Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://dynamo.geol.msu.ru/personal/vsz/posters/nlob/nlob1.html
Дата изменения: Sat Apr 27 19:06:42 2002 Дата индексирования: Mon Oct 1 22:50:18 2012 Кодировка: Windows-1251 |
КОЛЕБАНИЯ БЛОКОВ ЗЕМНОЙ КОРЫ ЮЖНОГО КРАЯ СКИФСКОЙ ПЛИТЫ (СЕВЕРНОЕ ПРЕДКАВКАЗЬЕ), ВСВЯЗИ С ОБРАЗОВАНИЕМ ПЕРЕДОВЫХ ПРОГИБОВ
Материалы XXXIII тектонического совещания, М., Геос, 2000, с.232-235.
В пределах северного форланда складчатого сооружения Б.Кавказа находятся три передовых прогиба: Западно-Кубанский, Восточно-Кубанский и Терско-Каспийский (рис. 0). |
Место этих прогибов нетрадиционно, т.к. "настоящие" передовые прогибы должны были бы находиться перед южным склоном Б.Кавказа, надвинутым на Куринскую и Рионскую межгорные впадины, аналоги истинных передовых прогибов. Почему северные прогибы возникли там, где их не должно быть? Горно-складчатое сооружение Б.Кавказа охватывает южный раздробленный край Скифской эпипалеозойской плиты, собственно складчатый альпийский комплекс (нижняя юра - верхний эоцен) и северную часть Закавказского массива (микроконтинента) ("История Большого Кавказа"). Абстрагируясь от деталей, общую картину взаимодействия двух жестких плит на этапе жесткой коллизии (поздний миоцен - антропоген) [1] можно изобразить так, как это представлено на рисунке 1. В процессе сближения южной и северной реологически хрупких плит по южному краю Скифской плиты возникла система диагональных сдвигов [2] затухающих в северном направлении и спровоцированных перемещением к северу Аравийской плиты.
При взаимодействии системы левых и правых сдвигов, раздробивших край плиты, возникали впадины, в обстановках присдвиговых растяжений. Они и явились ваннами передовых прогибов, образовавшихся как-бы 'не на своем месте'.
Подтверждение реальности этого процесса не только в имеющихся геологических данных, но и в проведенном математическом моделировании. Коллизионное горообразование объясняется развитием вязких течений в нижней коре, в результате которых происходит нагнетание материала к области коллизии, что приводит к утолщению коры [3]. При этом верхняя кора деформируется упругим образом, а затем, при достижении предела прочности, происходит ее хрупкое разрушение. Субвертикальные разломы раздробляют верхний коровый слой на отдельные блоки, которые будучи относительно слабо связанными друг с другом, в основном силами трения, 'плавают' на вязком основании - нижней коре, находясь в состоянии, близком к равновесию. Наименьшие размеры блоков (до 10 км) относятся к зоне наибольших напряжений, где сосредоточены основные деформации, т.е. к коллизионному поднятию.