Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/content/slovodekana.php?ELEMENT_ID=14898
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:42:27 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png
07.02.2013

У нас учат тому, как сделать телевидение лучше

Этот год для Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова - юбилейный. В октябре факультету исполнится пять лет, а в январе свой юбилей отметил ее руководитель Виталий Товиевич Третьяков. Школа создавалась по инициативе крупнейших российских телеканалов, которые нуждаются в квалифицированных творческих кадрах с университетским образованием. Федеральные государственные образовательные стандарты 'бакалавр телевидения' и 'магистр телевидения'  были разработаны Виталием Третьяковым - факультет первым в России стал готовить специалистов с подобной квалификацией. О том, все ли задуманное получилось,  о сложностях, с которыми пришлось столкнуться на этапе создания факультета, о студентах, а также о том, довольны ли телебоссы выпускниками школы, декан рассказал шеф-редактору журнала 'Журналист' Марии Владимировой.
Виталий Товиевич, расскажите о том, как все начиналось? Кому пришла в голову идея создать Высшую школу телевидения, и зачем вообще нужно было открывать факультет, если телевизионные кафедры есть на многих журфаках?

- Идея была не моя - я себя никогда к телевизионной карьере не готовил. На телевидении оказался потому, что мои печатные опусы привлекали к себе внимание и меня, как эксперта по внутренней политике России с самого начала 90-х годов стали приглашать на телевидение.
    Постепенно мои связи с телевидением и целым рядом руководителей телеканалов и ведущих известнейших телепередач стали очень прочными - я постоянно появлялся в эфире.
Между прочим, летом 1995 года мои "Мизантропии" выходили в "Итогах" Евгения Киселева. И сам тексты начитывал - под мультипликацию, которую делали по этим текстам на канале.
После ухода из "Независимой газеты" я три года был членом Совета директоров Первого канала (тогда еще ОРТ). В начале двухтысячных годов Михаил Леонтьев создал еженедельную программу 'Другое время', в рамках которой я вел свою авторскую рубрику. Готовил еще один, уже полностью свой, проект для Первого канала - даже пилот был снят. Но в эфир программа не вышла. Ну и еще о многом можно было бы рассказать. У меня и сейчас лежит отснятый в прошлом году пилот совершенно оригинальной новой программы. К сожалению, не нашедшей себе места в эфире.
Но самая основательная моя работа на телевидении - это программа 'Что делать?', которая возникла в 2001 году. Задумывал я ее еще до ухода из 'Независимой газеты', но выход первых выпусков программы в эфир совпал с этим поворотом в моей жизни. И вот уже 12-ый телевизионный сезон эта программа живет -  более трехсот сорока выпусков появилось.
У меня нет, в отличие от многих, наркотической зависимости  от телевидения, когда люди, видя себя на экране, едва ли не  теряют сознание от восторга. Стать полностью телевизионным человеком мне никогда не хотелось. Тем более, я ни когда не планировал создавать какие-то факультеты телевидения. Но случилось.
Мне, кстати, сначала предложили возглавить факультет журналистики МГУ, когда еще Ясен Николаевич Засурский  был его деканом. Я отказался по ряду причин, рассказывать о которых сейчас не буду. Я тогда возглавлял 'Московские новости', всерьез их реформировал. На тот момент все шло очень хорошо и дел у меня и так было очень много.
Однако месяца через три ректор МГУ Виктор Садовничий  предложил мне создать совершенно новый факультет  МГУ - Высшую школу телевидения. И я согласился.

- Создание школы телевидения - идея Садовничего?

