|
|
Описание работы кабинета
Устный тур в кабинете проходит в творческой и доброжелательной обстановке; в комиссию входят преподаватели МГУ (доктора и кандидаты наук), а также аспиранты и магистранты кафедры кристаллографии, которые максимально объективны при выставлении оценки.
Интеллектуальное испытание в кабинете предусматривает беседу по одному из разделов кристаллографии с проверкой понимания ряда терминов. Дополнительно школьнику предлагается решить задачу на пространственное воображение, а также определить симметрию некоторого объекта.
Это может быть идеализированная учебная модель кристаллического многогранника или природный кристалл. Возможны некристаллические многогранники, предметы живой природы, искусственные объекты и т.д.
Вопросы в кабинете формулируются для четырех возрастных групп участников: M (1-5 классы), А (6-8 классы), Б (9-10 классы) и B (11 класс).
Знания в каждом кабинете очного тура оцениваются по десятибалльной шкале от 0 до 10 баллов.
Оценка в кабинете кристаллографии для возрастных групп II-IV складывается из четырех составляющих: творческая беседа
(максимум 6 баллов), задача на пространственное воображение (максимум 2 балла), определение симметрии объекта (2 балла) и
Теоретический вопрос-тест (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных) на различные темы (максимум 2 балла).
Для младших школьников предусмотрена только творческая беседа (максимум 8 баллов) и вопрос-тест (максимум 2 балла).
Типовая задача на пространственное воображение
- Возрастная группа А
Может ли выпуклый многогранник состоять из 5 граней? Все ли грани в нем будут одинаковы? Изобразите схематично эту фигуру
Какое минимальное число ребер может быть у кристаллического многогранника? Почему?
Сколько вершин у октаэдра?
- Возрастная группа Б
Перед вами кристаллический выпуклый четырехгранник. Назовите сингонии, в которых возможна эта ситуация. Сколько сортов граней будет в каждом случае?
Перед вами кристаллический выпуклый семигранник. Назовите сингонии, в которых возможна эта ситуация. Сколько сортов граней будет в каждом случае?
Какая геометрическая фигура получится, если соединить между собой точки, являющиеся центрами граней правильного октаэдра?
- Возрастная группа B
В каком триклинном классе может реализоваться кристаллический 7-гранник? Сколько простых форм в нем будет?
Может ли кристалл кубической сингонии, состоящий из двух простых форм, быть 22-гранным? Если да, то перечислите все комбинации форм, удовлетворяющих этому условию.
Назовите класс симметрии, в котором может быть только три пинакоида. Покажите на схематической проекции этот случай.
У кого больше ребер - у тригон-три-тетраэдра или тетрагон-три-тетраэдра? Проиллюстрируйте решение.
Примерные вопросы творческой беседы
- Как вы понимаете слово симметрия? (возрастная группа M).
- Отличия природных и синтетических кристаллов.(возрастная группа А).
- Каким образом огранка кристалла позволяет определить его состав?(возрастная группа Б).
- Чем кристалл отличается от других форм неживой материи? (возрастная группа B).
Примерные вопросы-тесты
- Рубин это драгоценная разновидность: Карбоната, Силиката, Оксида, Сульфида, Бората
Как вы понимаете слово симметрия? (возрастная группа M).
- Нобелевская премия присуждалась за открытия в области кристаллографии: Ни разу, 4 раза, 12 раз, Более 20 раз, Более 40 раз (возрастная группа А).
- Расположите в хронологическом порядке следующие нобелевские премии в области кристаллографии: А-открытие квазикристаллов, Б - открытие рентгеновских лучей, В - расшифровка структуры витамина В12, Г - расшифровка кристаллической структуры галита (возрастная группа Б).
- А.Е.Ферсман написал фундаментальный труд под названием: Турмалин, Драгоценные камни Кольского полуострова, Цеолиты мира, Алмаз, История минералогии
(возрастная группа B).
Справочный материал
- Официальный сайт Олимпиады - текущая актуальная информация, новости
НОВОСТИ
В феврале 2013 г. издательство МЦНМО выпустило учебное пособие "Занимательная кристаллография". Авторы - Еремин Н.Н. и Еремина Т.А.
Пособие допущено УМС геологического факультета МГУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению 'Геология'
и преподавателей геологических кружков.
Пособие может быть полезно для школьников, которые приняли решение самостоятельно ознакомиться с основами кристаллографии в объеме,
достаточным для успешного участия в школьных олимпиадах по геологии.
Пособие может быть полезно для преподавателей геологических кружков при составлении планов занятий по данной дисциплине.
Методически материал пособия разделен на три ступени, соответствующий возрасту школьников. Каждый урок дополняется контрольными вопросами
и упражнениями, помогающими закреплению пройденного материала. Каждая ступень завершается практическим занятием.
В приложениях к пособию приведен дополнительный иллюстративный материал, который может быть полезен при изучении предмета, представлены
полезные ссылки на литературу и ресурсы интернет, разобрана работа кабинета кристаллографии на олимпиаде школьников по геологии в МГУ,
а также приведены ответы к упражнениям каждой ступени.
Сайт магазина издательства МЦНМО
Комиссия кабинета 2015 года:
|
|
|
|
|
Еремин Николай Николаевич доктор химических наук, профессор кафедры кристаллографии и кристаллохимии геологического факультета МГУ. Ведет занятия по курсам 'Кристаллография', 'Кристаллохимия', 'Компьютерное программное обеспечение в кристаллохимии', 'Методы моделирования твердых тел' и 'Анионо-центрированная кристаллохимия'. Автор четырех учебных пособий, в том числе учебника 'Кристаллохимия: краткий курс', (изд-во МГУ, 2010). Сфера научных интересов Н.Н.Еремина - компьютерное моделирование структур и свойств минералов и неорганических соединений |
Еремина Татьяна Александровна ассистент кафедры кристаллографии и кристаллохимии геологического факультета МГУ. Ведет занятия по курсам 'Кристаллография', 'Теория симметрии кристаллов'. Автор учебного пособия. Сфера научных интересов - геометрическая кристаллография и кристаллохимия |
Аксенов Сергей Михайлович кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник лаборатории рентгеновских методов анализа и синхротронного излучения института кристаллографии им. А.В.Шубникова РАН и докторант С-П ГУ (Геологический факультет). Соавтор открытия 8 новых минералов. Лауреат медали РАН для талантливых молодых ученых и премии имени академика Белова. Сфера научных интересов - рентгеноструктурный анализ минералов и неорганических соединений. Ведет занятия по курсу 'кристаллография' |
Марченко Екатерина Игоревна студент 4-ого года обучения кафедры кристаллографии, инженер учебно-методического кабинета кафедры кристаллографии. Проводит консультации по кристаллографии и кристаллохимии для студентов младших курсов. |
Сунгатуллина Нигина Валерьевна студент 4-ого года обучения кафедры кристаллографии, инженер учебно-методического кабинета кафедры кристаллографии, технический секретарь кабинета |
|
|