Поставторитарная модернизация: проблематизация понятия на примерах стран конфуцианской цивилизации
Чэнь Цзя-вэй
Стажер, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail:sh_mila@hotmail.com
В статье рассматривается специфика современных модернизационных процессов в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Работа построена на анализе теоретических наработок текущей западной политологической мысли, в которых разбираются особенности модернизации в незападных обществах, и их сопоставлении с эмпирическим материалом, относящимся к странам так называемой конфуцианской цивилизации — Китаю, Тайваню, Сингапуру, Южной Корее. Учитывая, что до сих пор опыт трансформаций в этих странах не получил адекватного теоретического обобщения, проблематика статьи представляется актуальной. И особенно перспективной в этом смысле представляется предпринятая в статье попытка охарактеризовать феномен поставторитарной модернизации на примере опыта политических преобразований на Тайване и в Южной Корее с учетом концептуальных наработок современной транзитологии.
Структурно статья разделена на три части. В первой части рассматриваются основные направления осмысления модернизации в современной политологической мысли. На основании представленного спектра мнений делается вывод о том, что несмотря на определенный схематизм и привязку к опыту Запада, многие из приведенных концептов могут быть использованы для характеристики феномена поставторитарной модернизации на Востоке. Во второй части статьи приводится краткая история перерастания авторитарной модернизации на Тайване в поставторитарную. На конкретных примерах из политической жизни этой страны, а также Южной Кореи показывается, каким образом в политической практике перемен новая демократическая политическая культура может сочетаться с элементами авторитарных практик. В третьей части выводы об особенностях сочетаний демократических и авторитарных элементов в реальной политической жизни стран конфуцианской цивилизации вновь соотносятся с изложенными в начале статьи концепциями современных западных исследователей, и делается вывод о необходимости обогащения теории модернизации опытом конфуцианской цивилизации.