Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://erp.cs.msu.su/articles.html?id=3
Дата изменения: Tue Apr 15 17:17:23 2008 Дата индексирования: Sun Apr 10 00:08:22 2016 Кодировка: Windows-1251 |
Практически ни один более-менее значимый ИТ-проект не обходится без обучения персонала. В некоторых случаях поставщики решений и системные интеграторы берут образовательную составляющую на себя, но все чаще к обучению подключаются специализированные учебные центры, готовящие ИТ-специалистов в самых различных областях. Многие из таких центров "выросли" из академической вузовской среды. Одним из наиболее известных игроков рынка ИТ-образования является Redcenter, дочерняя структура компании Redlab. Мы задали несколько вопросов генеральному директору Redcenter, доктору физико-метематических наук, профессору МГУ Руслану Смелянскому. - Расскажите об истории образования компании, почему вы выбрали именно эту сферу деятельности и на какие отрасли вы в первую очередь ориентируетесь? - В конце восьмидесятых готов, будучи руководителем одного научно-исследовательского подразделения факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ им. М. В. Ломоносова, я столкнулся с реальной угрозой потери всего своего коллектива, который создавался на протяжении многих лет. Нужно было найти источники финансирования и обеспечить команде нормальную жизнедеятельность. Мы начали их искать. Естественно, в первую очередь мы подняли свои зарубежные связи. Тогда мы вышли на компанию Sun Microsystems. В результате довольно длительных переговоров было принято решение о создании совместной лаборатории Московского государственного университета и компании Sun Microsystems. Когда стал обсуждаться вопрос о финансировании этой лаборатории, нам было предложено два варианта. Первый – полностью положиться на финансирование американской стороны, но в этом случае вся вычислительная техника и все уникальное программное обеспечение были бы закрыты для студентов и аспирантов МГУ. Второй вариант – научиться зарабатывать деньги самостоятельно. Мы просили американцев научить нас зарабатывать деньги, что они и сделали, хотя и на определенных условиях. Мы им за это очень благодарны.
В течение восьми-девяти месяцев нас пропускали через систему интенсивных тренингов, охватывающих буквально все сферы экономической и ИТ-деятельности – изучение принципов организации бизнеса, финансового менеджмента, технологий и т.д. В качестве первого проекта нам предложили учить клиентов компании Sun Microsystems технологиям этой компании. Часть наших сотрудников работала преподавателями МГУ, поэтому учить мы умели. Мы взялись за это дело, но достаточно быстро поняли, что нельзя смешивать технологические тренинги с традиционной академической формой обучения. В результате появилась коммерческая компания, которая и начала активно заниматься подготовкой и переподготовкой кадров. Что касается нашего географического распределения, то у нас уже есть филиалы и партнерские центры в России и странах СНГ, всего их 12. Кроме того, мы являемся учебным центром номер один в России для компании Cisco. У нас наивысший партнерский статус - Cisco Learning Solution Partner. Всего 22 компании в мире обладают подобным статусом. Благодаря данному статусу, мы имеем право создавать сеть учебных центров второго уровня (Sponsored Organization). Сегодня таких учебных центров (Sponsored Organization) у нас 14. Если принимать во внимание отраслевую ориентацию клиента, то мы стараемся равномерно развивать компетенцию по всем вертикальным рынкам, с представителями которых нам приходится работать. Но поскольку, как я уже говорил, мы развиваем модель корпоративного учебного центра, то для тех корпораций, с которыми мы работаем, мы стараемся быть единой точкой входа и предлагать весь спектр курсов и программ обучения, не только касающийся подготовки в области ИТ. Это могут быть курсы по развитию персональных навыков, таких, как искусство общения, мастерство ведения переговоров и т.д. Сюда же можно отнести курсы менеджмента, управления проектами и многое другое. Какие-то из этих программ мы готовим сами, какие-то делаем совместно с нашими партнерами. - Насколько у вас развито направление подготовки консультантов по внедрению корпоративных информационных систем, к примеру – продуктов SAP? - Это хороший вопрос. Компания Redlab является партнером SAP. Redcenter также является партнером в области обучения. Но здесь мы идем другим путем, довольно нетрадиционным. Некоторые учебные центры сегодня стараются конкурировать с вузами в этой области. Они регистрируют институты, получают для них государственную аккредитацию и стараются сами проводить соответствующие образовательные программы, выдавая документы государственного образца. Я считаю, что это неправильно, у каждой формы образовательной деятельности должна быть своя ниша. Я убежден, что тренинговым центрам нужно кооперироваться с академическими образовательными учреждениями, искать оптимальные формы сотрудничества в этой области. Приведу конкретный пример. На факультете ВМиК МГУ сейчас подготовлено и запускается несколько программ, одна из которых - программа магистерского уровня по подготовке специалистов по информационным системам управления предприятиями. В этой программе акцент делается на очень активной практической работе магистранта. А практика – это тренинг, это выработка соответствующих рабочих навыков. Академическая составляющая в данной магистратуре происходит от МГУ, а все, что касается тренингов и практики, идет от ГК "КомпьюЛинк", в состав которой входят Redcenter и Redlab. К слову, эта Группа компаний оказывает финансовую поддержку создания этих программ. В учебном процессе будут задействованы