- При первой нашей встрече по этому поводу он сказал, что Константин Львович Эрнст и Олег Борисович Добродеев хотели бы, чтобы такой факультет был в составе МГУ, поскольку они недовольны выпускниками вузов и факультетов, которые приходят к ним наниматься на работу. И проблема не в том, что ребята не владеют телевизионными технологиями - этому можно быстро научить. Они слишком мало знают во всех остальных сферах и проявляют себя как невежды в эфире. Так что это был запрос руководителей этих двух крупнейших телехолдингов.
Естественно, я встретился по этому поводу и с одним, и с другим. У меня были сомнения относительно того, как все это сделать. Где, например, брать преподавателей по специальным дисциплинам? Это огромная проблема, т.к. много тех, кто может провести так называемый мастер-класс, рассказать пару анекдотов из телевизионной жизни и дать пару мудрых советов. А вот прочитать семестровый курс лекций - у большинства просто материала на это не хватает. Да и для того, чтобы вести даже практические занятия в течение целого семестра  нужны особые качества. Так что с трудом, но находим тех, кто умеет преподавать на длинной дистанции, любит это (что свойственно, кстати, далеко не всем) и находит для этого время.  Ведь телевизионные  люди очень заняты своей работой - как правило, они передают знания молодежи внутри своих редакций. Наконец, тем, кто успешно работает на телевидении, уровень оплаты преподавания кажется не просто смехотворным, а даже оскорбительным.
Еще одна проблема - что преподавать? В России нет писанной, тем более в университетской традиции, истории отечественного телевидения. У нас и отечественной теории телевидения нет. Все более или менее удачно пересказывают западные теории массовых коммуникаций. Если не ошибаюсь, а думаю, что не ошибаюсь, курс "Теория телевидения" не читают ни в одном вузе страны. Только у нас в ВШТ. И читаю его я. Сам его создал. Раз взять негде, что делать декану, который обязан организовать соответствующий учебный процесс? У этого курса, помимо его неизбежной уникальности,  есть, по крайней мере, еще одно преимущество - он создан внутри России, а не калькирован с западных учебников и переводных служебных инструкций типа "Как готовить материалы для BBC" или "Как это делается в CNN".
Так вот Эрнсту и Добродееву при той встрече я задал вопрос - почему я? Они объяснили это в частности тем, что читали мой учебник 'Как стать знаменитым журналистом', он им нравится, и они считают, что по этому учебнику реально можно преподавать журналистику, включая телевизионную, по нашей российской, а не по какой-то абстрактной западной модели.
А дальше началась работа не совсем привычная для меня, потому что система образования - это не совсем то, что остальные сферы нашей жизни. Это государство в государстве. Тут свои законы и очень много бюрократии. Чрезмерно много для такого в общем-то тоже творческого дела, как образование и наука. И по мере перенесения в Россию западной модели образования бюрократизация этой системы только нарастает. Это, кстати, тоже является гигантской проблемой. Которую либо не осознают, либо просто не знают руководители государства и правительства.

- А сейчас проблема кадров решена?

- Отчасти. Мне казалось, что когда мы начнем создавать новый факультет - будет дан зеленый свет по свет направлениям. Он был дан, но есть бюрократические вещи - шлагбаум, который никто никаким зеленым светом открыть просто так не может. Я написал программу, по которой мы собирались обучать ребят в бакалавриате и в магистратуре. Стал составлять список дисциплин, которые нужно преподавать с очевидностью. Это литература, философия, социология, история искусств и т.д. Специальные курсы - история телевидения, история кино, режиссура и пр. Готовую программу  отправил в ректорат, а мне ее оттуда вернули со словами, что все это все замечательно, но только никому не нужно потому, что обучение в стране ведется не так, как кому-то кажется правильным, а по образовательным стандартам. А такого стандарта "Телевидение" нет вовсе. Тогда я впервые услышал эту аббревиатуру - ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)  - и попросил мне показать, что это такое.  Это бумаги, которые не способен прочесть, а тем более составить, ни один человек в мире - настолько они бюрократичны и оторваны от всего живого. Голову на отсечение даю, что ни президент, ни премьер-министр, ни министр образования дальше третьей страницы этих стандартов не дойдут, они просто заснут. Более того, они не поймут, что написано на этих первых трех и всех остальных страницах. Такова современная бюрократия. Самые естественные вещи она заставляет тебя облекать в самую противоестественную форму. Мало того, что стандарт для нашего факультета нужно было составить. Его еще нужно было утвердить в министерстве образования и науки РФ, а также в министерстве юстиции. А это целая процедура, причем небыстрая...
В итоге два года мы обучали по стандарту 'Журналистика', в вариативную часть который вставляли те предметы, которые нам нужны. Хорошо, что хоть такая возможность была.  И только последние два года мы осуществляем прием на обучение по нашим стандартам "Телевидение".
    Кстати, с прошлого года нашими стандартами стали пользоваться еще несколько университетов России. В общем-то они получились удачными. Уверен, что постепенно все, кто связан с обучением телевизионным профессиям, будут переходить на наши стандарты.

В чем суть этих стандартов?

