Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://chronos.msu.ru/old/biographies/zarubin_berdyaev.htm
Дата изменения: Sat Dec 14 12:26:04 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 20:36:39 2014
Кодировка: Windows-1251
Проблема времени у Н.А.Бердяева

Проблема времени у Н. А. Бердяева

Н.А.Бердяев Для Бердяева время - это та проблема, которой он не просто уделяет внимание, но живет ею, болеет ею, считает ее основной проблемой философии, особенно философии экзистенциальной. Рассуждать о времени имеет смысл только в его отношении с вечностью. Личность, по мнению Бердяева, всегда устремлена в будущее.

В этом настоящем мире время оказывается 'испорченным', здесь невозможна совершенная реализация личности. Совершенство может быть достигнуто лишь в бесконечном, 'глубинном ' времени, и всякая реализация в настоящем есть только символ иного, направленного к вечности и бесконечности. Причем Бердяев не просто описывает восприятие, переживание времени личностью, что делали многие и до него. Ценность и оригинальность его позиции заключается в том, что он пытается сопоставить, соотнести, скоординировать время личности и время истории.

История, историческое возникает тогда, когда человек, действующий одухотворенно, реально противостоит мировому историческому движению.

Пересечением двух 'метафизических' плоскостей исторического существования является своего рода продолженность человеческой личности во времени истории. Как считает Бердяев, бытие истории раздваивается. Историческое свершение , с одной стороны , выводит человека в пространство вечности ,с другой, - человеческое существование

принимает качество историчности через раскрытие символики человеческих судеб. Другими словами, историческое свершение представляет человека лику вечности и вместе с тем разрушает временность конкретного человеческого бытия. Человек может силой своего духа превзойти историю , овладеть историческим временем.

Парадокс времени Бердяев видит в том, что люди объективируют самый конец истории и представляют его себе в историческом времени.

Хотя он может быть только по другую сторону исторического времени. Конец истории при этом никак не связан с объективным временем материальных взаимодействий в мире и происходит только во времени экзистенциальном. Само осознание такого конца свидетельствует, согласно Бердяеву, о переходе от истории к метаистории. И если историческое время как бы вставлено во время космическое, то метаистория возможна только во времени экзистенциальном и прорывается иногда во время историческое.

С другой стороны, возможно как бы вторжение вечности во время. Так, для христианского сознания вечное является во времени, оно может быть во времени воплощено. Вечность как божественная действительность может разрывать цепь времени, входить в нее и становиться здесь довлеющей силой.

Обращается Н.А. Бердяев и к самой сердцевине проблемы времени - соотношению прошлого, будущего и настоящего. Он констатирует 'разбитость', 'испорченность' нашего времени. Одна его часть восстает против другой, и в результате время превращается в некий призрак, так как нет ни прошлого, ни будущего, да и настоящее превращается в отвлеченную точку. Исходя из этого, Бердяев подвергает критике концепцию динамической временности. Его вывод - метафизика истории должно признать ту действительность, которую мы считаем прошлым, подлинной и пребывающей, вошедший в какую-то вечную действительность. Поэтому каждый из нас может быть приобщен к истории, поскольку он принадлежит мировой действительности.

Человек как духовное существо не может примирится с тем, что живое рано или поздно может умереть, асолютно исчезнуть. Отсюда христианство по Бердяеву, - величайшая религия, ибо оно не мирится с исчезновением, а стремится к воскресению всего подлинно существующего. Смертоносному времени противостоит духовность , память. Память борется со смертоносной властью времени во имя вечности. Память оказывается величайшим проявлением духа вечности в этой временной действительности и выступает как основа истории. Не без влияния идей Н.Ф. Федорова Бердяев утверждает: 'В истории через больное и дурное время, пожирающее и истребляющее , превращающее жизнь нашу в кладбище , где на костях умерших отцов воздвигается новая жизнь сынов , забывших отцов , действует истинное время , неразорванное время , время , поддерживающее связь , в котором нет разрыва между прошлым , настоящим и будущим .' [1]

Бердяевское учение о времени составило фундамент его философии истории, его историософских выводов. Разрыв между вечным и временным является , по его мнению , главным препятствием для возникновения подлинной философии истории и оказывается величайшим заблуждением сознания , объясняющего исторический процесс. Тайна отношения вечного и временного в человеке есть тайна Христа , его явления в этом мире. Это было единственной и неповторимой точкой прорыва самого Бога в природный мир , ставшего центральным событием человеческой истории.

Таким образом, для Бердяева земная история видится только проекцией совершающегося в глубине, в вечности. Разрешающий конец в этой временной истории есть всегда обман зрения для рационального сознания. Новый мир , новая жизнь является миром Божественной Истины, вечным, а не будущим которое противопостовляет себя прошедшему. История переходит в метаисторию. Бердяев приходит к выводу, что победа над временем возможна . Однако время может быть побеждено не во времени , а только в вечности.

Литература

  1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990 , С. 59.

А.Г.Зарубин