Семинар
Информационные технологии в обучении студентов
Химический факультет
20 сентября 2007 г., 16.45, аудитория 337
Доклад
Александр Викторович Мануйлов
Зам.директора Югорского физико-математического лицея, доцент, к.х.н.
г. Ханты-Мансийск
ДИСФОР (ДИалог на языке Структурных ФОРмул)
Система компьютерного обучения и контроля для химиков-органиков
Принципы построения и опыт 17 лет работы в Новосибирском государственном университете
Проблемы модернизации
Аннотация
Широко распространенное сейчас тестирование с выбором ответа было вчерашним днем уже в 80-е годы (акад. В.А. Коптюг). В органической химии имеется уникальный инструмент для диалога с машиной - структурные формулы соединений. Процедура машинного распознавания структурных формул является многократно решенной задачей, поэтому в НГУ на кафедре органической химии в учебном процессе уже 17 лет успешно используется обучающая система ДИСФОР (ДИалог на языке Структурных ФОРмул). Студенту предлагается вопрос на естественном языке (текст, схема реакции, цепочка), ответ на который конструируется студентом самостоятельно в виде той или иной структурной формулы. После распознавания структуры программой выдается комментарий. Помимо фиксирования правильных ответов, программа комментирует типичные ошибки, хорошо известные преподавателям и заранее заложенные в граф диалога. Граф представляет собой программное средство, определяющее "траекторию движения" студента в процессе решения задачи. Например, определенная ошибка вызывает дополнительный вопрос, без ответа на который программа "не выпустит" студента к финалу задачи. Студент, не совершивший именно этой ошибки, движется к финишу более коротким путем. Граф диалога не виден студенту, но является важнейшим элементом задачи и конструируется составителем наряду с ее химическим содержанием. Коллективом кафедры органической химии НГУ было создано более 400 задач с графом диалога по всем основным разделам университетского курса органической химии. Есть версия банка задач для СУНЦ НГУ.
Эта работа выполнялась в рамках крупного проекта по компьютеризации образования, запущенного еще на исходе перестройки. В настоящее время "самодельный" структурный редактор и вся программная оболочка ДИСФОР устарели, требуется распознавание структуры уже не только как связанного графа, но и с учетом ее пространственного строения. Изменилось и химическое содержание курсов, что требует разработки нового банка задач. Создание ДИСФОР нового поколения является трудной и дорогостоящей задачей. Возможные пути ее решения являются предметом обсуждения в докладе и прениях.
Назад к списку докладов
|