Если отбросить совершенно неудобоваримую бюрократическую форму и массу ограничений, не нами придуманных, наши стандарты представляет собой синтез программ обучения на хорошем гуманитарном факультете, типа социологии, и того, чему учат во ВГИКе, ГИТИСе и на факультетах журналистики. Мы готовим универсального специалиста, который должен уметь на телевидении все, точнее - владеть всеми творческими телевизионными профессиями: от операторского дела до телережиссуры, от ведения телепрограмм до тележурналистики, от монтажа до продюсирования. В этом, кстати, наше отличие от остальных ВУЗов, которые обучают или пытаются обучать примерно тому же. Ведь абсолютное большинство поступающих к нам и на факультету журналистики - это девушки, которые, естественно, почти все хотят быть телеведущими.
Они просто не понимают, что столько телеведущих телевидению не нужно. И что то, что они считают своими козырями - молодость, красота (часто преувеличенная) и умение, как им кажется, говорить обо всем, ничего конкретно не зная, совсем не такие уж сильные. Молодость проходит очень быстро, красота больше нужна для другого, а невежество и без уже в изобилии присутствует в эфире.
Я говорю первокурсникам: поймите, что молодых и красивых с каждым годом все прибывает - студентов-то мы набираем каждый год. А на телевидении ежегодно столько мест ведущих не освобождается. А даже если вы оказались на телевидении, то эти новые красивые, и уж точно более молодые, будут вас вытеснять, так же, как вы хотите вытеснить сегодня тех, кто сейчас 'сидит в эфире'.  И рано или поздно со многими это случится. И вот тогда вы будете проклинать меня и факультет за то, что мы больше ничему, кроме как торчать на экране, вас не научили.
Чтобы этого не было, мы и готовим универсальных специалистов по всем творческим телевизионным профессиям. И даже если вы не окажетесь в эфире, вы сможете снимать фильмы, работать над программой как режиссеры и операторы. Ведь вообще-то именно эти люди главные на телевидении. Они, а не телеведущие, его реально делают.  

Интересно, зачем теле журналисту, вписанные в ваши стандарты 'Основы актерского мастерства'?
С некоторых пор корреспонденты и даже ведущие серьезных программ, любят ходить в кадре и размахивать руками. Моду на это на нашем телевидении ввел Леонид Парфенов.
Но если это происходит, то надо все-таки, чтобы будущие тележурналисты и телеведущие умели  делали это красиво. Этому и учим.
На современном телевидении журналистики довольно мало. Возьмите программу телевещания за сутки. Журналистика там - это информационные выпуски, воскресные информационно-аналитические программы, некоторые  ток-шоу, но только некоторые. Инструментарий журналистов, например, интервью, ведущие ток-шоу, конечно, используют. Но материалы-то к этим ток-шоу готовят не они, а многочисленные корреспонденты и редакторы. Да и  интервью - это не только журналистский инструмент. Всегда объясняю это только что поступившим студентам. Любой врач, к которому вы приходите на прием, проводит с вами интервью - какая у вас температура, как вы себя чувствуете, что вы съели накануне и так далее. В социологии интервью - это один из методов исследования. В психиатрии - это вообще один из главных методов, что очень важно, между прочим. Нынешнее телевидение с психиатрией очень тесно связано. Именно поэтому в нашу магистерскую программу заложены предметы 'Педагогика' и 'Клиническая психология'. Зачем это студентам? На телевидении сейчас масса ток-шоу, посвященных тому, кто кого убил, расчленил, съел, изнасиловал, и публика туда приглашается соответствующая, экзальтированная. А многие герои - часто просто потенциальные или реальные клиенты соответствующих заведений. Ведущий должен хотя бы понимать, откусят ему палец, если он поднесет микрофон ко рту того или иного человеку, сидящему в зале, или не откусят. Конечно, я немного утрирую. Но совсем немного. Я убежден, что без знания педагогики и психиатрии на современном телевидении работать невозможно.

Какой ужас! Чему же вы учите студентов? К какой жизни их готовите?

Телевидение - это синтетический институт, который фактически является подинститутом массовой культуры. Законы массовой культуры и высокого искусства различны. Я вообще сторонник того, чтобы люди читали классическую литературу, смотрели классическую живопись, слушали классическую музыку, но это мои личные  пристрастия, я не могу их переносить на телевидение, где царит масскульт. Такова реальность и мы должны этому тоже обучать. Другое дело, что девиз нашего факультета 'Сделать телевидение лучше', а  студентам я говорю, что мы вас будем готовить так, как будто вы собираетесь работать на телеканале 'Культура'.  А уж где вам придется работать - вопрос другой...
Не хотелось бы, чтобы каждое следующее поколение выпускников делало телевидение все более и более пошлым, низменным. Это и так происходит - без нашего участия. Мы должны подготовить студентов к тому, чтобы они, придя в реальное телепроизводство, не падали в обморок от того, что там происходит не то замечательное, о чем им рассказывали на факультете. Здесь важно быть реалистами. Но не впадать в другую крайность - не внушать нашим студентам, что на российском телевидении все гнусно и продажно, а вот где-то там, на Западе, существует идеальное телевидение и его работники все сплошь гуманисты и защитники обездоленных.
- Охотно ли студенты идут в магистратуру, окончив  бакалавриат?

