Доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail:iukost67@mail.ru
Статья посвящена государственной политике и управлению в сфере народного образования Российской Федерации в 1990-е годы. Основываясь на широком круге литературы и источников, автор рассматривает важнейшие направления государственного управления, анализирует позитивные и негативные результаты, противоречивые тенденции государственной политики в области образования в 1990-е годы. В статье автор подчеркивает, что в системе образования в этот период сложилась ситуация отсутствия общей приемлемой позиции о перспективах и путях ее развития. Такое положение дел было крайне опасным, поскольку грозило вылиться в серьезный, необратимый кризис образовательной сферы. Главный вывод, который можно сделать из результатов социологических исследований, состоит в том, что значительное большинство учителей, руководителей школ и вузов положительно воспринимало основной результат реформирования образования – переход к вариативному образованию, проявляющемуся в большей свободе выбора содержания и технологий обучения, создания разных моделей образовательных учреждений. При этом почти единодушно отмечается, что в современных условиях школе и вузам стало намного труднее осуществлять свою деятельность. Обобщая имеющиеся данные о положении дел в системе образования, можно констатировать, что ключевыми проблемами реформирования образования являются:
Качество образования. Сохраняется отрыв образования от личностно и социально значимых проблем, система образования по-прежнему в основном ориентирована на воспроизведение готовых знаний, а не на развитие продуктивного мышления. Не в полной мере достигнута приоритетная цель образования, заключающаяся в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучаемым проявить свои таланты, свой творческий потенциал. Добиться этого возможно, только продолжая деятельность по созданию разнообразных качественных образовательных программ, а также типов и видов образовательных учреждений, обеспечивающих глубокую индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
Доступность образования. Система образования все в меньшей степени способна удовлетворять конституционные права граждан на образование. Оно теряет доступность, становится зависящим от социальной принадлежности, места жительства, национальных и региональных различий, тем самым усиливается социальное неравенство и социальная напряженность. Равный доступ к образованию должен осуществляться на основе критериев, которые связаны с такими образовательными ценностями, как способности, одаренность, трудовые усилия. Перед государством и обществом стоит задача решить проблему соотношения равного доступа к образованию и равных стартовых возможностей.
Управление образованием. Управление образованием не соответствует современным задачам его развития и здесь требуется разработка новой стратегии, направленной на оптимальное сочетание эффективной управленческой вертикали с обеспечением самостоятельности различных уровней управления. Отсутствуют механизмы компенсации финансирования образования регионами, эффективного использования бюджетных и привлечению внебюджетных средств в систему образования, прозрачности финансирования, оперативного управления ограниченными финансовыми ресурсами.
Ключевые слова
Народное образование, управление образованием, радикальные изменения.