практикующие консультанты Группы, которые работают над реальными проектами и с реальными заказчиками. Уже сейчас могу вам сказать, что некоторые из этих курсов мы уже читаем в режиме спецкурса на ВМиК МГУ и при этом имеем полный аншлаг. Аудитория заполнена полностью, свободных мест нет. - Каким образом вам удается обучать огромное количество людей в магистратуре по оговоренному выше направлению так, чтобы это не отражалось на качестве их подготовки? - Организация учебного процесса предполагает малочисленные учебные группы. Учащихся в этой группе должно быть не больше, чем реально способен проконтролировать преподаватель. Особенно это касается проведения практических упражнений. Нужно, чтобы каждый учащийся каждую минуту своего пребывания на практических занятиях чувствовал контакт с преподавателем. Кроме того, потенциальных специалистов, т.е. тех, кто по внутренним психологическим особенностям готов быть консультантом, а для этого он должен обладать не только профессиональными знаниями, но и высоко развитыми коммуникативными навыками, не так много, поэтому о массовости речи не идет. Еще один важный момент состоит в том, что мы будем готовить стажеров, из которых затем будут вырастать консультанты. Для стажера чрезвычайно важно еще на стадии учебы попробовать себя в реальном проекте. Поэтому компании Группы "КомпьюЛинк" будут привлекать магистрантов к участию в действующих проектах. - Были ли у вас особенно интересные проекты по обучению, о которых можно было бы рассказать? И с каких шагов вы обычно начинаете проект? - Если не брать в расчет те моменты, когда вы просто берете с полки учебный курс и учитесь по нему, а говорить о тех проектах, когда идет формирование курса и учебной программы, когда обучение имеет массовый характер, то любой такой проект начинается с его формализации и описания его рамок. Важно, чтобы с первых шагов и наш клиент и мы четко понимали, что от нас требуется и что мы должны сделать. Ведь нет ничего хуже обманутых ожиданий. В качестве примера могу привести успешные проекты с ОАО "РЖД", когда у нас проходили обучение сотни, а в иные годы и тысячи человек. Также у нас были интересные проекты с Центральным банком РФ, компанией ОАО "МТС" и многими другими. Это все примеры очного обучения. Если говорить о дистанционном обучении, то и здесь у нас довольно большой опыт. У нас были проекты, когда мы обучали по несколько тысяч человек. Это проект со "Связьинвестом", о котором много уже было написано, это сотрудничество с "Норильским Никелем", с той же компанией ОАО "МТС" и т.д. Очень интересный проект – обучение государственных служащих: здесь возможности дистанционного образования применяются очень активно. В частности, в прошлом году мы реализовали проект в республике Татарстан, где обучили сотрудников 18 республиканских министерств и ведомств. Данный проект был признан успешным, и МЭРТ рекомендовало наш опыт к распространению.
- Такой проект мы начали совместно с факультетом ВМиК МГУ в 1996-97 годах. Вся научно-исследовательская часть проекта проводилась там, а у нас проходила создание продукта. Идея заключалась в том, чтобы перенести опыт академического образования и опыт нашего учебного центра в части тренинга в электронное пространство. Такую платформу мы разработали, и она на сегодняшний день уже имеет несколько версий. Она носит название REDCLASS. Причем сейчас это уже не один продукт, а целое семейство продуктов, которое покрывает широкий спектр функциональностей: начиная от построения мощной корпоративной платформы, которая обеспечивает организацию учебного процесса и управление им, аттестацию персонала, отчетность, интеграцию с КИС, до индивидуальных решений, предназначенных для автономного обучения отдельного пользователя. Кроме того, в эту линейку входят средства для формирования практических упражнений, разработки контента (учебных материалов) и т.д. Я хотел бы сделать особый акцент на возможностях нашей системы продуктов создавать практические упражнения, поскольку с самого начала нашу систему отличала именно ориентация на развитие практических навыков у учащихся средствами e-Learning. И сейчас в нашем комплексе есть продукты, которые нацелены именно на это. Другой важный момент – платформа разрабатывалась с учетом отечественного культурно-исторического опыта в сфере образования. Могу привести пример. Где-то в середине девяностых годов Александр Данилин, тогдашний руководитель московского офиса компании Lotus, подписал фантастическое соглашение с Министерством образования РФ, согласно которому российские вузы имели право покупать платформу Learning Space по цене 1 доллар за лицензию. Но если мы посмотрим на рынок, то увидим, что широкого распространения эта платформа все-таки не получила. Возникает вопрос – почему? Когда я, как преподаватель Московского государственного университета, пытался сделать на ней свой курс, то очень быстро понял, что та модель, которую реализует эта платформа в области разработки курса, абсолютно не соответствует тем реалиям, существующим в российском вузе. Модель Learning Space предполагала, что над курсом будет работать целая бригада специалистов, каждый из которых играет свою роль: дизайнера, писателя, художника и т.д. В российском вузе преподаватель один выступает во всех этих лицах. Те средства разработки курсов, которые есть в нашей линейке продуктов, предполагают, что если преподаватель владеет хотя бы редактором MS Word, то уже с таким уровнем подготовки он вполне может разрабатывать контент. Если он умеет работать с видео- и аудиофайлами, он может добавить их в свой учебных материал, сделав его более образным и наглядным. |
Дата публикации: 15 апреля 2008
Источник: Инфо Бизнес