В прошлом году мы выпустили наших первых бакалавров. И у нас было уже три выпуска магистров. Из нашего бакалаврского набора в нашу магистратуру никто не пошел. Потому что вроде бы они уже все знают, но еще не понимают, что диплом бакалавра - это не до конца высшее образование по нынешним стандартам. Плюс они все рвутся, те, кто реально хочет работать на телевидении, работать там и зарабатывать деньги. Зачем еще два года учиться, когда уже можно идти туда и добиваться телевизионной славы? Поэтому в магистратуру пока набор небольшой.
К нам в магистратуру приходят в основном выпускники других гуманитарных факультетов и вузов - фактически за второй профессией. Они хотят работать на телевидении. Им нужны некоторые знания, не столько теоретические, сколько практические.


- Что можете сказать о студентах, которые учатся на факультете?
- Опыт показывает, что до трети студентов поступают на гуманитарные факультеты потому, что им кажется, что это легче, и они не собираются в данной сфере работать.
Те, кто целенаправленно пришел на факультет с четко поставленной целью, а не просто получить красивый диплом с надписью 'Телевидение', - достигают ее. Двух магистранток из нашего первого выпуска - Юлию Весову и Ольгу Пирковскую - сразу  взяли в Дирекции информационных программ Первого канала. Там же уже работает еще одна наша магистрантка - выпускница прошлого года Марина Чайка. В смысле дисциплины не лучшая была студентка, правда, очень активная, но вот взлетела с нашей помощью. У Анны Гуляевой из второго нашего выпуска магистров в эфире Первого канала уже вышли три фильма. Много наших выпускников работает в системе ВГТРК.  На телеканале Russia Today  работают. Во многих производящих компаниях.
    Я и сейчас бываю в эфирах разных телеканалов. И все чаще и чаще, приезжая на запись передачи, встречаю там своих выпускников.

- Устраивают ли  выпускники Высшей школы телевидения взыскательных теленачальников? Помогаете ли Вы ребятам с трудоустройством?

- У факультета очень хорошие отношения с Первым каналом и с ВГТРК - наши студенты проходят там практику. Нас курируют Дмитрий Киселев, руководитель информационной службы ВГТРК (ныне его сменил Евгений Ревенко), и Кирилл Клейменов, директор Дирекции информационных программ Первого канала. И с тем, и с другим, помимо Эрнста и Добродеева, у нас налажены рабочие связи. Я ни разу не просил, чтобы, например, Кирилл Клейменов взял моих студентов к себе на работу, студенты ко мне даже не обращались с такими просьбами. Просто в ходе производственной практики выяснилось, что их подготовки оказалась достаточно для того, чтобы их взяли на работу без моих каких-то дополнительных усилий. Возможно, кто-то не потянул, и может беготня корреспондентом - это не совсем то, что он мечтал взять от телевидения. Хотелось сразу получить программу и рассказывать сказки в эфире неизвестно о чем. Вот такие пока никуда не устроились.
Фактически мы являемся отделом кадров, по крайней мере, для этих двух телехолдингов. Вот попробуй просто так приди и постучись в Останкино. Ну, с тобой поговорит какой-то чиновник из отдела кадров или еще кто-то, если удастся договориться по знакомству. А мы их обучаем и вводим через практику прямо в редакции.

- То есть практику студенты проходят на телеканалах. Есть ли учебная телестудияна факультете?

- Да, небольшая учебная студия есть. На ней нельзя записывать большие программы, но маленькое ток-шоу записать можно. Она была оборудована за счет дополнительных средств, которые удалось привлечь на новую технику, и за счет того, что нам передали в дар Первый канал и ВГТРК.

- Сколько стоит обучение на факультете (бакалавриат и магистратура соответственно)?

- 287 тысяч рублей в год. Плата за обучение, к сожалению, не нами устанавливается и она довольно высокая, я бы даже сказал чрезмерно высокая, что отпугивает многих ребят из регионов.

- Могут ли на факультете в перспективе появиться бюджетные места?
- Каждый год я отправляю соответствующую просьбу в ректорат.  Но пока таких мест нам не дали.

Возврат к списку

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...