Дистанционные образовательные технологии в преподавании английского языка студентам и аспирантам химического факультета МГУ
Английский язык для современного ученого-химика является основным языком при поиске информации, общении с коллегами в мире и публикации результатов своих исследований. В связи с этим на химическом факультете МГУ преподаванию английского языка студентам и аспирантам традиционно уделяется большое внимание. На факультете более 45 лет работает собственная кафедра английского языка, преподаватели которой разрабатывают учебники для ВУЗов по специальному английскому - английскому для химиков, ведут исследовательскую работу в области педагогики. Кафедра английского языка, стала одним из первых подразделений факультета, в котором началось внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебную деятельность.
Входное тестирование первокурсников по английскому языку
Авторский коллектив: Шведова Елена Владимировна, Марьяновская Ольга Викторовна, Петрова Елена Петровна, Миняйлов Владимир Викторович, Кутепова Маргарита Михайловна
Первая задача, которая была успешно решена с помощью использования ДОТ - это снижение трудоемкости входного тестирования первокурсников на знание английского языка, результаты которого используются при формировании учебных групп. Традиционно такое тестирование проходило перед первым сентября очно на бумаге, а для проверки работ требовались большие людские ресурсы и трудозатраты. В 2008 году такое тестирование было дополнено возможностью выполнения теста дистанционно, из дома, в течение недели до даты очного тестирования. Последующая проверка на очных занятиях в течение семестра показала, что достоверность результатов дистанционного тестирования не хуже очного. При условии добровольности выбора формы тестирования, дистанционная форма практически вытеснила очную (рисунок 1), что кардинально сократило время получения требуемого результата, времени работы и числа преподавателей, задействованных в очном тестировании.
Рисунок 1. Рост популярности дистанционной формы тестирования
по английскому языку среди первокурсников химического факультета МГУ.
Учебно-методический комплекс " Курс английского языка для аспирантов-химиков 'The Wonders of Chemisry'"
Авторский коллектив: Кутепова Маргарита Михайловна, Андреева Ольга Корнеевна, Миняйлов Владимир Викторович, Шведова Елена Владимировна, Назарова Валентина Константиновна, Ярослав Коваль, Гончеренко Светлана
Для аспирантов химического факультета создана и уже более двух лет развивается на базе дистанционных образовательных технологий программа поддержки оригинального очного курса английского языка для химиков 'The Wonders of Chemisry'. Она позволила по максимуму освободить время очных занятий для общения, выведя значительный объем материала на самостоятельную работу с автоматизированным или преподавательским удаленным контролем через систему дистанционного обучения. В результате учащиеся научились понимать английскую речь и лучше выражать свои мысли, что принципиально важно для профессиональной карьеры специалиста.
Учебно-методический комплекс дистанционной поддержки базового курса английского для химиков для студентов химического факультета МГУ
Авторский коллектив: Кутепова Маргарита Михайловна, Рогоцкая Ирина Анатольевна, Александрова Ольга Юрьевная, Биккулова Гульнара Раилевна, Абрамова Елена Павловна, Миняйлов Владимир Викторович
В 2012-2013 учебном году для программы английского языка для студентов химического факультета разработан электронный курс дистанционной поддержки очного обучения. Методической основой для него послужили базовый для программы учебник М.М. Кутеповой 'The World of Chemistry' и авторские материалы преподавателей кафедры английского языка. Дистанционная поддержка очного обучения используется в ходе самостоятельной индивидуальной работы студентов преимущественно с тестовыми заданиями, насыщенными различными интерактивными элементами и полностью охватывает лексический, грамматический и фонетический материал в рамках предъявляемых в программе требований.
Процесс разработки электронного курса вызывает активный интерес со стороны студентов и проходит в тесном взаимодействии с ними. По отзывам тестовой группы корректируются как задания, так и способы их визуализации. Например, курс адаптируется для удобства работы с ним не только с компьютера, но и с мобильного телефона. У студентов, пользующихся ДОТ отмечается явный положительный эффект, по сравнению с контрольной группой, обучающейся по традиционной методике. В качестве положительного эффекта обучаемые отмечают расширение словарного запаса, легкость усвоения лексики вследствие многократного повторения ее в различных тестовых ситуациях, выбор времени, места и темпа занятий, возможность аудирования, недоступную при 'традиционном' выполнении домашних заданий, экономию времени.
Интерес учащихся к электронным курсам и понятный, причем сильный, положительный эффект от их использования создали предпосылки как для дальнейшего использовании дистанционных образовательных технологий в преподавании английского на факультете, так и для развития новых форм взаимодействия очного и дистанционного в обучении.
Публикации
Е.П. Абрамова, Г.Р. Биккулова, М.М. Кутепова, В.В. Миняйлов
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ И АСПИРАНТАМ ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ
ТЕЛЕМАТИКА 2013: Труды XX Всероссийской научно-методической конференции, 24-27 июня 2013 г. Санкт-Петербург СПб ГУ ИТМО, 2013. Том 2. с. 101. Тезисы доклада
|