06.06.2011
Истоки и корни студии '29'
Для Московского государственного университета студенческий театр – сюжет особый.
Можно зарыться в самую глубь веков и оттуда вытащить на свет божий, что в Студенческом театре МГУ напротив Манежа дебютировали великие Мочалов и Щепкин. А выше них, как говорится, кого назвать?!
От Студенческого театра МГУ, открывшегося в 1756 году, ведет историю весь русский профессиональный театр, то есть университет появился в 1755-м, а к годовщине уже возник и театр в его стенах и недрах. Первый худрук, он же и ректор университета - драматург Херасков. Из студенческого театра – прямиком почти что – пошли потом и Большой, и Малый.
И уже в более различимой ретроспективе – театр «Наш дом», и Марк Розовский, и Ия Савина, и Алла Демидова, и много еще других знаменитых и важных для профессионального русского театра имен и спектаклей. И что-то новое – новое дыхание в театре…
То есть первое, о чем не может не думать тот, кто начинает в МГУ новый студенческий театр - это корни, следовательно, и ответственность, и неслучайность. А главное, уже невозможно не думать о том, что это все - не одно лишь чистое любительство и просто приятное времяпровождение, раз до тебя так это все всерьез и по-настоящему заваривалось.
И в том, что делает сегодня Андрей Горбатый в студии «29», эта серьезность намерений есть. Это важно, поскольку все великие театры рождались с большими амбициями и абсолютной уверенностью, что без них театр не полон.
Первые шаги – очень важные.
Важно и то, что театр, молодые актеры ищут себя в сегодняшнем материале, где герои вроде бы и связаны с прошлым, но связаны – через близких людей, пьеса Елены Исаевой так и называется – «Про мою маму и про меня». Да, это первые шаги молодой студии, да, это второй или третий спектакль, но вот, например, героиня, та, которая "про меня", она уже так как-то верно уловила и интонацию, отчасти исповедальную, отчасти - интонацию рассказчика, и косички - это косички актрисы, но одновременно косички, связывающие актрису с детством Исаевой, которая настаивает на документальности своего повествования. Здесь уже сделан первый шаг от чистого ученичества - к каким-то профессиональным актерским открытиям. Она, как того требует автор, тянет за собой сюжет, как бурлак, только бурлаки на известной картине, пусть усталые, но очень крепкие мужики, а молодая героиня - девочка хрупкая, тоненькая, - в общем, как раз такая, как того требует исаевский сюжет, еще ребенок и уже готовая приложить все свои детские силы, чтобы наладить взрослое счастье матери. Кстати, текст в устах почти всех молодых студийцев звучит очень точно, искренне, документально, то есть без театрального надрыва или нажима, которые бы в данном случае могли убить всю историю.
Какие-то очень важные, учебные задачи, важные – для студенческого театра, где продукт окончательный ценен, но кое-чему по пути научиться – тоже и важно, и хорошо. Видно, что актеры уже понемногу разобрались с основами актерского ремесла, а ремесло в таких случаях плюс, конечно, энтузиазм - очень важные основания для серьезного театрального дела.
Важно очень – во всяком свежем театральном деле – поймать, найти какую-то свою, свежую интонацию. Пожалуй, интонация и есть самое главное, что нужно новому театру, если он хочет стать театром, а не быть лишь школой мастерства, неким ознакомительным курсом, практикумом по театру или теории и практике драмы. Интонация у студии «29» – есть.