Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: Malishev@spa.msu.ru
Традиционно, система социального партнерства исследуется как совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов. Но, по мнению ряда современных авторов, такая постановка проблемы не в полной мере соответствует масштабам научной компетенции социологии управления, сужает ее предметное многообразие в научном анализе сложных процессов. В качестве методологических проблем можно указать на преобладание западных теорий в современной российской социологии, которые формировались в процессе каких-либо конкретных условий, не совпадающих ни с социальной реальностью, ни с российским менталитетом . В моделях партнерских отношений принято выделять трех основных участников: государство, гражданское общество и бизнес, объединяющих в себе все разнообразие действующих социальных сил. В связи с этим объективная потребность состоит в том, что в социологии управления, социальное партнерство можно исследовать, как специфическую категорию рыночного общества. Для этого отмечаются такие предпосылки, как достижение определенного уровня зрелости социума – экономического, культурного, социального, правового, вместе с развитием цивилизованного рынка труда. А в целом социальное партнерство является важнейшим принципом общественных отношений в социальном государстве.
Ключевые слова
Социальное партнерство, социология управления, социально-трудовые отношения, социально-трудовые конфликты, рынок труда, социальное государство.