Двухуровневая система высшего образования как инструмент управления рынком образовательных услуг России
Сидорова Александра Александровна
Ассистент кафедры теории и технологий управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: Sidorova_A@spa.msu.ru
В статье рассматриваются особенности и текущие результаты реализации Болонского процесса в России: неоднозначность таких нововведений, как двухуровневая система высшего образования (бакалавриат-магистратура), новые перспективы, которые она открывает для отечественной системы образования. Показано, что двухуровневая система может служить инструментом управления рынком образовательных услуг, позволяя сделать более точный прогноз ситуации на рынках образовательных услуг и труда и скорректировать образовательную траекторию студента. Акцент делается на сочетание элементов рынка и плана, обосновывается необходимость применения дифференцированного подхода к определению профессий, допускающих выход бакалавра на рынок труда. Предлагается модифицированная структура уровней высшего образования для разных специальностей. Использование всех преимуществ Болонского процесса в России оказывается затруднительным ввиду отсутствия интеграции с европейским рынком труда.
Ключевые слова
Рынок образовательных услуг, рынок труда, Болонский процесс.