
БАКАЛАВРИАТ
2015 год
Вступительное испытание творческой направленности проводится в письменно-устной форме. Суммарная оценка по итогам испытания - до 100 баллов.
В ходе испытания поступающий должен показать:
- общую эрудицию; навыки владения устной и письменной речью; образность мышления; способность к логическому анализу; оригинальность и быстроту реакции при решении творческих задач; владение общедоступными знаниями об отечественных СМИ, телевидении и журналистике;
- умение представить литературные произведения из школьной программы в виде их экранизации (видеоотображения);
От экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами:
содержание и форма литературного произведения; тема, идея, проблема, авторская позиция; художественный образ; трагическое, героическое, комическое; персонаж, характер, лирический герой; повествователь, образ автора; конфликт и сюжет, композиция, система персонажей; художественная деталь; портрет, пейзаж, интерьер; эпитет, сравнение, метафора, антитеза, гипербола и гротеск; символ и аллегория.
Литературные произведения
И.А.Крылов. Басни.
А.С.Грибоедов. Горе от ума.
А.С.Пушкин. Борис Годунов. Евгений Онегин. Дубровский. Медный всадник. Капитанская дочка. Повести Белкина.
М.Ю.Лермонтов. Смерть поэта. Бородино. Герой нашего времени.
Н.В.Гоголь. Ревизор. Шинель. Мертвые души.
А.Н.Островский. Гроза. Лес.
И.А.Гончаров. Обломов.
И.С.Тургенев. Отцы и дети.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик. Медведь на воеводстве. Премудрый пискарь.
Л.Н.Толстой. Война и мир.
Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.
А.П.Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Студент. Дом с мезонином. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Душечка. Вишневый сад.
М.Горький. На дне.
И.А.Бунин. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Темные аллеи. Чистый понедельник.
А.А.Блок. Двенадцать.
В.В.Маяковский. Послушайте!... Хорошее отношение к лошадям. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. О дряни. Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Письмо Татьяне Яковлевой. Облако в штанах. Люблю. Во весь голос.
М.А.Булгаков. Собачье сердце. Белая гвардия. Мастер и Маргарита.
М.А.Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А.Т.Твардовский. Василий Теркин.
А.И.Солженицын. Матренин двор.
В.М.Шукшин. Чудик. Миль пардон, мадам. Срезал. Калина красная (киноповесть).
Письменная часть: эссе
Эссе пишется в одном из предложенных форматов:
- набросок сценария телепередачи (ток-шоу) с участием литературных или исторических персонажей из школьной программы;
- идея и разработка сценария телевизионного репортажа или небольшого документального фильма на очевидно знакомую поступающему тему (мой город, каникулы, один школьный день, как я ходил в кино, мой любимый учебник и пр.);
Устная часть: собеседование.
Испытуемый должен показать уровень эрудиции, владения информацией и разговорной речью, продемонстрировать богатство словарного фонда, понимание темы вопроса, полноту ответа на вопрос, способность к анализу и детализации, наличие собственной аргументированной точки зрения.
Примерный перечень вопросов:
Роль телевидения в современном обществе
От мобильного телефона до ЮТюба: мои первые телерепортажи.
Телевизор или Интернет: где вы смотрите телепрограммы?
Каким будет ваш фильм об Отечественной войне 1812 года?
Кинофильм «Война и мир» Сергея Бондарчука: ваши впечатления
Литературное произведение, которое вы хотите экранизировать для телевидения.
Ваша любимая телевизионная передача. Почему?
Творческий портрет вашего любимого телевизионного ведущего.
Чем работа телевизионного журналиста отличается от работы его коллег в печатных средствах массовой информации?
Каких передач вам не хватает на российском телевидении и почему?
Специфика молодежного телевидения.
Какие политические программы ТВ вам интересны?
Почему вы хотите работать на телевидении?
Фотография, кино и телевидение: сходства и различия.
Зачем экранизируют художественные произведения?.
Влияние Интернета на телевидение и другие средства массовой информации.
Ваши любимые телевизионные фильмы об отечественной войне 1812 года.
Какие документальные фильмы вам интересны?
Развлекательное телевидение. Его плюсы и минусы.
В чем вы видите причину массовой популярности юмористических телепередач?
Жанр телесериала. Ваше отношения к нему.
Молодежные телесериалы. Правду ли они рассказывают о молодежи?
Кто из политиков вам интересен на телеэкране? Почему?
Пять ваших вопросов вашему любимому тележурналисту или телеведущему.
Реклама на телевидении: добро или зло?
Проблемы детского телевидения: как вы их видите?
Ваш любимый отечественный фильм (актер, режиссер, композитор).
Ваш любимый зарубежный фильм (актер, режиссер, композитор).
Какие теледебаты вам интересны?
Кто из ведущих теледебатов (ток-шоу) вам кажется самым интересным?
Какими качествами должен обладать человек, избравший профессию тележурналиста?
Что важнее: книга или телевизор? Литература или телевидение?
Как вы относитесь к демонстрации насилия в телепрограммах и телевизионных фильмах — художественных и документальных?
Почему в эпоху телевидения сохранилась фотография?
Литература для подготовки
1. Васильева Л. М. Делаем новости. М., 2003.
2. Егоров В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии. - М., 1997.
3. Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов / Под ред. А.К. Симонова. – 5–е изд., испр. и доп. – М, 2004.
4. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, 2001.
5. Саруханов В.А. Азбука телевидения: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002.
6. Телевизионная журналистика. Учебник. 4-е издание // Ред. коллегия. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. М., МГУ, 2002.
7. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., Алгоритм 2010.
|